Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

под большим углом к горизонту, иначе рыба будет с них соскаль­ зывать.

При погрузке рыбы необходимо соблюдать правила техники безопасности, в частности нельзя находиться под поднимаемым грузом, допускать загрязнения рабочей площадки чешуей, слизью; откосы, глубокие места водоемов и гидротехнических сооружений, а также вращающиеся и движущиеся части машин и механизмов (кранов, транспортеров и др.) должны иметь ограждения. В холод­ ное время обледеневшие участки погрузочной площадки следует очищать от льда или посыпать песком.

Работы с кормами, включая внутрискладские операции по приему, перемещению и доставке сухого комбикорма к кормоприготовительным машинам, а также погрузку в плавсредства, транспор­ тировку и раздачу в прудах тестообразных, брикетированных и гранулированных комбикормов, являются наиболее трудоемкими из всех видов погрузочно-разгрузочных и транспортных работ в рыбхозах.

Специфические особенности различных видов погрузочно-раз­ грузочных работ определяют разнообразие применяемого в рыб­ хозах оборудования. Характерно, что в основном применяется оборудование небольшой грузоподъемности: грузоподъемные кра­ ны, тали, лебедки, скиповые подъемники, погрузочные транспорте­ ры (винтовые, ленточные, цепные и т. п.), автопогрузчики и другие погрузочные средства, например механические лопаты, зернопо­ грузчики, эрлифты, пневмотранспортеры и т. д. (Каспин и др., 1962).

Г Р У З О П О Д Ъ Е М Н ЫЕ КРАНЫ

Полноповоротные передвижные краны грузоподъемностью до 500—1000 кг применяются в рыбхозах для выгрузки живой рыбы при облове прудов и погрузке ее в автотранспорт. К грузовому крюку крана подвешивают различные перфорированные или сет­ ные ящики, контейнеры, каплеры.

Производительность грузоподъемного крана определяется по формуле

где Q

— производительность,

т/ч;

 

 

Ог

— номинальная грузоподъемность

крана, т;

п

— количество рабочих

циклов в

час;

G

— масса поднимаемого

груза,

т;

 

Т — продолжительность

одного

цикла, с.

207


Следовательно, для достижения наибольшей производительно­ сти необходимо, чтобы время, затрачиваемое на один цикл, было минимальным, а грузоподъемность использовалась бы макси­ мально.

Продолжительность отдельных операций крана, составляющих цикл (загрузка и подъем груза, поворот крана, опускание груза, выгрузка), зависит от рабочих скоростей механизмов и условий производства работ. Например, глубина выгрузки и высота погруз­ ки определяют время подъема груза и опускания грузовой емкости (контейнера, каплера и др.); положение крана определяет время поворота и т. д.

Продолжительность цикла Т (в с) складывается из времени, необходимого для выполнения отдельных операций цикла с уче­ том одновременного производства некоторых из них

 

 

 

 

 

Г

= ? ( / ! + /, + ... + / „ ) ,

 

где

 

—коэффициент, учитывающий одновременность производства совме­

tx, t2

щенных операций

(для

поворотных кранов ф =

0,7);

время

выполнения

отдельных операций,

с.

 

 

Для

поворотного

крана,

работающего

на месте,

 

 

 

 

Т

= <р {h

+

+ 2^3

+ 2^4 + h),

(48)

где

h

время

захвата

груза

каплером,

с;

 

 

tzu

время подъема и опускания крюка,

с;

 

 

 

h

 

- время

поворота

крана,

с;

 

 

 

 

h

 

- время

выгрузки груза,

с.

 

 

 

h

где

h

высота подъема

или

опускания,

м;

 

 

скорость

перемещения

крюка,

м/мин;

V

время на

разгон

и замедление,

мин.

 

 

 

 

 

 

а 60

 

 

 

 

 

 

^3

 

, л л

"f"

' р •

 

 

 

 

 

 

п 360

 

 

где

а угол поворота, град;

 

 

 

 

 

п — число поворотов крана

в

минуту.

