Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получать за счет выбора коэффициента k траектории со свой­ ствами, промежуточными между свойствами кривых погони и свойствами траекторий параллельного сближения. В частности, по мере увеличения коэффициента пропорциональности k линия визирования цели вращается медленнее и при k = oo она переме­ щается параллельно самой себе при любых начальных услови­ ях. Соответственно с увеличением коэффициента k траектории наведения все менее и менее отличаются от прямолинейных, а потребные нормальные перегрузки уменьшаются.

Аналитическое исследование траекторий пропорционального сближения может быть проведено только для £ = 2. Мы имеем следующую сиетему кине­ матических уравнений с неизвестными г, ф, тр

dr

\

----- =

Vu cos 9 V cos т);

dt

 

dip

r ——= — V V in y + F sin T J ; dt i, I

* ь Г (1_ 4)А

= о:

dt

dt

 

Для случая k = 2:

^ L

+ ^ - = o

dt

dt

 

или

 

co n st,

•>j + 9 =

E 0 =

(9.63)

(9.64)

(9.65)

где go — постоянная интегрирования, определяемая начальными условиями:

 

го = т]0 +

То = %+

2і}0.

 

 

 

 

(9.66)

Система уравнений движения принимает теперь вид

 

 

 

 

 

dr

Ѵц cos (е0 TJ)

V cos Т|5

 

 

 

 

(9.67)

=

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dr/

у ц sin (Eg — rj) — V sin Tj.

 

 

 

 

(9. 68)

Г ----- =

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделив первое уравнение на второе и произведя элементарные преоб­

разования, получим дифференциальное уравнение траектории

для

k = 2:

dr

COS E g )

COS 1)— sin Eg -Sin 1)

d-q.

 

 

(9.69)

r

(p +

COS E g )

sin 7] — sin E g COS 7]

 

 

 

 

 

 

 

После интегрирования этого уравнения (см. [18]) имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

р*-і

2jO(Tj0—7])sine0

p Sin 7] -j- sin (~)J -—■E g

~|pa+2/)Coss0 + l

p»+

2pC0se0

+ l

ro\ P sin 1 ) 0

+ Sin (Yjg - гд)

J

 

 

 

(9.70)

 

 

eo)

1

 

 

 

 

 

 

Из уравнения (9.70) следует, что прямое попадание в цель (г=0) воз­ можно, если р > 1. При этом в момент встречи с целью угол упреждения т]*

405


д олж ен удовлетворять условию

 

Р sin Ijft— Sin (eg — Tjft) = 0

(9 .7 1 )

или

 

p sin 1)k — Sin <pft,

(9 .7 2 )

где ф;, и г)ь — значения углов в момент встречи с целью.

Это значит, что при встрече с целью угол упреждения г)ft имеет значение, которое обеспечивает прямолинейный полет с г]= г|л для начального значения

фО= фАУгловую скорость касательной к траектории найдем, используя (9.60),

(9.64), (9.68) и (9.70):

<7Ѳ

 

 

 

2(pcose0+l)

2р(чі—7j0) sin e0

 

= 2 *L .

2 ( * L ) ( л )

P ‘~l

e

---- р .-іш -

.

(9.73)

dt

 

 

p

dt

\ dt

Jo Vr0 )

 

 

 

 

 

 

Отсюда видно, что при r—yO и р>\

 

 

 

 

 

 

 

в

О,

если р cos е0 +

1 >

0;

 

 

 

 

Ѳ ->• оо,

если р cos е0 +

1 <

0.

 

 

 

Можно показать [18], что ©-»-const при р cos 8о+1 = 0.

Таким образом, нормальная перегрузка при сближении с целью остается

ограниченной, если

 

 

Р

COS Eg > — 1.

(9.74)

Неравенство (9.74) выполняется

при любых значениях

р, если —90о< в 0<90°,

что соответствует примерно атаке в задней полусфере. Для выполнения ус­ ловия (9.74), в том случае, когда 90°<е0<270°, отношение скоростей р необ­ ходимо ограничивать сверху:

 

1

Р <

(9 .7 5 )

I COS Eg I

С помощью выражения (9.73) можно установить важные свойства траекторий пропорционального сближения.

