Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но

Da= V aT;

D — V 0T-\-V ,

поэтому

t/ц sin <p — V Qsin Y j= _ — sin 7].

Если рассматривать время T как текущее время, оставшееся до момента встречи с целью, то в этом случае величина скорости характеризует текущее, «мгновенное» значение скорости ракеты. Поэтому, воспользовавшись уравнением

V sin 7] — 1/ц sin ср = лр;

получим

гср-|— — sin7] = 0.

(9.105)

Таким образом, при равноускоренном движении ракеты и точ­ ном соблюдении соотношения (9.105) в течение всего времени на­ ведения траектория ракеты будет прямолинейной.

Для реализации метода необходимо измерять г, ф, V, т|, вы­ числять Т и в соответствии с соотношением (9.105) назначать, например, угол упреждения. Из примера видно, что реализация метода представляет значительные технические трудности. Мож­ но упростить метод наведения, если, например, допуская погреш­ ность, предположить, что Г » —г/г. Тогда уравнение метода на­ ведения может быть записано в такой форме:

V

.

п

2г

sin 7j=

0.

 

 

 

В отличие от метода параллельного сближения здесь требуется равенство нулю не угловой скорости ср (т. е. постоянство угла ф),

а суммы ф и некоторой величины, пропорциональной продольно­ му ускорению летательного аппарата.

Аналогично можно составить уравнение метода наведения, если задаться, например, гипотезой о равномерном маневре цели, определив положение точки встречи исходя из предпоположения,

что V — const, 1/ц = const, Ѳц=Ѳц0 + Ѳ ц^, где Ѳц= const.

В этом случае получаются очень громоздкие соотношения, для использования которых на борту летательного аппарата потре­ буется иметь, кроме измерительных элементов, специальное вы-

420



числительное устройство. Кроме того, следует иметь в виду, что

непосредственно измерять угол Ѳц и Ѳц невозможно. Можно только вычислить эти значения по результатам измерения других

величин, таких как г, г, ф, ф, ф, V, Ѳ и т. д. В частности, для вычисления Ѳц понадобится измерять или вычислять вторую производную ф, что практически невозможно, так как исходный

сигнал ф или ф обычно засорен шумами.

Из приведенного краткого обзора следует, что существует много методов наведения, обеспечивающих непрерывное сближе­ ние летательного аппарата с целью, и еще большее число их мож­ но разработать. Однако, как это уже было указано выше, в разд. 2.1, нецелесообразно формировать метод наведения, исходя только из стремления обеспечить прямолинейность траекторий полета без учета анализа динамической точности наведения, т. е. использовать только кинематический подход. Кроме того, при вы­ боре метода наведения для проектируемой системы приходится решать сложные вопросы, связанные с практической реализаци­ ей метода.

ГЛАВА X

РАСЧЕТ ТРАЕКТОРИЙ ПОЛЕТА

§ 1. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТОДАХ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИИ ДВИЖЕНИЯ

Уравнения (2.111), а также упрощенные уравнения (2.125), описывающие движение центра масс летательного аппарата, представляют собой нелинейные системы обыкновенных диффе­ ренциальных уравнений. Как известно, в общем случае не удает­ ся найти решения таких уравнений в элементарных функциях или квадратурах.

Поэтому для определения траектории летательного аппарата и изучения его летных качеств приходится упрощать исходные уравнения движения и применять различные приближенные ме­ тоды интегрирования дифференциальных уравнений.

При исследовании отдельных частных задач динамики поле­ та иногда оказывается возможным упрощать исходные уравне­ ния, что позволяет затем найти общее аналитическое решение полученных приближенных уравнений. Однако такие задачи встречаются довольно редко. Поэтому обычно для определения движения летательного аппарата приходится пользоваться при­ ближенными методами интегрирования уравнений.

Известно много методов приближенного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений и, в частности, уравнений движения летательного аппарата (см., например [22]). Из них наибольшее применение в технике получили методы гра­ фо-аналитического и численного интегрирования. Это объясняет­ ся прежде всего тем, что различные функции, входящие в диф­ ференциальные уравнения, как правило, бывают заданы табли­ цами или графиками. Так, в уравнениях движения летательного аппарата зависимости сил и моментов от параметров движения определяются графиками или таблицами, полученными на осно­ вании эксперимента (например, зависимость коэффициента ло­ бового сопротивления сх от угла атаки и числа М). Кроме того, в большинстве случаев и не требуется общее аналитическое реше­ ние. Оказывается достаточным для ограниченного промежутка времени найти частное решение в форме таблицы или графика, удовлетворяющее заданным начальным условиям.

