Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 349
Скачиваний: 3
Рис. 61. Механизм убирающегося шасси: |
р и с . ö 2 . Механизм шагания |
а — конструктнвиан схема; б — кинематическая схема |
экскаватора |
Рис 63. Гидравлический механизм
2 С. Н. Кожевников |
33 |
ляется диском 1 с отверстием, вращаемым синхронным двигателем 2. К соплу 3 подается сжатый воздух, воздействующий на мембрану переключателя 4. Если отверстие в диске / установится против соп ла 3, то давление над мембраной падает, она смещается и пере ключает контакты переключателя 4. Двигатель 8 включается и кулачками 9 на валу 7 производит требуемые переключения пнев матических клапанов 10. Двигатель 8 останавливается вторым пере ключателем 5 при помощи диска 6.
§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ
Развитие промышленного производства идет по пути интенсифи кации ранее известных и изыскания новых технологических про цессов, увеличения объемов производства и более экономичного
34
способа его ведения, удовлетворения все более возрастающих тре бований в отношении качества и точности различного вида изделий.
Парк машин во всех отраслях промышленности не только увели чивается численно, но и становится все более сложным, требующим от их создателей знаний не только в области конструирования, т. е. в области механики, материаловедения и специальной технологии, но и значительно более широких.
Интенсификация процессов неизбежно вызывает увеличение ско ростей и энергетических мощностей.
В горной, металлургической и других отраслях промышленности внедряются машинные комплексы, потребляющие сотни тысяч киловатт-часов энергии.
Строительство энергосиловых агрегатов ограниченной мощности для удовлетворения потребности промышленности и транспорта в энергии становится уже невыгодным. Развивается строительство
мощных и сверхмощных турбогенераторов для тепловых |
(300 ООО, |
|
500 ООО кВт) |
и гидравлических электростанций, работа |
которых |
должна быть |
совершенно надежной. |
|
Реакция человека, управляющего машиной, оказывается уже недостаточно быстрой, чтобы своевременно и в нужном направле нии произвести изменение режима работы. Поэтому все более ши роко внедряется автоматическое управление отдельными маши нами и целыми машинными комплексами.
Тот или иной полуфабрикат или изделие можно получить раз личными способами, иначе говоря, различными технологическими процессами, причем эффективность их будет различная. В связи с этим правильно было бы при разработке специальных машин учи тывать вариантность-технологического процесса и его расчленение на части. В этом случае уже могут быть предъявлены определенные
требования как к отдельным исполнительным |
механизмам, так и |
|
к производительности |
машины.- |
|
Все это позволяет |
сформулировать общие требования, которые |
|
должны быть предъявлены к современным машинам. |
||
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь машины |
должна удовлетво |
рять интенсивному технологическому процессу. Практика пока зала, что наиболее производительным является непрерывный тех нологический процесс, поэтому при проектировании новых машин следует прежде всего стремиться к разработке непрерывного техно логического процесса при производстве, изделий или полуфабри катов того или иного вида.
Н а д е ж н о с т ь работы машины обеспечивает более высокую производительность хотя бы потому, что уменьшается время на устранение неполадок, ее настройку и пр. Вынужденная остановка в технологической линии малонадежной машины неизбежно вызы вает простой других машин, что сказывается на производительности всей линии. Машина тем надежнее, чем она проще, т. е. чем меньше отдельных звеньев, требующих согласованной работы. Следует еще
2* |
35 |
отметить, что надежность машины, управляемой автоматически, будет обеспечена только в случае, если она удовлетворяет особым требованиям, предъявляемым автоматическим управлением. Не всегда представляется возможным машину, спроектированную для ручного управления, перевести на автоматическое.
