Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава

УРАВНОВЕШИВАНИЕ

двадцать

СИЛ ИНЕРЦИИ МЕХАНИЗМОВ

восьмая

 

§ 28.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ МЕХАНИЗМА

При уравновешивании сил инерции во многих случаях должно быть известно положение центра тяжести механизма для каждого из положений начального звена. Полагая массу механизма сосредо­ точенной в центре тяжести, можно найти равнодействующую сил инерции звеньев механизма как произведение массы механизма и ускорения его центра тяжести. Если считать, что силы инерции звеньев приложены в их центрах тяжести, а следовательно, их рав­ нодействующая приложена в центре тяжести механизма, то этим не учитываются моменты сил инерции, которые также оказывают из­ вестное влияние на фундамент. Во многих случаях пренебрежение влиянием моментов сил инерции на фундамент оправдывают тем, что на последний, кроме этого, оказывают влияние моменты сил движущих и сил сопротивления, которые складываются с неурав­ новешенными моментами сил инерции. При этом может оказаться, что уравновешивание моментов сил инерции, действующих в той же плоскости, что и моменты сил движущих или сил сопротивле­ ния, не уменьшат, а, наоборот, увеличат воздействие машины на фундамент. Что касается уравновешивания моментов сил инерции, действующих в перпендикулярных к первым плоскостям, то их урав­

новешивание безусловно

полезно.

В плоских механизмах, в

которых

силы инерции действуют в той же плоскости, что и пара сил или дви­ жущая сила, таким образом, вполне допустимо приложение сил ннер- Г,

ции в

центре

тяжести

каждого из

s,

звеньев и, следовательно, приложе­

 

ние равнодействующей

силы инер­

 

ции в

центре

тяжести

механизма.

 

Покажем

метод

нахождения

Р и с , 2 8 > ь определение центра тя-

центра

тяжести механизма, Пусть

жести механизма

19*

 

 

 

563


Sx, S2... (рис.

28.1) — центры

тяжести звеньев,

координируемые

радиусами-векторами 7Х, г2

имеющими начало

в неподвижной

точке О. Если

считать массу сосредоточенной в центре тяжести 5

механизма, то ее статический момент относительно точки О равен сумме статических моментов масс звеньев, т. е.

ТПГ

Ш І Г ! + / « 2 ^ 2 + • • • + ' » A - Ô ( .

(28.1 )

где m = ttiy + iii-i ~Ь ... + tnk\

тяжести

г — радиус-вектор,

определяющий положение центра

механизма.

Зная положение центра тяжести на каждом из звеньев, можно для различных положений начального звена найти значение векто­ ров rlr Tz и т. д., а следовательно, и значение векторов статических моментов nijfj. Определив равнодействующий вектор mf как гео­ метрическую сумму mfj и уменьшив его в m раз, найдем положение центра тяжести механизма, отложив от точки О вектор г. Такой ме­ тод определения положения центра тяжести требует большой вы­ числительной работы. Эту же задачу можно решить другим путем.

Представим каждый из векторов гх 2 и т. д. суммой векторов

(28.2)

где Zj, h, l3... — длины звеньев на плане механизма, представ­ ляемые как векторы;

*і» ^г. §з-- — расстояния от ближайшего к точке О центра шарнира на звене до центра тяжести звена, также представляемые как вектор.

Векторы I] и S] имеют направление звена /, поэтому, подставляя выражения (28.2) в выражения (28.1), можно радиус-вектор центра тяжести представить суммой векторов, параллельных соответствую­ щим звеньям.

Выполнив

указанную подстановку

и произведя

группировку

слагаемых, выражение (28.1) представим в виде

 

 

mr = [mls1+(m2

+ m3+

...)1Х] +

 

 

+ [т*Л +

(m3 +...)

/2 ] + [ m3s3 +...] ~f-...

 

или, разделив

почленно

на m,

получаем

 

 

Г і = Лі +

Л2 -т 3

+ ...,

(28.3)

664


где

 

hi=

misi + (m2 + ms + ...)

lx

 

 

 

 

 

 

m2s2

+ (m3 + ...) /3

 

 

 

 

m

 

 

 

 

m3sa-\-...

 

 

 

 

m

 

Векторы hi, h2,

h3..., параллельные соответственно звеньям /,

2, 3 и т. д., для

шарнирных

механизмов

остаются по величине

постоянными и меняют направление соответственно изменению по­ ложения звеньев. Найденные векторы называются главными векто­ рами, а точки Hj на звеньях, координируемые от ближайшего на звене к точке О центра шарнира вектором hj, называются главными точками (рис. 28.2).

Для сложных шарнирных механизмов главные векторы можно определять сразу, не выполняя подстановки и прочих преобразо­ ваний.

