Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 16
любого источника распространяются на всю область течения и поэтому углы скоса потока в любой точке должны определять ся от всей вихревой системы. В сверхзвуковом потоке углы ско са должны определяться с учетом ограниченности зон влияния
вихрей.
Опыт показывает, что вихревая пелена является неустойчи вой и на некотором расстоянии от задней кромки крыльев свора
чивается в два вихревых шнура. Поэтому |
для расчета |
углов |
||||||
скоса потока за изолированными крыльями |
|
|
|
|||||
часто применяется простейшая модель вих |
|
|
|
|||||
ревой системы в виде П-образного вихря с |
|
|
|
|||||
постоянной циркуляцией Г0, равной цирку |
|
|
|
|||||
ляции |
в корневом сечении. Расстояние меж |
|
|
|
||||
ду свободными вихревыми шнурами опреде |
|
|
|
|||||
ляется из условия равенства подъемных сил, |
|
|
|
|||||
соответствующих П-образному вихрю и ис |
|
|
|
|||||
ходной |
вихревой системе. |
|
|
|
|
|||
Подобные же принципы можно< приме |
|
|
|
|||||
нить и для расчета скоса потока, вызывае |
|
|
|
|||||
мого комбинацией крылья — корпус. В этом |
|
|
|
|||||
случае простейшая вихревая модель прини |
|
|
|
|||||
мается |
такой, как |
показано |
на рис. 3.15. |
|
|
|
||
С каждой |
консоли |
крыльев |
сбегает один |
Рис. |
3.15. Вихре |
|||
свободный |
вихрь, |
распространяющийся по |
||||||
вая |
модель |
ком |
||||||
направлению невозмущенного потока. Влия |
бинации крылья — |
|||||||
ние круглого цилиндрического корпуса учи |
|
корпус |
|
|||||
тывается введением так называемых сопря |
|
|
|
|||||
женных вихрей, проходящих |
внутри, цилиндра. При этом если |
|
полярные координаты внешнего вихря (относительно оси ци |
|||||
|
линдра) равны ер, г, то для соответствующего сопряженного вих |
|||||
|
ря они равны ф, R 2/r, где R = D /2 — радиус цилиндра. Внешний и |
|||||
|
сопряженный вихри имеют одинаковую интенсивность, но проти |
|||||
( |
воположные направления вращения. |
|
совместным |
|||
Можно доказать, что |
скорость, индуцируемая |
|||||
действием внешних и сопряженных вихрей на поверхности |
ци |
|||||
|
линдра (r = R), направлена по касательной |
к его |
окружности. |
|||
|
Нормальная к поверхности цилиндра составляющая скорости |
|||||
|
равна нулю, что соответствует реальной физической картине об |
|||||
|
текания корпуса. |
|
|
|
|
|
|
Далее, каждый П-образный вихрь обычно заменяют |
двумя |
||||
|
бесконечными прямыми вихрями, что вполне допустимо |
в |
тех |
|||
|
случаях, когда скос потока определяется в |
точках, |
достаточно |
|||
|
удаленных вниз по потоку от задней кромки крыльев (например, |
|||||
|
на расстояние порядка |
1,2—1,6 размаха одной консоли). |
При |
|||
|
таких условиях можно рассчитать индуцированные скорости в |
|||||
|
области задней несущей поверхности и дополнительную подъ |
|||||
|
емную силу этой поверхности, вызванную |
влиянием вихревой |
системы.
167
Поскольку местные углы скоса потока е неодинаковы вдоль размаха задней несущей поверхности, то целесообразно ввести понятие среднего угла скоса потока еср. Это — условный, посто янный по размаху угол скоса потока, вызывающий тот же эф фект, что и действительное поле углов е.
