Пусть N — равнодействующая всех сил, действующих на ле тательный аппарат, за исключением силы тяжести. Тогда уско рение центра масс аппарата^"можно представить в виде
Если в качестве единицы измерения взять величину ускорения силы тяжести, то получим относительное ускорение, равное
|
<£ = — |
|
(8.2) |
|
g mg |
g |
|
Вектор |
|
|
|
п |
N |
( 8 . 3 ) |
|
G |
|
|
’ |
представляющий собой отношение к весу летательного аппарата геометрической суммы всех сил, действующих на аппарат, кроме силы тяжести, принято называть вектором перегрузки.
Направление вектора перегрузки п совпадает с направлением вектора силы N, а модуль_вектора перегрузки* показывает, во сколько раз вектор силы N больше веса летательного аппарата. Другими словами,’вектор перегрузки характеризует величину и направление той силы N, изменяя которую мы управляем поле том.
Понятием о векторе перегрузки можно пользоваться для оцен ки маневренных свойств летательного аппарата.
§ 2. ПЕРЕГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ПОЛЕТЕ
2.1. ИЗМЕРЕНИЕ ПЕРЕГРУЗОК
\
Нетрудно показать, что вектор перегрузки определяет силы, которые действуют, помимо силы тяжести, на летательный аппа рат и его отдельные части (агрегаты, детали, приборы), а также на тело летчика или пассажира.
Очевидно, что на любой агрегат действуют его сила тяжести Gi = niig и силы реакции креплений, равнодействующую которых обозначим через Fm. Найдем силу Fm приближенно, пренебре гая вращением летательного аппарата вокруг своего центра масс. При этом условии ускорение <?,• агрегата, неподвижного от носительно летательного аппарата, будет равно ускорению д
* Модуль вектора перегрузки является безразмерной величиной.