Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гд е

 

 

 

 

 

 

 

 

дѵ; =

 

dV

)

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

ht

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дѳ;=

 

dtdQ )\IMk,

 

 

 

 

 

(10.17)

 

 

 

 

 

 

 

 

дн'к=

 

dH

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

Д/*;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дт'к =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( dV \

,

I dQ \

I d H \

,

/ dm \

вычисляются,

 

Производные

 

— -—

-----

,

\

-------

( -------

)k

 

 

 

 

 

 

V dt

Іи

 

\ dt

 

j k

dt

\

dt

 

как и прежде, по формулам

(10.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)

Полученные

значения

Ѵъ+\’

 

^k+\>

mk+i > a*+l

используем

для определения производных dV/dt, dQ/dt, dHjdt,

dmjdt

в момент времени

Iji+b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d V V

 

 

P k + x ~ X k+1

 

 

 

 

 

k+i *

 

 

 

 

 

 

- jr

I

 

= ------- ;-------- - ^ + j s m e

 

 

 

 

 

 

 

dt

Jk+ 1

 

 

ffilk+i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft+i uft+i57,3

+

Y,ft+i

 

£ft+i

cos e Ä+1

57,3,

{

\

dt

]k+1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У:ft+1

 

 

 

 

 

(10.18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

dH

 

у

 

= vft+1 sin eft+1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

dt

 

)k+\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dm

 

\

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н Г ) к+Г

~ (ЛІсек)‘+1-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)

Определяем средние значения производных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dV

J k , k + 1

 

1

{

d V \

t dV У

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

d t

 

2

I л

д

jft+i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dB \

 

 

1_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

jk, ft+i

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dH

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10.19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

dH У

!

 

 

 

 

 

 

 

 

d t

j k , k + \

 

 

;

 

 +

l

 

/ft+ij’

 

 

 

 

 

 

 

/ d/и

\

ft+1

1

 

d m

ik ч

 

т

 

и

I

 

 

 

 

 

 

 

 

H i

 

 

 

 

 

 

 

 

I

d t

j k .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

434


7)

Приращения параметров V, Ѳ, Н, т за время Аіи находим по среднему

значению соответствующей производной:

 

'

dV

 

ЛИ* =

dt

lk ,k +1Atk\

 

дѳ*=

dB

\

 

dt

Atu-,

 

 

>k,k+i

 

 

 

( 10. 20)

 

АНк =

dH

 

dt

Att

 

 

jk ,k + 1

 

hmk

dm

Jk, к+ 1Atu-

 

dt

 

 

8)

Значения параметров

V, Ѳ, H, т в момент времени th+i определяем по

формулам:

 

 

 

 

Ѵк+і = Ѵк + ЬѴы

 

®k+i =

Ѳ* + ДѲ*;

 

 

 

( 10. 21)

 

Н к + і ~ Н и + АН и,

 

тк+і =

mk + Ат к.

9)Угол атаки в момент tu+1 вычисляется по формуле

aft+i = üft+i — Bu+i-

( 10. 22)

Далее процесс вычислений повторяется.

Для определения координаты х вычисляется среднее значение производной

dx/dt, но для этого используются окончательные значения Ѵи+і

и Ѳи+і-

I dx \

1

 

Г / d x \

 

( dx \

(10.23)

V dt )и,к+1

2

 

А dt

Л + 1 dt )к+1

 

 

где

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= Vu cos Ѳ*;

(10.24)

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f dx

\

 

= ^Ä+I cos

 

 

(10.25)

[~7~l

 

 

 

\ dt

Jk+1

 

 

 

 

 

 

координату Xнаходим затем по формулам

 

 

 

 

 

 

 

d x

 

 

 

 

(10.26)

л х ь=

[ ~ Г Г

I

 

ы

*'

 

 

\ dt

J и, к+\

 

 

 

*к+і = Хк + Ахк.

 

 

(10.27)

2.2. ПОЛЕТ С ЗАДАННОЙ ПЕРЕГРУЗКОЙ

Пусть программа полета содержит следующие связи:

h = n y , { t ) — n a = Q\

e4=**W — х= °-

435


Второе уравнение системы (10.3) необходимо переписать так, чтобы перегрузка входила в него в явном виде, так как она пред­ ставляет собой заданную функцию времени. Проведя элементар­ ные преобразования в правой части этого уравнения, получим

•-^ - = 57,3 — (« — cos Ѳф

(10.28)

dt ß

Г 9

v

Угол атаки найдем по формуле (8.51). Таким образом полу­ чим замкнутую систему уравнений с неизвестными V, Ѳ, Я, т, и:

d V

Р — Х

g sin Ѳ;

dt

т

 

de

= 57,3-^ («у —cos Ѳ);

dt

 

 

dH

= V sin Ѳ;

(10.29)

dt

 

dm = m„ dt

a =

fty (^Убал)а=0

Па

 

 

Убал

Численное интегрирование этой системы проводится по схе­ ме, аналогичной изложенной в разд. 2.1.

