Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА IX

КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАЕКТОРИИ НАВЕДЕНИЯ

§ 1. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ТРАЕКТОРИЙ НАВЕДЕНИЯ

Для исследования основных свойств процессов наведения удобно использовать простейшие методы определения траекто­ рий, потребных нормальных перегрузок и времени полета. Наи­ более простым является метод исследования кинематических уравнений.

В разд. 8.3 гл. II были выявлены основные условия, при кото­ рых кинематические уравнения можно решать независимо от остальных уравнений управляемого движения летательного ап­ парата:

а) скорость летательного аппарата является известной функ­ цией времени;

б) система управления работает идеально.

Первое условие, которое лежит в основе кинематического ме­ тода, о том, что скорость полета предполагается известной функ­ цией времени, позволяет при расчете траекторий не учитывать уравнение динамики, определяющее скорость:

т ^~—= Р cos а cos ß— X — mg sin Ѳ.

(9.1)

Во многих случаях это допущение не является грубым, на­ пример для крылатых, маневренных ракет закон изменения ско­ рости по времени мало зависит от начальных условий движения и для заданной ракеты при типовых условиях ее применения мо­ жет считаться известным и неизменным.

Второе условие состоит в том, что система управления счи­ тается идеальной, в силу чего принятый метод наведения выпол­ няется идеально точно. Это позволяет, как уже упоминалось вы­ ше, не принимать во внимание уравнения динамики системы на­ ведения и летательного аппарата.

Такие предположения позволяют рассматривать полет лета­ тельного аппарата как движение материальной точки, подчинен­ ное некоторым идеальным связям. Это в значительной степени упрощает исследование свойств метода наведения, так как для расчета соответствующих данному методу наведения траекторий

372


приходится решать только кинематические уравнения движения с добавлением к ним уравнений идеальных связей, т. е. уравне­ ний метода наведения. По этой причине такой метод исследова­ ния называется кинематическим, а сам метод наведения при та­ ком подходе можно определить как способ задания кинематиче­ ских траекторий.

Кинематические уравнения движения летательного аппарата можно решать численно, графически и аналитически. Графиче­ ское решение довольно несложно и наглядно, но дает невысокую точность. Численное и графическое решения позволяют найти траектории для любых случаев полета. Однако полученные при этом результаты всегда являются частными.

Аналитические решения удается получить только при определеннных допущениях. Основными из них являются допущения о постоянстве скоростей летательного аппарата и цели и о прямо­ линейном полете цели. Хотя такие случаи на практике почти не встречаются, аналитические решения представляют опреде­ ленный интерес, так как позволяют выяснить некоторые общие свойства методов наведения.

Предположение о том, что скорость летательного аппарата яв­ ляется постоянной, позволяет существенно упростить расчет тра­ екторий, однако грубость этого предположения можно оценить только после анализа конкретного закона изменения скорости по времени. Во всяком случае для сравнительного анализа различ­ ных методов наведения такое допущение может быть принято.

Основная цель кинематического исследования заключается в определении формы траекторий, в определении потребных пере­ грузок, времени полета летательного аппарата до цели и некото­ рых других характеристик, которые необходимо знать как при проектировании летательного аппарата, так и системы наведе­ ния. Кинематический метод позволяет сравнительно просто, во многих случаях в общем виде, исследовать свойства траекторий, определить потребные перегрузки, произвести сравнительный анализ различных методов наведения между собой.

Рассмотрим теперь применение кинематического метода ана­ лиза для определения основных свойств траекторий при различ­ ных методах наведения.

§ 2. МЕТОДЫ ТЕЛЕНАВЕДЕНИЯ

Те особенности траекторий полета, которые определяются методом наведения, нагляднее всего могут быть выявлены, если воспользоваться кинематическим методом анализа. Для упро­ щения исследования условимся, что движения летательного ап­ парата, цели и носителя происходят все время в одной и той же плоскости, т. е. плоскость сближения занимает некоторое неиз­ менное положение в пространстве. В этом случае траектории ле­ тательного аппарата будут представлять собой плоские кривые.

373


При кинематическом исследовании движения летательного

аппарата мы можем не

связывать направление

земных

осей

Ох з уз £з с направлением

силы тяжести. Выберем

эти оси

так,

чтобы кинематические уравнения максимально упростились; ось

Оу з расположим в плоскости движения. Тогда

получим XF =

= Чгц = ‘Ф‘н = 0 и х= 0. Кинематические уравнения

(2.74) движе­

ния аппарата относительно носителя примут теперь такой вид:

---- = V cos (cs— Ѳ)— Ѵнcos (ср— Ѳн), dt

(9.2)

г ІТ = _ l/s in ( c p - e ) + l/Hsin (<р-ѳн). dt

В плоском движении на направление вектора скорости аппа­

рата требуется

наложить только одну связь. Поэтому, добавив

к уравнениям

(9.2) уравнение идеальной связи еі = 0, получим

замкнутую систему уравнений с тремя неизвестными (г, ф, Ѳ). Для упрощения кинематических уравнений движения будем

направлять ось Охз параллельно вектору скорости носителя. Тогда получим Ѳн= 0.

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ТЕЛЕНАВЕДЕНИЯ

Все методы теленаведения, определяющие взаимное распо­ ложение трех точек— цель, летательный аппарат и командный пункт, т. е. трехточечные методы, можно разделить на две груп­ пы. К первой группе относится метод наведения, для которого

■кинематическая

траектория определяется

заданием условия

Дф= 0 (см. рис.

2.20) или эквивалентного

ему условия ф= фц.

Так как в этом случае для точного выполнения условия наведе­ ния летательный аппарат должен всегда находиться на прямой PC, на линии командный пункт — цель, то этот метод называют

методомсовмещения.

