служивания с ожиданием без отказа. В систему поступает ординарный поток заявок, распределенный по показательному закону (простейший поток). Время занятости канала (длительность обслуживания заявки) задается интегральной функцией произвольного закона распределе
ния L (^гр). Если в момент Г" поступления k-й заявки канал свободен, то он приступает к обслуживанию заявки, что продолжается в течение
времени tKTV. Если в момент канал занят обслуживанием преды дущей (k — 1)-й заявки, то k-я заявка ждет начала обслуживания в те чение времени Ц.0;к. Заявки обслуживаются в порядке очередности.
В рассматриваемом случае в качестве заявок выступают однотип ные суда, поступающие под грузовую обработку к специализирован ному причалу. Цель исследования организации работы причала —по лучение характеристик качества обслуживания: среднего времени гру зовой обработки и среднего времени ожидания судном освобождения причала (среднего времени ожидания обслуживания). •
В некоторых частных случаях удается найти аналитические реше ния подобных задач, как, например, в случае показательного распре деления длительности обслуживания и интервалов поступления судов под обработку (см. § 51). Однако в нашем случае, при произвольном законе распределения длительности обслуживания, метод статистиче ского моделирования (метод Монте-Карло) оказывается единственным методом расчета описанной задачи.
Процесс функционирования системы обслуживания рассматривается за период времени от 0 до Тв, где Тэ—рассматриваемый период работы
причала в часах. Суда, для которых момент > Тэ, в систему не попадают и не обслуживаются.
Исходными данными для моделирования являются закон распре деления интервалов поступления судов ф (т), функция распределения L (trр) длительности их грузовой обработки, количество Z реализаций (опытов), обеспечивающих заданную точность расчета, а также начальное состояние системы при t — 0.
Обозначим момент освобождения k-ым судном причала через Т\. За начальный момент расчета будем считать момент поступления нуле
вого судна Г" = 0. Принимаем, что в момент t — 0 и Т" = Т£ = = 0. Момент окончания расчета — Тэ.
Алгоритм решения задачи упростится, если мы зададимся не пе риодом работы причала Тэ, а количеством судов, рассматриваемых за каждую реализацию, N. Тогда момент окончания расчета определится из условия k = NZ, где к — очередной номер судна, а N — заданное число судов, поступающих под обработку.
Решение рассматриваемой задачи методом статистических испыта ний, реализуемых на ЭВМ, сводится к построению алгоритма, моде лирующего процесс обслуживания судов.
Алгоритм решения задачи представлен в виде блок-схемы (рис. 153), включающей запись всех соотношений имитационной модели процесса обслуживания (формул, неравенств и т. д.), последовательно отража ющих выполнение элементарных операций функционирования одно канальной системы для каждого шага приращения ДА.