Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта система является линейной, так как новые переменные (при­ ращения Л*і, Дх2, .... Дх„) входят в уравнения только в первой степени и отсутствуют произведения этих переменных.

В уравнениях (11.8) выражения в квадратных скобках, а так­ же все /і. являются известными функциями времени t, посколь­

ку невозмущенное движение предполагается известным. Система (11.8) называется обычно системой уравнений возмущенного движения.

Выражением (11.8) удобно пользоваться при линеаризации нелинейных дифференциальных уравнений вида (11.3). Такой вид имеют, как нетрудно заметить, и уравнения движения лета­ тельного аппарата (11.1).

1.4. ЛИНЕАРИЗАЦИЯ ВЫРАЖЕНИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И МОМЕНТОВ

Приступая к линеаризации уравнений движения летательно­ го аппарата, прежде всего необходимо выяснить, от каких пара­ метров зависят аэродинамические силы и моменты, влиянием каких параметров можно пренебречь.

На основании изложенного в гл. Ill—VI аэродинамические силы и моменты в пределах летных углов атаки а и скольжения ß можно представить следующим образом:

X —^ 0 + ^ а3а2 + Ѵа8ва8в + Ѵ Ч ' + ѴРф2 + ѴРЧ'8н +

+ V a"8*;

К=К0+Га+КЧ;

Z = Z pß + Z SH8H;

Мх = Мх0 Ліхв-{-М.ххсох -f- АІ/шу M x ari -(-М х уа<оу

-\-Мх z\i<j)z-j- AI^H8H-ф-А1ХЭ?)Э-]- М х S;:8Bф~М х на8н;

Му = Муф-]-Мухшх -\- М уѵшу-\-Му ^-\-МунЬн-\-Му«Ь^;

Mz= M za+ M ta + M % z+ M i â + M S B+ M l4 B.

Здесь Хо — значение X при а = бв= ß= öH= 0;

То— значение Y при а = бв= 0;

Мхо — значение Мх при а = ß = бв= бн = бэ= со* = = coy = cDz=0;

' Mz0 — значение Mz при a = 6 B= coz = a = 6 B= 0;

Y a, . . . , z \ . . . . Му — частные производные от сил и моментов по параметрам a, ß, бв, бн, бэ, со*, ыѵ, coz,

о, ß, бв, бн;

473


X * , . .. , М х н, . . . — частные производные второго порядка от силы лобового сопротивления и момента крена по а2, ..., абн, ... Например,

дадЬн

Значения всех этих производных соответствуют нулевым зна­ чениям параметров а, ß, бв, бн. бэ, юж, соу, ©z, а, ß, бв, бн.

Для

данного

летательного

аппарата

частные производные

Х а*, . . . ,

У \ . . . ,

Мух, . . . , М\

являются

нелинейными функ­

циями скорости V и высоты полета Я. Например,

 

 

V s

р Ѵ 2 S,

 

 

 

 

2

 

где с\ = сьу (Ѵ/а); а = а{Н) и р = р(Н).

Указанные производные не зависят от параметров а, ß, ..., у, ..., бн. Это замечание полностью относится и к членам Х0, Уо.

Мхо, Мго.

Найдем теперь приращения аэродинамических сил и момен­ тов по сравнению с их значениями в невозмущенном полете, па­ раметры которого равны У», Я», а*, ß*,...

Приращение лобового сопротивления. Так как Х=Х(Ѵ, Я, а, ß, бв, бн), то на основании (11.6) получим *

Значения

производных ( ----- )

,■( ------) и других

должны

определяться

V дѴ

/*

V да /*

V», Я*,

для параметров

невозмущенного полета

а*, ... Вычислим эти производные, воспользовавшись первым из выражений (11.9):

.2

+

д Х н

ЬИ,)2 .

 

дѴ

*

* Влияние отклонения

высоты

АН на приращение аэродинамических сил

в возмущенном движении не будем рассматривать, так как оно мало.

