Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

собой схематическое изображение продольного разреза и плана судна с указанием размещения грузов, их наименования, веса, количества мест и порта назначения (форма плана приведена на стр. 22).

Грузовой план разрабатывается работниками порта (технологами) и перед началом погрузки согласовывается с капитаном судна.

Исходные данные для составления грузового плана,— подробные сведения о наличии грузов на складах (род и количество каждого груза, порт назначения и т. д.), а также грузовая характеристика судна (размеры грузовых трюмов и палубы, их грузовместимость и грузоподъемность, осадка с грузом и порожнем и др.).

При составлении грузового плана необходимо предусматривать; полную сохранность перевозимых грузов; наилучшее использование грузоподъемности и грузовместимости судна; исключение пересорти­ цы грузов; быстрейшее выполнение погрузочно-разгрузочных работ при наименьших затратах труда; удобство погрузки-выгрузки гру­ зов в промежуточных портах (пристанях); сохранение в процессе погрузки-разгрузки прочности корпуса судна и придание ему диф­ ферента, обеспечивающего наилучшую ходкость и управляемость.

Для обеспечения сохранности перевозимых грузов необходимо при­ нимать меры, предохраняющие их от порчи, убыли и повреждений. Хранение грузов на судне должно производиться с учетом их физико­ химических свойств. Штучные грузы следует укладывать в устойчивые штабели, причем их высота назначается с учетом прочности тары и допускаемых нагрузок на нижние ряды. Для предупреждения повреж­ дения груза под действием нагрузки вышележащих рядов применяют прокладки из досок и другого материала. Грузы легкие или имеющие менее прочную тару должны укладываться поверх тяжелых грузов. Не допускается совместное размещение в трюмах грузов, обладающих

запахами, с продовольственными грузами, воспринимающими запахи, а также грузов, испаряющих и поглощающих влагу.

Взрывоопасные и отравляющие вещества следует перевозить на специально оборудованных судах и располагать так, чтобы исключа­ лась возможность их перемещения и ударов. Не допускается уклады­ вать взрывоопасные грузы вблизи нагревающихся трубопроводов и перегородок. Запрещается в один трюм грузить взрывчатые, самовоз­ горающиеся, легковоспламеняющиеся и легкогорючие грузы, а также кислоты и т. п. Взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы,

перевозимые на палубе, надо тщательно защищать от попадания искр из дымовых труб.

Для наилучшего использования грузоподъемности и грузовмести­

мости судна необходимо правильно подобрать и рационально размес­ тить грузы по отдельным трюмам.

Большое значение для рациональной загрузки судна имеет соот­

ветствие удельного погрузочного объема груза и удельной грузовмести­ мости трюмов.

Удельный погрузочный объем шг представляет собой объем одной

тонны груза в кубических метрах с учетом тары, сепарации, зазоров между местами и т. п. *

24


Удельная грузовместимость трюма со0 — отношение его грузо­ вместимости к грузоподъемности.

В зависимости от соотношения удельного погрузочного объема и удельной грузовместимости судна все грузы делят на три категории: «нормальные», «легкие» и «тяжелые».

К «нормальным» относятся грузы, у которых о)г = сос, к

«лег­

ким»— у которых

(ог >-(о0 и к «тяжелым» — у которых

сог <

(0С.

При погрузке в

судно однородного груза с небольшим

удельным

погрузочным объемом составление грузового плана сводится к распре­ делению груза по трюмам в соответствии с грузоподъемностью каждого трюма. Если судно загружается однородным штучным грузом, удель­ ный погрузочный объем которого больше удельной грузовместимости судна, то количество груза, размещаемое в каждом трюме, приближен­ но будет равно грузовместимости трюмного помещения, деленной на удельный погрузочный объем груза. Точное количество груза, ко­ торое можно разместить в каждом трюме с учетом размеров и допускае­ мых зазоров между ними, можно определить построением схемы раз­ мещения.

