Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установки ведомого звена 5 относительно стойки /. Чтобы предста­ вить себе работу механизма, каждую из винтовых нарезок можно заменить разверткой, тогда винтовой механизм может быть заменен эквивалентным клиновым механизмом. Вращение рукоятки 4 гру­ бой установки заменяется при этом поступательным движением клина 4, а точной установки — движением клина 2, воздействую­ щих на промежуточный двойной клин 3. Углы подъема винтовых нарезок а2 3 , аа1 и аз г , должны быть подобраны так, чтобы самотор­ можение отсутствовало.

Для уменьшения трения на винтовой нарезке применяют различ­ ного вида шарпко-винтовые механизмы. При вращении гайки (рис.51)

шарики,

перекатываясь

по

винтовой подшлифованпой

канавке

винта 3,

сообщают ему

осевое

перемещение относительно

гайки /.

Возврат шариков осуществляется по обводному каналу 2. Для устранения зазора гайка сделана из двух, стянутых болтами 4, половин 5, имеющих каждая свой обводной канал 2.

Комбинированные механизмы. Более широкие возможности в смысле воспроизведения законов движения ведомых звеньев по сравнению с чисто рычажными, зубчатыми или другими механизмами'дают так называемые комбинированные механизмы, в которых сочетаются рычажные, зубчатые, кулачковые и другие механизмы в различных комбинациях.

На рис. 52 изображен зубчато-рычажный механизм, в котором на шатуне ВС шарнирного четырехзвенннка ABCD закреплены зуб­ чатые колеса 2 и 4, зацепляющиеся с колесами / и 3.

В механизме перемещения каретки (рис. 53) при вращении вала 2 червячное колесо 5, смонтированное в корпусе каретки /, вращается при зацеплении с червяком на валу 2. Под действием тяги 4, шарнирно укрепленной на корпусе 3 и червячном колесе, каретка / относительно вала 2 совершает возвратно-поступательное движе­ ние.

При помощи кулачково-планетарного механизма (рис. 54) можно получить самые разнообразные законы движения ведомого звена

26


Рис. 50. Соосныіі винтовой механизм

27

 

 

при равномерном

вращении

ведущего

 

 

вала. На поводке 1 трехзвенного пла­

 

 

нетарного

механизма

размещена

об­

 

 

щая ось для коромысла 2 кулачкового

 

 

механизма и колеса 3, совершающего

 

 

планетарное движение. Ролик 5 на

 

 

конце

коромысла

обкатывается

по

 

 

неподвижному кулачку,

а планетное

 

 

колесо 3 зацепляется с ведомым зуб­

 

 

чатым колесом 4. Если ролик на

 

 

коромысле

 

катится

по

цилиндриче­

 

 

ской поверхности кулачка, то ведо­

 

 

мое колесо вращается с такой же

 

 

угловой скоростью, как и поводок.

 

 

При качении ролика по части про­

 

 

филя с переменным радиусом-векто­

 

 

ром

коромысло,

 

а

следовательно,

 

 

и колесо

3

получают

дополнитель­

 

 

ное

вращение

вокруг

собственной

Рнс.

55. Мальтийский механизм

осп

н

два

вращения

суммируются

с

планетарной передачей

колесом

4.

 

Дополнительное

враще­

 

 

ние

зависит

от

 

профиля

кулачка,

которып определяется заданным

законом

движения

ведомого

звена 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В плаиетарно-мальтинском механизме (рис. 55) движение сооб­ щается водилу /, па котором смонтированы оси вращения зацепля­ ющихся друг с другом планетных колес 6 и 5. Первое из них зацеп­ ляется с неподвижным колесом 7, удерживаемым поводком, а на оси второго укреплен кривошип 3 с роликом 2, входящим в паз мальтийского креста 4. В механизме рассматриваемого типа могут быть получены более низкие угловая скорость и угловое ускорение ведомого звена по сразненпю с обычным мальтийским механизмом.

Комбинированные механизмы могут быть построены и в других сочетаниях однородных механизмов.

