Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

число, а затем рассчитывают зубчатые передачи, валы, рукоятки, тормоза и т. д.

Общее передаточное

число лебедки определяется по

формуле

 

 

 

 

 

PRe

(51)

 

 

 

 

м р

 

 

 

 

 

 

'I

 

 

где Мг

— крутящий

момент

на грузовом барабане, Н-м;

 

Мр

— к р у т я щ и й

момент

на рукоятке, Н - м ;

 

т]

к.п. д. лебедки (общий,

принимается по табл. 9);

 

Р — усилие

на

окружности

барабана,

Н;

 

i?6

— радиус

барабана,

м;

 

 

 

Р р

усилие

рабочего

на рукоятке,

Н;

 

К0

плечо

рукоятки,

м.

 

 

 

Если известна

масса

груза, то по формуле (51) можно

опреде­

лить усилие, которое надо приложить на рукоятке для его подъема.

Грузоподъемность

лебедки определяют по этой же формуле, при­

няв значение усилий (Рр ) равным

(ЮОч-300) Н (см. расчет талей).

 

Таблица

9

 

 

К. п. д. ручных лебедок с зубчатой передачей

Канат

одинарной

двойной

тройной

 

Проволочный

0,83

0,8

0,73

Пеньковый

0,80—0,85

0,75—0,80

0,65—0,75

Скорость перемещения груза аг р (в м/с) определяется в зависи­ мости от скорости вращения рукоятки (с) по формуле

cR6 _ РрТ,

'-'гр

Я р »

Для лебедок с машинным приводом мощность двигателя (в кВт) определяется по формуле

 

102 - ft.

 

Р

vr

N

 

"гр

 

 

где k — коэффициент запаса мощности.

Для привода ручных лебедок обычно делают рукоятки с плечом длиной 200—400 мм; длина ручки для одного рабочего 250—350 мм, для двух рабочих — 400—500 мм.

По правилам техники безопасности ручные лебедки, не имею­ щие самотормозящихся червячных пар, должны быть снабжены безопасными рукоятками.

216


Л е б е д к и

с ма ­

ш и н н ы м

п р и в о ­

д о м

бывают

реверсив­

ными

и нереверсивны­

ми, одно- и многобара­ банными. В рыбхозах наибольшее применение находят реверсивные лебедки. На рис. 82 по­ казана электрическая лебедка Т-66А с тяго­ вым усилием 5 кН.

Лебедка предназна­ чена для обслуживания переносных стреловых кранов, мачтовых и ски­ повых подъемников, а также может быть ис­ пользована как самосто­ ятельная машина для монтажных, грузоподъ­ емных и транспортных операций.

Все части лебедки — редуктор, дисковая муфта, электромагнит­ ный колодочный тормоз и электродвигатель — смонтированы на ме­ таллической раме с ос­ нованием салазкового типа, позволяющим пе­ ремещать лебедку.

Для механизирован­

ной

тяги

неводов

и

Рис. 82.

Реверсивная лебедка

Т-66А.

концентрирующих

се­

 

 

 

тей

при

облове рыбы, а

также

для подтягивания

различных

устройств и грузов может применяться неводовыборочная машина БСМК-ТТ-ЗМ (рис. 83). Она монтируется, как навесное обору­ дование на самоходном тракторном шасси Т-16, двигатель которого обеспечивает привод машины. Рабочими органами неводовыборочной машины являются два вертикальных фрикционных барабана, два цилиндрических горизонтальных поддерживающих рола, четыре направляющих рола и турачка. Машину обслуживает один человек.

217

Техническая

характеристика

лебедок

 

 

 

Т-66А

 

Т-224Б

Тяговое усилие на барабане, кН

5

 

10

Скорость каната на барабане, м/с

0,6

 

0,5

Диаметр стального каната,

мм

7,7

 

11,5

Канатоемкость (в три слоя), м

70

 

80

Электродвигатель

 

 

 

 

мощность, кВт

 

2,8

 

7,0

частота вращения, об/мин

2670

 

1305

Тип редуктора

 

РМ-250-П-4

РМ-350-Ш-4

Передаточное число

 

40,17

 

31,5

Габариты, мм

 

 

 

 

длина

 

710

 

940

ширина

 

735

 

960

высота

 

425

 

600

Масса, кг

 

213

 

515

 

