Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как правые части уравнений (10.3) не зависят от коорди­ наты X , то эти уравнения могут быть проинтегрированы без уравнения

8) -Ё£—= 1/ cos Ѳ.

(Ю.Зд)

dt

 

Последнее уравнение можно интегрировать либо совместно с си­ стемой (10.3), либо отдельно после интегрирования этой сис­ темы.

Если на летательном аппарате установлен ракетный двига­ тель, то секундный расход топлива обычно известен. Поэтому массу летательного аппарата можно определить заранее:

m {t ) = m 0 — j m №K{i )d t .

(10.4)

о

В ряде случаев секундный расход топлива пгсек является постоянным, и масса летательного аппарата изменяется по ли­ нейному закону:

m {t) = m0 — tnceJ.

Тяга ракетного двигателя зависит только от высоты и опреде­

ляется по формуле

 

 

P = PQ+AP,

 

(10.5)

где Р0(t) = m ceK(t)wa+ 0Po)Sa — тяга

у поверхности

Земли

(Я = 0);

 

 

АР=(роp)Sa— высотная поправка,

определяющая

измене­

ние тяги с высотой;

 

 

ро — атмосферное давление на уровне моря;

р — атмосферное давление на рассматриваемой

 

высоте.

задается.

Обычно для расчета траектории величина АР(Н)

В случае ракетного двигателя четвертое и шестое уравнения

системы

(10.3) отпадают. Вместо них имеем известные зависимо­

сти m(t)

и P(t, Н).

задавать

Для

воздушно-реактивного двигателя необходимо

связь 64= 0, так как тСек— тСек(Ѵ, Н, к) и Р = Р(Ѵ, Н, к). В рас­ четах чаще всего встречается случай, когда двигатель развивает номинальную тягу, т. е.

е4 = х— 1= 0 .

Иногда при расчете траектории летательного аппарата с ВРД можно принять секундный расход постоянным и равным среднему значению расхода:

"*ceS~("*ceK)cp —const.

430



Тогда будет известна зависимость m(t) и поэтому четвертое и шестое уравнения системы (10.3) отпадут.

Общим методом расчета полета в вертикальной плоскости является метод численного интегрирования системы уравнений (10.3).

2.1. ПОЛЕТ С ЗАДАННЫМ УГЛОМ ТАНГАЖА ИЛИ УГЛОМ АТАКИ

Пусть заданы, помимо начальных условий полета, изменение во времени угла тангажа 8і = 'Ѳ'*(^)—0' = 0 и режима работы двигателя еі = х*(/) —%= 0. Тогда в уравнениях

dV

dt

d&

dt dH dt

dm dt

Р — Х

g sin Ѳ;

т

а

57,3 ■ + y

— —cos Ѳ I 57,3:

I

( 10.6)

V sin Ѳ;

■tn.

а ==&— Ѳ

неизвестными будут являться пять величин: V, Ѳ, Н, т, а.

Решение уравнений методом Эйлера сводится к следующим операциям:

1. Зная в некоторый момент времени tx параметры Ѵь, Ѳь, Нх, гпх, ах (и предыдущих вычислений или из начальных условий), а также параметр (из программы), вычисляем для этого момента времени правые части первых че­

тырех уравнений

(10.6):

 

 

 

dV

 

P k - X k

■gk sin Ѳ*;

 

dt

lx

mk

 

 

 

( ~ \

J

mkVk

gk

cos Ѳ* I 57,3;

I dt

jk

V k

(10.7)

dH

Vk sin Ѳ*;

 

 

dt

=

 

 

Jk

 

 

 

dm

=

(^cen)k'

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

431


— V cos Ѳ

2. Находим приращения параметров V, Ѳ, Н, пѵ.

( dV \

\

л7* = Ь г ) Л :

где Аtk — шаг интегрирования, выбранный в зависимости от требуемой точно­

3.

сти вычислений.

