Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

относительно неподвижного начала координат О. Под действием момента сил инерции координатные оси xyz, связанные с ротором, совершают поворот относительно неподвижного начала 0. В рас­ сматриваемом случае удобно использовать самолетные осн. Для перехода подвижной системы ей необходимо сообщить поворот

относительно оси х на угол рыскания я|э. Далее совершается

поворот

на

угол

тангажа •{} относительно

положения

оси у , повернутой

до

этого

на угол

 

 

 

 

 

 

 

Ось 2 займет текущее положение

£, а ось х — промежуточное.

Наконец,

поворачивая

подвижную

систему

координат

на

угол

крена ср относительно

Ç, переведем

оси х и у

в их текущее

поло­

жение. Вследствие того, что угол

ср поворота

относительно

оси z

совпадает

с направлением вращения

ротора,

причем по

сравне­

нию с at он мал, углом крена можно пренебречь. Кроме того, вследствие малости углов і|з и Ф они могут быть приняты за углы поворота ротора относительно неподвижных осей g и іі. Таким

образом, ротор вращается с

угловой скоростью

со вокруг оси z

и с

переменными угловыми

скоростями я|) и

у относительно

осей

X и у .

 

 

Перемещения точек оси, совпадающих с опорами, вызывают де­ формацию пружин, поэтому составляющие реакций упругих опор будут пропорциональны составляющим перемещения (коэффициент пропорциональности — жесткость с соответствующей пружины). Принимая каждое из перемещений малым, можем составить сле­

дующие

уравнения

движения:

 

 

 

 

 

тАg = Fx

cos ut - ci (А| +

W) - ci (As -

Ш;

 

mАц = Fx

sin at — c2 (Ац — lity) — c2

(Ar) + l2ty);

 

/пД£' = —c3 AÇ;

 

 

 

 

 

JxJty = F2cos

(to/ + a) +

c2

(Arj — lity) lx

(27.18)

 

— Со (Al] + /2і|э) / 2 Cur}

Jxoz,

 

 

 

Jyub

= F2

sin (tot + 0) -

Ca

(Ал + Щ

k +

 

 

+

Ci (An -

Іф)

l2 + с о ф / у о г

;

 

 

здесь Jxx

=

J w , =

J — моменты

инерции

ротора

относительно

осей X и у,

равные друг другу в силу симметричности ротора; J x o z =

=

$ y%dm

=

J y o z

— J x2dm;

Jxo~ = J y o z

— J3 — экваториальные мо­

менты инерции

ротора,

определяющие

гироскопические моменты;

Fx

= m Р5С02

= 2m1p1co2 и

F2 =

СО 2 У Jlx +

J'U — 2т,р2 гсо2 — сила и мо­

мент силы инерции масс дебалансов, приведенных к плоскостям уравновешивания.

559



В случае симметричного расположения центра тяжести относи­ тельно опор /х = /2 - Тогда дифференциальные уравнения движения принимают вид

mal -f- 2cLA^ = Fx cos at;

 

/»Лт) -f- 2c2A)] — Fx sin at;

 

/иДС + 2с3ДС = 0;

(27.19)

+ ш е / 5 4- 2/ас.л= F2 cos (а/ +

а);

-оіфУ, + 2/2 cx ö = F г sin («г1 + а);

Первые три уравнения движения независимые, поэтому каждое из них может рассматриваться как уравнение поступательного ко­ лебательного движения вдоль координатных осей g, г) и Ç. Цикловые частоты собственных колебаний будут соответственно равны:

 

ßi^

2с,

r 2£j

 

ß n :

m '

 

 

 

Дифференциальные

уравнения колебательного вращательного

движения

вокруг осей

связаны друг с другом благодаря влиянию

проекций

гироскопического момента.

 

Обычно в балансировочных машинах податливость опор велика только в одном направлении, т. е. принимается для машин, в ко­ торых колебания ротора происходят только в горизонтальной пло­

скости, сх ^> с2 и с3 ^> с2 . Поэтому

вынужденные перемещения Ас,

{у, а также случайные перемещения

AÇ по сравнению с Дѵ) малы и

ими можно пренебречь. Для особо точной балансировки эти пере­ мещения должны быть учтены.