При малых углах атаки угол еср пропорционален а:
|
|
£cD ~scDa - |
|
f3-33) |
|
Производная е“р |
определяется выражением |
|
|
||
cp |
57,3 |
1КІ |
l y Іиз.кр |
*0ШІ ■ф,. |
(3.34) |
|
2л |
кН |
1 |
к.actII |
|
Здесь ZB — относительная координата вихря, т. е. расстояние от борта корпуса до вихря, отнесенное к размаху одной перед ней консоли. Значения zB определяются по теоретическому гра фику (рис. 3.16) в зависимости от параметров передних консо
лей ХкК | М і - 1 I , XKtgxo,5 и 4к-
Рис. 3.16. График для расчета zB
Безразмерная величина і, входящая в формулу (3.34), пред ставляет собой коэффициент интерференции вихрей и задней несущей поверхности. Этот коэффициент зависит от следующих параметров: относительного диаметра корпуса в области зад ней несущей поверхности Du, обратного сужения задних консо-
168
лей 1/г)кіі, а также относительных координат вихря |
-— — и |
|
Іи |
2и
— .Зависимость і от этих параметров, полученная с помощью
Іи
теории полос *, представлена на рис. 3.17.
Поперечная координата вихря (отсчитываемая от плоскости симметрии летательного аппарата) определяется по формуле
z = \ \ D ^ z s { h - А )], |
(3.35) |
где Di — диаметр корпуса в области передней несущей поверх ности.
Вертикальная координата вихря отсчитывается от центра тяжести площади (середины САХ) задних консолей. В общем случае (см. рис. 3.18) она определяется выражением
ув= х ц sin а — x Bsin Sj-ft/n, |
(3.36) |
Рис. 3.17. Графики для расчета коэффициента интерференции і передних и задних несущих поверхностей
* См. NACA Report, No. 1307, 1957.
169
Рис. 3.17. (продолжение).
170
где хв — расстояние вдоль оси х от оси вращения передней кон соли до точки схода вихря;
Хц — расстояние вдоль оси х от точки схода вихря до сере дины САХ задней консоли;
уп — смещение по вертикали поверхности I относительно поверхности II (уи>0, если поверхность I расположе на выше поверхности II).
Следует заметить, что знак у в не влияет на величину і, т. е.
Ң - у в) = Ң у в)-
Так как производная е“Р определяется |
при а = 0 и 6і=0, |
то |
У, = Уи- |
(3 |
-37) |
В частном случае, когда поверхности I и II расположены в одной плоскости, ув = 0.
Сделаем некоторые замечания по практическому использованию рис. 3.17.
1) Значение |
і обычно находят |
путем |
интерполяции по параметрам |
Dn и |
||||||||
1 |
2zB |
|
если |
вихрь проходит |
вблизи |
корпуса, |
та- |
|||||
----- при |
—;— |
= const. Однако, |
||||||||||
Чк II |
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
2гв |
|
|
кая интерполяция не всегда возможна. Например, при £>п = |
0,45 |
|
||||||||||
и |
III |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
:0,55 можно использовать |
только график |
£>[[ = |
0,4, |
а график Оц |
= |
0,6 |
||||||
использовать нельзя, так как |
|
2zB |
= 0,55 |
попадет |
внутрь корпуса. |
|||||||
точка —;— |
||||||||||||
|
|
|
|
Iи |
|
|
|
2гв/Лі - D И |
|
|||
В этом случае рекомендуется вести интерполяцию при |
|
|||||||||||
1 |
- D , |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
= const |
I в данном примере |
2 г вУи |
|
' 0,55 — 0,45 |
0,182. |
На |
||||||
|
1 — А |
|
|
1 — 0,45 |
= |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
графике Dn = |
0,4 находим значение і при |
2 z Blln |
= 0,4 + |
0,182 ( 1 — 0,4) = |
||||||||
= 0,509, |
а на |
графике Dn = 0 ,6 —при |
2zB//n = 0 ,6+0,1-82(1— 0,6) = 0,673. |
|
171
2) Если диаметр |
корпуса меняется |
по |
его длине, то координата |
вихря |
в области задних консолей подсчитывается по формуле |
|
|||
*ВІІ = |
- у ^ Л[0 І + 7 в(/І - |
° |
І) ]2+ ( ° n - Dl) - |
(3'38> |
вытекающей из уравнения постоянства расхода.
