Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О возможности использования такого приближенного метода определения скорости, высоты и дальности зенитного управляе­ мого снаряда свидетельствует опыт проектирования швейцарско­ го снаряда «Эрликон» [13].

Так, например, зависимости числа М и наклонной дальности г от времени предварительно были определены при помощи рас­ четов для нескольких прямолинейных траекторий, наклоненных под различными углами Ѳ к горизонту. При сравнении расчетов было установлено весьма незначительное «рассеивание» графи­ ков М(/) и r(t). Летные испытания подтвердили эти результаты. Малое «рассеивание» графиков M(t) и r(t) позволило при созда­ нии системы управления снарядом «Эрликон» принять графики

М (/) и r(t)

одинаковыми для всех углов

пуска

снаряда, т. е.

для всех его траекторий.

условий

пуска объяс­

Слабая

зависимость графика V (/) от

няется малым влиянием углов а и Ѳ.на скорость полета зенит­ ного управляемого снаряда. Учитывая это обстоятельство, мож­ но ограничиваться расчетами небольшого числа траекторий для разных значений угла ѲСр.

Пример расчета

Перейдем теперь к численному решению уравнений (10.51) для гипотети­ ческого зенитного снаряда с жидкостным ракетным двигателем. Рассмотрим полет после сброса ускорителя. Зададимся следующими исходными данными:

Рис. 10.2. Графики сх(М, а) для ги-

Рис. 10.3. Расчетный график а(і)

потетического зенитного снаряда

для гипотетического зенитного

 

снаряда

вес после сброса ускорителя G=10300H; площадь крыла S = 3,32 м2;

тяга (влиянием высоты пренебрегаем) Р = 35400Н; удельная тяга Р уд= 2094 Н-с/«гтопл; время активного полета — от 4-й по 28-ю с.

Пусть зависимость коэффициента лобового сопротивления сх от числа М дается графиками на рис. 10.2 (влиянием числа Re пренебрегаем). Начальные условия: при / = 4с Ѵ=588 м/с, //=1000 м.

Среднее значение угла наклона траектории: Ѳср=45°.

Гипотетическая зависимость угла атаки от времени приведена на рис. 10.3.

448


Вы числяем секундны й расход топлива:

Р

== 17,25 кг/с.

т сек D

■^уд

 

Составляем рабочие формулы:

 

X = 33,2exq Н;

V

Н/м2;М = ----- ;

а

т = 1050— 17,25^кг.

Влиянием высоты на ускорение силы тяжести пренебрегаем. Коэффициент Сх находим по рис. 10.2 в зависимости от М и а.

Н,М

 

20000

 

 

у

 

 

 

 

 

 

10000

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

о

10

20

30

t, С

Рис. 10.4. График зависимости скоро-

Рис. 10.5.

График

зависимости

высо-

сти гипотетического зенитного снаря-

ты полета

гипотетического

зенитного

да от времени

снаряда от времени

 

Угол атаки определяется по рис. 10.3.

Скорость звука и скоростной напор при скорости звука qa определяем по таблице стандартной атмосферы (см. приложение I) в зависимости от Н по­ средством линейной интерполяции.

Рассмотрим сначала интегрирование методом Эйлера.

Производные dV/dt и dHfdt в момент времени ік вычисляем по формулам

P - X k — 6.94, mk

0,707V*.

Пусть шаг интегрирования равен 4 с. Тогда приращения скорости и высоты будут

( іг Ѵ

15 — 3422

449


Таблица ЮЛ

<1 S

■ S

о

£s '

о

<s '

*3

см

j

 

S r

s '

чз

 

*CM

о

1 s

s '

 

Q.

*X

н

1

CM

ОS

X

§1

см

«S

X

и

s '

£s

Vо

s '

<

»eo

&

u

u

вa

и

6 6 3

8 1 7

9 9 2

 

10.2

1

1

1

j

Таблица

 

 

1

CO

(N

 

 

 

LO

ю

00

 

 

T f

05

 

 

 

ч*

 

 

 

о

ю

 

 

lO

од

о

 

 

со

N -

 

 

о

о

од

 

 

CO

іо

СО

 

 

CO

ю

N .

 

 

 

 

 

 

5

СО

 

 

iO

ю

 

 

о

од

од

 

 

ОД

од

 

 

о

о

о

 

 

со

со

о

 

 

oo

со

о

 

 

2

со

со

 

 

 

 

 

 

од

со

о

 

 

од

о

о

 

 

од

од

 

 

о

 

о

 

 

о

о

о

 

 

о

о

о

 

 

о

о

о

 

 

ю

СО

00

 

 

со

со

ю

 

 

05

05

05

 

 

ю

ю

оо

 

 

N-_

о>

 

 

 

 

од*

 

 

 

 

 

о

о

- о

 

 

со

од

од

 

 

5

 

 

од

 

 

 

со

ю

 

 

 

 

00

ю

 

 

со

05

од

 

 

со

од

од

 

 

СО

со

СО

 

 

о

со

о

 

од

о

СО

оо

 

 

о

СО

3

 

со

 

од

 

о .

