Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 275
Скачиваний: 16
Величина щ зависит от относительного размаха рулей и су жения оперения. Ее значения для дозвуковых скоростей даны на рис. 3.25. Примерно такие же значения получаются и при сверх звуковых скоростях.
Рули, расположенные вдоль задней кромки стабилизаторов.
На летательных аппаратах, предназначенных для полета с до-
относительную эффективность конце- |
торов |
вых рулей |
|
звуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями, наиболее часто применяются рули, хорда которых составляет некоторую часть общей хорды оперения (рис. 3.26). Отличительной особен ностью рулей такого типа является резкое изменение их относи тельной эффективности при переходе от дозвуковых скоростей полета к сверхзвуковым (рис. 3.27).
|
|
Рис. |
3.27. |
Характер |
зависимости-: |
|
|
n = f( М) для рулей, |
расположен |
||
|
|
ных |
вдоль |
задней кромки стаби |
|
о |
1 |
г м |
|
лизаторов |
|
|
|
|
При малых числах М отклонение руля вызывает подъемнуюсилу не только на самом руле, но и на расположенной впереди руля поверхности стабилизатора. Поэтому даже при небольшой относительной хорде руля его эффективность оказывается доста
180
точно высокой, а шарнирный момент, пропорциональный площа ди руля и его хорде, — малым. При больших же числах М, когда передняя кромка руля становится сверхзвуковой, возмущения,, вызванные отклонением руля, не могут передаваться на стабили затор. Подъемная сила возникает только на самих рулях, и их относительная эффективность резко уменьшается.
Следует отметить, что в околозвуковом диапазоне |
скоростей, |
||||||||||
характер зависимости п = /(М) |
может быть различным |
(см. рис. |
|||||||||
3.27). При тонком профиле |
|
|
|
|
|||||||
(5^0,06) |
и |
|
особенно' |
при |
|
|
|
|
|||
стреловидной |
форме |
опере |
|
|
|
|
|||||
ния |
величина |
п |
плавно |
|
|
|
|
||||
уменьшается |
с |
возрастани |
|
|
|
|
|||||
ем числа |
М. |
Если же про |
|
|
|
|
|||||
филь оперения относительно |
|
|
|
|
|||||||
толстый, |
то |
возможны |
рез |
|
|
|
|
||||
кие |
провалы |
|
кривой |
п = |
|
|
|
|
|||
= /( М) в |
диапазоне |
от |
МКр |
|
|
|
|
||||
до 1. Это происходит пото |
|
|
|
|
|||||||
му, что' на поверхности ста |
|
|
|
|
|||||||
билизатора |
возникают мощ |
|
|
|
|
||||||
ные местные |
скачки |
уплот |
|
|
|
|
|||||
нения, |
сопровождающиеся |
Рис. 3.28. График для определения |
|||||||||
срывом |
потока. |
Эффектив |
|||||||||
ность |
руля, находящегося в |
коэффициента «2, характеризующего |
|||||||||
зоне |
срыва, |
|
снижается |
и в |
относительную |
эффективность |
рулей,, |
||||
|
расположенных |
вдоль задней |
кромки |
||||||||
некоторых |
случаях |
может |
стабилизаторов |
|
|
упасть до нуля.
Рассмотрим приближенные способы определения относитель-- ной эффективности рулей, расположенных вдоль задней кромки, стабилизатора.
В диапазоне 0<СМ<Мкр: |
|
л = л1л2Аіцcosxp, |
(3.6І) |
где П2 — коэффициент, зависящий от относительной хорды |
руля |
bp= bp/bou и определяемый по рис. 3.28.
Если относительная хорда меняется по размаху, то при опреде лении П2 можно брать ее значение в середине размаха руля.
Коэффициент п\ по-прежнему определяется по рис. 3.25 в за висимости от относительного размаха рулей. Если рули не дохо дят до концов стабилизатора, то
Пі (^і)внутр (^і)нар>
где ( й і ) в н у т р и ( й і ) н а р определяются по рис. 3.25 для рулей, дохо дящих до конца стабилизатора, внутренняя кромка которых сов падает соответственно с внутренним и наружным концами дан ного руля. Так, например, если руль расположен в пределах от
181
30 до 80% размаха стабилизатора |
(считая от бортового сечения), |
|
а сужение консоли оперения г)к.оп= |
то |
|
Ті,= 0,57 — 0,07 = 0,5. |
|
|
При сверхзвуковой передней |
кромке руля ( М |
) |
|
\ |
cos у.р / |
■эффективность рулей может быть найдена на основании следую щих соображений. Отклонение рулей не влияет на подъемную силу стабилизатора, поэтому рули можно рассматривать как
изолированные крылья со средним углом |
стреловидности, при- |
|
|
I2 |
(/р— размах двух ру- |
мерно равным %р, удлинением Лр = —— |
||
лей) и сужением |
По этим геометрическим параметрам и зна |
чению М0П = М f k T можно определить производную Суіиз.р- Обыч но рули имеют довольно большое удлинение, поэтому хороший результат дает известная формула для крыльев бесконечного размаха:
<йиз.р=-------- |
4 " |
(3.62) |
57,3 У М ЧТ— 1
Как было показано выше, угол атаки рулей
a p = 8cosxp.
