|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
|
Грузовой теплоход |
Гузовой теплоход |
Баржа |
3000 т |
|
Г'рузо- |
|
5000 т |
|
2000 — 2700 т |
|
|
|
|
|
|
|
|
подъем- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ность |
|
|
|
Количество кранов |
|
|
|
|
1 —3 |
4 |
5 |
1— 2 |
3 |
4 |
1 — 2 |
3 |
4 |
5 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
1,0 |
0,95 |
0,80 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
10 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
1,0 |
0,90 |
0,80 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
15 |
1,0 |
0,95 |
0,85 |
1,0 |
0,90 |
0,75 |
1,0 |
0,95 |
0,80 |
При назначении числа однотипных причалов стремятся ограничить ся их наименьшим количеством, которого достаточно для своевременной обработки всех прибывающих судов с данным грузом. Поэтому при рас чете сначала исходят из того, что все перегрузочные установки будут помещены на одном причале. Только в том случае, когда их число ока жется большим, чем можно разместить на одном причале, принимают два, а затем и большее число причалов.
При одном причале в системе обслуживания без отказа tom опреде ляется по формуле (161).
Подставляя в эту формулу значения /г_ и X = |
®нт , после преоб- |
разования получают: |
|
_________QhGc_________ |
(180) |
tож |
п у &сн Р у (Ти Пу kcu Ру — Qh)
После подстановки в уравнение (178) значений /гр и /ож из формул (179) и (180) и соответствующих преобразований получим:
“^пр — "7Г [^ п + п у *Эм + |
+ Е (* п + пу /Су)] + |
|
Qh |
|
|
|
|
|
|
3 , |
Е К *\ / |
Qh |
Ш1П. |
(181) |
Пу k cn Р у |
7 н / \ 7 н |
Пу k cn Ру Qh О - |
Решая уравнение (181) при различном значении лу, находят опти мальное число перегрузочных установок пу. опт, которому будет соответствовать наименьшая сумма удельных приведенных расходов
(рис. 151).
При этом следует иметь в виду, что суммарная производительность оптимального числа перегрузочных установок на причале должна обес печить выполнение установленных судо-часовых норм
— |
и |
Р |
k |
> р 0 |
2 ^ |
xty. опт |
1 |
у Лсн |
и переработку среднего суточного грузооборота
п |
Р |
h |
G,ср. сут* |
,vy . опт |
1 у |
,vch > |
Если эти условия не соблюдаются, то необходимо принимать на причале такое число установок, при котором выполняются данные условия.
Оптимальное число перегрузочных установок на причале можно найти, и не решая всех отдельных вариантов насыщения причала пе регрузочными установками, а непосредственно из уравнения (181), если взять от него первую производную при переменном л и прирав нять ее нулю. При этом значение второй производной должно быть больше нуля. Однако получающееся при этом уравнение весьма слож
|
|
|
|
но и его решение требует не мень |
|
|
|
|
ше времени, чем решение исход |
|
|
|
|
ного |
уравнения |
для |
нескольких |
|
|
|
|
значений л . |
|
|
|
|
|
|
|
Число установок ограничивает |
|
|
|
|
ся длиной потребного фронта ра |
|
|
|
|
боты для одной машины, длиной |
|
|
|
|
судна и другими конкретными фак |
|
|
|
|
торами. Обычно наибольшее число |
|
|
|
|
кранов, которое можно одновре |
|
|
|
|
менно |
использовать |
на |
обработке |
|
|
|
|
крупного речного судна, не превы |
|
|
|
|
шает 4—5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если количество установок по |
|
|
|
|
лучилось больше, чем можно уста |
|
|
|
|
новить на одном причале, то при |
|
|
|
|
нимают два или большее число |
|
|
|
|
причалов. В этом случае грузообо |
|
|
|
|
рот |
делится |
пропорционально |
|
|
|
|
числу |
принимаемых |
причалов и |
|
|
|
|
пь при иовом его значении |
рассчиты |
|
|
|
|
вают оптимальное число перегру |
|
----------краны гррзопоИжмнвстьт 5т |
зочных установок для одного при |
|
----------краны |
грузвпвдъемнвстыв Ют |
чала. |
При |
этом |
время |
ожидания |
|
Рис. 151. |
График |
изменения удель |
судном грузовых операций toyK оп |
|
ределяют в |
зависимости |
от числа |
|
ных |
приведенных затрат |
|
п |
* |
|
принятых |
причалов |
[формулы |
|
|
(162)-(164)]. |
|
|
|
|
При обслуживании судопотока двумя одинаковыми причалами t |
|
определяют по формуле (162). |
|
|
|
|
|
ож |
|
Заменяя значения К и ^гр в этой формуле и делая преобразования, |
|
получают: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^0ш |
QhG? |
|
|
|
|
(182) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пу ^сн Рy(4Gc Тн Пу kca Ру—Qh Gс) |
|
|
|
|
Принимая в формуле (178) навигационный грузооборот одного при |
|
чала равным 0,5 QHи подставляя значение ^ |
^ |
— и t |
из фор- |
мулы (182), получают уравнение, решая которое при различных зна чениях пу, можно определить минимальную величину удельных при веденных расходов 5 пр. Минимальному значению приведенных расхо
дов будет соответствовать оптимальное количество перегрузочных уста новок пу. опт на каждом из двух причалов.
