Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спроектировав это векторное равенство на направление s, по­ лучим

Js = g*s~rgs-

(8-8)

Акселерометры простейшей схемы теперь почти не применя­ ются из-за недостаточной точности измерений, обусловленной трением направляющих, и некоторых других недостатков. В на­ стоящее время используются приборы более сложной схемы, ос­ нованные, однако, на таком же принципе: перемещение груза на упругой подвеске.

Акселерометры широко применяются для изучения движения летательного аппарата путем измерения перегрузок, для опреде­ ления нагрузок, действующих на летательный аппарат, его аг­ регаты и аппаратуру, а также в качестве элементов системы уп­ равления полетом.

2.2.ПРОЕКЦИИ ВЕКТОРА ПЕРЕГРУЗКИ

Вполете на летательный аппарат, помимо силы тяжести, дей­ ствуют сила тяги и аэродинамические силы, являющиеся, как известно, поверхностными силами. Следовательно, в данном слу­ чае вектор перегрузки представляет собой отношение равнодей­ ствующей поверхностных сил к весу летательного аппарата.

Величина и направление вектора перегрузки обычно определя­ ются его проекциями на оси какой-либо системы координат.

Так, например, проекции перегрузки на полускоростные оси координат равны

пх = — (Р cos а cos 8 — X);

G

пу = — [(Я sin а -J-K) cos ус — ( —- Р cos а sin ß-j-Z) sin ус];

(8.9)

G

 

 

 

 

 

n Zjt= — f(P sin а - \ - Y )

sin YC+ ( P cos а sin ß-f- Z ) cos yc].

 

G

 

 

 

 

 

Если в равенствах

(8.9) положить ус = 0, то получим проекции

перегрузки на скоростные оси координат:

 

 

п.

Р cos а cos ß — X

1

 

G

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р sin а +

Y

 

(8. 10)

 

;

а

;

 

 

 

 

— Р cos а sin В + Z

п,

350



Подставив выражения (8.10) в (8.9), найдем связь между проекциями перегрузок на полускоростные и скоростные оси:

пу*— п!>cos Yc — «z sm ус;

j

(8.11)

пг*~Ку sin

COSyc.

j

 

Отсюда получим

 

 

 

ПУ— ny*COS Ус -{-/Іг* sin Yc;

 

1

« г = —Ätf. sin yc -francos Yc.

(8.12)

f

Когда полет совершается без крена, т. е. ус= !0, соответственные проекции равны друг другу: = и nz= nz*.

Для расчета летательного аппарата на прочность необходимо знать проекции перегрузки на связанные оси. Пользуясь табл. 1.1, получим

пх1= пх cos а cos $-\-пу sin а — tiz cos а sin ß;

)

 

nyl— — nx sin а cos ß-j-% cos a - \ - n z sin а sin ß; |

(8,13)

nz l= nXSin ß + # 2 COS ß-

'

 

Проекции вектора перегрузки nx и nx\ будем называть про­

дольными перегрузками.

назовем

нор­

Проекции вектора перегрузки пу, nz и tly-ку tlx*

мальными перегрузками (нормальными к вектору

скорости по­

лета) .

Обычно пользуются приближенными выражениями для про­ екций перегрузок. Эти выражения можно получить, положив в формулах (8.9), (8.10) и (8.13)

cos а ^ cos ß Ä : 1, s i n a ^ a и s i n ß ^ ß . Так, например,

пи

Ра

(8 .1 4 ).

 

пZ

- P p

+ Z

G

 

 

 

Если тяга Р мала, иногда можно пренебрегать ее проекциями на оси Оу и Oz. Тогда

(8.15)

351


2.3.СВЯЗЬ МЕЖДУ ПЕРЕГРУЗКАМИ

ИКИНЕМАТИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ТРАЕКТОРИИ

Пользуясь понятием перегрузки, динамические уравнения сис­ темы (2.124) можно записать в следующей безразмерной форме:

 

 

1

dV

=»*-- sin Ѳ;

 

 

 

g

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

V

dѲ _

-dy*

— cos Ѳ

(8.16)

 

 

g

dt

 

 

 

 

 

или

 

V

COS Ѳ dW

d-Z* 1

 

dV

 

 

 

 

 

1

-пх — sin Ѳ;

 

 

g

dt

 

 

 

 

 

 

 

V

dB

 

 

 

.

(8. 17)

----- -— =

tty cos YCTtz sin yc — cos Ѳ;

g

dt

 

 

 

 

 

V

~ d W

 

.

,

 

— cos Ѳ — = ny sin yc4-n cosyc.

 

g

 

dt

 

 

 

 

Левые части уравнении (8.16) и (8.17) содержат безразмерные (относительные) проекции ускорения центра масс летательного аппарата на полускоростные оси.

Уравнения (8.16) и (8.17) дают связь между величинами от­ носительных ускорений и перегрузок.

Решив уравнения (8.16) относительно проекций перегрузок, получим выражения перегрузок через кинематические параметры движения V, Ѳ, Т:

 

1 dV

, . а

 

пх — ----------- ь sm Ѳ;

 

 

g

dt

 

 

пу* ■

V

dB

-cos Ѳ;

(8.18)

 

g

dt

 

 

nz =

V

'

r. dW

 

------ cos Ѳ -----

 

 

g

 

dt

 

Поскольку параметры V, Ѳ, Л1"определяют вектор скорости поле­ та (его величину и направление), а правые части выражений (8.18) содержат производные от этих параметров по времени, то нетрудно прийти к выводу, что проекции вектора перегрузки ха­ рактеризуют способность летательного аппарата изменять вели­ чину и направление скорости полета.

С помощью безразмерных уравнений движения (8.16) легко установить связь между величинами проекций перегрузок и ха­ рактером траектории летательного аппарата.

352


Полет летательного аппарата является в данный момент вре­

мени равномерным, если «x= sin0 , ускоренным, если

пж>віпѲ,

и замедленным, если пх< эіпѲ.

 

Рассматривая проекцию траектории летательного

аппарата

на вертикальную плоскость хОу* полускоростных осей координат

(рис. 8 .2), находим, что при

cos© ее вогнутость направ­

лена вверх, при % »-<cos0 — вниз,

а при пУ9 — cos Ѳ проекция

траектории имеет нулевую кривизну.

 

Рис. 8.2. (2вязь между нормаль-

Рис. 8.3. Связь ■между нормальной

ной перегрузкой пѵ» и характером

перегрузкой п2* и характером траек-

траектории

тории

Характер проекции траектории на координатную плоскость xOz*, наклоненную к горизонту под углом Ѳ, определяется сле­ дующими условиями (рис. 8.3): При 0 вогнутость кривой направлена вправо, т. е. в сторону правого крыла, при/г2я5< ^ 0 — влево, а при nZt= 0 проекция траектории имеет нулевую кри­ визну.

Очевидно,

что при полете в вертикальной плоскости

nZst = О,

а при полете в горизонтальной плоскости

пУл = 1.

В случае пря­

молинейного

полета %*=

cos Ѳ = const

и

nZtt= 0.

При

горизон­

тальном прямолинейном полете пУф= 1 и %*= 0 ,

а при

горизон­

тальном прямолинейном

равномерном

полете пх — 0 ,

%* = !,.

= 0 .

 

 

 

 

 

 

Радиусы кривизны

и угловая скорость касательной к траектории

Как уже было сказано выше, угловая скорость касательной к траектории определяется нормальными перегрузками. Из (8.16) имеем

12— 3422

353