Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если задано предельное значение угла

атаки а = а т , то можно

подсчи­

тать то минимальное

расстояние r = r m in,

на

которое летательный

аппарат

может

подойти к дели

без -нарушения закона

наведения. Если принять, что

гmm^

г0> то тогда

 

 

 

 

го г0а0 ТіѴ

г тіп

o.m е

В рассматриваемом случае нельзя в общем виде записать и уравнение траектории, так как

Го Го

г

= То + а0 г0е

(9 .2 3 )

ч

 

г

 

а последний интеграл через элементарные функции не выражается. Однако при

 

г

 

 

 

 

 

малых г%когда

Т у '

1 ,

траектория

по форме приближается к гипер­

е

болической спирали

+

аогое

 

 

~ ] -

 

V ~

Т ,Ѵ

( ~ г

В случае, когда

Ец=т^0,

траектории

становятся

еще более искривленными и

гmin увеличивается.

 

 

 

 

 

Из этого приближенного анализа следует, что траектории наведения с постоянным и, в частности, нулевым углом пелен­ га цели для своего осуществления требуют весьма больших нормальных перегрузок. В результате зоны возможных атак по­ лучаются очень ограниченными. Метод прямого наведения, ха­ рактеризующийся законом £=0, удобно применять при малых скоростях цели и летательного аппарата при условии, что на­ чальная дальность Го достаточно велика.

3.3. МЕТОД ПОГОНИ

Метод погони заключается в том, что вектор скорости лета­ тельного аппарата непрерывно направлен на цель (рис. 9.11). Очевидно, что при наведении этим методом касательная к тра­ ектории совпадает с линией визирования цели (Ѳ=де) и угол упреждения все время равен нулю:

еі = г) = 0.

(9.24)

Используя эту связь, легко найти кинематическую траекторию летательного аппарата в земной системе координат.

Наиболее просто и наглядно выполняется построение кине­ матической траектории графическим способом.

Для построения кинематической траектории скорость аппа­ рата V{t) и движение цели [Гц(0; ѲЦЩ] должны быть заданы. Отметим на траектории цели различные ее положения С, Сь

391


С2)... через некоторые равные промежутки времени Аt (рис. 9.12). Положим для простоты Д(=1. Пусть точки О и С определяют положение летательного аппарата и цели в начальный момент времени і = 0. Так как вектор скорости летательного аппарата все время направлен на цель, то в первую секунду летательный аппарат движется приблизительно по направлению ОСх и прохо­ дит путь ООи численно равный У(0). В следующую секунду ле­ тательный аппарат движется примерно по линии ОхС2 и проходит путь 0 ]0 2, равный Ѵ(1), и т. д.

Кинематическая траектория полета при наведении методом погони называется обычно кривой погони.

Рис. 9.11. Схема наведе­

 

ния методом

погони

 

 

Для выяснения основных свойств кривых погони исследуем кинематиче­

ские уравнения ( 9 . 1 2 ) .

При

этом будем предполагать, что летательный аппа­

рат и цель

движутся в одной плоскости с постоянными скоростями, причем

траектория

цели является

прямолинейной. Так как

si = T] = 0 и Ѳ ц = 0, то

т)ц = ср = Ѳ и уравнения

(9 . 1 2 )

примут вид

 

 

 

dr

=

V u cos <? — V ,

 

 

 

dt

(9.25)

 

 

d<f

 

 

 

 

 

 

 

r ~dt

— Ѵц sin <?.

 

Интегрирование этой системы весьма просто. Разделив первое уравнение

на второе, получим

 

 

 

 

 

 

dr

 

— cos <р

 

 

 

 

d<f>.

