Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а?Ѳ

(%* — cos Ѳ);

(8 . 19)

dt

V

 

с№

1

(8. 20)

dt

cos Ѳ V Пг.

 

Чем выше нормальные перегрузки пУв и nZlt, тем больше соот­ ветствующие им угловые скорости касательной к траектории.

Выражение (8.19)

показывает,

в частности, что угловая ско­

рость

касательной

к

траектории,

вызванная

нормальной

силой

N y* = n yß , равна

ф- пу%, а угловая скорость касательной к тра­

ектории, обусловленная силой тяжести, равна

cos Ѳ.

 

Составим

выражения для

радиусов

кривизны

траектории.

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от направления

 

V'

 

 

 

 

 

поворота

траектории

радиус

 

 

 

 

 

 

 

кривизны может быть как по­

 

 

 

 

 

 

 

ложительным, так и

отрица­

 

 

 

 

 

 

 

тельным. Будем рассматривать

 

 

 

 

 

 

 

радиус

кривизны

г = ОС (рис.

 

 

 

 

 

 

 

8.4) как

отрезок,

направлен­

 

 

 

 

 

 

 

ный от точки траектории О к

 

 

 

 

 

 

 

центру круга кривизны С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тогда естественно приписы­

 

 

 

 

 

 

 

вать этому радиусу знак плюс,

 

 

 

 

 

 

 

если он откладывается в поло­

 

 

 

 

 

 

 

жительном направлении

соот­

 

 

 

 

 

 

 

ветствующей оси Ог/* или Oz*,

 

 

 

 

 

 

 

и знак

 

минус — в

противопо­

Рис.

8.4. К

определению радиуса

ложном случае.

 

 

 

 

Напишем

выражения ра­

 

кривизны траектории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диусов кривизны:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ds

_

V .

 

 

 

 

 

( 8. 21) •

 

 

 

 

 

 

й

dQ/dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ds

__

V

 

 

 

 

 

(8.22)

 

 

 

 

 

 

d4f ~~

dW/dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В эти выражения подставим dB/dt и dWjdt из уравнений

(8.19)

и (8.20). Тогда получим

 

 

V 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гу*

 

 

 

 

 

 

 

 

(8. 23)

 

 

 

7 * ( л*. - cos ѳ) ’

 

 

 

 

 

 

 

Гг.

 

Ѵ2

при

COS Ѳ

 

1.

 

 

 

(8 . 24)

 

 

 

Snz*

 

 

 

 

Как видно, величины радиусов кривизны траектории определя­ ются нормальными перегрузками. С увеличением перегрузок п у* и радиусы кривизны уменьшаются.

354


Рассмотрим особо один из частных случаев полета — маневр в горизонтальной плоскости, выполняемый без скольжения (Ѳ =

= 0, ß= 0 и nz = 0). Определим

скорость изменения направления

полета dxY/dt и радиус

кривизны rZx. Учитывая

(8.11), перепи­

шем выражения (8.20) и (8.24) в виде

 

= — у

ПуЪіп ус;

(8.25)

 

г

V2

(8 . 26)

 

 

g t i y sin Yc

Эти выражения показывают, что увеличивая угол крена, можно увеличить угловую скорость касательной к траектории dW/dt и уменьшить радиус кривизны /у*. В выражениях (8.25) и (8.26) еще не учтено условие горизонтальности полета. Из (8.11) сле­ дует, что при горизонтальном полете без скольжения

пу

__ 1_

(8

. 27)

 

cos Yc

т. е. нормальная перегрузка пу растет вместе с углом крена ус. Отсюда найдем

V п21

(8.28)

sin Yc — і ---------- .

пу

 

Выразив в (8.25) и (8.26) sinyc через перегрузку пу, получим формулу для угловой скорости касательной к траектории и ра­ диуса кривизны траектории:

d\¥

,

g V nl — 1

(8. 29)

-- =

+

--------- ;

dt

~

V

 

Гz.„ =

+

V2

(8.30)

 

g Ѵп\

Отсюда вытекает, что при одном и том же значении перегруз­ ки Пу угловая скорость касательной к траектории уменьшается, а радиус кривизны траектории увеличивается по мере возраста­ ния скорости полета.

Увеличить угловую скорость касательной к траектории и уменьшить радиус кривизны траектории при данной скорости по­ лета можно, только увеличив перегрузку.

2.4. ЗАВИСИМОСТЬ НОРМАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК ОТ УГЛОВ АТАКИ, СКОЛЬЖЕНИЯ

И ОТКЛОНЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Нормальные перегрузки, действующие на летательный аппа­ рат при данных значениях скорости и высоты полета, опреде­

12*

355


ляются углами атаки, скольжения и углами отклонения органов управления.

Составим формулы для определения нормальных перегрузок, действующих на сбалансированный летательный аппарат. Пред­ положим, что при летных углах атаки и скольжения летательный аппарат обладает линейными аэродинамическими характеристи­ ками. Тогда будем иметь

Y — Y 0-j- Yaa 4- К8ав;

(8.31)

Z = Z ^ + Z 8SH.

