Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Откуда

 

U

n

'1

— s,

s.

»иА = ma

т«в = т2-.:

ш з 0 = ш 3 /3

H m 3 C = m3<3

Суммируя массы в шарнирах А и В, получаем

тА--

•• ШІА 4- ш2

4 = mi -A - f

U — s2

'2

 

 

'1

m в = m 2 B + m 3 ß = m 3 -^- 4- m3

^з — s 3

 

 

 

/я '

Массы, сосредоточенные в шарнирах О и С, неподвижны, поэтому для полного уравновешивания механизма необходимо урав­ новесить противовесами только массы тА и тв. Рассматривая их во вращении вместе с кривошипом OA и коромыслом ВС, можно найти противовесы из условия, что центры тяжести уравновешенных коромысла и кривошипа должны совпасть с центрами их вращения.

Веса противовесов Gi и Gui могут быть найдены из равенств G\ri = mAglx и Giiiriii ==nißgl3,

если задаться величиной радиусов г\ н m i . После постановки про­ тивовесов Gi и Gm в точках О и С нужно мыслить себе сосредото­ ченными массы

m 0 =m 0 1 4 - m^4 - mi и /Ис=/я3 с4->ив4-тііі.

Центр тяжести массы механизма и противовесов лежит на 'ли­ нии центров и делит его на отрезки, обратно пропорциональные мас­ сам т0 и тс- Вычислив 05, легко построить главные векторы звеньев так, как это показано на рис. 28.4.

Рис. 28.6.

Статическое уравно­

 

 

вешивание

четырехзвенного ме­

Р и с 28.7. Статическое

уравновешивание

ханизма грузами на кривошипе

четырехзвенного механизма грузами па

 

и шатуне

кривошипе и

шатуне

568


Возможны и другие варианты установки противовесов, уравно­ вешивающих силы инерции четырехшарнирного механизма. Если противовес устанавливают на шатуне (рис. 28.7), то он должен располагаться вне линии AB центров шарниров шатуна с тем, чтобы сместить центр тяжести масс тА и тв в один из центров шарниров А или В. Смещая центр тяжести неуравновешенных масс в точку А, следует установить противовес Оц слева от точки А (рис. 28.7), величина которого, если задано Г ц , определяется из уравнения

Guri\—tnBgk.

После установки противовеса Gn в точке А необходимо вычислить сосредоточенную массу

т'А = тА + тв-\-тіи

которую можно уравновесить противовесом, установленным на кри­ вошипе диаметрально противоположно и определяемым из равен­ ства

При установке противовеса на шатуне справа от точки В второй противовес должен быть установлен на продолжении коромысла.

На рис. 28.5 показан единственно возможный вариант статиче­ ского уравновешивания кривошипно-ползунного механизма двумя противовесами, определяемыми аналогично предыдущему и уста­ новленными на продолжении шатуна и кривошипа. Существенным недостатком такого способа уравновешивания механизма, особенно при установке противовесов на шатуне, является значительное уве­ личение веса звеньев, а следовательно, и всего механизма в целом, вследствие чего рассмотренный метод во многих отраслях машино­ строения почти не получил распространения. Взамен этого практи­ куется частичное уравновешивание сил инерции, которое рассмот­ рим ниже. Рассмотренный способ статического уравновеши­ вания может быть с успехом применен в ряде случаев, например при статическом уравновешивании подъемных столов прокатных ста­ нов и аналогичных механизмов, в которых при перемещении центра тяжести возникает большой величины момент на начальном звене. Величина этого момента, следовательно, и мощность двигателя мо­ гут быть значительно снижены, если механизмы подъемных столов будут уравновешены.

§ 28.3. СИЛЫ ИНЕРЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОРЯДКОВ

При частичном уравновешивании сил инерции механизмов по­ лезно равнодействующую сил инерции, приложенную в центре тя­ жести механизма, разложить на простые составляющие, каждая из которых может быть уравновешена отдельно. Наиболее просто этот

569



вопрос решается в том случае, когда сила инерции механизма раз­ ложена на вертикальную и горизонтальную составляющие.

