Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогноз может быть дан и раньше конца марта, уже в конце февраля, января и даже декабря, но, конечно, с меньшей точ­ ностью.

Расходы за отдельные летние месяцы могут быть предсказаны на основании расходов непосредственно предшествующих месяцев (коэффициент корреляции наибольший +0,96, наименьший +0,65),

а также и на основании

сумм осадков начиная с октября; при

этом, конечно, точность

прогноза будет тем меньше, чем раньше

он будет составляться.

Наиболее точные результаты получаются

при вычислении расходов данного месяца на основании как рас­

ходов предшествующего месяца,

так

и сумм осадков, начиная

с октября по предшествующий месяц

включительно. Для р. Чир-

чик, например, прогноз на июнь может

быть дан по формуле

у = 0,0564Л:! +

0,795JC2 + 9,4,

где у — расход июня в саж3 /с, Х\ — осадки с октября по май в мм и х2 — расход за май.

Средняя ошибка прогноза по этой формуле равна ±4,6 саж3 /с, или 7% нормальной величины июньских расходов.

Результаты произведенных исследований показали полную воз­ можность организации прогнозов стока рек снегового питания и вместе с тем указали на крайнюю недостаточность существующей метеорологической сети, особенно в горной области.

Разработанные Ольдекопом методы прогноза стока горных рек не потеряли своего значения и до настоящего времени.

Расчеты. При проектировании и строительстве капитальных гидротехнических сооружений, например железнодорожных мо­ стов через большие реки, гидросиловых установок на больших реках, использовались гидрологические и гидрометрические дан­

ные, а

при их

отсутствии ставились специальные

исследования.

Для

малых

рек необходимые данные получали

обычно путем

приближенных расчетов. Так, например, требовавшийся при рас­

чете прудов и водохранилищ объем среднего стока 2Q

определялся

обычно по формуле

 

 

где k — коэффициент размерности;

а — коэффициент

стока; H —

атмосферные осадки и F — площадь

водосбора.

 

Коэффициент среднего годового стока первоначально прини­ мался по данным западноевропейских (негорных) рек равным ѴзПозднее он стал определяться по данным непосредственных на­ блюдений, причем ограничивались обычно одногодичными дан­ ными, так как коэффициент годового стока считался постоянным.

Наконец, значения коэффициента стока брались из таблиц Ишковского [403], составленных по западноевропейским данным. Со­ гласно этим таблицам, в равнинных условиях коэффициент стока колеблется в пределах 0,20—0,35, причем нижний предел отно­ сится к болотистым низинам, а верхний — к волнистому рельефу. Указанные значения коэффициентов стока, как это установлено

182


в настоящее время, свойственны только средней полосе Европей­ ской России; на севере они значительно выше (до 0,60), а на юге ниже (до 0,10).

Характеристикой стока, представляющей, пожалуй, наиболь­ ший практический интерес, является максимальный сток, знание которого необходимо при расчетах разного рода водоотводных со­ оружений.

Расчет мостовых отверстий для водосборов более 50 квадрат­ ных верст производился на пропуск весенних вод, причем цирку­

ляром Техническо-инспекторского комитета

железных дорог (от

11 ноября 1877 г. за № 11230) для проверки

достаточности приня­

того отверстия моста рекомендовалась особая таблица, состав­ ленная А. В. Белинским (см. статью Оппокова «Определение вели­ чины отверстия в искусственных сооружениях» в Технической эн­ циклопедии, т. 7, Изд. т-ва «Просвещение», стр. 238—241). Произ­ ведение приведенного в таблице коэффициента на площадь водо­ сбора давало живое сечение максимальных весенних вод. Разделив это сечение на среднюю глубину максимальных весенних вод под мостом, получали приблизительный размер (ширину) отверстия мо­ ста. В нормах Белинского лежит та же идея, что и в нормах Риппаса 1867 г. (см. стр. 65).

В1891 г. в связи с изысканиями Сибирской железной дороги

А.Ф. Здзярский [153] предложил два способа определения отвер­ стий мостов через большие реки.

Первый способ состоит в том, что измеряют расход и вычис­ ляют среднюю скорость потока при самом высоком горизонте, встретившимся во время изысканий; кроме того, определяют уклон и среднюю глубину и вычисляют среднюю скорость по формуле Шези, принимая величину С по существующим эмпирическим фор­ мулам. Далее, сравнивая среднюю скорость, полученную по изме­ ренному расходу, с вычисленной по формуле Шези, устанавли­ вают, какая из принятых эмпирических формул лучше всего со­ гласуется с результатами наблюдений и, исправив, если нужно, ее числовой коэффициент, принимают эту формулу для вычисле­ ния наибольшего расхода, соответствующего самому высокому горизонту реки, установленному по меткам или опросу.

