больше величина шарнирного момента, тем меньшей получится скорость отклонения рулей и тем медленнее будет реакция лета тельного аппарата на команду управления.
Таким образом, величина шарнирных моментов влияет на маневренные свойства летательного аппарата и на точность уп равления его полетом.
Рассмотрим схему возникновения шарнирного момента (рис.
7.1). Пусть ./Ѵр — нормальная к плоскости |
рулей составляющая |
аэродинамической силы, |
действующей на |
рули, h — расстояние |
от центра давления руля |
до оси вращения, причем Л > 0, если |
центр давления расположен позади оси вращения.
Условимся считать шарнирный момент положительным в том случае, когда он стремится отклонить руль в положительном на правлении. Тогда
|
М ш~ |
— N'?h. |
|
(7.1) |
|
Шарнирный момент органов управления принято |
выражать |
|
через безразмерный коэффициент шарнирного момента т ш: |
|
M lfl= mulqvS [)bA.? = mmqkTS vbk.v, |
(7.2) |
|
где 5Р и ЬА.р — площадь и средняя |
аэродинамиечская 'хорда |
|
руля. |
|
|
|
|
Из (7.1) и (7.2) следует, что |
|
|
|
|
NP |
h |
h |
(7.3) |
|
qkrSp |
bA p |
p bAp |
|
|
Коэффициент шарнирного момента зависит от типа рулей и их формы, от положения оси вращения, числа М набегающего потока, угла атаки летательного аппарата а и угла отклонения рулей б.
Формула (7.2) показывает, что при соблюдении геометриче ского и аэродинамического подобия, т. е. при сохранении неиз менными формы руля, числа М, углов а и б, но при увеличении размеров рулей или при увеличении скоростного напора шарнир ный момент возрастает. Так, например, если линейные размеры рулей увеличить в 2 раза (сохраняя геометрическое подобие), то шарнирный момент возрастет в 8 раз. )
Таким образом, увеличение размеров летательного аппарата и скорости его полета ведет к резкому увеличению шарнирных моментов, а вместе с ними и усилий, необходимых для откло нения рулей.
Если размеры рулей и скоростной напор заданы, то снизить величину шарнирного момента можно только путем уменьшения коэффициента тш. Основным средством для достижения этой це ли является применение аэродинамической компенсации рулей.
Существуют различные виды аэродинамической компенсации. Сдвигая, например, ось вращения руля назад от передней кромки