При таких предположениях можно ограничиться рассмотрением

уравнений

 

 

 

 

Аг| + ~ Аіі = Aiï +

ßn Aii = J sin ort;

 

 

2c Г-

F

{a>t +a),

<27-20>

і| Ч — jj - if

=-j cos

 

 

из которых для заданной

угловой

скорости балансируемого

ротора

можно определить амплитуду

колебаний центра тяжести

ротора

и амплитудное значение угла поворота оси ротора в плоскости коле­ баний.

Действительно, если ось вращения является главной осью инер­

ции, то угловые колебания не возбуждаются, потому

что Рг О

и ось ротора совершает поступательное колебательное

движение.

560


В таком случае, принимая Дг| =

Ап sin at, из дифференциаль­

ного уравнения подстановкой An. найдем

mp-jù*

1р1

(27.21)

m

СО2

Если ротор статически уравновешен, то ps = 0 и возбуждаются только колебания рыскания ротора, амплитуда которых

 

J

(27.22)

— 1

й2І _ 1

 

 

 

Р

При комплексной неуравновешенности перемещения правой и левой опор представляют суммой колебаний при поступательном движении оси ротора и рыскании:

 

2щрі

1

. , 2т.,р.,г1 /

sin (co^-f-a);

УА-

m

ft

Sin at А

J

 

 

— 1

 

 

 

 

 

 

= 2т!р,

1_

sin со/ • 2 т 2 р 2 г , /

(27.23)

 

sin (tö/ + a),

 

m

ß*

 

1 * .

• 1

 

 

— 1

 

 

 

co-

 

со2

 

Полученные формулы для перемещения опор дают возможность сделать заключение, что если со ^> ßn и со ^> ß^, т. е. балансировоч­ ная машина работает далеко за резонансом, то амплитуды колеба­ ний опор линейно зависят от неуравновешенностей статической и динамической:

Ул = -

sin at -

2 m ^ 2

t l sin (со/ + a) ;

 

 

 

(27.24)

! / f l = - ^ s m d +

^ s i n N + a ) .

Амплитуды колебаний опор измеряют при помощи специальных

датчиков, например

индукционных,

преобразующих перемещение

в напряжение электрического тока. Тарировкой определяется коэф­ фициент k пропорциональности между перемещением и напряже­ нием. По амплитуде напряжения можно судить об амплитуде пере­ мещения. Теперь остается выяснить, каким образом по амплитудам перемещения опор и фазовому углу а х между ними, определенному

экспериментально, вычислить величину

масс тх и т 2 и расположе­

ние их на балансируемом роторе.

 

 

Уравнения (27.24) можно записать в другой форме:

 

УА^Угл Sin (ùt +уАпл sin ((ùt +

a) =

(g,ст +

0дюі)8іп(©< + ад);

\

Уь = Уст sin a t - у А н sinа (at +

a) =

(gzr -

длпи) sin (at - а д ) .

/ (27.25)

19 С. H. Кожевннко»

561


 

Пусть уАт

и ув,п — амплитуды

 

колебаний

опор

и ах — фазовый

 

сдвиг между ними. Тогда для про­

 

извольного

угла

со/ можно

постро­

 

ить из одного полюса векторы уАт

 

и Уп,п (Р»с. 27.12) с углом

между

 

ними аѵ

Разность между ними раз­

 

делим пополам и среднюю точку

 

соединим

с

полюсом.

 

 

Рис. 27.12. Определение неуравно­

Сопоставляя построение

с фор­

вешенных масс по амплитудам ко

мулами

(27.25),

нетрудно

видеть,

лебанніі

что построенный

вектор

пропор­

 

ционален

статической

неуравнове­

шенности, но противоположно направленный. Векторы _рД Ш 1

пропор­

циональны динамически неуравновешенным

массам,

приведенным

к плоскостям уравновешивания. Построением определяют и фазо­ вый угол С І . Сложение и вычитание векторов, а также вычисления фазового угла можно произвести с помощью электрических прибо­

ров или вычислительного устройства. После определения г/Д ШІ и усг

и фазового угла

ах можно найти неуравновешенные массы

ky„m

ку J

 

Улт — УІт

m i = - £ - ;

а =-о£тт 1 1

cosa1 = -/ l "

k — коэффициент

пропорциональности

между измеряемым напря­

жением и перемещением.

 

 

В плоскости уравновешивания, расположенной ближе к опоре А, необходимо поместить два противовеса, радиусы-векторы которых направлены по уСТ и улта в плоскости, расположенной у опоры В, радиус-вектор массы т.г необходимо изменить на противоположный. Каждую из пар уравновешивающих грузов можно заменить одним, как это показано на рис. 27.10.