Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 61. Механизм убирающегося шасси:

р и с . ö 2 . Механизм шагания

а — конструктнвиан схема; б — кинематическая схема

экскаватора

Рис 63. Гидравлический механизм

2 С. Н. Кожевников

33

ляется диском 1 с отверстием, вращаемым синхронным двигателем 2. К соплу 3 подается сжатый воздух, воздействующий на мембрану переключателя 4. Если отверстие в диске / установится против соп­ ла 3, то давление над мембраной падает, она смещается и пере­ ключает контакты переключателя 4. Двигатель 8 включается и кулачками 9 на валу 7 производит требуемые переключения пнев­ матических клапанов 10. Двигатель 8 останавливается вторым пере­ ключателем 5 при помощи диска 6.

§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ

Развитие промышленного производства идет по пути интенсифи­ кации ранее известных и изыскания новых технологических про­ цессов, увеличения объемов производства и более экономичного

34

способа его ведения, удовлетворения все более возрастающих тре­ бований в отношении качества и точности различного вида изделий.

Парк машин во всех отраслях промышленности не только увели­ чивается численно, но и становится все более сложным, требующим от их создателей знаний не только в области конструирования, т. е. в области механики, материаловедения и специальной технологии, но и значительно более широких.

Интенсификация процессов неизбежно вызывает увеличение ско­ ростей и энергетических мощностей.

В горной, металлургической и других отраслях промышленности внедряются машинные комплексы, потребляющие сотни тысяч киловатт-часов энергии.

Строительство энергосиловых агрегатов ограниченной мощности для удовлетворения потребности промышленности и транспорта в энергии становится уже невыгодным. Развивается строительство

мощных и сверхмощных турбогенераторов для тепловых

(300 ООО,

500 ООО кВт)

и гидравлических электростанций, работа

которых

должна быть

совершенно надежной.

 

Реакция человека, управляющего машиной, оказывается уже недостаточно быстрой, чтобы своевременно и в нужном направле­ нии произвести изменение режима работы. Поэтому все более ши­ роко внедряется автоматическое управление отдельными маши­ нами и целыми машинными комплексами.

Тот или иной полуфабрикат или изделие можно получить раз­ личными способами, иначе говоря, различными технологическими процессами, причем эффективность их будет различная. В связи с этим правильно было бы при разработке специальных машин учи­ тывать вариантность-технологического процесса и его расчленение на части. В этом случае уже могут быть предъявлены определенные

требования как к отдельным исполнительным

механизмам, так и

к производительности

машины.-

 

Все это позволяет

сформулировать общие требования, которые

должны быть предъявлены к современным машинам.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь машины

должна удовлетво­

рять интенсивному технологическому процессу. Практика пока­ зала, что наиболее производительным является непрерывный тех­ нологический процесс, поэтому при проектировании новых машин следует прежде всего стремиться к разработке непрерывного техно­ логического процесса при производстве, изделий или полуфабри­ катов того или иного вида.

Н а д е ж н о с т ь работы машины обеспечивает более высокую производительность хотя бы потому, что уменьшается время на устранение неполадок, ее настройку и пр. Вынужденная остановка в технологической линии малонадежной машины неизбежно вызы­ вает простой других машин, что сказывается на производительности всей линии. Машина тем надежнее, чем она проще, т. е. чем меньше отдельных звеньев, требующих согласованной работы. Следует еще

2*

35


отметить, что надежность машины, управляемой автоматически, будет обеспечена только в случае, если она удовлетворяет особым требованиям, предъявляемым автоматическим управлением. Не всегда представляется возможным машину, спроектированную для ручного управления, перевести на автоматическое.

