Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
Прогноз может быть дан и раньше конца марта, уже в конце февраля, января и даже декабря, но, конечно, с меньшей точ ностью.
Расходы за отдельные летние месяцы могут быть предсказаны на основании расходов непосредственно предшествующих месяцев (коэффициент корреляции наибольший +0,96, наименьший +0,65),
а также и на основании |
сумм осадков начиная с октября; при |
этом, конечно, точность |
прогноза будет тем меньше, чем раньше |
он будет составляться. |
Наиболее точные результаты получаются |
при вычислении расходов данного месяца на основании как рас
ходов предшествующего месяца, |
так |
и сумм осадков, начиная |
с октября по предшествующий месяц |
включительно. Для р. Чир- |
|
чик, например, прогноз на июнь может |
быть дан по формуле |
|
у = 0,0564Л:! + |
0,795JC2 + 9,4, |
где у — расход июня в саж3 /с, Х\ — осадки с октября по май в мм и х2 — расход за май.
Средняя ошибка прогноза по этой формуле равна ±4,6 саж3 /с, или 7% нормальной величины июньских расходов.
Результаты произведенных исследований показали полную воз можность организации прогнозов стока рек снегового питания и вместе с тем указали на крайнюю недостаточность существующей метеорологической сети, особенно в горной области.
Разработанные Ольдекопом методы прогноза стока горных рек не потеряли своего значения и до настоящего времени.
Расчеты. При проектировании и строительстве капитальных гидротехнических сооружений, например железнодорожных мо стов через большие реки, гидросиловых установок на больших реках, использовались гидрологические и гидрометрические дан
ные, а |
при их |
отсутствии ставились специальные |
исследования. |
Для |
малых |
рек необходимые данные получали |
обычно путем |
приближенных расчетов. Так, например, требовавшийся при рас
чете прудов и водохранилищ объем среднего стока 2Q |
определялся |
|
обычно по формуле |
|
|
где k — коэффициент размерности; |
а — коэффициент |
стока; H — |
атмосферные осадки и F — площадь |
водосбора. |
|
Коэффициент среднего годового стока первоначально прини мался по данным западноевропейских (негорных) рек равным ѴзПозднее он стал определяться по данным непосредственных на блюдений, причем ограничивались обычно одногодичными дан ными, так как коэффициент годового стока считался постоянным.
Наконец, значения коэффициента стока брались из таблиц Ишковского [403], составленных по западноевропейским данным. Со гласно этим таблицам, в равнинных условиях коэффициент стока колеблется в пределах 0,20—0,35, причем нижний предел отно сится к болотистым низинам, а верхний — к волнистому рельефу. Указанные значения коэффициентов стока, как это установлено
182
в настоящее время, свойственны только средней полосе Европей ской России; на севере они значительно выше (до 0,60), а на юге ниже (до 0,10).
Характеристикой стока, представляющей, пожалуй, наиболь ший практический интерес, является максимальный сток, знание которого необходимо при расчетах разного рода водоотводных со оружений.
Расчет мостовых отверстий для водосборов более 50 квадрат ных верст производился на пропуск весенних вод, причем цирку
ляром Техническо-инспекторского комитета |
железных дорог (от |
11 ноября 1877 г. за № 11230) для проверки |
достаточности приня |
того отверстия моста рекомендовалась особая таблица, состав ленная А. В. Белинским (см. статью Оппокова «Определение вели чины отверстия в искусственных сооружениях» в Технической эн циклопедии, т. 7, Изд. т-ва «Просвещение», стр. 238—241). Произ ведение приведенного в таблице коэффициента на площадь водо сбора давало живое сечение максимальных весенних вод. Разделив это сечение на среднюю глубину максимальных весенних вод под мостом, получали приблизительный размер (ширину) отверстия мо ста. В нормах Белинского лежит та же идея, что и в нормах Риппаса 1867 г. (см. стр. 65).
В1891 г. в связи с изысканиями Сибирской железной дороги
А.Ф. Здзярский [153] предложил два способа определения отвер стий мостов через большие реки.
Первый способ состоит в том, что измеряют расход и вычис ляют среднюю скорость потока при самом высоком горизонте, встретившимся во время изысканий; кроме того, определяют уклон и среднюю глубину и вычисляют среднюю скорость по формуле Шези, принимая величину С по существующим эмпирическим фор мулам. Далее, сравнивая среднюю скорость, полученную по изме ренному расходу, с вычисленной по формуле Шези, устанавли вают, какая из принятых эмпирических формул лучше всего со гласуется с результатами наблюдений и, исправив, если нужно, ее числовой коэффициент, принимают эту формулу для вычисле ния наибольшего расхода, соответствующего самому высокому горизонту реки, установленному по меткам или опросу.