При погрузке в судно грузоподъемностью Qc вместимостью трю­

мов V м3

двух

родов груза с различным погрузочным объемом при

условии

>

со2их количество может быть

определено по формулам:

 

 

г

V — Qol>2 .

 

 

 

 

0)i —(02

(14)

 

 

g2= q ~ gv

 

При погрузке в судно нескольких грузов с различным погрузочным объемом их количество устанавливается на основе линейного програм­ мирования (см. гл. XIV). Наилучшим вариантом грузового плана будет такой, при котором наиболее полно используется как грузовмести­ мость, так и грузоподъемность судна.

В тех случаях, когда для полного использования грузоподъемности судна грузовместимости трюмов недостаточно, грузы размещают на палубе. Палубу обычно загружают легковесными громоздкими груза­ ми, не боящимися воздействия атмосферных осадков и солнца. Грузы на палубе нужно укладывать так, чтобы нагрузка на 1 м2 палубы не превышала допустимой, судно не имело крена, были обеспечены види­ мость для судоводителей и свободный доступ к палубным механизмам.

Особое внимание необходимо обращать на правильную укладку и надежное крепление палубного груза. Грузы, находящиеся на палубе, не должны выступать за корпус судна. Лесные грузы на палубе следу­ ет ограждать стойками или крайние штабели выложить в клетки; под колеса перевозимых на палубе автомобилей, тракторов и других самоходных машин необходимо помещать подкладки.

Способ размещения грузов в трюмах судна влияет на продолжи­ тельность перегрузочных работ.

При отправлении на судне грузов в несколько портов (пристаней) надлежит соблюдать определенную очередность их погрузки: сначала

25


укладывают грузы, следующие в дальние порты (пристани), а затем — грузы, следующие в ближайшие порты (пристани).

Для ускорения обработки судна необходимо стремиться к тому, чтобы была обеспечена возможность выгрузки грузов в промежуточных портах (пристанях) одновременно из нескольких трюмов, а для одно­ временного окончания грузовых операций при загрузке трюмов раз­ нородными грузами — к тому, чтобы трудоемкость выгрузки каждого трюма была примерно одинаковой. С этой целью грузы, выгрузка которых более трудоемка, следует укладывать в меньшие трюмы.

Для предотвращения недопустимой деформации или перелома корпуса судна трюмы надо загружать в определенной последователь­ ности. Порядок загрузки каждого типа судна приводится в Инструк­ ции по погрузке, выгрузке и балластировке судна.

Правильность загрузки судна контролируется судовой командой и работниками порта путем наблюдения за размещением грузов по трюмам и за осадкой судна.

Г л а в а II

МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В ПОРТАХ

§ 8. Характеристика перегрузочных работ по степени механизации и автоматизации.

Развитие механизации и организации перегрузочных работ в портах

Механизация погрузочно-разгрузочных работ заключается в при­ менении разнообразных машин и приспособлений, заменяющих физи­ ческий труд людей при выполнении различных операций перегрузоч­ ного процесса.

По степени механизации выполняемых операций перегрузочные работы делят на ручные, механизированные, комплексно-механизи­ рованные.

К ручным перегрузочным работам относят работы, в которых все операции выполняются вручную или с применением простейших прис­ пособлений (тачки, тележки, рольганги и т. п.).

Механизированными работами называются работы, в которых часть операций выполняется с помощью перегрузочных машин, а часть — вручную. Обычно в механизированных перегрузочных ра­ ботах груз перемещают машинами, а укладывают на захватные при­ способления, в штабели, в трюмах и т. п. вручную.