Коэффициент пауШ в каждый момент времени tK вычисляем по формуле (8.39).

2.3. ПОЛЕТ С ЗАДАННЫМ УГЛОМ НАКЛОНА ТРАЕКТОРИИ

Пусть угол наклона траектории задан в виде

еі = ѳ * (*) —ѳ = о

или

£1= Ö* W — Ѳ= °>

а тяга, как и прежде, связью 84= >с*(^)—%= 0. Тогда в уравне­ ниях (10.3а) неизвестными будут являться четыре величины: V, а, Я, т.

Зная в некоторый момент времени th значения параметров К*, Ий, Нк, tnk, из первого, третьего и четвертого уравнений най­ дем приращения параметров AVh, ДНк, Дmh, а затем определим скорость, высоту полета и массу аппарата в момент времени th+l=4k+At.

436


Следовательно, второе уравнение должно служить для опре­

деления угла

атаки. В

общем случае, когда' зависимость

У (а)

нелинейная,

его можно

решить

графически, вычислив

сумму

Р sin а + Y (а)

для разных углов

атаки. Обычно аэродинамиче­

ские характеристики можно считать линейными. Тогда угол ата­

ки определится формулой (8.51),

в которую следует

подставить

выражение пу, вытекающее из второго уравнения:

 

пи = — ---- ——— [-cos Ѳ.

(10.30)

у 57,3g dt

~

К

В результате система уравнений движения центра масс лета­ тельного аппарата примет вид:

dV

P — X

-g sin Ѳ;

 

dt

 

 

 

 

 

dH

■V sin Ѳ;

 

 

dt

 

(10.31)

 

 

dm

 

 

 

 

dt

 

 

~ V

d9

 

a —

= 0.

Ly бал 57,3g

-c a s0 —(fyaJ.-o

 

dt

 

Численное интегрирование этой системы с четырьмя неизвест­ ными V, Н, т, а проводится по схеме, аналогичной изложенной в разд. 2.1 данной главы.

Рассмотрим некоторые частные случаи.

Прямолинейный полет (0* = const). Случай прямолинейного полета встречается очень часто: полет самолета или самолетаснаряда, полет зенитного управляемого снаряда на начальном участке траектории и пр. В некоторых задачах вместо криволи­

нейной траектории можно

рассматривать

прямолинейную (см.

разд. 4.1 этой главы).

описывается

уравнениями (10.31),

Движение центра масс

причем угол атаки

 

 

a

cos Ѳ — (пубая)а=0

(10.32)

пуа бал

 

 

В горизонтальном полете

 

 

а

1 ( п У бзл)а.= 0

(10.33)

а

 

 

 

п у бал

 

437


Вертикальный подъем (Ѳ* = 90°). Уравнения движения имеют вид:

dV __ Р — Х

\

dt

т

gl

 

dH

= V;

 

dt

(10.34)

dm

= — mr

 

dt

(п Уб а л )а = о

a —

‘у бал

Из выражения для угла атаки следует, что в вертикальном полете должна отсутствовать нормальная сила:

Лу.бала + (лубал)«-о=0.

(10.35)

В частности, вертикальный полет аэродинамически осесим­ метричного летательного аппарата должен происходить при а = 0.

§3. ПОЛЕТ ПО ПРОГРАММЕ

ВГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Когда летательный аппарат движется по траектории, лежа­ щей в горизонтальной плоскости Н = Я* = const, то угол наклона траектории к горизонту Ѳ= 0. В этом случае уравнение, описы­ вающее изменение координаты Н, обращается в тождество, и уравнения-движения центра масс летательного аппарата (2.111) принимают вид:

1)

dV

Р — Х

 

 

 

dt

т

 

 

 

 

 

 

 

2 ) 0 = ( P

7 7 7 + r

) c o s Yc + ( P

l t f T — z )

sin Yc- m g ]

3)

dW

57,3

Y ) sin Ye +

(10.36a)

dt

mV

 

57,3

 

 

 

 

+ (

Z

cos yc

 

 

 

57,3

 

 

4 )

dm

m,сек*

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертое уравнение необходимо только в том случае, когда двигатель воздушно-реактивный. Если же двигатель ракетный, то это уравнение не понадобится, поскольку будет известна за­ висимость массы от времени m(t).

438