Второй способ, судя по работам Навигационно-описной комис сии оказавшийся самым надежным, состоит в непосредственном определении расходов воды при 2—4 различных горизонтах и со ставлении формулы, дающей возможность вычислить расход для самого высокого горизонта.
Примеры расчета мостовых отверстий на р. Волге у Казани и Саратова приводятся А. И. Крыловым в его монографии «Гидро метрия» [204].
Инженеры экспедиции по орошению на юге России и на Кав казе [138] при работах в Заволжье, не располагая опытными дан ными, производили расчет максимального расхода талых вод в предположении, что со всего бассейна за одни сутки в зависи мости от величины его пройдет половина или треть общего количества
183
зимних осадков. |
Максимальный |
модуль |
стока в таком |
слу |
|
чае |
при осадках |
порядка 140 мм составит |
0,5—0,8 м3 /с с 1 |
км2 . |
|
|
Первой формулой для расчета |
максимального расхода талых |
|||
вод |
(в м3 /с) явилась в России формула А. О. Карачевского-Вол- |
||||
ка, опубликованная в 1899 г. [168]: |
|
|
|
e»„ t =( F ^ n r - +o,o6)F .
Эта формула была построена по 37 максимальным расходам, определенным при строительстве железнодорожных мостов по формуле Шези, и максимальным горизонтам, установленным оп росом жителей в различных географических районах, начиная от бассейна Западного Буга и кончая районами, через которые про
ходила |
Сибирская железная дорога. |
Несмотря на свою |
недоста |
|
точную |
обоснованность, эта формула |
все же позволяла |
ориенти |
|
ровочно судить о возможных максимумах талых весенних вод. |
||||
В |
1907 г. Ю. В. Ланге [207] на основании данных о прохожде |
|||
нии |
весенних вод, полученных экспедицией Жилинского, |
Общест |
вом Рязано-Уральской железной дороги, Новоузеньским уездным
земством, для территории Новоузеньского уезда |
Самарской гу |
|
бернии дал следующую формулу: |
|
|
Q « a K c = ^ ( - ^ F - + 0 , 1 7 ) F , |
|
|
где С2макс. как и далее, в м3 /с; К — коэффициент, |
колеблющийся |
|
от 0,75 до 1,25 в зависимости от уклона, формы и свойств |
поверх |
|
ности бассейна; большие значения К свойственны |
более |
значи |
тельным уклонам, мало вытянутым бассейнам и нераспаханным поверхностям степи.
В дальнейшем |
тот же автор |
на основании |
данных по макси |
мальным расходам |
на 50 реках |
Европейской |
России и Западной |
Сибири вывел следующую формулу: |
|
||
|
Рмакс= |
3,53/*" ' , |
|
а для рек с заболоченной поймой |
|
Q M a K C =l,06F 0 ' 7 5 .
Г. И. Тарловский [382] в 1913 г. рекомендовал для условий Саратовской губернии положить в основу расчета максимального стока талых вод с малых водосборов (до 15 км2 ) наименее выгод ный случай, когда таяние происходит все время с максимальной интенсивностью, т. е.
|
|
Q b i a K c = 1.39F, |
|
|
|
где 1,39 — максимальная |
интенсивность |
снеготаяния |
(основная |
||
норма) |
в м3 /с, определенная Тарловским |
путем |
специальных на |
||
блюдений (см.стр. 136). |
|
|
|
|
|
Для |
бассейнов свыше |
50 км2 , в которых |
к замыкающему |
||
створу |
одновременно подходят воды, образовавшиеся |
в одних ме- |
184
стах бассейна в момент минимума, а в других — в момент макси мума таяния, общая норма максимального стока может быть при-
( |
1,39 |
\ |
нята в половинном размере I |
2 |
I, т. е. |
Q M . «=0,695/ ? .
Для бассейнов площадью от 15 до 50 км2 Тарловский рекомен дует принимать норму, среднюю между 1,39 и 0,695, т. е.
Q-.KC=1.04/7 .
