Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 53. Схема устройства и ис­ пользования загрузчика сухих кор­ мов ЗСК-10;

а — при

загрузке

кормов в

бункер: / —

транспортер;

2 —

бункер-дозатор;

3 — вы­

грузной

шнек

наружного

бункера; 4 —

электродвигатель;

5 — наружный

бункер;

6 — выгрузной

шнек

загрузчика; 7— трех-

секционный бункер;

8 и 9 — вертикальный

и горизонтальный

шнеки; б — при

самоза­

грузке:

/ — шасси;

2 — выгрузной

шнек;

3 — трехсекционный

бункер;

4 — загрузоч­

 

 

ный

шнек.

 

 

40 т/ч; емкость бункера 3 м3 ; скорость передвижения при транспор­ тировке — до 15 км/ч, при раздаче — 0,87 км/ч; привод кормораз­ датчика осуществляется от тракторов ДТ-20, Т-28, дорожный про­ свет 365 мм. Машину обслуживает тракторист.

Промышленность выпускает загрузчик-кормораздатчик КУТ-3,0 БМ. Он установлен на шасси автомобиля ГАЗ-63А. Емкость бун­ кера 3 м3 ; производительность кормораздатчика при смешивании и транспортировке кормов до 22 т/ч; вылет выгрузного шнека 1,7 м; диаметр 0,25 м; максимальная высота выгрузки до 2,25 м; тран­ спортная скорость до 35 км/ч.

Большое преимущество загрузчиков-кормораздатчиков

типа

КУТ и других подобных устройств состоит в возможности

приго­

товления без наличия специальных кормоцехов различных

кормо­

вых смесей по рецептуре рыбоводов с учетом возраста, вида и био­ техники выращивания рыбы.

Для загрузки кормов в бункерные склады, различные автомати­ ческие кормушки, самоходно-плавучие кормораздатчики, а также

для перевозки кормов

можно

рекомендовать

с а м о х о д н ы е

з а г р у з ч и к и З С

К - Ю ,

широко применяющиеся в птице­

водстве. Они выпускаются в двух вариантах — с выгрузным шне-

ковым устройством для загрузки раздаточных бункеров

(рис. 53, а)

и с аналогичным устройством, дополненным шнековым

транспорте­

ром для самозагрузки (рис. 53, б). Загрузчик смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Бункер его имеет три отсека емкостью 3 м 3 каждый. Загрузчик первого типа заполняется кормом через верх­ ний люк со съемной крышкой. В нижней части бункера расположен горизонтальный шнек, который перекрывается в каждом отсеке

141


шиберными заслонками. Рычаги управления ими выведены наружу бункера.

Выгрузка кормов из бункера осуществляется системой шнековых транспортеров, состоящей из двух соединенных между собой горизонтальных шнеков — вертикального, промежуточного и выгрузного. Последний поднимают гидроцилиндром; опускается он под действием собственного веса. Шнековый транспортер при­

водится во

вращение от вала отбора мощности через карданную

и цепную

передачи.

Производительность загрузчика ЗСК-Ю на выгрузке до 10 т/ч; высота загрузки отсеков бункера 3,5 м; высота выгрузки 1,5—6,5 м; масса перевозимого груза в среднем 3500 кг.

Загрузчик с самозагружающимся шнеком предназначен для тех же целей, но имеет некоторые конструктивные отличия. При­ способление для самозагрузки представляет собой шнек, закреп­ ленный параллельно вертикальному шнеку. Концевая часть его имеет два окна для поступления корма.

Выгрузной шнек изготовлен составным. Его концевую часть при самозагрузке можно отключить специальной муфтой. В кожухе выгрузного шнека над каждым отсеком бункера имеются три окна, перекрываемые заслонками. Поворот выгрузного и вертикального шнеков осуществляют ручным приводом через червячный редуктор. Подъем и опускание выгрузного шнека производят с помощью гидроцилиндра.

Производительность

загрузчика

на

самозагрузке за час чис­

той работы составляет

8—12 т,

а

на выгрузке — 10—15 т

корма.

 

 

 

Дальнейшие работы по механизации раздачи кормов в прудах, особенно в прудах большой площади (свыше 100 га), необходимо сосредоточить на разработке самоходно-плавучих кормораздатчи­ ков с выдачей кормов под воду. Это особенно важно при использо­ вании промышленных гранулированных кормов сухого прессова­ ния, содержащих значительное количество крошки. Предваритель­ ное их увлажнение перед выдачей будет препятствовать всплытию на поверхность измельченной части гранул. Перспективным спо­ собом раздачи кормов следует считать кормовые дорожки. В глу­ боководных прудах, очевидно, наиболее эффективно применение брикетированных кормов, для механизированной раздачи которых необходимо разработать новые конструкции кормораздатчиков. Внимание рационализаторов и изобретателей рыбоводных хозяйств должно привлечь и использование полиэтиленовой пленки для устройства кормовых дорожек, площадок, плавучих кормушек и т. д.

142


П Р А В И Л А Т Е Х Н И К И Б Е З О П А С Н О С Т И П Р И П Р И Г О Т О В Л Е Н И И И Р А З Д А Ч Е КОРМОВ Д Л Я Р Ы Б

При использовании в рыбоводных предприятиях средств ме­ ханизации трудоемких процессов следует руководствоваться Пра­ вилами техники безопасности и производственной санитарии на рыбоводных предприятиях и внутренних водоемах, утвержденными постановлением президиума ЦК профсоюза рабочих пищевой про­ мышленности 7 декабря 1966 г. (Гидрорыбпроект, 1967 г.)- Правила введены в действие с 1 декабря 1967 г.

