Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На второй ступени выполняется экономически обоснованное рас­ пределение производственных ресурсов (перегрузочной техники, ра­ бочей силы) между причалами участка, выдаются задания по причалам и перегрузочным установкам, перера спределяются ресурсы в ходе вы­ полнения плана, выделяются резервы при отклонении от плана, ана­ лизируется работа и вырабатываются команды управления для переда­ чи в первую ступень управления. Для этого используются системы централизованного сбора информации и вычислительная техника.

На третьей (верхней) ступени решаются технические и экономи­ ческие задачи, планируется производственная деятельность участков, анализируется деятельность порта, выдается необходимая отчетная документация и т. д. Здесь также используются системы сбора информа­ ции и ЭВМ.

Может быть и другое число ступеней управления.

Целесообразно собирать информацию не для каждого уровня управ­ ления, а централизованно, с обработкой ее в вычислительном центре и выводом из него на все ступени управления.

Таким образом, техническая система должна иметь датчики, пре­ образователи информации, каналы связи, устройства для опроса датчи­ ков, вычислительные машины, устройства вывода оперативной (сиг­ нализации, индикации, печати) и неоперативной информации, средства размножения информации.

Для ввода оперативной информации служат автоматические дат­ чики (например, автоматические взвешивающие устройства), на кото­ рых информация накапливается непрерывно и вводится в ЭВМ в те­ чение каждого цикла опроса, и датчики ручного ввода, посылающие информацию в ЭВМ в установленное время или по необходимости.

Важнейшая роль в автоматизации оперативного управления при­ надлежит ЭВМ. Возможны различные варианты применения ЭВМ в управлении. Рассмотрим некоторые из них.

ЭВМ не включается непосредственно в систему управления. Такая система представляет собой систему с разомкнутым контуром управле­ ния. В этом случае необходимая информация о процессе вводится в ЭВМ, которая обрабатывает ее и в удобной форме представляет ра­ ботникам управления, а последние применяют ее для улучшения управления. Здесь машина используется как информационная ЭВМ.

ЭВМ включается в контур управления лишь для сбора и обработки информации и выдачи оператору рекомендаций («советов»), В этом слу­ чае ЭВМ работает в режиме «советчика». Непосредственно управление осуществляется человеком.

ЭВМ включается в замкнутый контур управления, по заданной программе собирает и обрабатывает информацию, на основе этого выра­ батывает управляющие воздействия с учетом требований оптимизации процесса и подает команды без участия оператора на управляющие органы. Роль оператора сводится к наблюдению за работой аппарату­ ры управления.

Высшая форма автоматизации управления — самосовершенству­ ющиеся (самообучающиеся) системы управления, в которых ЭВМ обрабатывает и анализирует собираемую информацию, учитывает на-

366


Рис. 162. Структурная схема комплексно-автоматизированного управления перегрузочными работами на причалах порта

копленный опыт и на основании этого совершенствует работу по управ­ лению, внося уточнения в алгоритм управления и математическое описание процесса. Однако на современном этапе развития автоматики самосовершенствующиеся системы управления пока не получили рас­ пространения.

В ряде случаев возникают большие трудности и в исключении из системы управления оператора. Это объясняется тем, что пока не всю информацию можно получить автоматически с помощью датчиков и приборов и не всегда можно составить управляющий алгоритм, учиты-

Cj. О 5!

^ Ей-

Рис. 163. Схема оргсвязи производственных участков с вычислительным центром

вающий все взаимосвязи производственного процесса. В этих случаях оператор при выработке управляющих воздействий наряду с «советами» машины учитывает дополнительную информацию и свой опыт по управлению.

На рис. 162 представлена возможная структурная схема комплекс­ но-автоматизированного управления перегрузочными работами на при­ чалах грузового участка порта. В ней объединены автоматизация технологических и организационных процессов и поэтому ее можно рассматривать как одну из подсистем интегрированного управления. Участок состоит из трех причалов 1, 2, 3, оборудованных мостовыми перегружателями 4, 5, 6. Перегружатели имеют систему програм­ мированного дистанционно-автоматического управления, которая поз­ воляет с пульта управления по заданной программе производить все необходимые переключения контакторов 7.

Количество перегруженного груза учитывается с помощью счетчи­ ков количества выполненной работы 8. Количество грузов, отправля­ емых в каждом вагоне и в целом на железную, дорогу, учитывается ав­ томатическими вагонными весами 10, на которых имеется счетчик веса

368


9 и печатающий аппарат 11 для заполнения ведомостей. Количество гру­ за в трюмах судов отображается с помощью датчиков осадки 12. Число вагонов, прошедших через отдельные погрузочно-разгрузочные фрон­ ты, и их расстановка на причалах фиксируются рельсовыми датчиками и счетчиками 13.

Всеми процессами по обработке судов и вагонов управляют с цент­ рального пульта 14, оборудованного электронно-вычислительной ма­ шиной 15, блоком приема и передачи информации 16, блоком хранения

инакопления внешней информации 17, печатающим устройством 18

ителевизионной установкой 19.

