Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 0
некоторых грубых соображений Кестлин разработал таблицу коэф фициентов ct2 и а в зависимости от длины бассейна (лога), огра ничив ее пределами 0 и 21 км.
В примечаниях к нормам Кестлина было указано, что в случае исключительных местных условий может быть допущено отступ ление от указанных норм, но не иначе, как с разрешения инс пекции.
Вполне понятно, что формула Кестлина, основанная на посто янной интенсивности и расчетной продолжительности ливня и с умозрительно установленным коэффициентом а, вызвала впос ледствии ряд возражений.
В 1900 г. в связи с постройкой 2-й Екатерининской железной дороги Н. А. Виноградов [69] разработал теоретический метод рас чета максимального ливневого стока, основанный на положениях,
высказанных ранее Н. П. Дмитриевым |
(см. стр. 133). |
Расчетная |
||
формула имела вид |
|
|
|
|
<Змакс=(а-/>) F . |
|
|
|
|
Определение (Змакс по этой формуле |
предусматривало |
расчет |
||
количества и интенсивности выпавшей (а) |
и впитавшейся |
в почву |
||
(р) воды на площади одновременного |
стока (F) с учетом |
данных |
||
об уклонах лога и склонов и скорости добегания. |
|
|
||
Этот метод, по заключению Долгова, приводил к более пра |
||||
вильным результатам, чем нормы Кестлина. |
|
|
||
Новое крушение поезда, случившееся |
18 июля 1900 |
г. вслед |
ствие размыва ливнем железнодорожного полотна на ХарьковБалашовской железной дороге, побудило Инженерный совет Ми нистерства путей сообщения приступить к рассмотрению вопроса о соответствии существующих правил расчета водопропускных сооружений действительным условиям притока к ним весенних и
ливневых |
вод. |
|
|
Член |
этого совета |
Л. Ф. Николаи [275] |
предложил ввести |
в формулу Кестлина |
некоторые изменения |
«с таким расчетом, |
чтобы исчисляемые по ней расходы для малых и крутых бассей нов были вообще увеличены». В этих целях он рекомендовал вве сти новый коэффициент ß, учитывающий уклон бассейна, и уве личил и дифференцировал, особенно для малых водосборов, значение коэффициента а.
Таким |
образом, |
формула |
Кестлина |
с уточнениями |
Николаи |
|
(она стала называться формула Кестлина—Николаи) |
получила |
|||||
вид |
|
|
|
|
|
|
Безусловно, что факт учета влияния уклона бассейна является |
||||||
положительным, но |
разработанные новые значения |
коэффициента |
||||
а из-за |
отсутствия |
опытных |
данных, |
так же как |
и |
коэффици |
ента ß Николаи, носят умозрительный характер, а потому и досто верность уточненной формулы не превышает достоверности фор мулы Кестлина.
187
О предложении Николаи было сообщено на места с просьбою
высказать свои предположения о приемлемости |
предлагаемых |
|
норм. |
|
|
Практика |
сооружения железных дорог в России |
показала, что |
в некоторых |
случаях нормы Кестлина необходимо |
увеличивать |
(в Закавказье, на побережье Черного моря, на 2-й Екатеринин ской железной дороге), в иных же случаях они являются преуве личенными (для Уфа-Златоустовской, Вологда-Архангельской, Западно-Сибирской, Оренбург-Ташкентской, Астраханской и дру гих железных дорог).
Управление вновь строящейся в то время 2-й Екатерининской железной дороги отказалось от применения норм Кестлина и раз работало свои нормы, которые оказались в 2,7 раза выше норм Кестлина [275].
В 1907 г. на заседании Инженерного совета Николаи [275] до
ложил, что, как следует из |
полученных |
отзывов, на |
60% |
дорог |
||
высказались за увеличение норм Кестлина и на |
40% — з а |
их со |
||||
хранение, |
причем половина |
этих, последних |
дорог |
находится |
||
в Северной |
и Северо-Западной России, |
где на |
малых |
бассейнах |
максимальный сток талых весенних вод превышает сток ливневых вод. Николаи вновь поднял вопрос об изменении норм Кестлина и к ранее внесенному предложению добавил следующие замеча ния: 1) в местностях с сильной ливневой деятельностью расчетную интенсивность ливня следует увеличивать до значения, принятого Кестлином, т. е. до 1 мм/мин; 2) если площадь поперечных скатов с уклоном ^0,003 составляет более Ѵз всей площади бассейна, то вычисленный приток уменьшается для бассейнов в 5 квадратных верст и более на 20%, а для площадей в 30 квадратных верст и более — на 30%.
В 1909 г. Инженерный совет постановил разослать на места для рассмотрения как доклад Николаи, так и предложение Рип-
паса, |
нового |
докладчика |
в Совете по |
вопросу |
максимального |
|||
стока |
(в 1908 |
г. Николаи |
умер). |
Риппас рекомендовал |
формулу |
|||
где H — слой |
осадков в мм за время t; |
2і — слой |
потерь на |
ин |
||||
фильтрацию в |
почву; <р — коэффициент |
полноты стока; |
F— |
пло |
||||
щадь |
водосбора. |
|
|
|
|
|
|
|
Е. |
В. Близняк [36] указывает, |
что |
большинство управлений |
железных дорог признало предложение Николаи рациональным и удобным для применения, но требующим проверки коэффициен тов. Предложение же Риппаса было найдено теоретически пра вильным, но из-за сложности практически неприемлемым.