В горной, металлургической, химической и строительной отрас­ лях промышленности надежность машины может быть обеспечена, если устранить влияние агрессивности среды — химической, абра­ зивной. Борьба с износом путем соответствующего выбора материа­ лов деталей и их защиты от вредного влияния среды может обеспе­ чить д о л г о в е ч н о с т ь м а ш и н ы . Каждое из подвижных сочленений в механизмах, передающих определенной величины силы, подвержено износу, в результате которого увеличиваются зазоры в соединениях, что при больших скоростях приводит к появлению ударов при изменении направления сил и способствует росту из­ носа. Таким образом, долговечность машины может быть обеспечена только, если при проектировании выбраны механизмы, в которых при выполнении заданной операции появляются минимально воз­ можные нагрузки, тип подвижного сочленения и материалы тру­ щихся поверхностей обеспечивают минимальный износ.

К а ч е с т в о (точность) работы исполнительных механизмов определяется требованиями, предъявляемыми к конечному про­ дукту, или другими условиями (например, точность соблюдения курса летательных аппаратов, ракет и др.).

Точность работы механизмов зависит как от типа механизма, так и его исполнения, имеющихся зазоров в подвижных соедине­ ниях, деформации звеньев в процессе работы механизма и др. В связи с требованиями, предъявляемыми с точки зрения точности воспроиз­ ведения заданных перемещений, необходимо выполнять соответст­ вующие расчеты схем механизмов и выбирать те из них, которые удовлетворяют поставленным требованиям.

Вес машины во многих случаях имеет более чем существенное значение. Увеличение веса отдельных механизмов летательных аппа­ ратов уменьшает их полезную нагрузку. Чрезмерные запасы проч­ ности, которые во многих случаях принимают конструкторы при недостаточно полном анализе работы механизмов, приводят не только к увеличению веса машины (ее стоимости), но в ряде случаев и к уменьшению ее фактической производительности и надежности. Тщательный расчет отдельных механизмов и выбор оптимальной его схемы мотут обеспечить проектирование машины минималь­ ного веса для заданных условий работы.

Э к о н о м и ч н о с т ь р а б о т ы машины или системы ма­ шин, определяемая всеми перечисленными выше условиями и шта­ том обслуживающего персонала, должна быть главным критерием совершенства машины.


СТРУКТУРА И КИНЕМАТИКА МЕХАНИЗМОВ

первая СТРУКТУРА МЕХАНИЗМОВ

§ 1.1. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ И УСЛОВИЯ СВЯЗИ

Звенья. Механизм представляет собой совокупность тел, связан­ ных между собой подвижно. Каждое из тел, входящих в состав ме­ ханизма и состоящих очень часто из комплекса неподвижно сочле­ ненных между собой деталей, называется звеном. Звенья могут обла­ дать различными физическими свойствами. Как правило, механизм составлен из твердых тел, расстояние между двумя произвольно вы­ бранными точками которых остается постоянным, т. е.' может счи­ таться не зависящим ни от времени, ни от действующих на звено сил. В таком случае звено называют жестким.

Изображая жесткие звенья на схемах механизмов, обычно от­ влекаются от их конструктивных форм и отмечают только их гео­ метрические особенности. Например, главный шатун Ѵ-образного двигателя (рис. 1.1, б) на кинематической схеме изображается в

виде

треугольника с вершинами, лежащими на осях втулок

(рис.

1.1, а).

Наряду с жесткими звеньями в механизме нужно различать еще упругие и гибкие звенья.

В качестве упругих звеньев в механизмах используются раз­ личного вида пружины и рессоры, металло-резиновые соединения и др. Воздух или газ, заключенный в пространстве с переменным объемом, необходимо также рассматривать как упругое звено. На рис. 1.2 показаны две схемы механизмов с упругими звеньями. В механизме по схеме рис. 1.2, а в составной шатун вмонтированы пружины, длина которых может изменяться под действием сил, приложенных в точках А и В. Свойство упругости в данном случае может проявляться только в движении. При неподвижно закреп­ ленных точках А и В шатун будет вести себя как твердое тело.

Воздух, заключенный в полости шатуна (рис. 1.2, б), закрытой поршнем, обладает таким же свойством, как и пружина, т. е. сжи­ мается под действием сил, действующих в точках А и В.

