Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вить начальные условия:

 

 

 

 

 

при t = 0

имее,м

д®^=Дср0;

дѲ = дѲ0;

г = г 0.

 

Исключая из уравнений

(9.79)

и (9.80)

величину АѲ, получим

 

 

 

гДТ + ( ^ + 2 г )Д т = Р цДѲц

(9.81)

с начальными условиями при ^ = 0

 

 

 

г =

г 0 ;

Д с р =

Д с р 0 ;

Д ? = Д с р о = ---------Л Ѳ 0 —

Д<Ро-

 

 

 

 

 

 

го

го

Последнее

соотношение следует из

уравнения

(9.79), если

в нем значения переменных и коэффициентов заменить их на­ чальными значениями.

Если

обозначить Дф= г/, то

уравнение (9.81)

сведется к ли­

нейному дифференциальному уравнению первого порядка,

ре­

шение которого записывается в квадратурах:

 

 

г/= ехр

kV + 2г dt\

2r

Л+Уо

 

где г/о=Лф0.

Предполагая, что АѲЦ— величина постоянная, и выполнив вы­ числения, получим

 

2— I V

 

.2—TV

J 1 — N

 

Чт)

Е ц А Ѳ ц

 

Г0

(9. 82)

у = Д < р = Дсро

 

(2 — N) г

r 2

— N

 

 

 

где

 

 

 

 

 

N = - k^ - = _ kV- .

 

 

(9.83)

Формула (9.82) получена в предположении, что маневр цели,

характеризующийся величиной ДѲЦ, начинается в момент време­ ни t = 0. Нетрудно составить соответствующее выражение для случая, когда маневр цели начинается в произвольный момент времени t = t0.

Первое слагаемое в этой формуле характеризует возмущен­ ное движение летательного аппарата, вызванное начальной ошибкой ДѲо (т. е. неправильным заданием начального значения угла упреждения т)о). Второе слагаемое характеризует отклоне­ ние летательного аппарата от прямолинейной траектории из-за маневра цели. (Напомним, что опорной траектории соответству­ ет прямолинейное движение цели).

410



Из выражения (9.82)

видно, что первое слагаемое стремится

к нулю при г - у О, если N >

2 , т. е.

2 (І+ Т „)

^V

При выполнении этого неравенства второе слагаемое стре­ мится к некоторой постоянной величине, равной

^цАѲц

(Vu- V ) ( 2 - N ) *

Используя соотношение

Ѵ В

kV

-

П у =

Ä S

Де р,

g

g

 

можно оценить нормальные перегрузки, которые должен разви­ вать летательный аппарат при пропорциональном сближении.

Если проинтегрировать уравнение (9.82), то можно найти изменение углов Д<р и Д0 в процессе наведения и тем самым оце­ нить допустимость линеаризации кинематических уравнений.

Из уравнения (9.82) следует, что чем больше параметр N (или пропорциональный ему коэффициент k), тем меньше угло­ вые скорости линии визирования цели в процессе наведения, тем ближе к прямолинейным получаются траектории. Однако более полный анализ свойств траекторий, проведенный с учетом дина­ мики системы наведения, показывает, что при чрезмерном увели­ чении этого параметра траектории вблизи цели приобретают неблагоприятный характер [14].

Весьма важным свойством метода пропорционального сбли­ жения является то, что характер траектории зависит не от пара­ метра k, входящего в уравнение связи (9.80), а от параметра N [см. (9.83)]. Поэтому если желательно сохранить неизменным характер траектории при наведении как в передней, так и в зад­ ней полусфере, необходимо изменять коэффициент пропорцио­ нальности k таким образом, чтобы величина параметра N оста­ валась неизменной. Отсюда следует [см. (9.83)], что при атаках в передней полусфере коэффициент k должен иметь большее зна­ чение, по сравнению со случаем_атаки в задней полусфере. Пусть

например, N = 3, F=1000

м/с; Пц=500

м/с. В этом случае при

атаке точно навстречу цели

 

 

k = N

2 1000 +

500

^ £

1000

— ’ ’

 

а при атаке в хвост

 

 

 

k 3

1000 — 500

1,5.