 

 

 

Сложив полученные приращения с соответствующими значениями пара

метров в момент времени tk, определяем значения параметров V, Ѳ, Н, т в

новый момент времени tk+i = tk + &tk:

дѵу,

 

 

Ѳ*+х =

V* +

 

 

V k + i

 

 

 

 

=

öft +

ДѲА;

(10.9)

 

Hk+i — Hk -f ЬНи',

 

 

 

mk+i = mk +

ämk.

 

4.

Угол атаки в момент tk+i вычислим по формуле

 

 

а*-н = ®*+і— Ѳй+і >

(10.10)

где ■fl'Ä+i= 'ö,(/ft+i) берем из программы полета.

 

Этот процесс вычислений повторяем шаг за шагом до получения искомо­ го решения.

Правые части уравнений (10.6) в момент времени tk вычисляем следую­ щим образом:*

gk = g(Hk)\

Р к = Р (У к < H k t

х к)> ( т сек)к —

т сек (V k i Hk> %k)i

=

^xkQtß',

У к —

с УкЧк$>

«,Ä=

1/2PftV|;

Рй= р(Яй);

 

®ft)t

cyk су (Mfc, a ft);

Mk = Vk;ak-,

ak = a ( H k).

Уравнение

dx

(10. 11)

dt

интегрируем отдельно по аналогичной схеме. Зная из решения системы (10.6) значения Vk и Ѳ* в каждый момент времени tk, находим

Лх/г==( ~ 7 г )

'k

Mk =

VkC°s Ѳ*Д**;

(10.12)

V dt

 

 

 

х к+ \ = =

хи +

h x k.

(10.13)

* Здесь мы пренебрегаем влиянием числа Re на с*.

432


В некоторых случаях может оказаться более целесообразным в качестве шага интегрирования задавать не промежуток времени АЯ, а приращение какого-либо параметра движения. Пусть, например, задается приращение ско­ рости AFfc. Тогда на каждой ступени вычислений соответствующее прираще­ ние Ыь будет определяться по формуле

АѴ»

 

(10.14)

dV

\

 

 

 

dt

)k

 

 

а для определения приращений остальных параметров

будет

использоваться

эта величина АЯ.

 

подробную таблицу.

Все вычисления обычно сводят в более или менее

Результаты расчета записывают в эту же таблицу, а также

представляют в

виде графиков.

 

 

 

Если в качестве связей, накладываемых на движение лета­ тельного аппарата идеальной системой управления, задано изме­ нение во времени угла атаки еі = а*(^)—а = 0 и режима работы двигателя в,* = >с. ( 0 —х = 0, то траектория полета рассчитывается аналогичным способом.

По изложенной выше схеме интегрируются первые четыре уравнения си­

стемы

(10.6), причем

неизвестными являются V, Ѳ, Я,

от.

Каждое

из указан-

ных уравнений служит для определения производных

dV

\

/

аѳ

-------

,

——

j dH

\

(

dm

\

V

dt

,/ft

V

dt

в момент времени th, с помощью которых определяются

-------

и

-------)

V dt

\

dt

t k

 

 

 

 

 

приращения АѴк, ДѲ&,ДHh и Amt.

 

 

 

 

Последнее уравнение системы (10.6) может служить для определения угла

тангажа

(если это требуется):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h = Ѳ* + а*.

 

 

 

(10.15)

Рассмотрим еще решение системы уравнений (10.6) методом Эйлера в варианте, изложенном на стр. 427. Процесс интегрирования состоит из следу­ ющих операций.

1—4) Зная в некоторый момент времени th параметры Vk, &k, Hk, ти, ан, y.k, находим по формулам (10.7), (10.8), (10.9) и (10.10) значения V, Ѳ, Я, от, а в момент времени tk+\ = th+Ath. Поскольку эти значения не являются оконча­ тельными, обозначаем их штрихом:

V'k+l = Vk + AV'k-

ѲА+1 = Ѳй + ДѲЙ;

Я ;+1 = Я * + Д Я * ;

І

(Ю.16)

m'k+l = mk + Дm'k\

aft+i —frft+i

433