Пусть начальное значение угла упреждения выбрано так, что он равен значению, определяющему прямолинейную траекто­ рию:

 

і)0 = arcsin

sin cp0j .

 

.

(9.76)

Тогда (ф)о = 0 и, как следует из выражения

(9.73), Ѳ= 0, т. е.

полет

будет прямолинейным с

постоянным

углом

 

упрежде­

ния Т)д.

 

 

 

 

 

Если же начальные условия г|о и <р0 не соответствуют прямо­

линейному полету, то углы ц и ф

монотонно изменяются и в мо­

мент встречи с целью принимают значения г)^ и ср^,

 

соответст­

вующие

прямолинейной траектории ф= cpfe. При этом

 

криволи­

нейная траектория пропорционального сближения касается пря­ мой. ф=]фй, поскольку ф—>0 при г->0. Следовательно, вблизи

406


цели траектории пропорционального сближения приближаются к прямолинейным траекториям.

При пропорциональном сближении начальный угол упреж­ дения цо может быть выбран таким образом, чтобы направление линии визирования цели мало изменялось в процессе наведения. Как следует из выражения (9.65), при k = 2 изменение угла ср за время полета равно по величине изменению угла упреждения:

(6*

Ло)-

(9.77)

Пусть начальный угол упреждения ц0 выбран близким к зна­

чению T)fc. Тогда в соответствии с (9.77)

будет мало и изменение

угла ф. С увеличением коэффициента k изменение угла ф стано­ вится еще меньше [см. (9.62)].

При пропорциональном сближении также существуют устой­ чивые и неустойчивые прямолинейные траектории. Все другие (криволинейные) траектории располагаются в секторах, заклю­ ченных между устойчивыми и неустойчивыми прямолинейными траекториями, причем эти траектории стремятся отойти от не­ устойчивых траекторий и слиться с устойчивыми. По существу, здесь наблюдается та же качественная картина, как и при наве­ дении по кривым погони с той лишь разницей, что угол между соседними устойчивой и неустойчивой прямолинейными траек­ ториями здесь меньше, чем в случае наведения по кривым пого­ ни. Этот угол тем меньше, чем больше коэффициент пропорцио­ нальности k в уравнении связи. Поэтому траектории при про­ порциональном наведении имеют меньшую кривизну по сравне­ нию с кривыми погони.

Все эти утверждения легко проверить [14]. Действительно, в нашем случае

условие прямолинейности траектории Ѳ=0 в соответствии с уравнением свя­ зи (9.59) эквивалентно условию

V sin т) — Ѵц sin (if — Ѳц) = 0.

Учитывая уравнение связи для метода пропорционального сближения

■Ц= + (1 к) (<р — То),

где г]о и фо отвечают некоторому начальному моменту движения, получим условие прямолинейности траектории в виде

V sin ho + ( l — £)<f — (1 — k)<f0\ — Ѵц sin (ip— Ѳц) = 0 .

Для упрощения анализа положим, как и прежде, что скорости летатель­ ного аппарата и цели постоянны и цель не маневрирует. Если начальное зна­ чение угла т|о определить из соотношения

V sin т)0 — Ѵц sin (tpo — Ѳцо) = 0,

то получим устойчивую прямолинейную, траекторию при условии, что коэф­ фициент k достаточно велик [см. (9.55)].

Представим теперь, что при неизменном начальном значении угла упреж­ дения Цо (соответствующем данному начальному значению ф0) наведение летательного аппарата начинается с некоторого другого значения угла ф°, не

407


равного фо. Для каждого значения угла ф° получим свою траекторию. Среди семейства всех возможных траекторий, отвечающих различным значениям Ф°, получим и несколько прямолинейных траекторий ф= фі° = сопз1:. Действи­ тельно, уравнение

V sin [і)0 + (1 — k) <f° + ( k — l)<pol — v a sin (f° — %o) = 0

(9.78)

имеет несколько решений относительно величины ф°, среди которых будет и исходное начальное значение ф0.

