Откуда
|
U |
n |
'1 |
— s, |
s. |
»иА = ma |
т«в = т2-.: |
ш з 0 = ш 3 /3 |
H m 3 C = m3<3 |
Суммируя массы в шарнирах А и В, получаем
|
тА-- |
•• ШІА 4- ш2 |
4 = mi -A - f |
U — s2 |
|
'2 |
|
|
|
'1 |
|
m в = m 2 B + m 3 ß = m 3 -^- 4- m3 |
^з — s 3 |
|
|
|
|
/я ' |
Массы, сосредоточенные в шарнирах О и С, неподвижны, поэтому для полного уравновешивания механизма необходимо урав новесить противовесами только массы тА и тв. Рассматривая их во вращении вместе с кривошипом OA и коромыслом ВС, можно найти противовесы из условия, что центры тяжести уравновешенных коромысла и кривошипа должны совпасть с центрами их вращения.
Веса противовесов Gi и Gui могут быть найдены из равенств G\ri = mAglx и Giiiriii ==nißgl3,
если задаться величиной радиусов г\ н m i . После постановки про тивовесов Gi и Gm в точках О и С нужно мыслить себе сосредото ченными массы
m 0 =m 0 1 4 - m^4 - mi и /Ис=/я3 с4->ив4-тііі.
Центр тяжести массы механизма и противовесов лежит на 'ли нии центров и делит его на отрезки, обратно пропорциональные мас сам т0 и тс- Вычислив 05, легко построить главные векторы звеньев так, как это показано на рис. 28.4.
Рис. 28.6. |
Статическое уравно |
|
|
вешивание |
четырехзвенного ме |
Р и с 28.7. Статическое |
уравновешивание |
ханизма грузами на кривошипе |
четырехзвенного механизма грузами па |
|
и шатуне |
кривошипе и |
шатуне |
Возможны и другие варианты установки противовесов, уравно вешивающих силы инерции четырехшарнирного механизма. Если противовес устанавливают на шатуне (рис. 28.7), то он должен располагаться вне линии AB центров шарниров шатуна с тем, чтобы сместить центр тяжести масс тА и тв в один из центров шарниров А или В. Смещая центр тяжести неуравновешенных масс в точку А, следует установить противовес Оц слева от точки А (рис. 28.7), величина которого, если задано Г ц , определяется из уравнения
Guri\—tnBgk.
После установки противовеса Gn в точке А необходимо вычислить сосредоточенную массу
т'А = тА + тв-\-тіи
которую можно уравновесить противовесом, установленным на кри вошипе диаметрально противоположно и определяемым из равен ства
При установке противовеса на шатуне справа от точки В второй противовес должен быть установлен на продолжении коромысла.
На рис. 28.5 показан единственно возможный вариант статиче ского уравновешивания кривошипно-ползунного механизма двумя противовесами, определяемыми аналогично предыдущему и уста новленными на продолжении шатуна и кривошипа. Существенным недостатком такого способа уравновешивания механизма, особенно при установке противовесов на шатуне, является значительное уве личение веса звеньев, а следовательно, и всего механизма в целом, вследствие чего рассмотренный метод во многих отраслях машино строения почти не получил распространения. Взамен этого практи куется частичное уравновешивание сил инерции, которое рассмот рим ниже. Рассмотренный способ статического уравновеши вания может быть с успехом применен в ряде случаев, например при статическом уравновешивании подъемных столов прокатных ста нов и аналогичных механизмов, в которых при перемещении центра тяжести возникает большой величины момент на начальном звене. Величина этого момента, следовательно, и мощность двигателя мо гут быть значительно снижены, если механизмы подъемных столов будут уравновешены.
§ 28.3. СИЛЫ ИНЕРЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОРЯДКОВ
При частичном уравновешивании сил инерции механизмов по лезно равнодействующую сил инерции, приложенную в центре тя жести механизма, разложить на простые составляющие, каждая из которых может быть уравновешена отдельно. Наиболее просто этот
вопрос решается в том случае, когда сила инерции механизма раз ложена на вертикальную и горизонтальную составляющие.
