Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 16
(ось Ox 1 этой системы совпадает с осью корпуса). Эти коэффи циенты связаны между собой соотношением
су = су\ cos « — сXi sin а. |
(3.1) |
Из курса аэродинамики известно, что при небольших углах атаки и углах отклонения несущих поверхностей зависимости Су(а, бх, бц) и Су\(а, бі, бц) близки к линейным, т. е. могут быть, представлены в виде
су= су>+ сІа+ су18і + ^ п0ц; |
(3.2> |
^ і = ^ І0 + 4 іа + су°| Si + c^Sn . |
(3.3) |
Здесь суй и си10 — значения су и с.уХ при а —оі = 8ц = 0*; c“, с;/\ .
с®11, Суі, с°{, суІ1— частные производные коэффициентов су или
суХ по углам а, 8, и 8П, взятые при а =3і = 3п=0.
Однако чем больше углы а и б, тем сильнее сказывается не линейный характер аэродинамических зависимостей. Расчетные методы определения подъемной силы при больших углах атаки разработаны еще недостаточно. В настоящей книге делается по пытка систематического изложения этого вопроса.
Для удобства изучения сначала будет рассмотрена методика расчета линейных зависимостей подъемной силы от углов а и б. Затем будут проанализированы основные факторы, нарушаю щие линейность, и изложены приближенные способы учета этих факторов.
§ 1. ПРОИЗВОДНАЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ
ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО УГЛУ АТАКИ с?
Найдем производную су из выражения (3.1). С этой целью продифференцируем его по углу атаки:
дсу |
дсуХ cos a — cyl sm а- |
дсх1 sin а ■■сх1cos а. (3.4) |
да |
да |
да |
При малых углах атаки и при бі = бц = 0 можно положить схі ~ с хоі тогда равенство (3.4) принимает вид
/1С£_— /іСС |
__ /■* |
Cy ~ Cyl |
СА-0- |
Условимся выражать угол атаки, как и все другие углы, в гра дусах. В этом случае
/-.а __/-.а |
сх0 |
(3.5) |
|
( у °уі‘ |
57,3 |
||
|
|||
* Значения су0 и cyW у беспилотных |
летательных аппаратов в большин |
стве случаев равны нулю, поэтому в дальнейшем они не рассматриваются.
148
Представим нормальную силу летательного аппарата в виде суммы трех слагаемых:
|
|
|
|
Г і= |
>Ч + (Гі)і + (Гі)м. |
(3.6) |
|
каждое из которых |
выразим |
через соответствующий |
коэффи |
||||
циент нормальной силы: |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
—(^iW iSi; |
|
|
Здесь |
5ф — |
|
(Иі)и = |
(сіг1 пд,ц5іі. |
|
||
Si, |
|
|
площадь миделя корпуса (фюзеляжа); |
|
|||
Sn — площади |
двух консолей передних и задних не |
||||||
Поделив |
|
сущих поверхностей. |
|
||||
равенство (3.6) |
почленно на qS (S — характерная |
||||||
площадь) |
и взяв производную по а, получим в точке а = 0: |
||||||
|
|
4 i = (4i5% -b (4 iS £ T)i + (C£I S £ T)II, |
(3.7) |
||||
где kT[= |
Яі |
|
СтII: |
Я II |
-коэффициенты торможения потока в |
ЯЯ
области передних и задних несущих поверхностей;
S r |
I . т; |
■относительные площади час |
Si |
||
тей летательного |
аппарата. |
|
Рассмотрим подробнее величины, входящие в правую часть равенства (3.7).
Первое слагаемое учитывает собственную нормальную силу корпуса (не связанную с влиянием несущих поверхностей). При малых углах атаки эта сила приблизительно равна нормальной силе изолированного корпуса (фюзеляжа), поэтому можно на
писать |
(3.8) |
Гг/1ф—С^іиз.ф. |
Второе слагаемое характеризует нормальную силу, созда ваемую передней несущей поверхностью и приложенную частич но к консолям, а частично к корпусу в зоне влияния консолей. Величина этой силы выражается через нормальную силу изоли рованных крыльев с помощью коэффициента интерферен ции К™:
(с^)і= ( ^ из.кр/С«.)і. |
(3.9) |
(Под изолированными крыльями принято понимать крылья, со ставленные из двух консолей.)
Величины с^іиз.кр.і и Кмі подсчитываются при числе |
Маха |
||
Мі = М У kTi. |
(3.7) |
аналогично второму; |
|
Третье слагаемое в выражении |
|||
единственное отличие состоит в том, |
что |
при определении |
угла |
149
атаки задней несущей поверхности надо учитывать средний угол скоса потока, вызываемого передней несущей поверхностью
«и =<х — гср.
При малых углах атаки зависимость еср(а) близка к линейной. В этом случае
сщ — ct ( 1 — £ср)
ипроизводную(суі)ц можно выразить в виде
(^і)іі =(ПДиз.кр АГaa)lI (1— £ср)- |
(ЗЛО) |
||||
Все величины, входящие в выражение (3.10), подсчитывают |
|||||
ся при числе Маха Мц = М у Атц. |
|
|
|
коэффициента |
|
Таким образом, для отыскания производной |
|||||
подъемной (или нормальной) силы летательного |
аппарата по |
||||
углу атаки необходимо определить следующие величины: |
|||||
а |
а |
ту |
ft |
* |
|
Суіиз.фі |
Су 1из.кр> |
Даа, |
£ср, |
«т- |
|
Ниже изложена методика расчета всех этих величин.
