Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(ось Ox 1 этой системы совпадает с осью корпуса). Эти коэффи­ циенты связаны между собой соотношением

су = су\ cos « — сXi sin а.

(3.1)

Из курса аэродинамики известно, что при небольших углах атаки и углах отклонения несущих поверхностей зависимости Су(а, бх, бц) и Су\(а, бі, бц) близки к линейным, т. е. могут быть, представлены в виде

су= су>+ сІа+ су18і + ^ п0ц;

(3.2>

^ і = ^ І0 + 4 іа + су°| Si + c^Sn .

(3.3)

Здесь суй и си10 — значения су и с.уХ при а —оі = 8ц = 0*; c“, с;/\ .

с®11, Суі, с°{, суІ1— частные производные коэффициентов су или

суХ по углам а, 8, и 8П, взятые при а =3і = 3п=0.

Однако чем больше углы а и б, тем сильнее сказывается не­ линейный характер аэродинамических зависимостей. Расчетные методы определения подъемной силы при больших углах атаки разработаны еще недостаточно. В настоящей книге делается по­ пытка систематического изложения этого вопроса.

Для удобства изучения сначала будет рассмотрена методика расчета линейных зависимостей подъемной силы от углов а и б. Затем будут проанализированы основные факторы, нарушаю­ щие линейность, и изложены приближенные способы учета этих факторов.

§ 1. ПРОИЗВОДНАЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ

ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО УГЛУ АТАКИ с?

Найдем производную су из выражения (3.1). С этой целью продифференцируем его по углу атаки:

дсу

дсуХ cos a — cyl sm а-

дсх1 sin а ■■сх1cos а. (3.4)

да

да

да

При малых углах атаки и при бі = бц = 0 можно положить схі ~ с хоі тогда равенство (3.4) принимает вид

/1С£_— /іСС

__ /■*

Cy ~ Cyl

СА-0-

Условимся выражать угол атаки, как и все другие углы, в гра­ дусах. В этом случае

/-.а __/-.а

сх0

(3.5)

( у °уі‘

57,3

 

* Значения су0 и cyW у беспилотных

летательных аппаратов в большин­

стве случаев равны нулю, поэтому в дальнейшем они не рассматриваются.

148


Представим нормальную силу летательного аппарата в виде суммы трех слагаемых:

 

 

 

 

Г і=

>Ч + (Гі)і + (Гі)м.

(3.6)

каждое из которых

выразим

через соответствующий

коэффи­

циент нормальной силы:

 

 

 

 

 

 

 

 

—(^iW iSi;

 

Здесь

5ф —

 

(Иі)и =

(сіг1 пд,ц5іі.

 

Si,

 

 

площадь миделя корпуса (фюзеляжа);

 

Sn — площади

двух консолей передних и задних не­

Поделив

 

сущих поверхностей.

 

равенство (3.6)

почленно на qS (S — характерная

площадь)

и взяв производную по а, получим в точке а = 0:

 

 

4 i = (4i5% -b (4 iS £ T)i + (C£I S £ T)II,

(3.7)

где kT[=

Яі

 

СтII:

Я II

-коэффициенты торможения потока в

ЯЯ

области передних и задних несущих поверхностей;

S r

I . т;

■относительные площади час­

Si

тей летательного

аппарата.

 

Рассмотрим подробнее величины, входящие в правую часть равенства (3.7).

Первое слагаемое учитывает собственную нормальную силу корпуса (не связанную с влиянием несущих поверхностей). При малых углах атаки эта сила приблизительно равна нормальной силе изолированного корпуса (фюзеляжа), поэтому можно на­

писать

(3.8)

Гг/1ф—С^іиз.ф.

Второе слагаемое характеризует нормальную силу, созда­ ваемую передней несущей поверхностью и приложенную частич­ но к консолям, а частично к корпусу в зоне влияния консолей. Величина этой силы выражается через нормальную силу изоли­ рованных крыльев с помощью коэффициента интерферен­ ции К™:

(с^)і= ( ^ из.кр/С«.)і.

(3.9)

(Под изолированными крыльями принято понимать крылья, со­ ставленные из двух консолей.)

Величины с^іиз.кр.і и Кмі подсчитываются при числе

Маха

Мі = М У kTi.

(3.7)

аналогично второму;

Третье слагаемое в выражении

единственное отличие состоит в том,

что

при определении

угла

149


атаки задней несущей поверхности надо учитывать средний угол скоса потока, вызываемого передней несущей поверхностью

«и =<х — гср.

При малых углах атаки зависимость еср(а) близка к линейной. В этом случае

сщ — ct ( 1 — £ср)

ипроизводную(суі)ц можно выразить в виде

(^і)іі =(ПДиз.кр АГaa)lI (1— £ср)-

(ЗЛО)

Все величины, входящие в выражение (3.10), подсчитывают­

ся при числе Маха Мц = М у Атц.