(9.26)

 

 

г

 

 

 

 

sin 9

 

392


Обозначив отношение скорости летательного аппарата

к скорости цели че­

рез р\

 

P = Z - ’

(9.27)

У ц

 

ипроинтегрировав уравнение (9.26), найдем

,(sin f f - 1

 

r =

А ---------------------- ,

(9.28)

 

 

(1 +

COS ср)Р

 

где А — постоянная

интегрирования, определяемая начальными

условиями:

в начальный момент времени г=г0 и ф= ф0. Следовательно,

 

 

 

(1 +

cos f 0)p

(9.29)

 

 

(sin <Ро)p_1

 

 

 

Уравнение (9.28)

определяет

относительное .движение летательного аппа­

рата и цели. Это движение можно себе представить, если сообщить системе «летательный аппарат — цель» скорость, равную по величине скорости цели Ѵц, но противоположно направленную. Тогда цель станет неподвижной, а ле­ тательный аппарат будет совершать отно­ сительное движение по траектории, которую можно построить, отложив из точки С ра­

диус-вектор

г под углом ф к

вектору

Ѵц

 

 

 

(рис. 9.13).

 

решение

охватывает

все

 

 

 

Полученное

 

 

 

траектории, за исключением двух особых.

 

 

 

Пусть

летательный

аппарат

в

некоторый

 

 

 

начальный

момент

времени

находится

на

 

 

 

траектории

цели, позади

или

впереди

нее

 

 

 

( ф о = 0

и ф о = 1 8 0 ° ) .

Тогда траекториями

ап­

 

 

 

парата

будут

прямые, проходящие

через

 

 

 

цель и определяемые уравнениями:

 

 

 

 

 

а)

ф = 0, т. е. аппарат движется точно в

 

 

 

хвост цели;

 

т. е. аппарат

движется

точ­

 

 

 

б)

ф = 1 8 0 ° ,

Рис. 9.13. Схема движе­

но навстречу цели.

траектории

удовлетво­

Эти уравнения

ния

летательного

аппа­

ряют второму

уравнению

системы

(9.25),

рата

относительно

цели

однако в формуле (9.28) мы получаем не­

 

 

 

определенность

(вида 0 -°°

в первом случае

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и вида — во втором).

Указанные две траектории являются единственно возможными прямоли­ нейными траекториями при наведении методом погони. Действительно, из вто­

рого уравнения системы (9.25) следует, что

условие прямолинейности траек­

тории Ѳ = ф = 0

выполняется только при ф = 0

и ф = = 1 8 0 о.

Из (9.28)

следует, что прямое попадание в цель при любых начальных

условиях возможно только при р> 1, т. е. когда скорость летательного аппа­ рата больше скорости цели.

Выясним свойства криволинейных траекторий погони в окрестности цели

при р > 1. Из уравнения траектории (9.28)

следует, что при г-*-0

ф - Я ) . Условие

<р—Я) означает, что:

 

как он зайдет

а)

летательный аппарат настигает цель лишь после того,

в хвост цели;

аппарата касательна

к траектории

б)

при этом траектория летательного

цели.

Характер траекторий летательного аппарата в относительном движении показан на рис. 9Л4. Эти траектории получены построением кривых г(ф)

393


по уравнению (9.28). Как следует из этого уравнения, все кривые являются подобными с центром подобия в точке С. Это значит, что все кривые семей­ ства траекторий, за исключением двух прямолинейных, можно получить из какой-либо одной, например из кривой, соответствующей А = 1, увеличением г для каждого ф в А раз (см. рис. 9.14).

Таким образом, прямолинейная траектория летательного аппарата воз­ можна только при движении его точно навстречу цели или точно в хвост цели.

В этом случае ф=0

или л

и поэтому ф= 0, т. е. линия визироівания цели в про­

цессе наведения не вращается, и траектория

действительно будет прямой

линией. Все остальные траектории сходятся

к точке «цель» только при ф->-Р

и то

при условии,

что

р> 1

(см.

рис.

9.14).

Это означает,

что

для

прямого попадания

летательного

аппарата

в

цель

необходимо,

чтобы

ско­

рость

аппарата превышала скорость

цели

и,

кроме того, такое

попадание

будет возможно только после того, как летательный аппарат зайдет в хвост цели.

