Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина щ зависит от относительного размаха рулей и су­ жения оперения. Ее значения для дозвуковых скоростей даны на рис. 3.25. Примерно такие же значения получаются и при сверх­ звуковых скоростях.

Рули, расположенные вдоль задней кромки стабилизаторов.

На летательных аппаратах, предназначенных для полета с до-

относительную эффективность конце-

торов

вых рулей

 

звуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями, наиболее часто применяются рули, хорда которых составляет некоторую часть общей хорды оперения (рис. 3.26). Отличительной особен­ ностью рулей такого типа является резкое изменение их относи­ тельной эффективности при переходе от дозвуковых скоростей полета к сверхзвуковым (рис. 3.27).

 

 

Рис.

3.27.

Характер

зависимости-:

 

 

n = f( М) для рулей,

расположен­

 

 

ных

вдоль

задней кромки стаби­

о

1

г м

 

лизаторов

 

 

 

 

При малых числах М отклонение руля вызывает подъемнуюсилу не только на самом руле, но и на расположенной впереди руля поверхности стабилизатора. Поэтому даже при небольшой относительной хорде руля его эффективность оказывается доста­

180


точно высокой, а шарнирный момент, пропорциональный площа­ ди руля и его хорде, — малым. При больших же числах М, когда передняя кромка руля становится сверхзвуковой, возмущения,, вызванные отклонением руля, не могут передаваться на стабили­ затор. Подъемная сила возникает только на самих рулях, и их относительная эффективность резко уменьшается.

Следует отметить, что в околозвуковом диапазоне

скоростей,

характер зависимости п = /(М)

может быть различным

(см. рис.

3.27). При тонком профиле

 

 

 

 

(5^0,06)

и

 

особенно'

при

 

 

 

 

стреловидной

форме

опере­

 

 

 

 

ния

величина

п

плавно

 

 

 

 

уменьшается

с

возрастани­

 

 

 

 

ем числа

М.

Если же про­

 

 

 

 

филь оперения относительно

 

 

 

 

толстый,

то

возможны

рез­

 

 

 

 

кие

провалы

 

кривой

п =

 

 

 

 

= /( М) в

диапазоне

от

МКр

 

 

 

 

до 1. Это происходит пото­

 

 

 

 

му, что' на поверхности ста­

 

 

 

 

билизатора

возникают мощ­

 

 

 

 

ные местные

скачки

уплот­

 

 

 

 

нения,

сопровождающиеся

Рис. 3.28. График для определения

срывом

потока.

Эффектив­

ность

руля, находящегося в

коэффициента «2, характеризующего

зоне

срыва,

 

снижается

и в

относительную

эффективность

рулей,,

 

расположенных

вдоль задней

кромки

некоторых

случаях

может

стабилизаторов

 

 

упасть до нуля.

Рассмотрим приближенные способы определения относитель-- ной эффективности рулей, расположенных вдоль задней кромки, стабилизатора.

В диапазоне 0<СМ<Мкр:

 

л = л1ліцcosxp,

(3.6І)

где П2 — коэффициент, зависящий от относительной хорды

руля

bp= bp/bou и определяемый по рис. 3.28.

Если относительная хорда меняется по размаху, то при опреде­ лении П2 можно брать ее значение в середине размаха руля.

Коэффициент п\ по-прежнему определяется по рис. 3.25 в за­ висимости от относительного размаха рулей. Если рули не дохо­ дят до концов стабилизатора, то

Пі (^і)внутр (^і)нар>

где ( й і ) в н у т р и ( й і ) н а р определяются по рис. 3.25 для рулей, дохо­ дящих до конца стабилизатора, внутренняя кромка которых сов­ падает соответственно с внутренним и наружным концами дан­ ного руля. Так, например, если руль расположен в пределах от

181


30 до 80% размаха стабилизатора

(считая от бортового сечения),

а сужение консоли оперения г)к.оп=

то

 

Ті,= 0,57 — 0,07 = 0,5.

 

При сверхзвуковой передней

кромке руля ( М

)

 

\

cos у.р /

■эффективность рулей может быть найдена на основании следую­ щих соображений. Отклонение рулей не влияет на подъемную силу стабилизатора, поэтому рули можно рассматривать как

изолированные крылья со средним углом

стреловидности, при-

 

I2

(/р— размах двух ру-

мерно равным %р, удлинением Лр = ——

лей) и сужением

По этим геометрическим параметрам и зна­

чению М0П = М f k T можно определить производную Суіиз.р- Обыч­ но рули имеют довольно большое удлинение, поэтому хороший результат дает известная формула для крыльев бесконечного размаха:

<йиз.р=--------

4 "

(3.62)

57,3 У М ЧТ— 1

Как было показано выше, угол атаки рулей

a p = 8cosxp.

Учитывая взаимное влияние рулей и корпуса, можно написать

выражение производной коэффициента нормальной силы с\ъ отнесенного к площади оперения:

Ид ==с^іиз.р (К"бо)р^щ cos 7 р

(3.63)

 

^Оп

В этом выражении не учтено влияние стабилизатора на подъ­ емную силу рулей.