 

В формуле (48) множитель 2 указывает на совмещение преды­ дущей и последующей операций для перемещения очередной пор­ ции груза.

Различают три периода работы механизмов крана: пуск (раз­ гон), установившееся движение, торможение (остановка). В перио­

ды пуска

и торможения преодолевается не только масса груза,

но и силы

инерции, возникающие в момент изменения состояния

груза (покой —движение и обратно). Мощность на валу двигателя

208


(в кВт) определяется при установившемся движении груза, а пере­ грузка двигателя в момент пуска учитывается коэффициентом за­ паса мощности k.

 

N

102Y]

(49)

 

 

 

где G — сила тяжести груза

и грузовой емкости

(каплера), кг;

пГ р — скорость подъема

груза

(установившаяся), м/с;

1} — к. п. д. всего механизма

подъема (т; =

0,85^-0,95).

Коэффициент запаса для электродвигателей равен 1, для двига­ телей внутреннего сгорания 1,25—1,30.

Двигатели для крановых механизмов выбираются по мощности при установившемся движении, но пусковой момент их должен быть примерно в 23 раза больше, чем при нормальной работе.

Общее передаточное отношение подъемного механизма крана

 

 

i =

тс D п ,

 

 

 

60yr p

где D — диаметр

грузового

барабана, м;

п —• частота

вращения,

об/мин.

 

Для нормальной эксплуатации грузоподъемных кранов очень важно знать элементы устойчивости, предохраняющие их от опро­ кидывания.

Устойчивость крана, смонтированного на тележке, проверяется в двух положениях (рис. 80): без груза при минимальном вылете стрелы L M H H и максимальном уклоне <х в сторону противовеса (а) и с поднятым максимальным грузом при максимальном вылете стрелы ^макс и максимальном уклоне а в сторону груза (б).

а

б В

Рис. 80. К расчету устойчивости крана.

209



В первом положении, при котором кран может опрокинуться в сторону противовеса, устойчивость называется собственной, во втором — грузовой, в этом случае кран может опрокинуться в сторону груза.

Устойчивость передвижных кранов обеспечивается их собствен­ ной массой. Внешние нагрузки, приложенные вне опорного контура крана, создают относительно этого контура опрокидывающий мо­ мент; центр тяжести крана расположен внутри контура и образует по отношению к нему восстанавливающий момент, поэтому, чем больше соотношение между восстанавливающим и опрокидывающим моментами, тем выше устойчивость крана против опрокидывания. Для того чтобы кран не опрокинулся, равнодействующая всех сил, действующих на кран, должна находиться внутри опорного кон­ тура.

Коэффициент собственной устойчивости (k j) — это отношение момента, создаваемого силой тяжести узлов крана, расположенных относительно линии опрокидывания внутри опорного контура к моменту от силы тяжести узлов (М2 ), расположенных по другую

сторону линии опрокидывания, и всех действующих на кран оп­ рокидывающих нагрузок, кроме груза.

Таблица 7

 

 

 

 

 

Марка или тип крана

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пионер-М-2

Т-108А

юл-з

МЭМЗ-1

Грузоподъемность,

т

 

0,5

0,5

0,5

1,0

Вылет стрелы от оси вращения, м

2,9

2,3

2,9

3,0

Наибольшая

высота подъема крю­

4,5

4,5

4,5

5,5

ка от поверхности

земли,

м

 

 

 

Наибольший

ход крюка,

м

18,0

20,0

20,0

Скорость подъема

груза,

м/мин

9,0

15,0

8,0

Электродвигатель

 

 

4,5

 

мощность, кВт

2,7

2,8

1,8

частота

вращения, об/мин

960

1420

950

Габариты,

мм

 

 

 

 

длина

 

2330*

4480

4680

4500

ширина

1600*

1880

1696

1900

высота

 

5425

5480

5230

6600

Масса, кг

 

1062

1335

860**

1910

*Без стрелы.

**Без противовеса.

210