422


Обычно графо-аналитические методы приспособлены для ре­ шения частных задач. Численное же интегрирование применимо для любых движений летательного аппарата в пространстве при произвольных зависимостях сил и моментов от параметров дви­ жения и времени. Численным интегрированием можно найти лю­ бое интересующее нас частное решение. Одним из достоинств численного интегрирования является наглядность получаемых ре­ зультатов: решение уравнений движения летательного аппарата дает картину последовательного изменения параметров движе­ ния. Недостаток всех методов численного интегрирования состо­ ит в их сравнительно большой трудоемкости при ручных вычис­ лениях.

Среди ряда известных методов численного интегрирования дифференциальных уравнений наиболее простым является метод Эйлера. Однако решение уравнений движения центра масс ле­ тательного аппарата методом Эйлера может привести к замет­ ному накоплению ошибок. Точность расчета можно повысить уменьшением шага интегрирования, но это приводит к значи­ тельному возрастанию трудоемкости вычислений.

Поэтому получили большое применение и другие методы чис­ ленного интегрирования, представляющие собой развитие мето­ да Эйлера. Эти методы позволяют при ручных вычислениях полу­ чить требуемую степень точности с меньшей затратой труда и времени. Например, точное вычисление траекторий артиллерий­ ских снарядов проще всего может быть выполнено методом Адамса — Штермера.

В последние годы при проведении больших по объему и слож­ ных вычислительных работ широко используются во всех облас­ тях науки и техники быстродействующие электронные вычисли­ тельные машины.

Как известно, вычислительные машины делятся на два ос­ новных типа (в зависимости от способа изображения величин):

а) моделирующие устройства (машины непрерывного дей­ ствия) ;

б) цифровые машины (машины дискретного действия).

В моделирующих устройствах переменные величины пред­ ставляются в виде непрерывных значений каких-либо физических величин, например напряжений электрического тока. При этом точность представления величин ограничена достижимой точ­ ностью изготовления вычислительных устройств. Кроме того, тип и сложность задач, которые могут быть решены, определяются составом имеющихся в модели вычислительных устройств. Поэ­ тому моделирующие устройства обычно являются более или ме­ нее специализированными.

Моделирующие устройства возникли в результате развития методов моделирования, основанных на теории подобия физиче­ ских явлений. Как известно, различные физические процессы мо­ гут описываться одними и теми же дифференциальными уравне-

423


ниями. Это позволяет исследуемые физические процессы заме­ нять их аналогами (моделями) из другой области явлений. Наи­ более удобными для воспроизведения, измерений и исследований являются электрические явления, поэтому наибольшее развитие получили электронные моделирующие устройства (электронные модели).

Значение электронных моделирующих устройств в решении задач динамики летательных аппаратов весьма велико. Электрон­ ные модели позволяют наиболее просто и эффективно исследо­ вать сложные системы обыкновенных дифференциальных уравне­ ний, описывающих полет аппарата и процессы в системе управ­ ления. При этом имеется широкая возможность изменять началь­ ные условия, параметры летательного аппарата и системы управ­ ления, условия полета, что очень важно для решения задач про­ ектирования.

Хотя точность электронных моделей сравнительно невысокая, она вполне достаточна для решения большого круга инженерных задач. Высокое быстродействие электронных моделей позволяет исследовать процессы в натуральном масштабе времени, благо­ даря чему возможно исследование реальной аппаратуры системы управления совместно с электрической моделью летательного ап­ парата, т. е. в условиях, близких к действительным.

Основные , сведения о принципах построения и устройстве электронных моделей и о'методике моделирования можно найти

влитературе.

Вцифровых машинах переменные величины представляются

ввиде ряда отдельных чисел, изображаемых цифрами; решение задачи состоит из отдельных последовательно выполняемых арифметических операций. Поэтому цифровые машины иногда называют машинами дискретного действия.

Вотличие от моделирующих устройств в цифровых машинах принципиально может быть достигнута любая точность вычис­ лений за счет увеличения количества разрядов в изображении чисел. Для этого следует лишь увеличить количество элементов, изображающих числа. При этом требования к точности изготов­ ления элементов и к точности их работы не повышаются.

Помимо высокой точности вычислений, цифровые машины имеют еще одно важное преимущество перед моделирующими устройствами — универсальность. Так как численное решение

всякой задачи можно свести к выполнению четырех арифметиче­ ских действий, то с помощью цифровых машин можно решать в принципе любые математические задачи.

Благодаря использованию быстродействующих электронных устройств и высокой степени автоматизации управления работой машины современные цифровые машины способны выполнять де­ сятки и сотни тысяч арифметических действий в секунду.

Численное интегрирование дифференциальных уравнений движения летательного аппарата с помощью электронных циф­

424