В горной, металлургической, химической и строительной отрас лях промышленности надежность машины может быть обеспечена, если устранить влияние агрессивности среды — химической, абра зивной. Борьба с износом путем соответствующего выбора материа лов деталей и их защиты от вредного влияния среды может обеспе чить д о л г о в е ч н о с т ь м а ш и н ы . Каждое из подвижных сочленений в механизмах, передающих определенной величины силы, подвержено износу, в результате которого увеличиваются зазоры в соединениях, что при больших скоростях приводит к появлению ударов при изменении направления сил и способствует росту из носа. Таким образом, долговечность машины может быть обеспечена только, если при проектировании выбраны механизмы, в которых при выполнении заданной операции появляются минимально воз можные нагрузки, тип подвижного сочленения и материалы тру щихся поверхностей обеспечивают минимальный износ.
К а ч е с т в о (точность) работы исполнительных механизмов определяется требованиями, предъявляемыми к конечному про дукту, или другими условиями (например, точность соблюдения курса летательных аппаратов, ракет и др.).
Точность работы механизмов зависит как от типа механизма, так и его исполнения, имеющихся зазоров в подвижных соедине ниях, деформации звеньев в процессе работы механизма и др. В связи с требованиями, предъявляемыми с точки зрения точности воспроиз ведения заданных перемещений, необходимо выполнять соответст вующие расчеты схем механизмов и выбирать те из них, которые удовлетворяют поставленным требованиям.
Вес машины во многих случаях имеет более чем существенное значение. Увеличение веса отдельных механизмов летательных аппа ратов уменьшает их полезную нагрузку. Чрезмерные запасы проч ности, которые во многих случаях принимают конструкторы при недостаточно полном анализе работы механизмов, приводят не только к увеличению веса машины (ее стоимости), но в ряде случаев и к уменьшению ее фактической производительности и надежности. Тщательный расчет отдельных механизмов и выбор оптимальной его схемы мотут обеспечить проектирование машины минималь ного веса для заданных условий работы.
Э к о н о м и ч н о с т ь р а б о т ы машины или системы ма шин, определяемая всеми перечисленными выше условиями и шта том обслуживающего персонала, должна быть главным критерием совершенства машины.
СТРУКТУРА И КИНЕМАТИКА МЕХАНИЗМОВ
первая СТРУКТУРА МЕХАНИЗМОВ
§ 1.1. СТЕПЕНИ СВОБОДЫ И УСЛОВИЯ СВЯЗИ
Звенья. Механизм представляет собой совокупность тел, связан ных между собой подвижно. Каждое из тел, входящих в состав ме ханизма и состоящих очень часто из комплекса неподвижно сочле ненных между собой деталей, называется звеном. Звенья могут обла дать различными физическими свойствами. Как правило, механизм составлен из твердых тел, расстояние между двумя произвольно вы бранными точками которых остается постоянным, т. е.' может счи таться не зависящим ни от времени, ни от действующих на звено сил. В таком случае звено называют жестким.
Изображая жесткие звенья на схемах механизмов, обычно от влекаются от их конструктивных форм и отмечают только их гео метрические особенности. Например, главный шатун Ѵ-образного двигателя (рис. 1.1, б) на кинематической схеме изображается в
виде |
треугольника с вершинами, лежащими на осях втулок |
(рис. |
1.1, а). |
Наряду с жесткими звеньями в механизме нужно различать еще упругие и гибкие звенья.
В качестве упругих звеньев в механизмах используются раз личного вида пружины и рессоры, металло-резиновые соединения и др. Воздух или газ, заключенный в пространстве с переменным объемом, необходимо также рассматривать как упругое звено. На рис. 1.2 показаны две схемы механизмов с упругими звеньями. В механизме по схеме рис. 1.2, а в составной шатун вмонтированы пружины, длина которых может изменяться под действием сил, приложенных в точках А и В. Свойство упругости в данном случае может проявляться только в движении. При неподвижно закреп ленных точках А и В шатун будет вести себя как твердое тело.
Воздух, заключенный в полости шатуна (рис. 1.2, б), закрытой поршнем, обладает таким же свойством, как и пружина, т. е. сжи мается под действием сил, действующих в точках А и В.
Таким образом, свойство упругих звеньев, деформируемость, проявляется только при наличии сил, действующих на звенья.