1.1. ПРОИЗВОДНАЯ С“1из>ф
При обтекании воздушным потоком корпуса, установленного под малым положительным углом атаки, возникает нормальная сила, пропорциональная углу атаки. Согласно теории тонких осесимметричных тел нормальная сила появляется только на участках корпуса с переменной площадью поперечного сечения
S x, причем |
знак этой силы |
зависит от знака |
производной |
||||
dSJdx. Носовая часть корпуса, |
где dSx/d x > 0, создает положи |
||||||
тельную |
нормальную силу, |
суживающаяся |
кормовая |
часть |
|||
(dSx/d x < 0) — отрицательную, |
а |
нормальная |
сила |
цилиндриче |
|||
ской части равна нулю. |
|
более строгой теории) |
показы |
||||
Опыт |
(а |
также и расчет по |
вает, однако, что при сверхзвуковых скоростях цилиндрическая часть тела (в основном, сечения, прилегающие к носовой части) также создает некоторую нормальную силу, пропорциональную углу атаки. С другой стороны, из-за утолщения пограничного слоя и отрыва потока в кормовой части отрицательная сила по лучается значительно меньшей, чем по теории. Таким образом, можно сказать, что при малых углах атаки почти вся нормаль ная сила корпуса сосредоточена в его передней части.
Величина производной с^ из.ф зависит от формы корпуса и, прежде всего, его носовой части. В табл. 3.1 и на рис. 3.2—3.4 приведены формулы и графики для расчета этой производной. В их основу положены теоретические зависимости, а также ре зультаты обработки экспериментальных данных.
150
Таблица 3 .f
Формулы и графики для расчета производной с” іиз.ф
№ по |
Форма корпуса |
Эскиз |
Расчетные формулы или |
пор. |
графики |
7 |
Конус |
или ожи |
------------ |
сг/1из.ф |
( Сі/1из.ф)г=0 |
|
|
|
|
||||
|
вало со |
сфериче |
|
г2) |
+ ( 4 і ) с ф е / 2 |
|
|
ским |
затупле |
— |
Значение |
(Су іиз.ф)г=о. |
|
|
нием + цилиндр |
|
определяется по рис. 3.2: |
|||
|
|
_ |
2г |
или |
3.3; |
значение, |
|
|
(суі) сфер |
определяется |
|||
|
|
Г |
|
по рис. |
3 4 для полусфе |
D
ры с цилиндром
15L
N° по
нор. Форма корпуса Эскиз
|
Конус |
или ожи |
|
|
|
|
|
|
вало |
с |
плоским |
С |
|
|
|
|
затуплением |
|
|
|
|||
|
|
|
|
- |
= |
d |
|
|
|
|
|
d |
-— |
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
Тело |
вращения с |
|
|
|
|
|
|
расширяющейся |
|
|
|
|
||
|
кормовой |
частью |
|
- |
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
& |
|
|
|
|
|
|
|
Су\ от |
||
|
|
|
|
Коэффициенті = |
|||
|
|
|
|
несен к |
площади nD2/4 |
||
10 |
Тело |
вращения с |
■ |
|
|
|
|
|
суживающейся |
|
|
|
|
||
|
кормовой |
частью |
|
f c - - .- = p |
|||
|
|
|
|
% орм --- |
Dl |
||
|
|
|
|
ß |
11 Тело вращения с протоком (лобо вой воздухоразборник)
Продолжение
Расчетные формулы или графики
С(/1из.ф |
( с у1из.ф)<і=0 X |
X (l — äf2) + (c^j)Topurf2
Значение (е*1и3іф)й=0 определяется по рис.
3.2или 3.3: значение
KO тори определяется по рис. 3.4 для цилиндра с плоским торцом
Су1из.ф ( с */і)нос + цил
с#1корм’ Г-^е С£ІКОрМ =
= » . * ( ? , - о У з X
X COS2^!
Значение Ц^іЦос+цил определяется по форму лам или графикам, ука занным в п. 1—8
га |
|
(га |
|
|
УІ И З . ф — |
\ і Д^/ Н О С + Ц И Л -I’- |
|||
|
J_ r a |
|
|
|
|
' |
^і/ікорм» |
|
|
где с“,К0рм = |
- 0 , 2 X |
|||
X 57~з |
0 |
’Ікорм ) |
|
|
Сі1из.ф |
( сі/і)<р=0 + |
|
||
|
2 |
|
|
|
+ 57,з'РХ/Гвх’ |
|
|||
где 9 |
= |
|
ко:ф- |
|
|
Р^вх |
|
воз |
|
фициент |
расхода |
|||
духа |
|
|
|
|
Значение |
( с ^ ) ^ |
|||
определяется |
как |
для |
||
тела |
с плоским затупле |
|||
нием |
(п. 8) |
|
|
152