 

 

 

05_

00

Ѵ

о

 

 

00

со

 

 

ю

N .

 

 

со

< о

05

 

сд

од

од

од

 

СО

о

т—Ч

од

 

SS

ю

оо

05

 

0

05

 

00

1 ■ !

 

 

 

 

 

00

од

 

СО

<

■ S

£

<

■ S S '

1

s

г

 

0 ,

£

S

6 6 3

■ |

7 4 0

 

1

 

1

 

1

 

 

и

00

од

о

ю

 

ю

s '

 

 

 

со

оод

s '

ю

1

00

 

 

ю

см

о

о

ю

со

ю

ю

о

со

ю

 

s '

 

 

 

 

см

ю

 

 

CJ

о

3

 

 

 

s '

од

 

од

 

 

 

од

 

 

о

о

 

з :

со

00

 

оо

СО

 

 

СО

со

 

 

од

со

 

 

од

о

 

 

од

 

1

О л

 

 

о "

о

 

 

 

см

о

о

 

о

о

 

S

 

ІО

СО

 

X

со

00

 

2

05

 

 

 

 

 

ю

ю

 

1

N

05

 

 

 

 

 

-

см

о

о

 

«

S

со

од

 

 

 

 

 

 

 

а Г

со

од

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

тг

00

 

<3

 

о

со

05

 

 

s '

со

од

 

 

 

СО

со

 

 

 

 

о

СО

о

а ;

 

S

о

СО

N .

 

о

СО

 

 

 

 

од

од

 

 

CJ

 

од

 

 

00

од

со

 

 

s '

 

 

00

тН

со

 

 

 

ю

со

\

 

t=t

С0л

СО

СО

Ö

 

ео

од

од

од

 

 

Оч

 

 

и

 

 

 

S

и

о

00

S

 

Ъй

.3

05

05

 

 

о

тн

00

00

450



В момент времени tk+\ = tk+4:

Vk+i — Уk + ДѴ*,

Hk+i = Hk + ь н к.

Все вычисления и результаты интегрирования записываем в табл. 10.1. Значения т и а вычисляем заранее. Дальнейшая последовательность расчетов определяется порядком столбцов. Результаты расчетов приведены на рис. 10.4 и 10.5 (сплошные кривые).

Аналогичный расчет, но уточненным методом Эйлера иллюстрируется табл. 10.2. Первые две строки вычисляем, как и в предыдущем случае (срав­ ните с аналогичными строками табл. 10.1). Различие состоит в том, что для t = 8с результаты второй строки раньше были окончательными, а теперь явля­

ются предварительными. Вычислив средние

значения производных

dV/dt=

= 14,55 м/с2 и dHJdt=435 м/с, находим окончательные значения

V и

Н при

^=8с: Ѵ=646,2 м/с; Н = 2740 м. Далее расчет

повторяется шаг за

шагом. Ре­

зультаты расчета даны на рис. 10.4 и 10.5 (пунктирные кривые).

 

 

4.2. СНАРЯД КЛАССА «ВОЗДУХ — ВОЗДУХ»

Рассмотрим приближенное определение скорости и дальности полета управляемого снаряда класса «воздух — воздух». Основ­ ным расчетным случаем для такого снаряда является движение в горизонтальной плоскости или близкой к ней, когда можно пре­ небречь составляющей силы тяжести mg sin Ѳ по сравнению с тягой или лобовым сопротивлением.

Дальность полета можно найти, построив траекторию полета с помощью уравнений

dx

V cos Ч/;

 

dt

 

 

(10.52)

dz

 

V sin 4P.

 

~dt

 

 

 

Как видно, задача сводится к определению V(t) и

Эти

величины можно было бы найти, проинтегрировав

уравнения

(10.44) совместно с кинематическими уравнениями относительно­ го движения летательного аппарата и цели и с уравнением 8г=0, характеризующим метод наведения (см. разд. 5.2 гл. X). Однако для определения скорости и дальности полета можно упростить задачу, рассмотрев вместо наведения полет с заданной пере­ грузкой *п2. Такой полет описывается уравнениями (10.43). Учи­ тывая приближенную постановку задачи, а также то обстоятель­ ство, что в полете всегда имеют место случайные колебания уг­ лов атаки и скольжения, увеличивающие в среднем лобовое сопротивление, целесообразно пойти по пути приближенного

определения величины Х(Ѵ, а, ß). Влияние угла атаки а=1/Яу на лобовое сопротивление X будем учитывать увеличением пере­ грузки tiz на единицу, а влияние случайных колебаний а и ß — дополнительным увеличением nz тоже на единицу. Другими сло-

15*

451