Если все операции перегрузочного процесса выполняются машинами без применения ручного труда, а роль людей сводится лишь к управ­ лению этими машинами, то такие перегрузочные работы называются

26

комплексно-механизированными. К комплексно-механизированным работам относят и такие, в которых некоторые вспомогательные опе­ рации выполняются вручную; например застропка и отстропка грузов; работа сигнальщиков; открытие и закрытие люков судов, дверей и бортов вагонов и автомобилей; сцепка и расцепка вагонов; установка или снятие стоек на судах и железнодорожных платформах; крепление груза на транспортных средствах и снятие этих креплений; сепарация грузов, подкладка подтоварника и прокладок под штабели и их уборка; зачистка трюмов и вагонов; установка трапов, бункеров, канифасблоков и других приспособлений; установка машин в трюме судна (в вагоне) с разравниванием площадок для них; управление спуск­ ными трубами и соплами и т. д. По мере развития техники и совер­ шенствования перегрузочных машин ряд подсобно-вспомогательных операций механизируется. Поэтому состав таких операций при ком­ плексно-механизированных перегрузочных работах будет неуклонно сокращаться.

Примером комплексной механизации перегрузочных работ яв­ ляется перегрузка навалочных и лесных грузов грейферами, метал­ лов — электромагнитами, выгрузка песка из судов гидромеханиза­ цией, зерна и некоторых других грузов — пневматическими установ­ ками и т. д.

Высшая ступень развития механизации — автоматизация. Она освобождает человека от всех операций, кроме пуска машин в дейст­ вие и наблюдения за работой специальных устройств.

При автоматизации производственных процессов функции управле­ ния, регулирования и контроля за работой машин и оборудования передаются автоматическим устройствам и приборам, которые обеспе­ чивают заданную производительность и качество работы без непосред­ ственного участия человека.

Машины с автоматическим управлением представляют собой само* стоятелыю действующие устройства (или совокупность устройств)! выполняющие по заданной программе без вмешательства человека не­ обходимые производственные операции и процессы.

Автоматизация перегрузочных работ может быть частичной и комплексной. При частичной автоматизации отдельные операции по управлению перегрузочными машинами не автоматизированы и про­ изводятся рабочим-оператором.

В этом случае средства автоматизации выполняют в основном про­ стые функции управления (автоматизация некоторых элементов ра­ бочего цикла крана, последовательности включения конвейеров, контроля уровня заполнения емкостей грузом, учета количества перег­ руженного машиной груза и т. д.).

При комплексной автоматизации автоматизируются все операции и процессы по управлению, регулированию и контролю за работой пере­ грузочных машин и устройств. При этом перегрузочная установка должна обеспечивать выполнение заданных работ без вмешательства человека и с наилучшими в данных условиях технико-экономическими показателями.

27


Усложнение управления крупными предприятиями и отраслями на­ родного хозяйства привело к значительному увеличению объема ин­ формации и необходимости ее быстрейшей обработки. Достигнуть этого обычными средствами и способами часто не представлялось возможным, что привело к распространению автоматизации управлен­ ческих работ и созданию автоматизированных систем управления (АСУ) отдельными участками и целыми предприятиями.

Автоматизация — основное направление в современной научнотехнической революции. Она не означает полного вытеснения человека из производства, а только изменяет характер его труда, делая его более интересным и содержательным. Функции человека все в боль­ шей мере будут сводиться к аналитическо-распорядительской дея­ тельности, обслуживанию машин-автоматов и созданию нового, более совершенного оборудования.

При проектировании схем механизации и технологии перегрузоч­ ных работ необходимо стремиться к комплексной механизации и авто­ матизации основных и вспомогательных операций. Применение руч­ ного труда может быть допущено только на тех операциях, механиза­ ция и автоматизация которых экономически нецелесообразны или не­ возможны в современных условиях по техническим причинам.

За годы Советской власти проведена огромная работа по рекон­ струкции и строительству новых портов. Во многих портах созданы современные причалы, оснащенные высокопроизводительными средст­ вами механизации: портальными и плавучими кранами, пневматичес­ кими и гидравлическими перегружателями, авто- и электропогрузчи­ ками, мощными конвейерными установками и т. д.