 

 

1000

 

 

 

 


С учетом этого обстоятельства желательно в системе наведе­ ния предусмотреть в зависимости от условий атаки переключение величины коэффициента пропорциональности k. Можно осуще­ ствить это и автоматически, если учесть, что закон пропорцио­ нального сближения можно записать и в такой форме;

Ѳ = = N ■— ^~ц- <р

или

VÖ — N \г I ср.

Очевидно,, в этом случае необходимо поддерживать пропор­ циональную связь между величиной нормального ускорения 7Ѳ и величиной ] гIф. По сравнению с исходным вариантом закона

наведения координатор цели, кроме величины <р, должен изме­ рять и скорость сближения | г \.

3.6. НАВЕДЕНИЕ В МГНОВЕННУЮ ТОЧКУ ВСТРЕЧИ —

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СБЛИЖЕНИЕ

Пусть летательный аппарат _и цель движутся равномерно и прямолинейно, т. е. F = const и Fu=const. Выберем угол упреж­ дения ц так, чтобы атакующий летательный аппарат при полете по прямой встретился с целью (рис. 9.22). Пусть В — точка встречи. Время движения цели и снаряда до встречи равно

 

 

t

СВ

OB

 

(9.84)

 

 

 

 

 

V

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

СВ

 

sin у]

 

sin 1]

(9. 85)

 

V

OB

Sin — Т)ц)

 

Sin Т)ц

Следовательно,

T L .

(9.86)

 

 

sin r\= —

sin

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

Через одну секунду летательный аппарат и цель будут зани-

мать положение Оі и Си но по-прежнему

 

 

 

 

 

К ц

СіВ

 

 

 

(9.87)

 

 

 

о хв '

 

 

Следовательно,

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

СВ

с хв

 

 

 

 

 

 

 

 

(9.88)

 

 

 

OB

Оф

 

 

 

 

 

 

 

 

т. е. С \01 и СО параллельны.

412


Таким образом, если цель и летательный аппарат движутся прямолинейно и равномерно, то для попадания летательного ап­ парата в цель нужно, чтобы линия визирования цели перемеща­ лась параллельно самой себе, т. е. <р = const.

Теперь предположим, что цель маневрирует, т. е. движется по кривой с переменной скоростью 1/ц(/), причем скорость летатель­ ного аппарата также переменна. Пусть, начиная с некоторого момента t„ (точка С на рис. 9.23), цель прекращает маневр и

Рис. 9.22.

Схема

прямолинейного

Рис. 9.23

К определению

полета в

точку

встречи с целью

мгновенной

точки встречи

движется далее

прямолинейно с постоянной скоростью Нц(^*).

Предположим, что, начиная с этого момента t*, летательный ап­ парат движется также прямолинейно с постоянной скоростью V (t*) в таком направлении, чтобы встретиться с целью. Точку, в которой должны встретиться летательный аппарат и цель, если бы, начиная с данного момента времени, они двигались прямо­ линейно и равномерно, будем называть мгновенной (или прогно­

зируемой)

точкой встречи. Направление движения летательного

аппарата

в мгновенную

точку встречи B(t*)

определится усло­

вием

 

 

~

 

s i m

i ^ H ^ L s i n ^ ^ ) .

(9.89)

Если цель маневрирует и скорость летательного аппарата из­ меняется, то каждому моменту времени t соответствует своя мгновенная точка встречи. Пусть при этом угол г) непрерывно меняется так, что в каждый момент времени t выполняется ус­ ловие

sin т]( / ) = ^ 1 sin % (/).

(9.90)

Тогда вектор скорости летательного аппарата V(t) будет в каждый момент времени направлен в мгновенную точку встречи. Такой метод наведения называется наведением в мгновенную точ-

413