Второй способ, судя по работам Навигационно-описной комис­ сии оказавшийся самым надежным, состоит в непосредственном определении расходов воды при 2—4 различных горизонтах и со­ ставлении формулы, дающей возможность вычислить расход для самого высокого горизонта.

Примеры расчета мостовых отверстий на р. Волге у Казани и Саратова приводятся А. И. Крыловым в его монографии «Гидро­ метрия» [204].

Инженеры экспедиции по орошению на юге России и на Кав­ казе [138] при работах в Заволжье, не располагая опытными дан­ ными, производили расчет максимального расхода талых вод в предположении, что со всего бассейна за одни сутки в зависи­ мости от величины его пройдет половина или треть общего количества

183


зимних осадков.

Максимальный

модуль

стока в таком

слу­

чае

при осадках

порядка 140 мм составит

0,5—0,8 м3 /с с 1

км2 .

 

Первой формулой для расчета

максимального расхода талых

вод

(в м3 /с) явилась в России формула А. О. Карачевского-Вол-

ка, опубликованная в 1899 г. [168]:

 

 

 

e»„ t =( F ^ n r - +o,o6)F .

Эта формула была построена по 37 максимальным расходам, определенным при строительстве железнодорожных мостов по формуле Шези, и максимальным горизонтам, установленным оп­ росом жителей в различных географических районах, начиная от бассейна Западного Буга и кончая районами, через которые про­

ходила

Сибирская железная дорога.

Несмотря на свою

недоста­

точную

обоснованность, эта формула

все же позволяла

ориенти­

ровочно судить о возможных максимумах талых весенних вод.

В

1907 г. Ю. В. Ланге [207] на основании данных о прохожде­

нии

весенних вод, полученных экспедицией Жилинского,

Общест­

вом Рязано-Уральской железной дороги, Новоузеньским уездным

земством, для территории Новоузеньского уезда

Самарской гу­

бернии дал следующую формулу:

 

 

Q « a K c = ^ ( - ^ F - + 0 , 1 7 ) F ,

 

 

где С2макс. как и далее, в м3 /с; К — коэффициент,

колеблющийся

от 0,75 до 1,25 в зависимости от уклона, формы и свойств

поверх­

ности бассейна; большие значения К свойственны

более

значи­

тельным уклонам, мало вытянутым бассейнам и нераспаханным поверхностям степи.

В дальнейшем

тот же автор

на основании

данных по макси­

мальным расходам

на 50 реках

Европейской

России и Западной

Сибири вывел следующую формулу:

 

 

Рмакс=

3,53/*" ' ,

 

а для рек с заболоченной поймой

 

Q M a K C =l,06F 0 ' 7 5 .

Г. И. Тарловский [382] в 1913 г. рекомендовал для условий Саратовской губернии положить в основу расчета максимального стока талых вод с малых водосборов (до 15 км2 ) наименее выгод­ ный случай, когда таяние происходит все время с максимальной интенсивностью, т. е.

 

 

Q b i a K c = 1.39F,

 

 

 

где 1,39 — максимальная

интенсивность

снеготаяния

(основная

норма)

в м3 /с, определенная Тарловским

путем

специальных на­

блюдений (см.стр. 136).

 

 

 

 

Для

бассейнов свыше

50 км2 , в которых

к замыкающему

створу

одновременно подходят воды, образовавшиеся

в одних ме-

184


стах бассейна в момент минимума, а в других — в момент макси­ мума таяния, общая норма максимального стока может быть при-

(

1,39

\

нята в половинном размере I

2

I, т. е.

Q M . «=0,695/ ? .

Для бассейнов площадью от 15 до 50 км2 Тарловский рекомен­ дует принимать норму, среднюю между 1,39 и 0,695, т. е.

Q-.KC=1.04/7 .