Если в центре шарнира J звена / сосредоточить массу всех предыдущих звеньев (рис. 28.3), в центре тяжести S/ — массу m/t а в точке К — массу всех последующих звеньев, то, составляя сумму статических моментов масс относительно точки J, найдем расстоя­ ние hj до точки Hj, в которой надо полагать сосредоточенной массу всего механизма. При этом получаем

mis(+li

S

т

 

/-и

(28.4)

2<

Определив главные векторы hly h2 и т. д. и построив их геомет­ рическую сумму, начиная от точки О, получим результирующий вектор г, координирующий поло­ жение центра тяжести механизма (рис. 28.2). Выполняя указанные по­ строения для ряда положения началь­ ного звена в пределах одного оборота

Р н с 28.2. Построение главных век­

Р и с 28.3. Определение главного век­

торов механизма

тора звена

565


его, найдем последовательные положения центра тяжести механизма на его геометрическом месте.

Зная ускорение «s центра тяжести, легко вычислить полную силу инерции механизма, равную — mos и направленную противо­ положно ускорению äs-

По заданным положениям центра тяжести ускорение «s точно определить нельзя, а приближенное вычисление его затруднительно. Процесс вычисления ускорения äs значительно облегчается в том случае, если удается построить такой механизм, одна из точек кото­ рого описывает траекторию, совпадающую при любом положении начального звена с геометрическим местом центра тяжести меха­ низма. Построение такого механизма возможно.

Присоединим в точках Нх

и В двухповодковую группу, в кото­

рой НіР =

AB

и BD = АНХ.

В таком случае

звено

Нг0 всегда

параллельно

AB,

а звено BD

параллельно OA.

Далее

в точках D

и С присоединим двухповодковую группу, длины звеньев которой

равны СЕ — BD и ED = СВ. Таким образом,

DE параллельно

ВС, а СЕ параллельно BD, т. е. параллельно OA.

Наконец, присое­

диним в точках Но и Н'3, отстоящих от точек Нг и D соответственно на расстояниях и Л3, двухповодковѵю группу, длины звеньев

которой H'zF = D~m = ВН,

и HÖF = Ьщ

=

ВН3.

Нетрудно ви­

деть, что точка F при любом положении механизма совпадает с цент­

ром тяжести, потому что 1

Л1 ( НхН'і =

lu

и FI2F

= h3.

Определяя ускорение точки F построенного таким образом меха­ низма, находим величину и направление силы инерции механизма для любого положения начального звена.

§ 28.2. СТАТИЧЕСКОЕ УРАВНОВЕШИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ

\\РХПГШЯ>Т н я ^ ы д я ю т статически уравновешенным, если в нем уравновешены силы инерции, а моменты последних не уравнове­ шены. Есл"й положение центра тяжести для любого положения начального звена известно, то можно произвести качественную оценку уравновешенности механизма.

Механизм будет статически уравновешенным, если равнодейст­ вующая сил инерции его звеньев Р,- — — s для любого положе­ ния механизма равна нулю. Так как масса механизма не равна нулю, то для статически уравновешенного механизма ускорение as должно быть равно нулю. Это условие выполняется в двух случаях, а именно: в том случае, когда центр тяжести механизма движется равномерно и прямолинейно, или когда центр тяжести механизма неподвижен. Очевидно, первому условию механизм удовлетворить не может, потому что звенья его движутся циклично, а центр тяжести пере­ мещается по замкнутой кривой. Таким образом, в статически урав­ новешенном механизме центр тяжести должен быть неподвижным.

Используя изложенный в предыдущем параграфе метод опреде­ ления центра тяжести механизма, можно установить соотношение

566


Рис. 28.4.

Многоугольники

 

главных векторов четырех-

Рис. 28.5. Статическое уравновешивание криво-

звешюго

механизма

шипно-ползунного механизма

между главными векторами, зависящими от величины масс и поло­ жения центров тяжести звеньев, при котором механизм будет ста­ тически уравновешенным.

Центр тяжести шарнирного механизма будет неподвижен, если при сложении главные векторы образуют многоугольник, подобный механизму. В этом случае многоугольник главных векторов можно рассматривать как механизм, изображенный в ином масштабе (рис. 28.4), откуда вытекает следующее условие, которому должны удовлетворять длины главных векторов:

(28.5)

h k k

В кривошипно-ползунном механизме центр тяжести, при удов­ летворении главных векторов условию (28.5), будет перемещаться по прямой и механизм оказывается неуравновешенным (рнс. 28.5). Очевидно, центр тяжести неподвижен, если hx = h2 = О, т. е. центр тяжести механизма совпадает с неподвижным центром О вращения «кривошипа.

Рассмотрим на конкретных примерах статическое уравновеши­ вание механизма.

В четырехшарнирном механизме (рис. 28.6) массу каждого из звеньев можно заменить сосредоточенными в центрах О, А, В и С шарниров массами, сохраняя при этом заданное положение цент­ ров тяжести звеньев. Для определения величины сосредоточенных масс, согласно условиям статической замены распределенной массы звена сосредоточенными массами, имеем

m1A -f- mx o = mï,

% {h sx) =

m^i,

tn-iA + mm=m*,

m2AS2=rn2B (k — So)

и

/Язе

- sa).

 

567