Система уравнений (11.1), характеризующая движение лета тельного аппарата, является очень сложной системой нелиней ных дифференциальных уравнений. Сложные нелинейные зави симости имеют место, в частности, в правых частях уравнений (11.1) , записанных в общем виде и представляющих собой со ставляющие сил и моментов, действующих на летательный аппа рат.
Основные методы исследования нелинейных уравнений (11.1) связаны с предварительным их упрощением. Одним из таких уп рощений, как уже отмечалось, является линеаризация этих урав нений относительно малых отклонений параметров движения от их значений для некоторого теоретического (невозмущенного) движения.
1.2. НЕВОЗМУЩЕННАЯ И ВОЗМУЩЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ
Невозмущенной траекторией называется теоретическая траек тория, отвечающая конкретным уравнениям управляемого дви жения летательного аппарата с номинальными значениями па раметров аппарата и системы управления, заданным начальным условиям, определенному маневру цели, стандартным парамет рам атмосферы и т. д.
Действительные траектории всегда отличаются от теоретиче ской не только потому, что динамические свойства летательного аппарата и системы управления описываются принятыми уравне ниями лишь приближенно, но также в результате воздействия на летательный аппарат и систему управления ряда случайных фак торов. В действительности всегда начальные условия отличаются от заданных, параметры аппарата и системы управления откло няются от своих номинальных значений, параметры состояния атмосферы отличаются от стандартных, на систему управления воздействуют всякого рода случайные помехи, на летательный аппарат действуют случайные аэродинамические силы, вызван ные турбулентностью атмосферы, маневр цели может отличаться от заданного и т. п.
Все эти факторы, неизбежно существующие в действительно сти, возмущают движение летательного аппарата — на основное невозмущенное движение накладываются дополнительные дви жения. Движения, получающиеся из невозмущенного при воз действии различного рода возмущений, обычно называют воз мущенными.
Если возмущающие влияния малы, то возмущенные траекто рии проходят вблизи невозмущенной, мало от нее отличаясь. Близость возмущенных траекторий к теоретической невозмущен
ной траектории |
служит |
основанием |
д л я |
л и н е а р и з а ц и и |
д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы х |
у р а в н е н и й |
д в и ж е н и я л е |
т а т е л ь н о г о |
а п п а р а т а . Для |
линеаризации уравнений |
(11.1) все кинематические параметры движения представляют в