Центральный пульт связан с диспетчерскими пароходств, порта, рейдового флота и железнодой дороги. Вся информация, поступающая от них, автоматически обрабатывается ЭВМ, которая на основании этой информации и информации от датчиков расстановки судов и вагонов формирует или отыскивает стандартную программу работы мостовых перегружателей 4, 5, 6. Программы обработки судов записываются на магнитную ленту для каждого перегружателя и хранятся во внешнем накопителе информации 17.

Когда судно прибудет и ошвартуется у причала, оператор отыски­ вает стандартную программу и включает в работу по ней перегружатель. Если на погрузочно-разгрузочных фронтах имеются вагоны, то задает­ ся программа перегрузки по прямому варианту, а при отсутствии вагонов — по варианту судно — склад. Автоматические весы, установ­ ленные на перегружателе, учитывают за каждый цикл вес перемещен­ ного груза и суммируют его. После погрузки в вагон заданного коли­ чества груза перегружатель переходит на погрузку следующего вагона. Все данные по взвешиванию дистанционно передаются на ЭВМ, кото­ рая учитывает общее количество переработанного и находящегося на складах груза. Данные по учету записываются печатающим устрой­ ством 18 и передаются в виде готовой документации в управление порта. По такому же принципу может быть построено управление работой при­ чалов всего порта.

Всего вероятнее, что обработка информации для всех участков бу­ дет производиться одним общим вычислительным центром, раполагающим высокопроизводительной ЭВМ с большой памятью. ЭВМ наряду с управлением процессами обработки судов и вагонов будет использо­ ваться также для составления различной отчетности, планирования, расчета заработной платы и других целей.

На рис. 163 изображена схема оргсвязи производственных участков с вычислительным центром для передачи цифровой информации. Пер­ вичная цифровая информация на участках и в отделах порта регистри­ руется специальным устройством УРИ-4, которое наряду с получе­ нием печатной построчной копии сообщения на бумажном бланке одно­ временно фиксирует всю информацию на перфоленте. При необходи­ мости УРИ-4 может складывать и вычитать цифровую информацию. С перфоленты информация попадает на контрольно-считывающее устройство КСУ-1, с него передается на ленточный перфоратор ПЛ 20-2, далее поступает на фотосчитывающий механизм ФСМ-6 и устройство Минск-1500 для дистанционной передачи информации, нанесенной на

369


перфоленту, по линии связи (может быть телефонная сеть) в вычи­ слительный центр. Здесь информация принимается устройством Минск-1500 и снова ленточным перфоратором ПЛ80/8 наносится на перфоленту, с которой вводится в ЭВМ. Обработанная ЭВМ информа­ ция подается в фотосчитывающий механизм ФСМ-6 и устройствами Минск-1500 по каналам связи передается в порт (на участок) и далее через ленточный перфоратор ПЛ 80/8 вводится в алфавитно-цифровое печатающее устройство ВВУ, после чего с помощью передающего и при­ нимающего фототелеграфных аппарататов «Призма» передается на раз­ ные уровни (ступени) управления.

§72. Оперативное регулирование перегрузочных работ в порту

Важнейшая задача оперативного управления в порту — непре­ рывный контроль за действительным ходом перегрузки и обработки транспортных средств, сравнение фактических данных с плановыми показателями и своевременное принятие мер по устранению возникшего отставания в выполнении сменно-суточного плана. При «нормальном» ходе перегрузочных работ результаты выполнения показателей опе­ ративного плана фиксируются на индикаторном оборудовании или на носителях информации (документах, перфокартах, магнитных лентах) и используются для учета. При возникновении определенного отста­ вания в выполнении плана (из-за неисправности оборудования, несо­ временной подачи судов, вагонов, отсутствия свободных складских ем­ костей и т. д.) в автоматизированной системе управления предусмат­ ривается автоматическая подача руководителю того или иного ранга «сигнала тревоги». Сигналом тревоги может быть также сообщение руководителей низших рангов, которые не могут самостоятельно спра­ виться с возникшим отставанием.

Выяснив величину и причины отставания, руководитель может про­ вести оперативную организаторскую работу с тем, чтобы руководители низших рангов устранили отставание, используя имеющиеся в их распоряжении резервы, или выделить им для этой цели дополнитель­ ные резервы. Таким образом, для нормального функционирования си­ стемы управления и ликвидации отставания и «сбоев» в работе ру­ ководители различных уровней должны иметь в своем распоряжении экономически обоснованный резерв ресурсов пропускной способности причалов, складов (перегрузочного оборудования и др.).

В соответствии с размером этих резервов устанавливается и мера отставания, служащая основанием для подачи сигнала тревоги. Если величина отставания такова, что для ее ликвидации достаточно резер­ вов руководителя данного подразделения, то сигнал тревоги может быть подан только ему. При возрастании отставания сигнал тревоги подается следующему по рангу руководителю. Разумеется, в порядке контроля за ходом производства сигналы тревоги могут подаваться вышестоящим руководителям и в том случае, если для ликвидации от­ ставания его резервы и не требуются. В этом случае вышестоящие

370