Рассмотрим в качестве примера нормальный кривошипный меха­ низм, схема которого приведена на рис. 28.5. Предполагая силу инерции шатуна приложенной в центре тяжести, можно массу его разнести в точки А и В, при этом будем иметь

tn.H ~

'"»2 !~ ~ S "

1 1

,nß2 '>h j-

Если центр тяжести

кривошипа

в точке SLT

то, разнеся массу

кривошипа в точки

О и Л, будем

иметь

 

т01

=

/, — s,

и

s<

 

тг

тА1 = Ith -f.

 

Таким образом, масса кривошнпно-ползунного механизма может

быть заменена

двумя массами

 

 

 

тА = тАі-\-тА2

и tnB =

mB2-\-rnß3.

Масса тл

совершает вращательное

движение и ее сила инер­

ции представляется вращающимся вектором центробежной силы инерции, а масса тв совершает поступательное движение и ее сила инерции, равная РІВ = — т в д в , всегда совпадает по направлению

страекторией точки В.

Впервой части курса была выведена формула (5.32) для опре­ деления ускорения поршня, представленная в виде тригоно­ метрического ряда

ав = — raj (ßi cos ф + 2 ß 2 cos 2ф) -f-... + (2kB2ll

cos 2kq> + . . . ) ,

 

(28.6)

которой можно воспользоваться для определения

горизонтальных

сил инерции различного порядка.

 

Проектируя силы инерции РІА И РІВ на вертикаль и горизон­

таль, можно определить соответствующие силы инерции различ­ ного порядка. При этом получаем для горизонтальных сил инерции

РА =

rw] {mA

+ m ß ßi) cos ф;

 

 

Px2 =

4гщтв

cos 2ф;

I

/ 9 Я ~

Рхгн = 2kB2km\

cos 2£ф.

J

 

Вертикальная сила инерции будет только первого порядка,

равная

 

Pai — r<ù\mA%\n<$.

(28.8)

Полностью уравновесить силы инерции кривошнпно-ползунного механизма вращающимся грузом не представляется возможным,

570


однако силы инерции первого по­ рядка можно уравновесить при­ ближенно. Силы инерции более высокого порядка, параллель­ ные направляющим, одним вра­ щающимся грузом уравновесить нельзя.

Определив из формулы (28.7) cos ф и из формулы (28.8) sin 9, возведем их в квадрат и сло­ жим, тогда

Pl.

= 1,

(28.9)

Рис. 28.8. Определение среднего зна­ чения уравновешивающего груза

т. е. конец вектора силы инерции первого порядка перемещается по эллипсу, большая полуось которого горизонтальна, а малая — вер­ тикальна (рис. 28.8).

Угол, координирующий радиус-вектор РГ силы инерции пер­ вого порядка относительно положительного направления оси, может быть определен по уравнению

t g ß - - * - 1

тА

+

tg ф-

(28.10)

Рх1

тв

 

 

Из полученного выражения видно, что в первом и третьем

квад­

рантах вектор РІ вращается сначала медленнее, затем быстрее

кри­

вошипа, совпадая с ним при Ф

= 0 и ф = 90°, а во втором и четвер­

том квадрантах — наоборот.

 

 

 

 

 

Если на кривошипе укрепить противовес тѵ,

статический момент

которого пропорционален полусумме

полуосей

эллипса, т. е.

 

туГу =

гА

 

т,

(28.11)

+ -2

то произведем лишь частичное уравновешивание силы инерции пер­ вого порядка.

 

Остающаяся неуравновешенной часть силы инерции первого

порядка

определяется

диагональю параллелограмма, построенного

на

силах

РГ и РУ,

равная

 

 

 

 

АР1

=

У PI 4- PI2Р±РУ

cos - ß ) ,

(28.12)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi=VP%i+PU-

 

АРГ

Горизонтальная

и

вертикальная

составляющие силы

инерции

не представляют

собой уже простых гармонических

функций.

571