Метод совмещения для своей реализации требует измерения только угловых координат летательного аппарата и цели ф и фц, так как для определения ошибки наведения е= фц—ф доста­ точно измерять только эти координаты. Но исследование траек­ торий полета, характерных для этого метода наведения, показы­ вает, что эти траектории сильно искривлены и для движения по ним летательный аппарат должен обладать относительно боль­ шими располагаемыми перегрузками. Кроме того, как будет вид­ но из дальнейшего изложения, при наведении летательного аппа­ рата по траекториям с большой кривизной могут иметь место большие динамические ошибки наведения.

Для спрямления траекторий и уменьшения указанных оши­ бок летательный аппарат можно наводить в упрежденную точку. Таким образом, ко второй группе методов теленаведения отно­ сятся так называемые методы теленаведения с упреждением.

374


Рис. 9.1. Наведение в истин­ ную точку встречи

Для того чтобы пояснить понятие упрежденной точки, рас­ смотрим идеализированный пример. Предположим, что закон движения цели точно известен или, другими словами, известна траектория цели и положение цели на траектории в любой мо­ мент времени. Предположим также, что известен закон измене­ ния скорости ракеты по времени. Тогда, построив прямолинейную траекторию ракеты, можно разметить на ней последовательные положения ракеты в любой момент времени. Очевидно, в этом случае (рис. 9.1) на траектории цели всегда можно найти такую точку, время движения до которой у цели и ракеты будет одним и тем же. Эта точка и будет упрежденной точкой встречи. На рис. 9.1 указаны последовательные положения раке­ ты и цели в одни и те же моменты времени, причем точкой встречи яв­

ляется точка Os.

Задача, связанная с определени­ ем упрежденной точки, может -быть решена или аналитически, или гра­ фически в зависимости от способа задания закона движения цели и ле­ тательного аппарата. Но на самом

деле закон движения цели никогда не бывает известен и можно только строить -более или менее обоснованные предположения о ее будущем движении. Поэтому при определении положения упрежденной точки задаются'' гипотезой о характере движения цели. В простейшем случае можно предположить, что цель летит по прямой с постоянной скоростью. Более сложным -будет пред­ положение о движении цели с постоянным нормальным ускоре­ нием и т. д.

Конечно, нетрудно задаться самой сложной гипотезой о дви­ жении цели, но для вычисления положения упрежденной точки в соответствии с принятой гипотезой необходимо знать текущие и прошлые значения параметров движения цели — ее координат и производных от координат. Причем, чем более сложной гипо­ тезой задаются, тем более высоких порядков производные от координат цели необходимо знать. Но так как координаты цели всегда определяются с ошибками, носящими случайный харак­ тер, то с еще большими ошибками будут определяться их про­ изводные— скорости, ускорения и т. д. Исходя из этого, на практике не идут дальше определения первых производных от координат, поэтому положение упрежденной точки определяют, исходя из простейших гипотез о движении цели.

Решение самой задачи определения местоположения упреж­ денной точки производится аналогично тому, как это делается при стрельбе обычной зенитной артиллерии с помощью специаль­ ного счетно-решающего прибора. Существенное различие, которое

375


имеет здесь место, состоит в том, что при стрельбе артиллерий­ скими снарядами упрежденная точка встречи рассчитывается только один раз — непосредственно перед выстрелом, а при стрельбе управляемыми ракетами положение упрежденной точ­ ки непрерывно перерассчитывается с учетом параметров движе­ ния дели и ракеты. Соответственно движением ракеты управляют так, чтобы она все время направлялась в эту текущую («мгно­ венную», прогнозируемую) упрежденную точку встречи.

Всвязи с тем, что истинный закон движения цели не известен

иизмерения необходимых координат выполняются с ошибками, положение текущей упрежденной точки не остается постоянным,

иона перемещается в пространстве. Если учесть, что летатель­ ный аппарат всегда стремятся направить в упрежденную точку, опять можно говорить о методе совмещения, но только теперь необходимо удерживать летательный аппарат на прямой, прохо­ дящей через пункт управления и упрежденную точку. Так как уп­ режденная точка даже при использовании простейших гипотез о движении цели перемещается в большинстве случаев медленнее, чем цель, то траектория летательного аппарата спрямляется. Это в свою очередь приводит к уменьшению потребных перегрузок и динамических ошибок наведения.

Следует иметь в виду, что наведение в упрежденную точку встречи усложняет станцию наведения. Это связано с тем, что нужен более сложный счетно-решающий прибор, вырабатываю­ щий команды для управления нормальными перегрузками или для наведения луча. Кроме того, угловые координаты летатель­ ного аппарата и цели здесь не совпадают, как это имеет место при использовании метода совмещения, а различаются на вели­ чину углового упреждения Дф= фц- ф (см. рис. 2.20). Угол уп­ реждения Дф может быть особенно велик в начале наведения. Это требует применения на станции наведения двух устройств для измерения координат, например, двух радиолокаторов, из которых один следит за целью, а другой за летательным аппа­ ратом.

Очевидно, что в процессе наведения при сближении летатель­ ного аппарата с целью угол упреждения Дф постепенно умень­ шается и в момент встречи аппарата с целью становится равным нулю, так как в этот момент фц=ф. Такой метод теленаведения называют иногда методом «углового сближения».

Можно задавать различные законы или программы изменения угла упреждения, получая при этом различные методы наведе­ ния с упреждением. Анализируя эти законы совместно с кинема­ тическими уравнениями, можно выбирать параметры этих зако­ нов так, чтобы получить траектории, удовлетворяющие какимлибо заданным особым требованиям, например, требованию ми­ нимальных потребных перегрузок, требованию минимального от­ клонения от баллистической траектории свободного падения И т. д.

376