(8.32)

Условия балансирования (mz= 0 и ту= 0) запишем, пренебрегая

членами

и тш^шу [см. (5.87)

и (5.121)]:

 

 

m*o+OTza + mX —0;

(8.33)

 

/щ)8н =

0.

(8.34)

Возьмем следующие исходные формулы для перегрузок пѵ и nz, измеряя углы а и ß в градусах:

а

Р ----- + Y

Пу=

5 7 ,3

/0

о - ,

------ ------- ;

(8

. Зо)

 

О

 

 

пz

 

(8 . 35)

Исключив из выражений (8.31) и (8.32) углы отклонения ор­ ганов управления с помощью соотношений (8.33) и (8.34) и под­ ставив (8.31) в (8.35), а (8.32) в (8.36), получим

 

%

бал —

П У бал** -f" { fl y бал)“-0>

(8 .37)

где

f l z

бал

^lz бал^»

 

(8 . 38).

 

 

 

т. I

 

а

 

1

Y

(8 . 39)

Н у б а л =

“ГГ

-4-Y

 

 

о

5 7 ,3

ml

 

ЛІбал =

 

-Z ß-

- ^ z 5

(8.40)

 

 

5 7 ,3

ml

 

(Лу6м).-о ^

(G Y O-

Щ - У

 

(8.41)

Аналогичным образом можно исключить углы а и ß из выраже­

356


ний (8.31) и (8.32) и получить следующие зависимости для пере­ грузок:

ПУ бал — Ѣ У бал5в 4 “ (ПУ бал)« = 0’

(8. 42)

 

(8.43)

где

(8 .44)

(8.45)

(8.46)

В дальнейшем иногда будем пренебрегать членом (пубалЬ=о, учитывая, что обычно он либо равен нулю, либо мал по сравне­

нию с п Ьу бал§в. В случае необходимости не представит труда при конкретных расчетах учесть перегрузку (пѵбал) s=o-

Если летательный аппарат аэродинамически осесимметричен,

то

 

 

 

 

(8.47)

 

 

 

 

(8.48)

Тогда

 

 

 

 

t l z

бал—

fly

бал»

(8 .49)

8

_

8

 

(8.50)

fl z

бал—

f ly бал»

Если размеры рулей малы по сравнению с размерами крыль­

ев, иногда оказывается возможным

в формулах (8.39) — (8.41),

(8.44), (8.45) пренебречь

членами,

содержащими

У8 или Z 8.

В некоторых случаях пренебрегают слагаемыми Р/57,3 по срав­ нению с F“ или ZK Возможность того или иного упрощения оп­ ределяется конкретными условиями рассматриваемой задачи.

Уравнения (8.37), (8.38), (8.42), (8.43) описывают связь меж­ ду перегрузками пу, nz и углами сс, 6В, ß, 6Ндля состояния рав­

новесия

(балансировки) летательного

аппарата. Коэффициенты

Пу бал,

« г бал, Ну бал, « г бал, ЗЭВ И СЯ Щ И е

ОТ ЭЭрО Д И Н аМ И Ч еСК И Х И

конструктивных параметров летательного аппарата, от скорости и высоты полета, характеризуют важнейшие динамические свой­ ства летательного аппарата.

357


Если известны нормальные перегрузки пу и nz, то углы атаки

и скольжения можно найти с помощью формул

(8.37) и (8.38):

Яу

( п У бал)а=0

(8.51)

‘‘бал -

па

 

пу бал

 

Рбал

 

(8. 52)

Углы отклонения органов управления тангажом и рысканием определяются аналогичными формулами, полученными на осно­ вании выражений (8.42) и (8.43):

 

Пу

 

ІРу бал)з=о .

(8 . 53)

 

 

 

~г?

 

 

 

 

Пу\бал

 

 

8Н

Пг

 

 

 

(8. 54)

 

nzбал

 

 

 

В случае аэродинамически

 

осесимметричного

летательного

аппарата

 

 

 

 

 

 

 

а —

 

Пу .

 

 

 

 

а

 

 

 

Р=

пу бал

 

 

 

 

 

а

5

 

 

 

 

 

— nz .

 

 

 

 

п у бал

 

 

 

 

 

 

пу .

 

 

 

 

пу5 бал

 

 

8— Иг

Н„8

бал

§3. ПОТРЕБНЫЕ И РАСПОЛАГАЕМЫЕ

НОРМАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ

3.1.ПОТРЕБНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ

По известным элементам траектории можно вычислить нор­ мальные перегрузки пѵ и пх, которые должен развивать лета­ тельный аппарат при полете по данной траектории. Эти пере­ грузки будем называть потребными (пуПОТр и п 2П0тр)-

Потребные перегрузки характеризуют определенные свойства траектории полета, например ее радиусы кривизны.

Предположим, что траектория полета и все ее элементы за­ даны, например, заданы V(t), Q(t), ^ ( і ) , yc(t). Тогда, учитывая

358