37
Рис. 1.1. Шатун Ѵ-образного |
Рис. 1.2. Схемы механизмов с упру- |
двпгателя |
гимн звеньями |
К гибким звеньям относятся канаты, ремни, цепи и пр.; с их помощью можно связывать между собой отдельные звенья меха низма, как это имеет место, например, в механизмах мостовых кра нов, экскаваторах, механизмах приводов и др. Указанные звенья могут переносить движение от одного жесткого звена механизма к другому лишь в том случае, если вдоль них действуют растягиваю щие силы, т. е. они оказываются односторонне действующими.
Свойствами гибких звеньев — переносить движение от одного жесткого звена к другому — обладают также жидкость и система твердых тел в объемной гидростатической (рис. 1.3, а) и шариковой передачах (рис. 1.3, б). Отличительной особенностью этих тел является то, что они могут работать только на сжатие.
В особых случаях при расчетах должна быть принята во внима
ние упругость гибких звеньев, |
т. е. |
возможность растягиваться |
(у канатов и цепей) и.сжиматься |
(у |
жидкости). |
Степени свободы. Твердое тело в пространстве (рис. 1.4, а) может иметь шесть независимых движений: три поступательных вдоль координатных осей х, у, z и три вращательных вокруг координатных осей или им параллельных. Если рассматривается п независимых тел (звеньев), то их общее число степеней свободы, очевидно, равно 6 п.
Тело в плоском движении обладает тремя степенями свободы (рис. 1.4, б).
Условия связи. Каждое из геометрических, кинематических или
динамических |
ограничений, налагаемых на свободное твердое тело |
в абсолютном |
или относительном движении, будем называть усло- |
38
виями |
связи. Кроме |
этого, |
|
|
|
||||
будем |
различать |
стационар |
|
|
|
||||
ные и нестационарные |
связи. |
|
|
|
|||||
При |
изучении |
механизмов |
I |
|
9 І , |
||||
можно ограничиться |
рассмот |
- |
ш |
а) |
|||||
рением лишь тех ограничений, |
|
|
|
||||||
которые налагаются |
на отно |
|
|
|
|||||
сительное |
движение |
звеньев. |
|
|
|
||||
Тогда |
абсолютные |
|
движения |
|
|
|
|||
звеньев будут движениями от |
|
|
|
||||||
носительно |
стойки |
(станины). |
|
|
|
||||
Точку одного звена |
можно |
|
|
|
|||||
заставить |
двигаться |
по |
по |
|
|
|
|||
верхности (рис. 1.5, а) или |
|
|
|
||||||
линии (рис. 1,5, б) на |
другом |
Рис. 1.3. Схемы механизмов с гибкими |
|||||||
звене |
или |
закрепить |
ее |
на |
звеньями, работающими на сжатие |
||||
нем неподвижно (рис. |
1.5, |
б). |
|
|
|
В каждом из этих случаев мы уничтожаем одно, два или три не
зависимых поступательных движения, |
налагая |
одно, два |
или три |
||
-условия связи соответственно. |
|
|
|
|
|
Поверхность описывается одним уравнением z |
= f |
(х, у); |
кривая, |
||
как геометрическое место пересечения двух |
поверхностей—двумя |
||||
уравнениями z = /t (х, у) и z = /3 (х, |
у); |
наконец, |
неподвижная |
точка может быть задана либо тремя координатами, либо как точка
пересечения |
кривой |
z = f± {х, |
у), z = f2 {х, у) и поверхности — |
2 = /з (х> У)- |
Корни |
уравнений |
определяют координаты точки. |
Ограничения, наложенные в трех рассмотренных случаях, имеют геометрический смысл, поэтому условия связи можно назвать гео метрическими. Вследствие того, что геометрические связи не зави сят от времени, их можно определить так же, как стационарные связи.
При двух телах систему координат можно связать с одним телом, тогда следует рассматривать возможные движения второго тела относительно первого. При выяснении возможного числа ограниче ний в относительном движении, т. е. возможного числа внесенных
а) |
0і> |
б) |
' |
||
Рис. 1.4. |
Твердое тело в пространстве |
|
39