Поток, набегающий на руль, предварительно обтекает ста­ билизатор конечной толщины, в результате' чего давления на верхней и нижней поверхностях руля отличаются от давлений, возникающих при обтекании того же руля невозмущенным пото­ ком. Как показывают расчеты по теории 2-го приближения, нор­ мальная сила руля при этом несколько падает. Кроме того, паде­ ние нормальной силы вызывается утолщением пограничного слоя в зоне руля.

Введем в формулу (3.63) поправочный коэффициент £ст, учи­ тывающий влияние стабилизатора. Его можно определять по' приближенной формуле, полученной теоретическим способом и скорректированной.по результатам эксперимента:

ÉCT= 1 - (4

с. + 0,15) (1 - V ),

■(3.64)

182


где С] и С2— коэффициенты, определяющие давление на по­ верхности профиля по теории 2-го приближения (рис. 3.29);

с* и 6Р* — относительная толщина оперения и относительная хорда руля, измеренные посредине руля в плос­ кости, перпендикулярной оси вращения.

С,;Сг

2fi

2,0

1,6

и

0,8

ОЛ

1,6 1,8 2,2 2,6 3,0 3,6 3,8/1

Рис. 3.29. График для определения коэф­ фициентов С] и С2

При учете влияния стабилизатора

 

S

Илиз.р (АГбо)р А ц

 

 

 

(3.65)

с </1 —

C0S Хр —^сп £Ст-

С другой стороны,

 

 

 

 

 

 

(3.66)

 

 

Су1 =

СуІ из.оп ( ^ s o ) o n -

 

 

Разделив (3.65)

на (3.66), получим относительную эффектив-

ность рулей

 

 

 

 

 

 

 

 

п

__

СУІиз.р

 

(^бо)р

,

_

----

(3.67)

 

 

—----—

kmcos у

 

 

с у 1 из.оп

 

(^80)оп

 

1 50п

 

Входящие сюда величины Къо для рулей и для оперения в целом определяются по формуле (3.54).

2.3. ПРОИЗВОДНАЯ е^р

Так как угол скоса потока пропорционален нормальной силе передних консолей, то выражение производной еср можно полу­ чить из выражения е?р (3.34), заменив в нем коэффициент kmi

на (kboti)i'.

вср5 _

57,3

і

 

 

 

2зт

гв

 

 

1КІ

Сі/1из.кр \

(^&сп )і

(3.68)

 

 

 

‘к II

183


§ 3. КОЭФФИЦИЕНТ ПОДЪЕМНОЙ с и л ы л е т а т е л ь н о го АППАРАТА ПРИ БОЛЬШИХ УГЛАХ а и б

Опыт показывает, что зависимости подъемной силы от углов «, 6і и бц сохраняют линейный характер только при малых зна­ чениях этих углов. По мере их роста действительные зависимо­ сти Су(а, б) все сильнее отклоняются от линейных.

Степень нелинейности определяется числом М и геометриче­ скими формами летательного аппарата. В частности, она возрас­ тает при увеличении относительных размеров корпуса (D ) и уменьшении удлинения несущих поверхностей (7К), что харак­ терно для современных беспилотных летательных аппаратов. Не­ линейность усиливается также при больших сверхзвуковых ско­ ростях (М>3-і-4).

Все это приводит к тому, что, уже начиная с углов а и б по­

рядка 10°, подъемную силу необходимо подсчитывать

с учетом

нелинейных составляющих.

 

Общее выражение коэффициента подъемной силы летатель­

ного аппарата имеет вид

 

Су= СуфЯф -\-{cySkT)I + (CySkT)xI,

(3.69)

■в выражение коэффициента нормальной силы —

 

^ і = ^іФ ^ф4ЧфдЗДі + (су16Ж)п-

(3.70)

Рассмотрим входящие в эти выражения величины,

 

3.1. КОЭФФИЦИЕНТ п о д ъ ем н о й силы к о р п у с а

Коэффициенты сѵф и суіф связаны между собой соотношени­ ем (3.1). Так как коэффициент осевой силы сжіф слабо зависит от угла атаки, то можно принять

С г і ф ^хОф’

вследствие чего

^Ф=с,уіФ cos а — c^ sin а.

(3.71)

Нормальную силу корпуса представим в виде суммы двух слагаемых: нормальной силы, обусловленной безотрывным обте­ канием, и нормальной силы, вызванной отрывом потока с верх­ ней (подветренной) поверхности корпуса.

В соответствии с теорией безотрывного обтекания, первая сила пропорциональна произведению осевой составляющей ско­ рости потока ( V cos а) и поперечной составляющей (К sin а). Сле­ довательно, коэффициент этой силы пропорционален произведе­ нию sin а cos а и определяется выражением

57,3ф)іф sin а cos а

(3.72)

184