Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скорость касательной к траектории равна предельно возможной скорости, рав-

. S

НОИ у. П расп .

Поскольку меньшим значением г0 соответствуют большие значения | Ѳ т а х | и кривые погони не пересекают друг друга, то можно утверждать, что у траек­

торий, находящихся в

заштрихованной зоне,

максимальная угловая скорость

 

 

 

 

 

 

 

 

Т ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■P=Zr1

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p -2 \s

 

 

 

 

 

 

 

і

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

/

 

 

 

 

 

 

/

 

р <

5

 

 

 

 

 

'

/

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

arc

 

 

I

 

 

 

 

 

nQS 0

 

180

160

140

120

100 90 80

60

 

40

20

Рис. 9.15. Угловая скорость касательной к тра­У>°

ектории

при

наведении методом погони

касательной к траектории больше предельно возможной. Следовательно, за­ штрихованная зона является зоной запрещенных начальных условий г0 и фо, при которых невозможно прямое попадание в цель *.

Поскольку нормальная перегрузка примерно пропорциональна угловой скорости касательной к траектории, то все сказанное относительно предель­

ных и максимальных значений Ѳ легко распространить и на нормальные перегрузки.

Рис. 9.16. Область допустимых начальных условий г0 и фо при на­ ведении методом погони (зона запрещенных начальных условий заштрихована)

В заключение отметим основные недостатки наведения лета­ тельных аппаратов методом погони, обнаруживаемые уже при простейшем анализе кинематических уравнений.

* Необходимо заметить, что поражение цели возможно и при отсутствии прямого попадания, так как для поражения цели достаточно, чтобы^ снаряд попал в сферу, радиус которой определяется эффективностью боевой части-

396


Рис. 9.17. Схема наведения с постоянным углом упреж­ дения

Прежде всего, недостатком метода является то, что возмож­ ны только две прямолинейные траектории, причем они ориенти­ рованы относительно цели определенным образом. Если началь­ ные условия не соответствуют полету точно навстречу и точно в хвост цели, то траектории летательного аппарата получаются криволинейными. В этом случае при начале полета в передней полусфере цели потребные перегрузки в районе цели, как прави­ ло, велики, что приводит к появле­ нию в передней полусфере большой зоны, откуда практически невозмож­ но осуществлять наведение.

Из уравнения (9.30) следует, что нормальное ускорение пропорцио­ нально произведению скоростей ле­ тательного аппарата и цели. Поэто­ му для уменьшения расстояния до цели, на котором перегрузка дости­ гает предельного значения, необхо­ димо, чтобы это произведение было бы достаточно малым. Таким обра­ зом, метод погони наиболее пригоден в случае, когда скорость цели имеет небольшое значение. При больших значениях произведения скоростей цели и летательного аппарата метод погони пригоден только для атак в

задней полусфере цели, так как в этом случае траектории харак теризуются малыми значениями нормальных ускорений.

3.4. НАВЕДЕНИЕ С ПОСТОЯННЫМ УГЛОМ УПРЕЖДЕНИЯ

Метод наведения с постоянным углом упреждения можно рас­ сматривать, как обобщение метода погони. Применение наведе­ ния с постоянным г) позволяет получить движение летательного аппарата наперерез цели (рис. 9.17).

Уравнения движения. Уравнение идеальной связи имеет вид

£і = т1 ^ - т1= 0,

(9.35)

где r|* = const#0 — заданное значение угла упреждения.

Как и в предыдущем случае, ось Охо направим

параллельно

вектору скорости цели (см. рис. 9.17). Кинематические уравнения движения получим из общих уравнений (9.12), положив в них Ѳц=0:

— = Ѵ„ cos cp — V cos л; л ц ‘

(9.36)

r— = — V a sin cp 4-1/ sin ii. dt

397


Эти же уравнения можно получить непосредственно, пользуясь рис. 9.17. В записанных уравнениях содержатся две неизвестные: г и ф. Геометрическое соотношение

0 = — Л

(9.37)

можно использовать для определения угла Ѳ.

Уравнение траектории. Разделив первое уравнение системы (9.36) на второе, получим дифференциальное уравнение траекто­ рии относительного движения летательного аппарата и цели:

d - L =

c o s y - p e c s ? )

d

( 9 3 8

Г— sin <р + Р sin 1)

где р = Ѵ / Ѵ ц .

 

'

принципиаль­

Интегрирование уравнения (9.38) не вызывает

ных трудностей, но несколько громоздко, поэтому

мы

отсылаем

интересующегося читателя

к литературе (см.,

например, [18]).