Р. П. Спарро [366] в 1915 г. на основании данных о максималь ном стоке талых вод с 30 небольших водосборов (от 1 до 12 км2 ), расположенных в Тульской и Воронежской губерниях, рекомендо вал такие нормы максимального стока:
|
1 |
5 |
10 |
15 |
<7макс М3/с С 1 КМ2 |
3,2 |
2,4 |
1,9 |
1,7 |
В «Инструкции Отдела земельных улучшений для производ ства мелиоративных работ» предлагалось определять максималь
ный годовой сток в размере |
V72 максимального количества |
зимних |
осадков [382]; при осадках |
в 140 мм это дает максимальный рас |
|
ход 0,5 м3 /с с 1 км2 . |
|
|
В приведенных выше формулах и нормах максимального |
стока, |
|
за исключением формулы Ланге (1907 г.), основная норма |
стока |
не превышает 3,5 м3 /с, в то время как в формуле Ланге она до стигает 9,27 м3 /с. По-видимому, при построении формулы Ланге были использованы для малых площадей водосборов также и лив невые максимумы.
Что же касается ливневых максимумов, представляющих осо бый интерес для железных дорог, то вплоть до 1884 г. никаких официальных нормативов для расчета притока ливневых вод к от верстиям железнодорожных сооружений не существовало. Толч ком к разрешению этого вопроса послужило крушение поезда на Московско-Курской железной дороге в районе ст. Кукуево, проис шедшее 30 июня 1882 г. из-за размыва насыпи в результате очень сильного ливня и недостаточности отверстия для пропуска ливне вых вод.
А. Н. Пушечников [323] сообщает, что этот дождь продолжался с 6 ч вечера 29 июня до 10 ч утра 30 июня, т. е. 16 ч, и дал 145 мм осадков, причем наиболее интенсивная часть дождя продолжалась 4 ч, с 10 ч вечера до 2 ч ночи, образовав, по подсчетам Пушечникова, слой воды не менее 115 мм.
Базируясь на 12 максимальных расходах воды, рассчитанных по зафиксированным особой комиссией отметкам уровня у труб, расположенных в районе ливня, Пушечников предложил нормы
185.
максимальных расходов с |
небольших |
бассейнов, |
приведенные |
в табл. 3. |
|
|
|
|
|
Таблица |
3 |
|
Максимальный |
модуль (м 3 / с с 1 км г ) |
|
П л о щ а д ь бассейна, км* |
в бассейнах с поперечными скатами |
||
|
|
|
|
|
пологими |
крутыми |
|
<6 |
5,3 |
6,8 |
|
6—11 |
4,9 |
6,3 |
|
11—23 |
3,9 |
5,3 |
|
23—34 |
2,9 |
4,4 |
|
К группе с пологими скатами он отнес такие бассейны, в кото рых площадь с уклонами =^0,003 составляет не менее Ѵз всей площади бассейна, в противном случае бассейн должен отно ситься к группе с крутыми скатами.
Пушечников показал, что вычисленные им расходы, а следова тельно и установленные по ним нормы, в среднем на 40% ниже расходов, рассчитанных по формуле австрийского инженера Кестлина, опубликованной в 1868 г.
Спустя два года после кукуевской катастрофы, |
в |
1884 г., Тех- |
||
ническо-инспекторский |
комитет циркуляром за № 5167 [275] обя |
|||
зал все железные дороги производить |
расчеты |
максимального |
||
притока дождевых вод к сооружениям по формуле |
Кестлина; фор |
|||
мула пригодна для бассейнов, площадь |
которых |
не |
превышает |
|
50 квадратных верст (57 км2 ), и имеет следующий вид: |
||||
где К — коэффициент |
размерности, равный в метрических мерах |
|||
16,67 (дождь 1 мм/мин |
соответствует 16,67 м3 /с с 1 км 2 ); а — рас |
четная интенсивность ливня, принятая Кестлиным на основании одного случайного ливня (в гористой местности Банат в бассейне Дуная [369]) равной 0,96 мм/мин (ливень продолжался 10 мин и дал 9,6 мм осадков); а — коэффициент, зависящий от длины лога; F — площадь водосбора в км2 . При К= 16,67 и а = 0,96 формула Кестлина имеет вид
<2макс=16а^>
где <2макс в м3 /с. Коээффициент a = ctia2, где ai — коэффициент стока, принятый постоянным и равным 0,5, и аг — коэффициент неодновременности добегания вод к створу, или коэффициент пол ноты стока. Принимая скорость течения по руслу равной 6,67 м/с, Кестлин нашел, что при продолжительности ливня т = 1 0 мин весь бассейн будет подавать воду к створу одновременно, если длина лога будет не более 4 км. Для таких бассейнов коэффициент аг = = 1,0, a для бассейнов с L>4 км и т>1 0 мин площадь одновре менного стока будет меньше площади бассейна и а г < 1 . На основе
186