Множитель фЕ, входящий в выражение (3.34), учитывает то обстоятельство, что в сверхзвуковом потоке зона влияния вихря ограничена конусом Маха, вершина которого совпадает с точ кой схода вихря с передней консоли. Если число Маха достаточ но велико, то могут быть случаи, когда вихрь влияет не на всю заднюю консоль, а только на часть ее. Это хорошо видно из схе мы, изображенной на рис. 3.19.
Рис. 3.19. Схема для определения величины ф 6
I
Поскольку вихри распространяются примерно в направлении невозмущенного потока, то по мере роста угла атаки площадь задней консоли, находящаяся внутри конуса Маха, постепенно уменьшается. При достаточно больших углах атаки, определяе мых соотношением
f g « > |
/ 1 — , |
(3.39) |
у |
— 1 |
|
задняя несущая поверхность полностью выходит из зоны влия ния вихрей, вследствие чего еСр= 0 (это справедливо при 8і= = */п= 0).
Для учета ограниченности зоны влияния вихрей можно ре комендовать следующий приближенный способ: введем в фор мулу (3.34) множитель ф£, представляющий собой отношение части площади задней консоли, находящейся внутри конуса Ма ха, ко всей площади консоли. Значения фЕ в общем случае за висят от М, а, 6і и геометрических параметров летательного аппарата. При расчете производной Вер следует принимать а = ='бі = 0 и находить фЕ путем графического построения. В дозву ковом и околозвуковом потоках ф Е= 1.
172
1.5. КОЭФФИЦИЕНТ ТОРМОЖЕНИЯ ПОТОКА
Как передние, так и задние несущие поверхности располо жены в зонах заторможенного потока. Степень торможения ско рости в каждой точке, вообще говоря, различна, поэтому для удобства вводят понятие о средних коэффициентах торможения потока ,
ЯI Ян
СтІ : СТІІ:
где <7і, qn — средние скоростные напоры потока в области пе редних и задних несущих поверхностей.
Если считать, что плотность и температура воздуха в ука занных областях мало отличаются от плотности и температуры невозмущенного потока, то можно написать
|
|
|
|
= і ~ м) |
|
V, |
М, |
(3.40) |
|
|
|
|
; |
*ТІІ = І V |
м |
||
|
|
|
|
|
||||
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мі = Мф &ті; |
М ц = М у |
kin. |
(3.41) |
||
Торможение потока вызывается в основном обтеканием носо |
||||||||
вой |
части корпуса |
и обтеканием передних |
консолей. |
Рассмот |
||||
рим, |
.например, явления, |
|
|
|
|
|||
возникающие при обтека |
|
|
|
|
||||
нии |
сверхзвуковым пото |
|
|
|
|
|||
ком тела с конической но |
|
|
|
|
||||
совой частью (рис. 3.20). |
|
|
|
|
||||
При |
прохождении |
потока |
|
|
|
|
||
через косой скачок уплот |
|
|
|
|
||||
нения происходит |
потеря |
|
|
|
|
|||
полного |
давления, харак |
|
|
|
|
|||
теризуемая |
коэффициен |
|
|
|
|
|||
том |
восстановления дав |
|
|
|
|
|||
ления а. Как известно из |
|
|
|
|
||||
теории косых скачков, ве |
Рис. 3.20. К определению коэффициента |
|||||||
личина а |
зависит |
только |
торможения потока kT', вызванного об |
|||||
от параметра |
Msin ß, где |
теканием конической носовой части кор |
||||||
ß — угол |
наклона |
скачка. |
|
|
пуса |
|
||
В свою |
очередь, |
угол ß |
|
|
|
|
является функцией числа М до скачка и полуугла при вершине конуса Ѳк. Таким образом, для заданных значений М и Ѳк (или М и Анос) можно определить о.
Найдем теперь зависимость между а и коэффициентом тор можения потока.
173