Сохранив принятые выше

условия исследования

(Р = const,

Гц= const,

Ѳц= 0), как и о предыдущем случае, можно получить в общем виде уравне­ ние семейства траекторий, которые иногда называют обобщенными кривыми погани:

 

. = А

[sin У! — sin у] '1-ft2

− 1

 

 

 

 

[1 + cos о? + <pi)]V i —b2

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

a = p cos T,;

b = p

sin T,; <pj =

arcsin

6;

 

A — произвольная постоянная,

которую легко

найти,

положив г= г0,

cp = (fo-

Это уравнение определяет семейство

траекторий

относительного движения

летательного

аппарата. Отметим, что

при p |s in r ||> l

(при больших

углах

упреждения)

прямолинейных траекторий быть не может, относительные траек­

тории полета представляют собой спирали, описывающие вокруг цели беско­ нечное число витков. Поскольку кривизна траекторий велика и неограниченно возрастает по мере сближения с целью, этот случай не имеет практического значения.

Свойства

траекторий

при малых углах упреждения, когда

р I sin г| I < 1,

рассмотрим,

пользуясь уравнениями (9.36).

Прежде всего выясним направление возможных прямолиней­

ных траекторий. Так как

условием прямолинейного полета яв­

ляется 0 = const, то из второго уравнения (9.36), используя (9.37), найдем, что прямолинейные траектории удовлетворяют условию

sin ср=р sin г).

(9.39)

Отсюда видно, что прямолинейные траектории

могут существо-

398


вать только при р | sin д |

1. Когда р | sin г) | < 1, уравнение (9.39)

определяет две прямолинейные траектории:

 

срх =

arcsin (/? sin Л);

(9.40а)

ср2=

180 — arcsin sin ті),

(9.406)

изображенные на рис. 9.18 для случая г]>0.

Рис. 9.Р8. Траектории относительного движения летательного аппарата при наведении с постоянным углом упреждения

Для заданного угла упреждения т) имеем две прямолинейные траектории, ориентированные под углами фі и ф2.

Характер криволинейных траекторий можно выяснить с по­ мощью второго уравнения (9.36), которое запишем в виде

— = — (/? sin л — sin ср).

(9.41)

dt г

 

Рассмотрим сначала случай г]>0. У траекторий, начинающих­ ся внутри незаштрихованного сектора, фі'<ф<ф2 и, как следует

из уравнения (9.41), ф<0. Следовательно, по мере приближения летательного аппарата к дели угол ср уменьшается и в пределе (при г->-0) стремится к углу фі. Основываясь на этом свойстве, можно представить общий характер траекторий, как это и сде­ лано на рис. 9.18.

У траекторий, начинающихся в заштрихованном секторе

2< ф < 180°, —180°<ф<фі), ф> 0 и угол ф с течением времени возрастает (радиус-вектор г вращается против часовой стрел­ ки), стремясь в пределе к углу фі.

399


Как видно, все криволинейные траектории приходят к цели в ее задней полусфере, касаясь прямой ср = фі (см. рис. 9.18). Толь­ ко-одна траектория, а именно — прямая ф= фг подходит к цели в передней полусфере.

Как и в методе погони, прямолинейная траектория, распола­ гающаяся в передней полусфере, неустойчива. Это означает, что при отклонении летательного аппарата от прямолинейной траек­ тории, определяемой углом фг, угол ф начнет изменяться до тех

пор, пока не примет значения, равного фь

что

произойдет при

Когда /?| sin г) | = 1, получаем только

одну

прямолинейную

траекторию ф= 90°. Характер криволинейных траекторий в этом

случае

можно представить, если учесть, что

при увеличении

/?I sin rj I

прямые ф=фі и ф= ф2 поворачиваются

навстречу друг

другу и при р I sin г] I = 1 сливаются в одну прямую ф= 90°.

Можно показать (см., например, [18]), что время полета ко­

нечно (т. е. летательный аппарат при любых г0

и фо настигает

цель) лишь при р> 1, причем т]<90о. (Последнее можно устано­ вить, используя неравенство р | sin т] | ^ 1).

Таким образом, из приведенного простейшего анализа можно сделать следующие выводы:

а) прямое попадание в цель происходит в ее задней полусфе­ ре при условии Ѵ>ѴЦ, при этом т)<90° и ф-мрі = arcsin (р sinт)); б) при любом начальном значении угла ф0, выбрав угол уп­

реждения по формуле

(9. 42)

можно получить прямолинейную траекторию.

Случай т)<0 особого анализа не требует, поскольку значения Фі и фг теперь отрицательны и мы получаем зеркальное отобра­ жение картины, изображенной на рис. 9.18. Например, изменив в точке В знак угла т] на противоположный, вместо траектории ВС получим траекторию, являющуюся зеркальным отображени­ ем траектории В'С. Другими словами, изменение знака угла т) на отрицательный эквивалентно переходу летательного аппарата с неизменным углом г) из правой полусферы (по отношению к движению цели) в левую, находящуюся в заштрихованной обла­ сти, например из точки В в точку В'. Как видно из рис. 9.18, и то и другое приводит к увеличению времени полета до встречи с целью.

Угловая скорость касательной к траектории может быть найдена из урав­ нения (9.41) и уравнения траектории г(ф), если учесть, что r|=const, откуда

следует Ѳ= ф. Как

и для метода погони,

при

условиях K=const,

F4 =eonst,

0 a=const .нетрудно

получить выражение

для

оценки нормальных

потребных

перегрузок.

 

 

 

 

400