где бзап= Изап/ибаЛ— запас отклонения органов управления*.
Таким образом, в каждой точке любой из траекторий полета данного летательного аппарата должно выполняться условие (8.72) или (8.75).
Это условие определяет нижние границы располагаемой пе регрузки и максимального отклонения органов управления. Оно налагает определенные требования на параметры летательного аппарата. Параметры крыльев, оперения, органов управления, а также центровка аппарата должны быть выбраны так, чтобы обеспечить выполнение неравенства (8.72) или (8.75).
Так, например, площадь крыльев должна быть выбрана в со ответствии с неравенствами (8.72) или (8.75)**. Поскольку рас полагаемая перегрузка зависит от эффективности органов уп
равления (тгв , т,уП) и максимального угла их отклонения, не
обходимо соответствующим выбором размеров и расположения оперения и органов управления обеспечить выполнение условий (8.72) и (8.75). Если площадь крыла уже определена, а эти не равенства в какой-либо точке траектории не выполняются из-за того, что летательный аппарат не может быть сбалансирован на достаточно больших углах атаки, то следует увеличить или мак симальный угол отклонения органов управления, или их раз меры.
3.5. ШАРНИРНЫЕ МОМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОРМАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК
Для создания нормальной перегрузки необходимо отклонить на определенный угол те или иные органы управления. При этом соответствующая рулевая машинка должна преодолеть шарнир ный момент органов управления и обеспечить достаточно боль шую скорость их отклонения. Очевидно, что для правильного вы бора размеров рулевых машинок и создаваемого ими усилия, на до знать максимальные шарнирные моменты, которые могут возникнуть в полете данного летательного аппарата по любой из требуемых траекторий.
Расчет шарнирных моментов, действующих на рули высоты и направления, проведем для летательного аппарата, находящего ся в состоянии балансировки. При отклонении рулей высоты бу дут справедливы следующие соотношения:
(8.76)
(8.77)
* У пилотируемых самолетов аналогичный запас отклонения рулей всегда требуется при посадке и обычно лежит в пределах 5'—8° [22].
** Размеры крыльев определяются при проектировании летательного ап парата, исходя из ряда условий.. Неравенства (8.72) и (8.75) определяют лишь одно из этих условий.