Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установками и т. п.) и системы организационного или администра­ тивного управления (предприятиями, организациями и т. п.).

В ряде случаев обе системы могут объединиться в единую инте­ грированную систему управления.

Современные системы организационного управления не могут быть автоматическими, так как наиболее ответственные творческие функции в них выполняют люди (подбор и расстановка кадров, руководство коллективами, постановка и корректировка целей, вы­ бор окончательных решений и т. д.).

Внедрение автоматизации управления производством позволяет улучшить качество и обеспечить своевременность принимаемых реше­ ний благодаря высокой скорости сбора, обработки и передачи инфор­ мации; создать условия для оптимизации управления на базе приме­ нения современных экономико-математических методов; освободить работников управления от трудоемкой механической работы по сбору

иобработке информации; повысить уровень работы предприятия; улучшить использование производственных мощностей, материальных

иденежных ресурсов.

Следует заметить, что автоматизация не только не вытесняет челове­ ка из управления производством, а наоборот, повышает его творче­ скую роль, создает ему условия для непрерывного совершенствования методов управления.

Переход на автоматизированную систему управления представ­ ляет собой сложную организационную и научно-техническую задачу. Автоматизированные системы управления с ЭВМ экономически целе­ сообразно внедрять на крупных высокомеханизированных и частич­ но автоматизированных предприятиях, которые в наибольшей степе­ ни приспособлены для этой цели.

Автоматизированная система коренным образом перестраивает организацию управления предприятием, вызывая объединение ряда структурных подразделений, установление новых взаимосвязей между ними, изменение их функций, использование нового профиля спе­ циалистов. Поэтому при решении вопроса о выборе рациональной системы автоматизации управления необходимо всесторонне изучить управляемый объект и существующую систему управления (структу­ ру предприятия, его техническое оснащение, уровень комплексной механизации и автоматизации).

Еще до разработки АСУ четко формулируется цель управления, которая должна быть выражена в виде определенного количественно­ го показателя, называемого критерием оптимальности. Его назначе­ ние—дать возможность в любой ситуации определять эффективность протекания производственного процесса.

§ 68. Задачи и структура автоматизированной системы управления работой порта

В процессе работы порту приходится поддерживать связь с другими организациями и предприятиями: управленческие и экономические связи с пароходством, а через пароходство — и с Министерством реч-

356


ного флота, технологические и экономические связи с клиентамиотправителями и получателями, с железнодорожным и автомобиль­ ным транспортом, с судами и путейскими организациями, с портами отправления и судоремонтными предприятиями, материальные связи с организациями и предприятиями, поставляющими оборудование, материалы и т. п.

Таким образом, порт необходимо рассматривать как сложную динамическую систему со множеством внутренних и внешних матери­ альных и информационных связей. В то же время в общей отраслевой системе «АСУ-речфлот» автоматизированную систему управления реч­ ным портом следует рассматривать как отдельную подсистему.

Создаваемые в настоящее время автоматизированные системы управ­ ления портом (АСУ-речпорт) являются человеко-машинными система­ ми, в которых будут частично или полностью автоматизированы техно­ логические процессы сбора, хранения и обработки информации. Они позволят на основе применения наиболее совершенных технических средств управления и экономико-математических методов реализовать при минимальных трудовых затратах оптимальные экономические решения в различных ситуациях производственно-хозяйственной деятельности порта. АСУ призвана достоверно прогнозировать скла­ дывающуюся обстановку в порту и обеспечить оптимизацию опера­ тивных и перспективных задач управления.

Все задачи АСУ порта можно сгруппировать в зависимости от функциональных особенностей на ряд групп:

1. Технико-экономическое перспективное и текущее планирование: расчет текущих и перспективных планов, объемов и себестоимости погрузочно-разгрузочных работ; решение задач по перспективному раз­ витию порта, его оснащению и специализации участков и причалов.

2. Оперативное планирование: составление оптимальных сменно­ суточных планов, включая прогнозирование сроков поступления гру­ зов в судах, вагонах, автомобилях и прибытия порожних транспорт­ ных средств; определение очередности обработки судов, оптимальное распределение по объектам работы фронтальных, тыловых, внутритрюмных перегрузочных машин, плавучих средств механизации и ра­ бочей силы; составление суточного плана комплексного обслуживания флота; составление плана работы местного и рейдового флота и т. д.

3. Оперативный учет, контроль и регулирование производственных процессов: учет выполнения объемов погрузочно-разгрузочных работ, времени работы машин и рабочей силы, норм выработки, обработки судов и вагонов, комплексного обслуживания транспортного флота, показателей работы порта и социалистического соревнования, себе­ стоимости, доходов, расходов, прибыли, рентабельности, производи­

тельности труда

и т. д.; контроль и анализ выполнения производст­

венных планов,

хода производственного процесса и непрерывное или

с определенной

периодичностью доведение результатов контроля до

администрации соответствующего уровня; оперативное регулирова­ ние производственных процессов и введение их в оптимальный режим в случае отклонений от нормального режима работы; информацион­ ное обеспечение оперативного управления и др.