Рис. 9.14. Траектории относительного движения летательного ап­ парата при наведении методом погони (р = 2)

Это свойство траекторий позволяет заключить, что одна из двух возмож­ ных прямолинейных траекторий, а именно, располагающаяся в передней полу­ сфере, когда ф= я, будет неустойчива, т. е. при небольших отклонениях лета­ тельного аппарата от нее угол ф начнет монотонно изменяться до тех пор, пока не примет значения, равного нулю.

При исследовании любого метода наведения значительный интерес пред­ ставляет оценка потребных нормальных перегрузок. Нетрудно оценить пере­ грузки, потребные для движения по кривой погони, если сохранить условия, принятые выше.

Нормальные перегрузки летательного аппарата можно приближенно вы­ числить по формуле

V d&

если пренебречь нормальной перегрузкой, необходимой для преодоления силы тяжести.

Вычислим сначала угловую скорость касательной к траектории, подставив выражение (9.28) во второе уравнение системы (9.25). Тогда, учитывая, что Ф = Ѳ, получим

d&

Ѵц

(1 + cos <?)р

(9 .30)

dt

A

(sin<f)p~ 2

Большой интерес представляют значения Ѳ в момент встречи аппарата с целью и максимальные значения Ѳ для различных значений р.

394


Когда летательный аппарат настигает цель, ф->0 и необходимо найти предел выражения (9.30). Этот предел зависит от отношения скоростей лета­ тельного аппарата и цели:

при

1 </> < 2 1im Ѳ =

0;

 

 

 

ср-»-О

4V„

 

при

р = 2

 

 

1ітѲ = ——-—;

 

 

 

ср—о

Л

 

при

р^> 2

11т Ѳ = — оо

 

 

 

Ср—*-0

 

 

Максимальное значение Ѳ также зависит от р. Можно показать, что при

2

угловая скорость Ѳ достигает максимального значения по абсолютной вели­ чине при встрече летательного аппарата с целью. Если же 1<р<2, то макси­ мальное значение угловой скорости по абсолютной величине получается при

Ф = arccos р/2. Это можно показать, беря первую и вторую производные по <р

р

от выражения (9.30) и решая уравнение dQjdip=0. Подставляя ф= arccos —

в выражение (9.30), получаем

I ® m a x

(9.31)

Таким образом, при р> 2 угловая скорость касательной к траектории Ѳ и нормальная перегрузка неограниченно возрастают при сближении летатель­ ного аппарата с целью. Так как максимальная нормальная перегрузка аппара­ та ограничена значением располагаемой перегрузки, летательный аппарат сойдет с кривой погони и будет двигаться по дуге окружности с угловой ско­

ростью касательной к траектории, равной g_Я р а с п . В этом случае прямое по­

V

падание в цель невозможно.

Для того чтобы можно было получить прямое попадание летательного аппарата в цель при наведении методом погони, скорость аппарата следует органичить пределами

Ѵ ц < Ѵ < 2 Ѵ ц.

(9.32)

Если это условие выполнено, угловая скорость касательной к траектории сна­

чала

возрастает,

достигает

максимума при

ф= arccos р/2, а затем убывает до

нуля при ф-*-0 (рис. 9.15).

 

 

 

лета

Из формулы

(9.31) видно, что

|Ѳт ах|

зависит от начальных условий по­

г0 и фо. Если в (9.31)

подставить выражение (9.29), то получим

 

I ® т а х

Vq

(sinyoK

1

(9.33)

 

/0

(1 + COS сро)^

 

 

 

Отсюда можно определить область допустимых начальных условий г0 и фоРазрешив (9.33) относительно г0, получим

(sin<fo)p 1

(9.34)

(1 + cos <Ро

Отсюда следует, что при заданных ]Ѳщах|, Ѵц и р граница области допу­ стимых начальных условий представляет собой одну из кривых погони. На рис. 9.16 изображена кривая погони, для которой максимальная угловая

395