Эти решения можно определить, например, графически. Так, на рис. 9.20

приведено графическое

построение, определяющее

решение

уравнения

(9.78)

для случая, когда k = 3,

Ѳ цо= 0 и r]o+(ß—1)фо=сопзГ

Как

видно,^в

данном

случае имеются четыре

значения

угла ф°, равные

<Р],

92> Ъ

и ’fi' которым

соответствует движение

по прямолинейной траектории.

При

^этом

углам

у, и у4 соответствуют устойчивые

траектории, а углам

Уі и <р3 — неустой

чивые. Действительно, легко убедиться в том, что при отклонении от фг° в

сторону увеличения угла получим ф< 0 и появившееся отклонение будет стре­ миться исчезнуть. При отклонении от углов ф°і и ф°з получается обратная

Картина — знаки отклонения Дф и появляющейся

при этом

угловой скорости

Ф совпадают, поэтому появившееся отклонение

Дф будет

увеличиваться до

тех пор, пока траектория ракеты не сольется с

устойчивой прямолинейной

траекторией.

 

 

т

Рис.

9.20.

Графическое определе­

Рис.. 9.21 Траектории пропор­

ние

координат прямолинейных

ционального сближения

траекторий

при пропорциональном

 

 

 

сближении

 

На рис. 9.21 приведена схема траекторий пропорционального сближения, соответствующая рис. 9.20. На рис. 9.21 неустойчивые прямолинейные траек­ тории обозначены пунктирными прямыми.

Из рассмотренного

выше примера графического решения уравнения (9.78)

следует, что, когда £ =

п/2, где п ^ 2 — целое число, имеется (п2) прямоли­

нейных траекторий. При целом k половина этих траекторий будет устойчи­ выми, другая половина — неустойчивыми. При увеличении k секторы между устойчивыми и неустойчивыми траекториями будут сужаться, сами траекто­ рии будут спрямляться и в пределе при переходе к методу параллельного сближения (&->-оо) получим одни прямолинейные траектории (если V и Ѵц постоянны).

Таким образом, при пропорциональном сближении, если ко­ эффициент k достаточно велик, в процессе наведения угол мо­ жет изменяться незначительно. Это позволяет исследовать свой­ ства траекторий более детально, воспользовавшись линеариза­

408


цией кинематических уравнений [14]. Будем исходить из естест­ венного предположения о том, что опорной траекторией является прямолинейная устойчивая траектория, при движении по кото­

рой ср = 0.

Линеаризуем теперь кинематическое уравнение

лр= V sin (с р -Ѳ )-1 /ц sin (ср— Ѳц)

относительно этой траектории, параметры которой обозначим ин­ дексом «*». После линеаризации получим

г= H cos (cp* — Ѳ*) (Дер — ДѲ) —

Иц cos (cp* — ѲцJ (Дер— ДѲЦ).

Учитывая, что

?* = 0

и

 

 

V cos (ср* Ѳ*) Ѵц cos(cp* — Ѳц.)=

—Г*,

вводя обозначения

 

 

V — V cos (ср* — Ѳ*);

 

n „ = n u c o s ( c p * - 0 u J

 

и опуская индекс « *», получим

 

гДср-(-гДер =

— 1УДѲ—[—1/ЦДѲЦ,

(9.79)

причем

 

 

г =

Ѵ а - Ѵ .

 

Здесь, как и выше, рассмотрен для простоты случай, когда V и Ѵц постоянны. Так как для опорной траектории ф,, Ѳ* и Ѳц* — известные постоянные величины, то и V и Ѵц будут известными постоянными величинами. В этом случае расстояние г линейно

убывает по времени, т. е.

 

г==го + г*.

 

где г — известная постоянная величина.

необходимо добавить

К линеаризованному уравнению (9.79)

уравнение связи

 

дѲ = &Дср.

(9.80)

Соместное решение этих двух уравнений позволяет исследо­ вать основные качественные свойства траекторий пропорциональ­ ного сближения. Для решения к уравнениям необходимо доба­

409