Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ по

Форма корпуса

 

 

Эскиз

 

пор.

 

 

 

 

 

 

 

§

 

 

 

12

Тело вращения с

 

 

1— 1-

p i

 

 

 

__

 

кольцевым

воз-

 

 

**

 

духозаборником

 

 

 

Du. т

и

центральным

F ц.тела =

 

D

телом

 

 

 

i~\Z

 

 

 

 

 

___

 

Т)

 

 

 

^ в х

 

^ ц . т е ч а

 

 

 

г

вх — ----------------- —

 

 

 

 

 

 

£>2

 

 

 

Коэффициент

суі от­

 

 

 

несен к

площади л£>2/4

Продолжение

Расчетные формулы и и графики

С .

 

— />л

 

V

уіиз.ф

иу 1ц.тела

л

у F

 

Л-~ г'1

I

/>а

л

ц.тела ~

уіоб

Lуівх

 

СІЫ х =

2

_

 

Где

 

Ч^вх X

X

( і

- -

д -тела-

)

 

V

 

Ö B X

 

/

Значение ^іц.тела оп­ ределяется по рис. 3.2 или 3.3, значение с*1о&

определяется как для тела с плоским затупле­ нием (п. 8)

Рис. 3.2. График для расчета с“х комбинации конус — ци­ линдр

1.2. ПРОИЗВОДНАЯ с ;1ш р

Наибольшее распространение на беспилотных летательных аппаратах получили крылья с трапециевидными консолями. Форма таких крыльев при виде в плане характеризуется удли­ нением двух консолей сужением консолей т]к и углом стрело­ видности, измеряемым по какой-либо линии (например, по пе­ редней кромке — хо, по линии середин хорд — хо,5, по задней

153


 

Рис. 3.4. График для

расчета

цилиндра

 

 

со сферическим затуплением и с плоским тор­

 

 

 

цом

 

 

 

кромке — %і

и т.

п.). Частными случаями трапециевидных

крыльев являются прямоугольные

(т]к=1; Хо=0Сі = О) и треуголь­

ные (г]к= оо;

=0)

крылья.

 

 

 

Для расчета

производной с^іиз-кр при

дозвуковых

скоро­

стях обычно

применяют теорию

несущей

поверхности,

а при

сверхзвуковых скоростях — линейную теорию крыльев конечно­ го размаха. Теоретические формулы можно привести к виду

= f ( K V W = i Т; kigxo* ъ).

Лк

Эта зависимость изображена на рис. 3.5 штрих-пунктирными ли­ ниями. Область, расположенная слева от оси ординат, соответ-

154

ствует дозвуковым скоростям

(М <1), а

область,

расположен­

ная справа,-— сверхзвуковым

скоростям

(М >1).

При больших

значениях параметра Хк ]/"М2—1 (>Ю )

можно

пользоваться

известными теоретическими выражениями для крыльев беско­ нечного размаха

у 1 из.кр

4

(3.11)

57,3 У М2 — 1

 

 

При околозвуковых скоростях полета величина с£іиз.крне может быть с достаточной точностью определена теоретически­ ми методами. Правила подобия для околозвукового потока по­ зволяют сделать лишь качественный вывод о том, что отношение

са

у1из-кр- при числах М, близких к единице, зависит не только

от

Хк

_______

параметров Хк ] / |М2—1|, Як tg xo.s, Лк» но и от параметра

Хк

с

— относительная толщина профиля).

 

На рис. 3.5 сплошными линиями нанесены зависимости

^1и.кр|= = /(ху 1М2_ 1 |)>

полученные путем обобщения экспериментальных данных. Кри­

вые построены по параметрам XKtgxo,5 и Хк] / с . При обра­ ботке результатов экспериментов учтено, что сужение крыльев

мало влияет на суіиз.кр (это видно из теоретических графиков), поэтому данные для крыльев с разными сужениями осреднялись.

Результаты эксперимента подтверждают вывод о существен- з г ~

ном влиянии параметра с в области околозвуковых ско­ ростей. При переходе к дозвуковым или сверхзвуковым скоро­ стям это влияние постепенно ослабевает.

Таким образом, графики, приведенные на рис. 3.5, и форму­

ла (3.11) позволяют определить производную с “і изолирован­ ных трапециевидных крыльев с любыми геометрическими пара­ метрами Хк, т]к, хо,5»с в диапазоне чисел Маха от нуля до беско­

нечности.

сократить числовые

расчеты при

определении

Чтобы

суіиз.кр»

можно пользоваться вспомогательными

номограмма­

ми ХК] /|М 2—11= / (М, Як) и

=/(Хк, с), изображенными

на рис. 3.6 и 3.7.

 

 

155


Рис. 3.5. Графики для расчета с “х

“>хк*гі0>5=0; хк‘гх0,5=1;

1.3. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КОРПУСА И НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Рассмотрим физическую картину взаимодействия корпуса и крыльев, полагая, что корпус представляет собой тело враще­ ния, а крылья расположены на его цилиндрической части по схеме среднеплана. Пусть геометрические углы атаки крыльев и корпуса равны между собой, т. е. ак= ( Х ф = а (случай «аа»).

Набегающий на тело невозмущенный поток можно

предста­

вить

как

результат наложения

друг

на друга

двух

потоков

(рис.

3.8):

параллельного оси

тела со

скоростью

V cos а и по-

156

изолированных крыльев:

0 5

,5

 

перечного в>потокаѴ * * ,со“ 2;скоростью' *> Хк ‘г *оV=sin3

а. При малых углах атаки

поперечный поток всегда является дозвуковым.

