§ 4. ПРИБЛИЖЕННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ, ВЫСОТЫ И ДАЛЬНОСТИ ПОЛЕТА
В задачах, связанных с определением скорости, высоты и дальности полета, часто оказывается возможным приближенное решение уравнений движения центра масс аппарата, основываю щееся на том, что у близких траекторий графики изменения ско рости по времени весьма мало отличаются один от другого.
Если бы лобовое сопротивление зависело только от скорости, а сила тяжести отсутствовала, то скорость летательного аппара та с ракетным двигателем определялась бы уравнением
т dV P{t)
dt
и зависела бы только от закона сгорания топлива mceR{t)\ при этом график V (t) был бы одинаков для любых траекторий.
При реальном полете в атмосфере с произвольным двигате лем изменение скорости полета описывается уравнением
т -^У— = Р — X — mg sin Ѳ, dt
где
X = X { V , . H ,a , $ ) - Я = Я (К ,//,* ); g = g{H),
и каждой траектории, строго говоря, соответствует свой график V (t) за счет различных углов а, ß, Ѳ и различных высот. Однако при небольшом отклонении одной траектории от другой графи ки V (t) различаются незначительно. Благодаря этому в ряде случаев удается существенно упростить определение скорости, высоты и дальности полета, рассматривая вместо траектории на ведения близкую к ней программную траекторию.
4.1.ЗЕНИТНЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД
■Рассмотрим задачу приближенного определения скорости, вы соты и дальности полета зенитного управляемого снаряда.
Запишем систему уравнений (10.31) для аэродинамически
осесимметричного летательного аппарата:
|
dV |
Р — Х |
g sin Ѳ; |
|
|
dt |
|
т |
|
|
|
|
|
|
dH |
= V sin Ѳ; |
|
|
|
dt |
|
|
|
(10.50) |
|
dm |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dt |
1 |
V |
dQ |
|
|
a = |
cos Ѳ |
|
nуа бал |
57,3g |
dt |
|
|
|