Механизмы переменной структуры. Среди используемых в ра­ бочих машинах исполнительных механизмов можно отметить до­ вольно широкий класс механизмов переменной структуры. Эти механизмы могут быть как «чистые», т. е. рычажные, зубчатые и др., так и комбинированные.

Механизмы переменной структуры применяют, если необходимо: предохранить звенья механизмов от случайных перегрузок; осу­ ществить требуемые перемещения ведомых звеньев в зависимости от наличия или отсутствия полезных нагрузок (например, быстрое перемещение при отсутствии нагрузки и медленное — после прило­ жения нагрузки); изменить скорость или направление движения ведомого звена механизма без остановки двигателя и во многих других случаях.

28


Примером механизма, изменяющего свою структуру при пере­ грузке, является зажимной механизм горизонтально-ковочной ма­ шины (рис. 56). При остановке ползуна и продолжающемся движе­ нии зубчатого колеса кривошнпно-ползунный механизм обращается в четырехзвеннып механизм. Происходит это вследствие того, что звенья 1 и 5 составного шатуна поворачиваются одно относительно другого при сжатии пружины 4 в процессе перемещения звеньев /,

2, 3.

В механизме ножниц (рис. 57) с плавающим эксцентриковым валом структура изменяется при изменении нагрузки на звенья. В первую фазу эксцентриковый вал 2 вращается вокруг шейки А. Так как AB = СВ и ED — DO, то верхний нож / и прижим 3

движутся

вниз с одинаковой скоростью. После прижатия полосы

к роликам

рольганга верхний нож останавливается, а нижний 4

движется вверх. Зажатый между ножами металл разрезается без передачи усилий на рольганг (рис. 57, б).

I

Рис. 56. Зажимной механизм

а)

о)

6)

Рис. 57.

Механизм

ножниц:

о исходное положение; б — момент

прижатия

полосы к роликам; е — момент резки

29


Рис. 58. Планетарная коробка скоростей

В качестве примера механизма переменной структуры рассмот­ рим еще планетарную коробку скоростей (рис. 58), в которой ско­ рость ведомого вала / / изменяется тремя ленточными тормозами 7\, Тг и Т3 и дисковой муфтой 1. При включении муфты / вся передача блокируется и колеса не имеют относительного вращения. Валы / и / / соединяются напрямую. При включении тормоза Т» останавли­ вается корпус 3 коробки и передача движения осуществляется коле­ сами Z.J, г3 і zx и z-0 с неподвижными осями. При включении тормоза 7\ или Т3, связанного с колесами z„ пли г2 , механизм работает как пла­ нетарный. Таким образом, при постоянном зацеплении колес изме­ нение режима работы коробки осуществляется тормозами.

Механизмы с заданным относительным движением звеньев. В ма­ шиностроении широко используют механизмы, в которых задано не движение какого-либо звена относительно неподвижной стойки, а относительное движение подвижных звеньев.

Вследствие того, что методы их исследования отличаются от ме­ тодов исследования рычажных механизмов, их целесообразно выде­ лить в отдельную группу.

На рис. 59 показана схема механизма вентилятора, в котором электрический двигатель смонтирован на подвижном коромысле / двухкоромыслового механизма ОАВС. Передача непрерывного вра­ щения к шатуну 2 осуществляется через червячную передачу, чер­ вячное колесо 4 которой сидит на одном валу с шатуном 2. Таким образом, при вращении ротора двигателя лопасти вентилятора вра-

30

щаются вокруг своей оси и, кроме то­

 

 

 

го, совершают возвратно-качательное

 

 

 

движение вокруг оси О вместе с ко­

 

 

 

ромыслом 1.

 

 

 

 

 

 

В

механизме поворота

револьвер­

 

 

 

ной

 

головки

токарного

автомата,

 

 

 

схема которого показана на рис. 60,

 

 

 

движение передается от зубчатого ко­

 

 

 

леса 1, вращающегося вокруг непо­

 

 

 

движной оси. Корпус 2, в котором

 

 

 

смонтирован механизм поворота, дви­

 

 

 

жется

в направляющих,

параллель­

 

 

 

ных оси колеса /. Если ролик 7 коро­

 

 

 

мысла 5 находится на цилиндрической

 

 

 

части профиля кулачка 8, то зубча­

 

 

 

тый сегмент на коромысле 5, а сле­

 

 

 

довательно, и

рейка 6 неподвижны.