Р. П. Спарро [366] в 1915 г. на основании данных о максималь­ ном стоке талых вод с 30 небольших водосборов (от 1 до 12 км2 ), расположенных в Тульской и Воронежской губерниях, рекомендо­ вал такие нормы максимального стока:

 

1

5

10

15

<7макс М3/с С 1 КМ2

3,2

2,4

1,9

1,7

В «Инструкции Отдела земельных улучшений для производ­ ства мелиоративных работ» предлагалось определять максималь­

ный годовой сток в размере

V72 максимального количества

зимних

осадков [382]; при осадках

в 140 мм это дает максимальный рас­

ход 0,5 м3 /с с 1 км2 .

 

 

В приведенных выше формулах и нормах максимального

стока,

за исключением формулы Ланге (1907 г.), основная норма

стока

не превышает 3,5 м3 /с, в то время как в формуле Ланге она до­ стигает 9,27 м3 /с. По-видимому, при построении формулы Ланге были использованы для малых площадей водосборов также и лив­ невые максимумы.

Что же касается ливневых максимумов, представляющих осо­ бый интерес для железных дорог, то вплоть до 1884 г. никаких официальных нормативов для расчета притока ливневых вод к от­ верстиям железнодорожных сооружений не существовало. Толч­ ком к разрешению этого вопроса послужило крушение поезда на Московско-Курской железной дороге в районе ст. Кукуево, проис­ шедшее 30 июня 1882 г. из-за размыва насыпи в результате очень сильного ливня и недостаточности отверстия для пропуска ливне­ вых вод.

А. Н. Пушечников [323] сообщает, что этот дождь продолжался с 6 ч вечера 29 июня до 10 ч утра 30 июня, т. е. 16 ч, и дал 145 мм осадков, причем наиболее интенсивная часть дождя продолжалась 4 ч, с 10 ч вечера до 2 ч ночи, образовав, по подсчетам Пушечникова, слой воды не менее 115 мм.

Базируясь на 12 максимальных расходах воды, рассчитанных по зафиксированным особой комиссией отметкам уровня у труб, расположенных в районе ливня, Пушечников предложил нормы

185.


максимальных расходов с

небольших

бассейнов,

приведенные

в табл. 3.

 

 

 

 

 

Таблица

3

 

Максимальный

модуль (м 3 / с с 1 км г )

П л о щ а д ь бассейна, км*

в бассейнах с поперечными скатами

 

 

 

 

пологими

крутыми

 

<6

5,3

6,8

 

6—11

4,9

6,3

 

11—23

3,9

5,3

 

23—34

2,9

4,4

 

К группе с пологими скатами он отнес такие бассейны, в кото­ рых площадь с уклонами =^0,003 составляет не менее Ѵз всей площади бассейна, в противном случае бассейн должен отно­ ситься к группе с крутыми скатами.

Пушечников показал, что вычисленные им расходы, а следова­ тельно и установленные по ним нормы, в среднем на 40% ниже расходов, рассчитанных по формуле австрийского инженера Кестлина, опубликованной в 1868 г.

Спустя два года после кукуевской катастрофы,

в

1884 г., Тех-

ническо-инспекторский

комитет циркуляром за № 5167 [275] обя­

зал все железные дороги производить

расчеты

максимального

притока дождевых вод к сооружениям по формуле

Кестлина; фор­

мула пригодна для бассейнов, площадь

которых

не

превышает

50 квадратных верст (57 км2 ), и имеет следующий вид:

где К — коэффициент

размерности, равный в метрических мерах

16,67 (дождь 1 мм/мин

соответствует 16,67 м3 /с с 1 км 2 ); а — рас­

четная интенсивность ливня, принятая Кестлиным на основании одного случайного ливня (в гористой местности Банат в бассейне Дуная [369]) равной 0,96 мм/мин (ливень продолжался 10 мин и дал 9,6 мм осадков); а — коэффициент, зависящий от длины лога; F — площадь водосбора в км2 . При К= 16,67 и а = 0,96 формула Кестлина имеет вид

<2макс=16а^>

где <2макс в м3 /с. Коээффициент a = ctia2, где ai коэффициент стока, принятый постоянным и равным 0,5, и аг — коэффициент неодновременности добегания вод к створу, или коэффициент пол­ ноты стока. Принимая скорость течения по руслу равной 6,67 м/с, Кестлин нашел, что при продолжительности ливня т = 1 0 мин весь бассейн будет подавать воду к створу одновременно, если длина лога будет не более 4 км. Для таких бассейнов коэффициент аг = = 1,0, a для бассейнов с L>4 км и т>1 0 мин площадь одновре­ менного стока будет меньше площади бассейна и а г < 1 . На основе

186