Вцелях упорядочения оснащения портов перегрузочной техникой разработана специальная сетка типов и параметров основных порто­ вых перегрузочных машин на перспективу [83].

Внастоящее время средняя механовооруженность причалов, обо­ рудованных портальными кранами, достигла 1,5 крана на причал. Средняя интенсивность обработки сухогрузного флота составляет около 2000 т/сутки.

Уровень комплексной механизации перегрузочных работ по МРФ в 1972 г. достиг в целом 96,6%, по минерально-строительным грузам—

99,3, углю — 95,5, лесу — 94,3, руде — 89,5, хлебу — 83,7, тарно­ штучным — 81,8%.

Для комплексной механизации перегрузки навалочных грузов главным образом внедряли грейферные краны, конвейеры, пневмати­ ческие и гидравлические установки.

На штивке и зачистке навалочных грузов в трюмах получили рас­ пространение малогабаритные бульдозеры, ковшовые погрузчики на гусеничном и пневматическом ходу, погрузчики с нагребающими лапами и др.

Круглый лес перегружают с помощью трехлапых грейферов. Полу­ чают распространение перевозки леса и пиломатериалов в пакетах.

С целью комплексной механизации перегрузки штучных грузов переходят на перевозку их в пакетах, контейнерах и используют

28


наряду с' кранами погрузчики, оборудованные различными сменными захватными устройствами.

Внедрению комплексной механизации перегрузочных работ в пор­ тах способствовало строительство новых судов, имеющих высокий коэффициент вертикальной проницаемости. Получают распространение саморазгружающиеся суда, оборудованные кранами, бункеро-конвейер­ ными установками и средствами пневматического транспорта.

Ряд кранов оборудован полуавтоматическим управлением, при котором разгон двигателя в период пуска происходит автоматически. Проводятся опыты по программному управлению грейферными пор­ тальными кранами. В Котласском, Усть-Донецком и других портах автоматизировано управление конвейерными установками.

Наряду с механизацией шло совершенствование технологии и организации перегрузочных работ. С 1940 г. в портах начинают при­ менять технологические процессы обработки судов, ставшие с 1944 г. обязательными.

Увеличение объема перевозок грузов в смешанном сообщении пот­ ребовало согласованности в работе портов и станций примыкания. С этой целью в 1952 г. разработаны и внедрены единые технологические процессы, взаимоувязывающие обработку судов и вагонов.

Составляемые в портах планы научной организации труда (НОТ) позволяют непрерывно совершенствовать организацию погрузочноразгрузочных работ и улучшать условия труда.

Ведутся работы по применению в портах электронно-вычислитель­ ных машин и других технических средств, с помощью которых будет приниматься, храниться и обрабатываться вся информация, состав­ ляться планы погрузочно-разгрузочных работ.

Большая роль в развитии механизации и организации перегрузоч­ ных работ принадлежит коллективам портовиков Москвы, Горького, Ленинграда, Киева, Казани, Новосибирска, Волгограда, Осетрова

идр. Значительный вклад в развитие портовой техники, технологии и эксплуатации портов внесли научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации и отдельные ученые, инженеры и но­ ваторы производства. Всеобщее признание по вопросам механизации

иавтоматизации перегрузочных работ получили труды советских

ученых П. С. Козьмина, В. Е. Ляхницкого, А. И.

Дукельского,

Г. П. Гриневича, А. А. Долголенко, В. Ф. Сиротского,

И. А. Иттен-

берга, Г. П. Валькова, А. Е. Суколенова, В. Н. Стогова, А. А. Сме­ хова, Н. И. Ерофеева.

§ 9. Общие соображения о выборе перегрузочного оборудования и схем механизации

Для механизации перегрузочных работ в портах используют судовые, плавучие и береговые перегрузочные средства.

К судовым средствам относят судовые стрелы (на речном транспорте не применяются) и краны, а также конвейеры и другое перегрузочное оборудование.

29