 

 

 

коэффициента

Таким образом, для отыскания производной

подъемной (или нормальной) силы летательного

аппарата по

углу атаки необходимо определить следующие величины:

а

а

ту

ft

*

 

Суіиз.фі

Су 1из.кр>

Даа,

£ср,

«т-

 

Ниже изложена методика расчета всех этих величин.

1.1. ПРОИЗВОДНАЯ С“1из>ф

При обтекании воздушным потоком корпуса, установленного под малым положительным углом атаки, возникает нормальная сила, пропорциональная углу атаки. Согласно теории тонких осесимметричных тел нормальная сила появляется только на участках корпуса с переменной площадью поперечного сечения

S x, причем

знак этой силы

зависит от знака

производной

dSJdx. Носовая часть корпуса,

где dSx/d x > 0, создает положи­

тельную

нормальную силу,

суживающаяся

кормовая

часть

(dSx/d x < 0) — отрицательную,

а

нормальная

сила

цилиндриче­

ской части равна нулю.

 

более строгой теории)

показы­

Опыт

также и расчет по

вает, однако, что при сверхзвуковых скоростях цилиндрическая часть тела (в основном, сечения, прилегающие к носовой части) также создает некоторую нормальную силу, пропорциональную углу атаки. С другой стороны, из-за утолщения пограничного слоя и отрыва потока в кормовой части отрицательная сила по­ лучается значительно меньшей, чем по теории. Таким образом, можно сказать, что при малых углах атаки почти вся нормаль­ ная сила корпуса сосредоточена в его передней части.

Величина производной с^ из.ф зависит от формы корпуса и, прежде всего, его носовой части. В табл. 3.1 и на рис. 3.2—3.4 приведены формулы и графики для расчета этой производной. В их основу положены теоретические зависимости, а также ре­ зультаты обработки экспериментальных данных.

150



Таблица 3 .f

Формулы и графики для расчета производной с” іиз.ф

№ по

Форма корпуса

Эскиз

Расчетные формулы или

пор.

графики

7

Конус

или ожи­

------------

сг/1из.ф

( Сі/1из.ф)г=0

 

 

 

 

вало со

сфериче­

 

г2)

+ ( 4 і ) с ф е / 2

 

ским

затупле­

Значение

(Су іиз.ф)г=о.

 

нием + цилиндр

 

определяется по рис. 3.2:

 

 

_

2г

или

3.3;

значение,

 

 

(суі) сфер

определяется

 

 

Г

 

по рис.

3 4 для полусфе­

D

ры с цилиндром

15L

N° по

нор. Форма корпуса Эскиз

 

Конус

или ожи­

 

 

 

 

 

вало

с

плоским

С

 

 

 

 

затуплением

 

 

 

 

 

 

 

-

=

d

 

 

 

 

 

d

-—

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

Тело

вращения с

 

 

 

 

 

расширяющейся

 

 

 

 

 

кормовой

частью

 

-

4

 

 

 

 

 

5

&

 

 

 

 

 

 

Су\ от

 

 

 

 

Коэффициенті =

 

 

 

 

несен к

площади nD2/4

10

Тело

вращения с

 

 

 

 

суживающейся

 

 

 

 

 

кормовой

частью

 

f c - - .- = p

 

 

 

 

% орм ---

Dl

 

 

 

 

ß

11 Тело вращения с протоком (лобо­ вой воздухоразборник)

Продолжение

Расчетные формулы или графики

С(/1из.ф

( с у1из.ф)<і=0 X

X (l — äf2) + (c^j)Topurf2

Значение (е*1и3іф)й=0 определяется по рис.

3.2или 3.3: значение

KO тори определяется по рис. 3.4 для цилиндра с плоским торцом

Су1из.ф ( с */і)нос + цил

с#1корм’ Г-^е С£ІКОрМ =

= » . * ( ? , - о У з X

X COS2^!

Значение Ц^іЦос+цил определяется по форму­ лам или графикам, ука­ занным в п. 1—8

га

 

(га

 

 

УІ И З . ф

\ і Д^/ Н О С + Ц И Л -I-

 

J_ r a

 

 

 

'

^і/ікорм»

 

где с“,К0рм =

- 0 , 2 X

X 57~з

0

’Ікорм )

 

Сі1из.ф

( сі/і)<р=0 +

 

 

2

 

 

+ 57,з'РХ/Гвх’

 

где 9

=

 

ко:ф-

 

Р^вх

 

воз­

фициент

расхода

духа

 

 

 

 

Значение

( с ^ ) ^

определяется

как

для

тела

с плоским затупле­

нием

(п. 8)

 

 

152