В 1911 г. Инженерный совет в результате рассмотрения ука занных отзывов пришел к заключению, что «вопрос об изменении ныне действующих способов определения наибольшего расхода воды в малых бассейнах может быть решен лишь путем как лабо раторных опытов, так и непосредственных наблюдений над прито-
188
ком воды к существующим сооружениям, причем типовые наблю дения должны быть производимы в бассейнах разной величины и с разными климатическими, топографическими и почвенными особенностями» [36].
Специальной комиссии под председательством Риппаса было поручено разработать и представить на обсуждение совета: «а) программу наблюдений над притоком ливневых вод к суще ствующим сооружениям в бассейнах до 50 квадратных верст при разнообразных климатических, топографических и почвенных ус ловиях; б) программу наблюдений над притоком весенних вод; в) программу лабораторных опытов для изучения законов стекания воды тонким слоем; г) проект организации опытов и наблю дений над притоком ливневых и весенних вод с определением количества наблюдательных станций и примерной стоимости».
Впредь до организации таких исследований Инженерный со вет постановил определять наибольший приток к искусственным сооружениям на вновь строящихся железных дорогах по формуле Кестлина «с принятием как соображений Л. Ф. Николаи, так и условий местного характера» [361
А. М. Фролов [412], признавая единственно верным методом изучения норм стока ливневых вод постановку опытов в при родных условиях, в 1912 г. представил разработанную им про грамму наблюдений и наметил 35 бассейнов, подлежащих изучению.
Наиболее обоснованные возражения против норм Кестлина высказал Долгов. Он указал, что в результате произведенных им исследований (см. стр. 134) в районе ст. Пологи Екатерининской железной дороги действительное количество стекающих ливневых вод значительно превышает количество воды, исчисляемое по нор мам Кестлина, и рекомендовал для бассейнов площадью от 0,1 до 300 квадратных верст принимать следующие нормы макси мального стока ливневых вод:
F км2 |
0,10 |
0,30 |
0,60 |
1 |
2 |
6 |
17 |
34 |
115 |
340 |
?макс м3 /с с 1 км2 |
91 |
65 |
46 |
32 |
27 |
23 |
15 |
9 |
3,6 |
2,3 |
Этими нормами он предлагал пользоваться в пределах южной части Европейской России до параллели 50° с. ш., совпадающей примерно с границей Харьковской и Екатеринославской гу берний.
В 1917 г. Риппас [328] предложил новую формулу для расчета ливневых вод, при выводе которой он использовал материалы, со бранные при постройке 2-й Екатерининской железной дороги:
где Q
макс
Здесь Лмакс — максимальная местная интенсивность ливня (саж/с), охватывающего площадь в 4 Д квадратной версты; <%і— ко эффициент стока; / — длина бассейна (в саженях) и F — площадь бассейна (в квадратных верстах).
П. С. Пиотровский, как сообщает А. Н. Костяков [191], при расчете осушительных каналов в средней полосе России для опре деления максимального расхода пользовался формулой Ишковского [403]
QvaKC^CtmHF,
где С[ — коэффициент, зависящий от рельефа и рода почвы; m — некоторая функция от среднего времени добегания, медленно убы вающая с возрастанием площади бассейна F, и H — годовое коли чество осадков.
Вопросами расчета максимального стока в конце прошлого и особенно в начале настоящего столетия занимались также С. Ка-
вецкий [164], Н. А. Самгин [341], И. |
И. Касаткин |
[170], Н. |
А. Бе- |
||
лелюбский, А. О. Карачевский-Волк |
[169], А. Н. Костяков |
[191], |
|||
Г. Д. Дубелир [135], А. С. Танненбаум |
[379] и др. |
|
|
||
В заключение отметим, что Воейков впервые в истории гидро |
|||||
логии поставил |
вопрос |
относительно |
вероятности |
гидрологических |
|
явлений. Так, в |
статье |
«К вопросу о |
половодье 1908 г...» |
[86] он |
писал: «Знание того, как часто бывают паводки, дает возможность вычислить вероятный риск и, следовательно, дает основание для страхования строений, посевов и т. д.».
Краткие выводы
Таким образом, в период от 70-х годов прошлого столетия и до Великой Октябрьской социалистической революции учрежден ная при Министерстве путей сообщения Навигационно-описная комиссия заложила прочные основы: а) систематического исследо вания водных путей России; б) организации русской водомерной сети и в) организации гидрометрических станций.
Исследования рек велись по особым инструкциям. Были иссле дованы многие судоходные реки и водные системы России, за иск
лючением рек Крайнего Севера и |
Северо-Востока. |
Предпринима |
||
лись также исследования с целью |
изучения водной |
мощности рек |
||
и гидрологических явлений |
(зимнего режима, |
движения наносов, |
||
ливневого стока и др.). |
|
|
|
|
Было положено начало |
русской |
водомерной |
сети, получившей |
с этого времени правильную организацию и значительное разви тие. Большое значение при этом имел свайный водомер (предло женный еще в 60-х годах), оказавшийся наиболее простым и удоб ным для установки на равнинных реках. К концу периода в водо мерную сеть МПС входило 845 постов, она охватила почти все значительные и судоходные реки России; не было постов лишь на реках Крайнего Севера и Северо-Востока Сибири. Разработанная Навигационно-описной комиссией водомерная инструкция регла ментировала водомерное дело на больших реках вплоть до 1925 г.
190