474


( ^ ) ^ 2 ( ^ U + ( * ß5H)A*;

(ii . ii)

В этих формулах все производные, стоящие в правых частях ра-

венств, например зависят

только от скорости V* и высоты Я* невозмущенного полета. Для примера найдем развернутое выражение для одной из

производных, а именно . Учитывая, что коэффициент ло-

бового сопротивления схо зависит от числа М=Ѵ/а, где а — ско­ рость звука, зависящая от высоты полета Я, можно записать

Обозначив

я=я.

получим

Коэффициент сХо и производную сХо можно вычислить по графику с Хо (М) для заданных значений а* и М*=К*/а*.

Аналогично вычисляются и другие производные.

Приращения подъемной и боковой сил получим, пользуясь выражением (11.9)

ДГ==( ^ 1 д1/ + ( И А « + Л д ^

(11.12)

A Z = ( i r )

(11-13)

475

Здесь

d Y

дУр

дУ

дУ

(11.14)

дѴ

дѴ

дѴ

дѴ

 

 

ÖZ

dZ'

+ L l H s"

(11.15)

 

дѴ

дѴ

 

 

Приращения аэродинамических моментов определяются та­ кими формулами:

дМх

Дм = ( дѴ /* 4К+(^),4а+(^г)/*.4р+№-д“'+

+

дМх

,ш»+( ^ ) , А"г+(^ г),48-

 

дшу

 

 

 

 

( ^ Ч

Д8Н+ (М*Э).Д8,;

(И .16)

 

 

 

дьи /*

"

*

 

Дм а

дМу

-) д ^ + А

др+ ( <

а ди*+ {м 7 ) а % +

дѴ

 

 

/*

 

 

 

 

+

Шу ).Др+ (ЛГІн).Д8„+ ( ^ я).Д8н;

(11.17)

 

дМ2

 

 

 

 

дѴ I Д^ + » Д о + ( ^ И Д “* + » д а +

 

 

 

- \ - { М z B\ L b a - \ - { M z B)t Д8В,

(11.18)

где, например,

д м х \ _ ( дМхо

д м і \

( т ° х

дѴ

дѴ

+

дѴ

р . + І -------->ш>* +

 

дѴ

 

, ,

дм¥ \ п ,

I дМТ У

\

+

дМ?/ г

+ ( —~г— ) a*ß*+

дѴ

) “Л *

дѴ

 

дѴ

 

/ *

 

д м у

дѴ иу*+

+

(ö M 5B \

 

 

/

Ö M “5H

\

дМІн

,

 

ч - т

^

Ь

^

+

Ы -

Ъ

"д іГ ")8в*+

 

 

 

 

 

+

дМЬ

J3*5

 

 

(11.19)

 

 

 

 

дѴ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дМу

і

дм1 ,

 

і дм“* \

, / д м р

\

 

дѴ

;( - d

4

Р .+

 

 

 

 

 

дѴ

 

 

 

 

 

 

 

 

дм? V

В +

/

дм «

 

дМ ьі

8„,;

(11.20)

+

у

Ѵ

---- —«

+1

___у_

 

дѴ

/ * * Г

дѴ

 

дѴ

 

 

476


®*.+

8»,. (11.21)

1.5. ЛИНЕАРИЗАЦИЯ УРАВНЕНИИ ДВИЖЕНИЯ

Проведем линеаризацию системы уравнений движения лета­ тельного аппарата (11.1).

Пусть невозмущенное движение — некоторый неустановившийся полет в пространстве.