357


Рис. 160. Схема структуры АСУ порта

4.Техническое обслуживание и подготовка производства: расчет годовых и месячных плановых графиков ремонта и модернизации обо­ рудования, флота, зданий, сооружений; расчет специализации прича­ лов и пропускной способности элементов порта; разработка техноло­ гических карт погрузочно-разгрузочных работ и др.

5.Материально-техническое снабжение: расчет годовых, кварталь­ ных и месячных планов снабжения, перспективных планов поставки

оборудования и сменно-запасных деталей, материальных ресурсов в натуральном и денежном выражении, составление статистической отчетности по материально-техническому снабжению и др.

6. Бухгалтерский учет финансовых результатов, расчеты по зара­ ботной плате, учет материальных ценностей, основных и оборотных средств, уставного и амортизационного фондов, фонда экономическо­ го стимулирования, денежных средств, составление и анализ баланса статистической отчетности и др.

Структура системы управления представляет собой взаимосвя­ занный комплекс органов, объединенных определенной сетью отноше­ ний и обеспечивающих выполнение поставленных перед ними задач. В рамках этой структуры происходит циркуляция информации по кана­ лам связи и протекают процессы управления.

Автоматизированная система управления порта включает: объекты управления — причалы, перегрузочные средства, склады,

грузы, финансовые и материальные ресурсы, суда, вагоны и автома­ шины, находящиеся на территории порта, и т. п., а также люди;

все звенья управления в виде функциональных и административных служб, отделов, подразделений;

технические средства управления (носители, фиксаторы, накопи­ тели информации, средства вычисления, связи и др.);

метод и алгоритм управления, программы решения определенных задач, инструкции для работников управления и т. д.

потоки информации, необходимые для решения задач по управле­ нию.

Однако для изучения специфических вопросов, связанных с управ­ лением, часто в его структуру включают только звенья управления.

При разработке АСУ порта решается ряд различных задач по ис­ пользованию новейших технических средств и методов.

Структура АСУ порта (рис. 160) зависит от его производственной структуры, технического оснащения, объемов и видов работ, специали­ зации отдельных районов и др.

При определении структуры АСУ порта обосновывается выделение

отдельных подсистем по функциональным и другим признакам.

Число

подсистем зависит от объема

управленческих работ в функциональ­

ных службах. Кроме функциональных подсистем, в структуру

АСУ

включают обслуживающую

(обеспечивающую) часть,

состоящую

из информационной базы, программно-математического

обеспечения

и комплекса технических средств.

Как правило, деление системы на функциональные подсистемы на первом этапе внедрения АСУ производится с учетом существующей структуры предприятия или организации.

359


§ 69. Информационное обеспечение автоматизированной системы управления в порту

Определенный объем информации о ходе производственных процес­ сов — необходимое условие, при котором возможно управление пор­ том. На основе информации, циркулирующей по каналам связи, осу­ ществляется взаимодействие органов управления порта и слаженная работа всех его подразделений.

Качество управления портом в первую очередь будет зависеть от то­ го, как сумеет управляющий орган обеспечить получение достоверной и достаточно полной информации, использовать результаты ее обработ­ ки для воздействия на ход производства в необходимом направлении.

В зависимости от назначения и формы представления использу­ ются различные виды информации.

Плановая информация — совокупность требований и заданий, а так­ же оперативных указаний вышестоящих звеньев управления. Сюда от­ носятся все изменения и коррективы заданий, вызываемые изменения­ ми условий (возмущениями).

Управляющая информация (входные сигналы) — совокупность уп­ равляющих параметров (технологические задания, рабочие команды на включение и отключение, оперативные решения и указания, прика­ зы, распоряжения и т. п.), подаваемых для воздействия на производ­ ственный процесс.

Учетная информация о текущем состоянии производства (о ходе выполнения заданий, планов, о фактическом расходовании ресурсов

и т. д.).

Используются три формы представления информации: устная (пе­ реговорная), документальная и обзорная (непосредственно визуаль­ ный обзор или с помощью телевидения).

Информационное обеспечение АСУ включает: формирование вход­ ной и выходной информации; массивы условно-постоянной (долговре­ менной) и переменной информации; формы документов, используемых в АСУ; принятую систему кодов и шифров.

Система информации должна отвечать определенным требованиям и обеспечивать необходимую скорость ее поступления на все уровни управления, при которой она эффективно используется; полноту, до­ стоверность и максимальную сохранность собираемой и обрабатывае­ мой информации; минимальную трудоемкость получения, передачи и обработки; рациональные и наиболее короткие пути движения; тре­ буемую емкость носителей информации при минимальном их объеме.

Для построения системы информации разрабатывается информаци­ онная модель (схема), отражающая движение потоков информации меж­ ду различными элементами системы (организации). Обычно она строит­ ся в виде сети, связывающей отдельные узлы (кружки, прямоуголь­ ники), в которых информация зарождается, используется, перерабаты­ вается или запасается (рис. 161).

Информационная модель наглядно объединяет все виды информа­ ции, отражая структуру построения и функционирования организации.

360