Рассмотрим в качестве примера нормальный кривошипный меха низм, схема которого приведена на рис. 28.5. Предполагая силу инерции шатуна приложенной в центре тяжести, можно массу его разнести в точки А и В, при этом будем иметь
tn.H ~ |
'"»2 !~ ~ S " |
1 1 |
,nß2 — '>h j- |
• |
Если центр тяжести |
кривошипа |
в точке SLT |
то, разнеся массу |
кривошипа в точки |
О и Л, будем |
иметь |
|
т01 |
= |
/, — s, |
и |
s< |
|
тг |
тА1 = Ith -f. |
|
Таким образом, масса кривошнпно-ползунного механизма может
быть заменена |
двумя массами |
|
|
|
тА = тАі-\-тА2 |
и tnB = |
mB2-\-rnß3. |
Масса тл |
совершает вращательное |
движение и ее сила инер |
ции представляется вращающимся вектором центробежной силы инерции, а масса тв совершает поступательное движение и ее сила инерции, равная РІВ = — т в д в , всегда совпадает по направлению
страекторией точки В.
Впервой части курса была выведена формула (5.32) для опре деления ускорения поршня, представленная в виде тригоно метрического ряда
ав = — raj (ßi cos ф + 2 ß 2 cos 2ф) -f-... + (2kB2ll |
cos 2kq> + . . . ) , |
|
(28.6) |
которой можно воспользоваться для определения |
горизонтальных |
сил инерции различного порядка. |
|
Проектируя силы инерции РІА И РІВ на вертикаль и горизон |
таль, можно определить соответствующие силы инерции различ ного порядка. При этом получаем для горизонтальных сил инерции
РА = |
rw] {mA |
+ m ß ßi) cos ф; |
|
|
Px2 = |
4гщтв |
cos 2ф; |
I |
/ 9 Я ~ |
Рхгн = 2kB2km\ |
cos 2£ф. |
J |
|
Вертикальная сила инерции будет только первого порядка,
равная |
|
Pai — r<ù\mA%\n<$. |
(28.8) |
Полностью уравновесить силы инерции кривошнпно-ползунного механизма вращающимся грузом не представляется возможным,
однако силы инерции первого по рядка можно уравновесить при ближенно. Силы инерции более высокого порядка, параллель ные направляющим, одним вра щающимся грузом уравновесить нельзя.
Определив из формулы (28.7) cos ф и из формулы (28.8) sin 9, возведем их в квадрат и сло жим, тогда
Pl.
= 1,
(28.9)
Рис. 28.8. Определение среднего зна чения уравновешивающего груза
т. е. конец вектора силы инерции первого порядка перемещается по эллипсу, большая полуось которого горизонтальна, а малая — вер тикальна (рис. 28.8).
Угол, координирующий радиус-вектор РГ силы инерции пер вого порядка относительно положительного направления оси, может быть определен по уравнению
t g ß - - * - 1 |
тА |
+ |
tg ф- |
(28.10) |
Рх1 |
тв |
|
|
Из полученного выражения видно, что в первом и третьем |
квад |
рантах вектор РІ вращается сначала медленнее, затем быстрее |
кри |
вошипа, совпадая с ним при Ф |
= 0 и ф = 90°, а во втором и четвер |
том квадрантах — наоборот. |
|
|
|
|
|
Если на кривошипе укрепить противовес тѵ, |
статический момент |
которого пропорционален полусумме |
полуосей |
эллипса, т. е. |
|
туГу = |
г\тА |
|
т, |
(28.11) |
+ -2 |
то произведем лишь частичное уравновешивание силы инерции пер вого порядка.
|
Остающаяся неуравновешенной часть силы инерции первого |
порядка |
определяется |
диагональю параллелограмма, построенного |
на |
силах |
РГ и РУ, |
равная |
|
|
|
|
АР1 |
= |
У PI 4- PI2Р±РУ |
cos (ф - ß ) , |
(28.12) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pi=VP%i+PU- |
|
АРГ |
Горизонтальная |
и |
вертикальная |
составляющие силы |
инерции |
не представляют |
собой уже простых гармонических |
функций. |