Рассматривая обтекание

цилиндрической части тела попе­

речным потоком, можно прийти к выводу, что в точках, лежа­

щих в плоскости

г—г, местные скорости

потока больше, чем

К sin а. Согласно

теории потенциального

обтекания

цилиндра

несжимаемым потоком местная поперечная скорость

на линии

.г—г определяется выражением

 

 

. l/« = K s i " “ ( 1+ | j r ) .

где 2 — расстояние от оси цилиндра. В частности, в точках А

157


Рис. 3.6. Номограмма для определения

параметра ЯКУ|М2 — 11

Рис. 3.7. Номограмма для опрез_

деления параметра ЯкУс

Рис. 3.8. К объяснению взаимного, влияния корпуса и крыльев

158

и В у самой поверхности цилиндра (z = D/2) поперечная ско­ рость удваивается: ѴП= 2Ѵ sin а.

Увеличение поперечной составляющей приводит к тому, что суммарный вектор скорости отклоняется вверх, т. е. возникает отрицательный скос потока:

 

 

£>2

 

 

Если на корпусе в плоскости

2— 2 установлены крылья, то

их

фактический угол атаки будет переменным по размаху:

 

=а- ■вф = а

,

D2

 

 

4 -2*2

 

 

 

 

 

В бортовых сечениях крыльев

а* = 2а,

а по мере удаления

от

них вдоль оси 2 угол а* уменьшается, приближаясь к а. Следо­ вательно, нормальная сила консолей в присутствии корпуса должна быть больше нормальной силы аналогичных изолиро­

ванных крыльев (Кік>Еіиз.кР).

Консоли, в свою очередь, оказывают воздействие на обтека­ ние корпуса, так как повышенное давление на нижней поверх­ ности консолей и разрежение на верхней поверхности передает­ ся на соответствующие участки поверхности корпуса. В резуль­ тате такого воздействия на корпусе появляется дополнительная сила, которую будем называть индуцированной нормальной си­ лой корпуса Уііф, поскольку она индуцируется (возбуждается) крыльями.

Суммарная нормальная сила, обусловленная наличием крыльев, равна сумме сил Уік и Уцф.

Введем безразмерные величины —коэффициенты интерфе-

ренции

 

К?

Ѵ а

kM— ----------: Каа=-

1к ' Міф

n из.кр

Угиз.кр

Коэффициент k a« характеризует изменение нормальной силы собственно консолей вследствие влияния на них корпусов, а ко­ эффициент К™ — изменение общей нормальной силы несущей поверхности вследствие взаимного влияния консолей и корпуса.

Согласно теории тонкого тела коэффициенты интерференции не зависят от числа Маха и определяются только относитель­

ным диаметром корпуса

(/ — полный размах несущей

поверхности). При D = 0 1гш= К<т. =1, а с увеличением D коэф­ фициенты интерференции возрастают. По теории тонкого тела

( ^ ) теор= П + £ > )2;

(3.12)

( М Те с

р +

0,41 D f. *>

(3.13)

*> Эта формула представляет

собой

приближенную

аппроксимацию до­

вольно громоздкого теоретического выражения.

159


Выражения (3.12) и (3.13) совершенно не учитывают таких факторов как сужение консолей, длина хвостовой части корпуса и т. п. Между тем, логические рассуждения и анализ экспери­ ментальных данных приводят к выводу, что этими факторами пренебрегать нельзя.

Учет влияния сужения консолей. Сравним две комбинации корпус — крылья с одинаковым значением D, но отличающиеся сужением консолей (рис. 3.9). Как было показано выше, вслед­

 

 

ствие поперечного’ обтекания кор­

 

 

пуса местные углы атаки в сече­

 

 

ниях консолей

будут

переменны­

 

 

ми, достигая наибольшей величи­

 

 

ны а* = 2а у бортов корпуса и по­

 

 

степенно

уменьшаясь по мере

 

 

удаления от них. В варианте

Рис. 3.9. Две комбинации кор­

2(г)к = °°)

большая часть площа­

пус — крылья,

отличающиеся

ди консолей находится в зоне по­

сужением консолей

вышенных углов атаки, в то вре­

щадь консолей

распределена

мя как в варианте 1

(т)к=1) пло­

в поле углов

атаки

равномерно.

Нетрудно заключить, что относительное увеличение нормальной силы консолей (а следовательно, и индуцированной нормальной силы корпуса) в варианте 2 должно быть больше, чем в вариан­ те 1. Другими словами, коэффициенты kaa. и Км должны воз­ растать с увеличением сужения консолей.

Опыт подтверждает указанный вывод. Обработка экспери­ ментальных данных позволяет рекомендовать следующие зави­ симости:

K l = i - \ - 3 u — D(1~ D)

;

(3.14)

 

%

 

 

_

1 + 3 D —

D ( і — Ъ )

 

k l = (1 + 0,4 \ ü

f ----------— ^

------------ .

(3.15)

Эти зависимости изображены на рис. 3.10 и 3.11. В частном слу­ чае, когда т)к=1, формулы (3.14) и (3.15) совпадают с теорети­ ческими выражениями (3.12) и (3.13).

Учет влияния пограничного слоя корпуса. Влияние корпуса на нормальную силу консолей объясняется не только эффектом поперечного обтекания, но и наличием пограничного слоя. Тол­ щина пограничного слоя б постепенно нарастает по длине кор­ пуса, вследствие чего линии тока внешнего потока, обтекающего корпус, оттесняются наружу.

Как известно, величина смещения линий тока 6* носит назва­ ние толщины вытеснения.

160