Как |
показывает теоретический |
анализ, вращательная произ- |
водная |
О) |
у. |
, создаваемая |
плоскими изолированными |
крыльями, |
ffix |
|
пропорциональна суіа крыльев: |
|
|
|
|
|
т х |
|
- |
С у і из.кр- |
(6 .8 2 ) |
|
|
|
дгиз.кр |
|
|
|
Отношение (т ^ /с ^ ) определяется по рис. 6.24, построенному на основании теоретических данных.
тр/суі
Рис. 6.24. График для определения вращательной производной
тхл изолированных крыльев
Формулой (6.82) можно пользоваться и для расчета произ водной >Пхх плоской системы «крылья—"корпус», если относи тельный диаметр корпуса не очень велик (Z )^ 0,4). В этом
случае значение сауі следует брать для крыльев с подфюзеляж ной частью:
ОТхк.ф — ^ |
" |
j с </1из.кр.пф. |
(6 .8 3 ) |
При + - или Х-образном расположении крыльев в выражение (6.83) надо ввести множитель 2 и поправочный множитель и, учитывающий взаимное влияние крыльев (см. рис. 6.17). Таким образом,
№ ) ■ + = № ) * = 2 * 1
«1
Демпфирующий момент крена, создаваемый оперением, обыч но невелик по сравнению с моментом, создаваемым крыльями. Это объясняется тем, что величина демпфирующего момента пропорциональна произвёдению S12, а
Поэтому вращательная производная т “* всего летательного
аппарата без большой ошибки может приниматься равной зна чению той же производной для системы «крылья — корпус»:
Исключение составляют летательные аппараты с поворотны ми крыльями, у которых размеры стабилизаторов соизмеримы с размерами крыльев. В этом случае
|
О 1І |
( 1 - « У |
(6.86) |
|
V i |
Другим исключением являются некоторые летательные аппа раты самолетной схемы, имеющие весьма большое вертикальное оперение (рис. 6.25). Демпфирующий .момент, создаваемый та ким оперением, следует добавить к демпфирующему моменту системы «крылья — корпус»:
|
m x X = m x U - |
-т |
х . |
(6.87) |
|
|
X В.О |
|
При расчете |
можно воспользоваться |
рис. 6.24, рас |
сматривая вертикальное оперение как одну из консолей услов ных крыльев. Кроме того, можно применить более грубый способ
Рис. 6.25. Летательный аппарат с не симметричным вертикальным опере нием
расчета, основанный на рассуждениях, приведенных в разд. 10.4 гл. V. Как видно из формул (5.117) и (5.118), при вращении летательного аппарата вокруг оси Охі на вертикальное оперение действует боковая сила
Z , |
57,3с^ Іиз.в.о { К а а ) в |
V Ув.оЧ^Т^в.о- |
( 6. 88) |
Эта сила удалена от оси Охі на расстояние, примерно равное Уѵ.о, и создает момент крена
|
|
М х в.о— ^ в .о У в .о ’ |
(6.89) |
Отсюда вращательная производная |
|
т х - |
57,3 |
л и 5 В.0 ( 2 у я.0 \2 |
(6.90) |
X В.О |
|
t-1/Іиз.в.о\А ааУв о^т |
|
|
|
Ш |
|
Сравнивая (6.90) с (6.27), можно получить и другое выраже ние:
т І = 57 , 3 ^ ^ , о .
6.2. ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ т'х у и т /
Момент Мх, зависящий от угловых скоростей а>у и сог, иногда называют спиральным моментом крена. Этот момент создается крыльями и оперением.
Рассмотрим нестреловидные крылья (рис. 6.26) и предполо жим, что они вращаются вокруг оси Оуи проходящей через сере дину САХ (хт= Ѵг). Вследствие вращения каждое сечение крыла получает дополнительную скорость вдоль оси Охі
Если соу>0, то дополнительная скорость направлена вперед на правом крыле и назад на левом крыле. Таким образом, ско-
Рис. 6.26. Возникновение дополни тельных скоростей и дополнительных углов атаки в сечениях нестреловид ных крыльев при вращении их вокруг оси Оу1, проходящей через середину
САХ
рость обтекания правого крыла возрастает, а левого умень шается.
При этом углы атаки сечений также изменяются. Из рис. 6.26 видно, что дополнительный угол атаки в произвольном сечении крыла равен
, |
_ |
^^7 |
ДѴ |
(оу,? |
а = — о)„га. |
/г. г\о\ |
Д |
а = |
-----------Ѵ + Ь Ѵ |
а ^ ------- |
а = ----- -— |
(6.9о) |
|
|
V |
V |
у |
' |
’ |
Значение Аа отрицательно на правом крыле и положительно на левом.
Изменение скоростных напоров и углов атаки сечений на ле вом и правом крыльях вызывает разность подъемных сил, а сле довательно, и момент крена. При положительной угловой ско рости соу момент всегда отрицателен, т. е.
*д*у
Рис. 6.27. Дополнительные скорости |
Рис. 6.28. Вращение крыльев вокруг |
в различных сечениях стреловидных |
оси Оу\. не проходящей через сере |
крыльев при вращении их вокруг оси |
дину САХ |
Оу 1, проходящей через середину САХ |
|
Если крылья имеют стреловидную форму в плане (рис. 6.27), то явление несколько усложняется. В этом случае при вращении, крыльев вокруг оси Оу\, проходящей через середину САХ, внеш ние сечения правого крыла получают дополнительную боковую скорость, направленную вправо, а внутренние сечения — ско рость, направленную влево. На левом крыле картина будет об ратной. Другими словами, в каждом сечении крыльев появляет ся некоторый угол скольжения, что вызывает дополнительный момент крена.
Если ось ОуI не проходит через середину САХ (рис. 6.28), вращение крыльев вокруг этой оси с угловой скоростью соѵ мож но представить как сумму двух движений:
1)вращения вокруг оси, проходящей через середину САХ, с той же угловой скоростью;
2)бокового перемещения крыльев вдоль оси Oz\ со скоростью
Ѵг= (ау(хл+ ^ ЬА~ х')=шѵЬк[ т ~ Хт)’ |
(6‘94) |
которое, складываясь с основным движением вдоль оси Ох, при водит к скольжению крыла под углом
ß - 57,3 Ц - = 57,3 |
(-І- - * т ) . |
(ß.95) |