Учитывая взаимное влияние рулей и корпуса, можно написать
выражение производной коэффициента нормальной силы с\ъ отнесенного к площади оперения:
Ид ==с^іиз.р (К"бо)р^щ cos 7 р |
(3.63) |
|
^Оп |
В этом выражении не учтено влияние стабилизатора на подъ емную силу рулей.
Поток, набегающий на руль, предварительно обтекает ста билизатор конечной толщины, в результате' чего давления на верхней и нижней поверхностях руля отличаются от давлений, возникающих при обтекании того же руля невозмущенным пото ком. Как показывают расчеты по теории 2-го приближения, нор мальная сила руля при этом несколько падает. Кроме того, паде ние нормальной силы вызывается утолщением пограничного слоя в зоне руля.
Введем в формулу (3.63) поправочный коэффициент £ст, учи тывающий влияние стабилизатора. Его можно определять по' приближенной формуле, полученной теоретическим способом и скорректированной.по результатам эксперимента:
ÉCT= 1 - (4 |
с. + 0,15) (1 - V ), |
■(3.64) |
182
где С] и С2— коэффициенты, определяющие давление на по верхности профиля по теории 2-го приближения (рис. 3.29);
с* и 6Р* — относительная толщина оперения и относительная хорда руля, измеренные посредине руля в плос кости, перпендикулярной оси вращения.
С,;Сг
2fi
2,0
1,6
и
0,8
ОЛ
1,6 1,8 2,2 2,6 3,0 3,6 3,8/1
Рис. 3.29. График для определения коэф фициентов С] и С2
При учете влияния стабилизатора
|
S |
Илиз.р (АГбо)р А ц |
|
|
|
(3.65) |
||
с </1 — |
C0S Хр —^сп £Ст- |
|||||||
С другой стороны, |
|
|
|
|
|
|
(3.66) |
|
|
|
Су1 = |
СуІ из.оп ( ^ s o ) o n - |
|
|
|||
Разделив (3.65) |
на (3.66), получим относительную эффектив- |
|||||||
ность рулей |
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
__ |
СУІиз.р |
|
(^бо)р |
, |
_ |
---- |
(3.67) |
|
|
—----— |
kmcos у |
|
||||
|
с у 1 из.оп |
|
(^80)оп |
|
1 50п |
|
Входящие сюда величины Къо для рулей и для оперения в целом определяются по формуле (3.54).
2.3. ПРОИЗВОДНАЯ е^р
Так как угол скоса потока пропорционален нормальной силе передних консолей, то выражение производной еср можно полу чить из выражения е?р (3.34), заменив в нем коэффициент kmi
на (kboti)i'.
вср5 —_ |
57,3 |
і |
|
|
|
|
2зт |
гв |
|
|
1КІ |
Сі/1из.кр \ |
(^&сп )і |
(3.68) |
|
|
|
‘к II
183
§ 3. КОЭФФИЦИЕНТ ПОДЪЕМНОЙ с и л ы л е т а т е л ь н о го АППАРАТА ПРИ БОЛЬШИХ УГЛАХ а и б
Опыт показывает, что зависимости подъемной силы от углов «, 6і и бц сохраняют линейный характер только при малых зна чениях этих углов. По мере их роста действительные зависимо сти Су(а, б) все сильнее отклоняются от линейных.
Степень нелинейности определяется числом М и геометриче скими формами летательного аппарата. В частности, она возрас тает при увеличении относительных размеров корпуса (D ) и уменьшении удлинения несущих поверхностей (7К), что харак терно для современных беспилотных летательных аппаратов. Не линейность усиливается также при больших сверхзвуковых ско ростях (М>3-і-4).
Все это приводит к тому, что, уже начиная с углов а и б по
рядка 10°, подъемную силу необходимо подсчитывать |
с учетом |
нелинейных составляющих. |
|
Общее выражение коэффициента подъемной силы летатель |
|
ного аппарата имеет вид |
|
Су= СуфЯф -\-{cySkT)I + (CySkT)xI, |
(3.69) |
■в выражение коэффициента нормальной силы — |
|
^ і = ^іФ ^ф4ЧфдЗДі + (су16Ж)п- |
(3.70) |
Рассмотрим входящие в эти выражения величины, |
|
3.1. КОЭФФИЦИЕНТ п о д ъ ем н о й силы к о р п у с а
Коэффициенты сѵф и суіф связаны между собой соотношени ем (3.1). Так как коэффициент осевой силы сжіф слабо зависит от угла атаки, то можно принять
С г і ф ^хОф’
вследствие чего
^Ф=с,уіФ cos а — c^ sin а. |
(3.71) |
Нормальную силу корпуса представим в виде суммы двух слагаемых: нормальной силы, обусловленной безотрывным обте канием, и нормальной силы, вызванной отрывом потока с верх ней (подветренной) поверхности корпуса.
В соответствии с теорией безотрывного обтекания, первая сила пропорциональна произведению осевой составляющей ско рости потока ( V cos а) и поперечной составляющей (К sin а). Сле довательно, коэффициент этой силы пропорционален произведе нию sin а cos а и определяется выражением
57,3ф)іф sin а cos а |
(3.72) |
184