Общее руководство выполнением правил в целом по предприя­ тию и контроль за обеспечением безопасных условий труда и про­ изводственной санитарии возлагается на директора и главного рыбовода или технорука, а на отдельных производственных участ­ ках •— на руководителей этих участков (начальник отделения, зав. мастерской, зав. лабораторией и др.).

В свою очередь каждый работник предприятия, обнаруживший нарушение правил безопасности или заметивший неисправность, недостаточность защитных, предохранительных средств, обязан принять меры в пределах своих прав и обязанностей к устранению замеченных недостатков и немедленно сообщить об этом своему непосредственному начальнику, а в случае его отсутствия — вы­ шестоящему руководителю.

Лица, виновные в нарушении правил, привлекаются к ответ­ ственности в дисциплинарном, административном или судебном порядке в зависимости от характера нарушения и его последствий.

Лица, которые обслуживают кормоприготовительное оборудо­ вание, должны хорошо знать его устройство, правила эксплуатации, обслуживания и в обязательном порядке пройти инструктаж по технике • безопасности.

Кормоприготовительное оборудование должно иметь защитные ограждения вращающихся, движущихся и острых выступающих частей, валов и шпонок, зубчатых колес, маховиков, шкивов и т. д. Для удобства очистки оборудования от пыли и грязи и для производства необходимого ремонта ограждения должны быть съемными или откидными.

Работа на неисправном оборудовании или оборудовании с по­ врежденными ограждениями до устранения замеченных поврежде­ ний запрещается. Во время работы кормоприготовительного обо­ рудования производить его очистку, регулировку и отбор кормов для пробы запрещается.

При использовании в кормоприготовительных узлах для хране­ ния рассыпных кормов емкостей бункерного типа необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

143


перед спуском рабочего в закрытый бункер мастер или брига­ дир обязаны проверить состояние и исправность инструмента, приспособлений, защитных средств рабочего и только после этого разрешить ему спуск в бункер;

спуск рабочего в закрытый бункер разрешается только при помощи лестниц, которые должны быть прочными, устойчивыми и снабжены сверху крючками, а снизу наконечниками (металличе­ скими шпорами или резиновыми подпятниками в зависимости от материала опорной площади);

производить работы внутри бункера разрешается только при наличии второго рабочего, находящегося на бункере в качестве наблюдающего и держащего в руках веревку, привязанную к пре­ дохранительному поясу работающего. Конец веревки должен быть надежно закреплен снаружи;

работать в закрытом бункере разрешается только в маске с выносным шлангом или респираторе;

в открытых бункерах рабочим не разрешается спускаться в бункер при наличии в нем корма;

обрушение корма в бункере допускается только с рабочей пло­ щадки при помощи деревянного шеста с соблюдением всех мер предосторожности;

при производстве работ в бункерах открытого или закрытого типа должен быть выключен главный рубильник распределитель­ ного щита электропроводки кормоприготовительного и вспомо­

гательного оборудования.

При

работе в цехах приготовления тестообразного корма, как

и при

работе в складах сухих рассыпных кормов, рабочим должна

выдаваться положенная по нормам пылезащитная спецодежда и респираторы.

Эксплуатация лодок, катамаранов и других плавсредств при раздаче кормов и внесении минеральных удобрений в пруды долж­ на осуществляться в соответствии с правилами эксплуатации плавсредств.

Р а з д е л в т о р о й

МЕХАНИЗАЦИЯ УДОБРЕНИЯ И ИЗВЕСТКОВАНИЯ ПРУДОВ

Г л а в а X I

ПОДГОТОВКА И ВНЕСЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Ф И З И К О - М Е Х А Н И Ч Е С К И Е СВОЙСТВА М И Н Е Р А Л Ь Н Ы Х У Д О Б Р Е Н И Й

I_J акопленный наукой и практикой опыт удобрения прудов показывает, что для интенсификации биологических процессов в прудах необходимы азот и фосфор. Недостаточность этих двух

биогенных элементов ограничивает количественное развитие планк­ тонных водорослей, за счет которых развиваются животные орга­ низмы, составляющие естественную кормовую базу рыб и опреде­ ляющие естественную рыбопродуктивность пруда. Усиленное развитие планктонных водорослей под действием минеральных удоб­ рений улучшает кислородный режим прудов, что имеет важное зна­ чение при уплотненных посадках.

Источником азота (N) в минеральном удобрении прудов могут служить аммиачная селитра, сульфат аммония, водный аммиак (аммиачная вода), карбамид (синтетическая мочевина) и др. Наибо­ лее широко применяются в настоящее время аммиачная селитра и сульфат аммония. В качестве источников фосфора (Р) для удобре­ ний прудов используют простой и двойной суперфосфат и томасшлак.

Опыт совместного применения азотных и фосфорных удобрений во многих районах Советского Союза и в зарубежных странах показыва­ ет, что оптимальное отношение азота к фосфору в смешанном ми­ неральном удобрении находится в пределах 4:18:1, т. е. на одну весовую часть фосфора должно приходиться 48 весовых частей

145