Формула (178) является основной. Она может быть использована для определения оптимального количества перегрузочных установок на причале и в тех случаях, когда tom принимается по установленным нор мативам на основе статистических данных или равно нулю.
При расчете оптимального числа перегрузочных установок могут учитываться также эксплуатационные расходы по содержанию подвиж ного состава сухопутного транспорта и приведенные удельные капита ловложения за время его обработки на причале, а при перегрузке цен ных грузов — и оборотные средства, вложенные в грузы за время их пребывания в порту. Однако эти факторы обычно оказывают небольшое влияние на число перегрузочных установок и во многих случаях не учитываются.
Оптимальное число перегрузочных установок на причальном фронте обеспечивает также создание экономически обоснованного суточного резерва пропускной способности:
Я р е е = «y. опт ЛСНР У- ^ . |
(1 8 3 ) |
* н |
V» |
|
Резервы пропускной способности причалов наряду с регулирова нием движения флота —важнейшее средство уменьшения стоянки судов под обработкой и в ожидании грузовой обработки при неравномерном поступлении их в порт.
В табл. 10 приведены результаты расчетов, выполненных для опре деления оптимального числа кранов грузоподъемностью 5 и 10 т для перегрузки на причале 500 тыс. т каменного угля, перевозимого в гру зовых теплоходах типа «Шестая пятилетка». На зачистке трюмов ис пользуется трюмная машина.
Т а б л и ц а 10
|
|
I вариант |
|
|
|
II вариант |
|
(краны грузоподъемностью 5 т) |
(краны грузоподъемностью 10 т) |
Удельные |
Приведенные |
„ |
Удельные |
Приведенные |
|
зксплуатаци- |
удельные |
|
зксплуатаци- |
удельные |
|
онные расходы |
капвложения |
ных удель- |
онные расходы |
капвложения |
ных удель |
по |
|
по |
по |
ных рас- |
по |
|
по |
по |
ных рас- |
ПО |
ходов. |
ПО |
ходов, |
портам |
флоту |
портам |
флоту |
руб./т |
портам |
флоту |
портам |
флоту |
РУб./т |
1 |
0,149 |
0,096 |
0,083 |
0,073 |
0,401 |
0 |
128 |
0,123 |
0,077 |
0,094 |
0,427 |
2 |
0,151 |
0,039 |
0,098 |
0,032 |
0,320 |
3 |
0,161 |
0,057 |
0,096 |
0,043 |
0,357 |
0,179 |
0,027 |
0, 118 |
0,021 |
0,345 |
4 |
0,186 |
0,046 |
0,108 |
0,035 |
0,375 |
0,208 |
0,022 |
0,139 |
0,017 |
0,386 |
5 |
0,202 |
0,040 |
0,120 |
0,031 |
0,393 |
|
— |
— |
— |
- |
— |
При заданных условиях и принятой технологии оптимальное число на причале кранов грузоподъемностью 5 т составляет 3, а грузоподъ емностью Ют — 2.
Изменение приведенных удельных расходов в зависимости от числа кранов на причале показано на рис. 151. Вариант с одним краном гру зоподъемностью 5 т не рассматривался, так как он не обеспечивает пе-
регрузки заданного грузооборота. Не рассматривался также вариант с пятью десятитонными кранами, поскольку его показатели заведомо хуже варианта с четырьмя кранами.
Приведенная методика обоснования типа и оптимального количе ства перегрузочных установок на причале дается применительно к од ному типу судна. Однако на выбор оптимального типа и количества перегрузочных установок влияет тип судна, а на выбор оптимального типа судна — производительность и количество перегрузочных уста новок в пунктах погрузки и выгрузки. Поэтому правильнее всего за-
рота Qh
дачу по выбору типа судна, типа и количества перегрузочных установок в портах погрузки и выгрузки решать комплексно, учитывая минимум приведенных затрат 5 пр по всему транспортному процессу:
^пр = 5П-|- 5 ф. п + Е (Кп + Кф. п) + |
+ |
|
+ |
+£ф , в + £ (-Кв + ^ф. в)> |
|
(184) |
где 5ф, 5ф.п, 5ф.в — удельные эксплуатационные |
расходы |
по флоту |
на перевозках и за время обработки в |
порту по |
грузки и выгрузки;
S B— удельные расходы по погрузке и выгрузке; Кф> -Кф.ш % В — удельные капиталовложения во флот за время
перевозок и обработки в порту погрузки и вы грузки;
Кп, *в — удельные капиталовложения по порту погрузки
ивыгрузки.
Вэтом случае получается значительное число расчетных вариантов (рис. 152), решение которых возможно только с использованием ЭВМ
испециальных математических методов (см. § 58).
Преимущество этой методики — одновременное обоснование оп тимальности целого комплекса параметров транспортного процесса.