Таким образом, свойство упругих звеньев, деформируемость, проявляется только при наличии сил, действующих на звенья.

37

Рис. 1.1. Шатун Ѵ-образного

Рис. 1.2. Схемы механизмов с упру-

двпгателя

гимн звеньями

К гибким звеньям относятся канаты, ремни, цепи и пр.; с их помощью можно связывать между собой отдельные звенья меха­ низма, как это имеет место, например, в механизмах мостовых кра­ нов, экскаваторах, механизмах приводов и др. Указанные звенья могут переносить движение от одного жесткого звена механизма к другому лишь в том случае, если вдоль них действуют растягиваю­ щие силы, т. е. они оказываются односторонне действующими.

Свойствами гибких звеньев — переносить движение от одного жесткого звена к другому — обладают также жидкость и система твердых тел в объемной гидростатической (рис. 1.3, а) и шариковой передачах (рис. 1.3, б). Отличительной особенностью этих тел является то, что они могут работать только на сжатие.

В особых случаях при расчетах должна быть принята во внима­

ние упругость гибких звеньев,

т. е.

возможность растягиваться

(у канатов и цепей) и.сжиматься

жидкости).

Степени свободы. Твердое тело в пространстве (рис. 1.4, а) может иметь шесть независимых движений: три поступательных вдоль координатных осей х, у, z и три вращательных вокруг координатных осей или им параллельных. Если рассматривается п независимых тел (звеньев), то их общее число степеней свободы, очевидно, равно 6 п.

Тело в плоском движении обладает тремя степенями свободы (рис. 1.4, б).

Условия связи. Каждое из геометрических, кинематических или

динамических

ограничений, налагаемых на свободное твердое тело

в абсолютном

или относительном движении, будем называть усло-

38


виями

связи. Кроме

этого,

 

 

 

будем

различать

стационар­

 

 

 

ные и нестационарные

связи.

 

 

 

При

изучении

механизмов

I

 

9 І ,

можно ограничиться

рассмот­

-

ш

а)

рением лишь тех ограничений,

 

 

 

которые налагаются

на отно­

 

 

 

сительное

движение

звеньев.

 

 

 

Тогда

абсолютные

 

движения

 

 

 

звеньев будут движениями от­

 

 

 

носительно

стойки

(станины).

 

 

 

Точку одного звена

можно

 

 

 

заставить

двигаться

по

по­

 

 

 

верхности (рис. 1.5, а) или

 

 

 

линии (рис. 1,5, б) на

другом

Рис. 1.3. Схемы механизмов с гибкими

звене

или

закрепить

ее

на

звеньями, работающими на сжатие

нем неподвижно (рис.

1.5,

б).

 

 

 

В каждом из этих случаев мы уничтожаем одно, два или три не­

зависимых поступательных движения,

налагая

одно, два

или три

-условия связи соответственно.

 

 

 

 

 

Поверхность описывается одним уравнением z

= f

(х, у);

кривая,

как геометрическое место пересечения двух

поверхностей—двумя

уравнениями z = /t (х, у) и z = /3 (х,

у);

наконец,

неподвижная

точка может быть задана либо тремя координатами, либо как точка

пересечения

кривой

z = f± {х,

у), z = f2 {х, у) и поверхности —

2 = (х> У)-

Корни

уравнений

определяют координаты точки.

Ограничения, наложенные в трех рассмотренных случаях, имеют геометрический смысл, поэтому условия связи можно назвать гео­ метрическими. Вследствие того, что геометрические связи не зави­ сят от времени, их можно определить так же, как стационарные связи.

При двух телах систему координат можно связать с одним телом, тогда следует рассматривать возможные движения второго тела относительно первого. При выяснении возможного числа ограниче­ ний в относительном движении, т. е. возможного числа внесенных

а)

0і>

б)

'

Рис. 1.4.

Твердое тело в пространстве

 

39