Рис.

59. Механизм

вентилятора

В таком случае при вращении коле­

 

 

 

са

1 приводится в движение также и колесо

12 с длинными зубья­

ми,

а при помощи конических колес / /

и 10 сообщается

движение

кривошипу 9 относительно корпуса 2. При вращении по часовой стрелке кривошипа 9, связанного шатуном 4 с рейкой 6, корпус 2 движется влево. Кроме того, при отводе корпуса 2 пальцем на кри­ вошипе 9 поворачивается мальтийский крест 3, связанный с ре­ вольверной головкой.

На рис. 61 изображена одна из возможных схем механизма уби­ рающегося самолетного шасйг. К коромыслу 2 и стержню 3 аморти­ зационного устройства шарнирно присоединены цилиндр / и шток гидразлического силового устройства. Буквы на конструктивной

Рис. 60. Механизм поворота револьверной головки

31


(рис. 61, о) и структурной (рис. 61, б) схемах показывают аналогич­ ные шарниры.

Уборка и выпуск шасси происходят при движении поршня в ци­ линдре, скорость которого зависит от расхода жидкости.

Механизм с переменной структурой и заданным относительным движением использован в механизме перемещения шагающего эк­ скаватора (рис. 62). На схеме рис. 62, а показана фаза переноса лыжи 5, подвешенной на шатуне 2, в направлении движения экскаватора при помощи шарнирного четырехзвенпого механизма (звенья 1, 2, 3 и 4) с неподвижным корпусом экскаватора в качестве стойки, а на схеме рис. 62, б — положение звеньев в начале пере­ мещения экскаватора, когда лыжа коснулась грунта, т. е. положе­ ние, в котором происходит изменение структуры механизма. Рас­

положение звеньев во время переноса

корпуса экскаватора изобра­

жено на рис. 62, в, а соответствующая

кинематическая схема — на

рис. 62, г. В каждой из указанных здесь структурных

модификаций

механизмов ведущим звеном является

кривошип /,

вращающийся

с заданной скоростью относительно корпуса экскаватора.

Гидравлические механизмы. Под гидравлическими

механизмами

обычно подразумевают совокупность поступательного или враща­ тельного механизмов, источника, нагнетающего рабочую жидкость (насос, гидравлический аккумулятор), управляющей и регулирую­ щей аппаратуры. Гидравлические механизмы, в которых движение ведомых звеньев зависит от расхода жидкости в рабочем простран­ стве, называются объемными. В практике используют также гид­ родинамические передачи (механизмы), движение ведомых звеньев которых зависит от воздействия на них гидродинамических давле­ ний потока жидкости.

На рис. 63 изображена схема" простейшего гидравлического механизма объемного типа, в котором рабочая жидкость нагне­ тается насосом /. •Если управляющий золотник 2 перекрывает ка­ налы, через которые жидкость поступает или сливается из полостей цилиндра 3, то поршень 4 неподвижен. При смещении золотника 2 влево жидкость, поступающая в левую полость цилиндра, заставит поршень перемещаться вправо, и наоборот. На схеме 5 — предо­ хранительный клапан, через который жидкость может переливаться в резервуар.

Пневматические' механизмы. Пневматическими обычно назы­ ваются поршневые или роторные механизмы, в которых движение осуществляется за счет энергии сжатого воздуха (или какого-либо другого газа), т. е. газ (воздух) в этих механизмах используется в качестве энергоносителя. Их используют не только в качестве исполнительных механизмов с индивидуальным двигателем непре­ рывного или эпизодического действия, но и в системах автоматиче­ ского управления и регулирования.

Рассмотрим электропневматический механизм, применяемый в качестве командоаппарата (рис. 64). Отсчет времени в нем осуществ-

32