Параметры невозмущенного движения являются известными функциями времени. Будем отмечать их индексом «*»: а*, V*, #*,... Невозмущенное (теоретическое) движение описывается од­ ним из частных решений системы уравнений управляемого дви­ жения летательного аппарата. Параметры этого движения будут

Чтобы получить уравнения возмущенного движения в доста­ точно простом виде, наложим на невозмущенное движений сле­ дующие ограничения. Будем полагать, что в невозмущенном дви­ жении боковые кинематические параметры ЧЧ, ф», ß», ус*, у*, öx*, оіу*, отклонения органов управления боковыми движениями 6Н* и бэ*, а также производные по времени от продольных пара­

метров CÜZ* ^ '6'*, а*, бв, Ѳ* являются настолько малыми, что можно пренебречь их произведениями и произведениями этих па­ раметров на другие малые величины.

Предположение, что в невозмущенном движении боковые кинемэтические параметры ß*, ус*, у*, а также углы отклонения ор-

ганов управления боковыми движениями 6Н* и 6Э» являются дос­ таточно малыми величинами, в большинстве случаев не является грубым, особенно для аппаратов, у которых применяется стаби­ лизация крена и траектория которых лежит в пределах сравни­ тельно небольшого пространственного угла. Кроме того, можно выбрать направление земной оси Охз таким, чтобы значения уг­ лов Ч*- и ф изменялись бы в небольших пределах около нулевого

значения.

С целью упрощения получаемых линеаризованных уравнений, учитывая, что в невозмущенном движении углы а*, ß», у* и дру­ гие обычно невелики, полагают, что sin a* » a* , sin ß*= ß*, cos a* « cos р*«1 и т. д.

В настоящей книге при изучении возмущенного движения нас будет интересовать главным образом реакция летательного ап­ парата на отклонения рулей. При такой постановке задачи влия­ ние на возмущенное движение отклонений конструктивных пара­ метров Ат, М х , А І у , АІ г и режима работы двигателя Ах можно

477


не рассматривать. Тогда значения параметров т, /*, Іѵ, Іг, к в возмущенном движении будут такими же, как и в невозмущен­ ном, т. е. будут известными функциями времени.

Обычно при линеаризации уравнений движения пренебрегают влиянием приращения высоты АН на аэродинамические силы и моменты, а также на силу тяги, так как это влияние весьма ма­ ло. Поэтому учитывать вариации высоты имеет смысл только в том случае, если высота является одной из координат, подлежа­ щих регулированию, и система управления для осуществления такого регулирования имеет соответствующий измерительный элемент.

Рассмотрим особенности линеаризации уравнений движения летательного аппарата на примере первого из уравнений

( 11. 1) :

 

 

т d^ ■=

Р cos а cos 3 — X О sin Ѳ-

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая (11.10), с помощью формулы (11.8) получим

 

т -

dAV

(

дР

\

 

 

 

 

о

( д Х \

'

ДІ/ +

 

dt

——

и

cos а* cos ß

-----

 

 

 

Лöl/

 

*

 

 

 

\ дѴ /*

 

 

+

— P^sin a^cosß* — f - ~ - J

 

Да-}-[ — O c o sö J ДѲ+

 

 

 

 

 

 

 

да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

— P , cos а

sin ß* —

дХ

 

 

ДР+

 

I

dX

AK

dt

/*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f—

 

)

 

Д8Н.

 

 

 

( 11.22)

 

 

 

 

 

 

 

\ Ö8„

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь значения производных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( дР \ / д Х \

I д Х \

I д Х \

/

дХ \

, дХ \

( дѴ

 

[ дѴ

Д

М

da

 

/ * ’

( dt

Y

I

Ö8B

 

/ * ’

V Ö8H j *

отвечают невозмущенному движению. В дальнейшем будем ис­ пользовать сокращенные обозначения для частных производных, а также опускать индекс «*»:

При таких упрощениях уравнение (11.22) запишется в виде

т

=

cos a cos ß— X v) A V -f-( — Я sin a cos ß — X a) Да -j-

 

dt

 

 

 

 

-)-( — Q cos Ѳ) ДѲ -|-( — P cos a sin ß — X$) др -j—

 

 

 

+ ( - * * в)Д8в + ( - * ' “) д8н.

(11.23)

478