Техническая

 

характеристика

машины

БСМК-ТТ-ЗМ

Тяговое усилие

(кН,) развиваемое

 

 

 

лебедкой (турачкой)

 

 

 

 

12

выборочными

барабанами

 

 

3

Диаметр барабана, мм

 

 

 

 

 

350

Мощность

двигателя

шасси Т-16, кВт

 

13,5

Скорость

тяги

каната лебедкой, м/мин

 

11,75-31,8

Диаметр турачки,

мм

 

 

 

 

 

250

Скорость

выборки

невода

барабанами, м/мин

3,6—24

Эксплуатационный

расход топлива, кг/ч

 

1,6

Срок окупаемости

машины,

годы

 

 

1,2

Габариты,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

3820

длина

(с прицепным

устройством)

 

ширина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

наименьшей

колее

 

 

1550

при

наибольшей

колее

 

 

2000

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

фарам

 

 

 

 

 

 

 

2000

по

обшивке

 

 

 

 

 

 

 

1550

База, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2500

Дорожный просвет,

мм

 

 

 

 

 

560

Масса, кг

 

 

 

 

 

 

 

 

1800

Колея, регулируемая с интервалами, мм

 

150

по ведущим колесам от 1200 до 1800

по направляющим колесам от 1200 до 1500

150

по

направляющим

колесам от 1500 до 1700

200

 

 

 

 

Техническая

характеристика

МЛ-43

Максимально

допустимое

тяговое

усилие

на

турачке

(барабане),

кН

 

 

12

Диаметр

турачки,

мм

 

 

250

Частота

вращения

турачки,

об/мин

 

15; 25; 4

Мощность бензодвигателя ВР-150, кВт

3,5

Габариты, мм

 

 

 

 

 

 

1500X720X820

Масса, кг

 

 

 

 

 

 

 

90

218


Рис. 83. Неводовыборочная машина БСМК-ТТ-ЗМ.

6 5

Рис.

84.

Мотолебедка

МЛ-43:

7 — турачка; 2 — редуктор; 3 — сани;

4 двигатель

ЕР-150; 5 — колонка управления; 6 —

топливный

бачок; 7 — инструментальный ящик.

На рис. 84 показана мотолебедка МЛ-43 Выборгского завода рыбопромышленного оборудования, предназначенная для тех ж е целей, что и машина БСМК-ТТ-ЗМ. Лебедка применяется при подледном лове рыбы в комплекте с льдобуром; в другое время ма­ шину снимают с полозьев и монтируют на плавсредствах или ста­ ционарно на фундаменте.

ТРАНСПОРТЕРЫ

Транспортеры, которые относятся к машинам непрерывнога транспорта, применяются в рыбхозах при вылове рыбы, а также в складах кормов и удобрений и при выполнении транспортных и- погрузочных работ.

219


•5730

Рис. 85. Ленточный транспортер Т-125.

Машины непрерывного транспорта делятся на две группы: с гибким тяговым органом и без тягового органа. К первым относятся ленточные, цепные и канатные конвейеры, используемые для пе­ ремещения сыпучих и штучных грузов в горизонтальном, наклон­ ном и вертикальном направлениях. К машинам второй группы от­ носятся устройства, перемещающие груз по принципу толкания: винтовые, роликовые, вибрационные и самотечные устройства, спуски, лотки и т. п., а также пневматические и гидравлические устройства.

Тяговым органом транспортеров могут быть ленты, цепи, кана­ ты. Транспортеры бывают также стационарными и передвижными. Среди транспортеров выделяют в зависимости от характера выпол­ няемой работы транспортеры-питатели, обычно короткие транспор­ теры, предназначенные для загрузки основных транспортирую­ щих устройств.

Основными параметрами транспортеров являются производи­ тельность, мощность привода, скорость движения рабочего органа

(или груза) и высота подъема груза.

 

Л е н т о ч н ы е т р а н с п о р т е р ы . Наибольшее

применение в

рыбхозах нашли ленточные, особенно передвижные,

транспортеры,

которые используются для погрузочно-разгрузочных работ с ком­ бикормами, удобрениями, рыбой и при производстве строительномонтажных и ремонтных работ.

На рис. 85 показан ленточный транспортер Т-125, часто исполь­ зующийся в качестве питателя. Он состоит из замкнутой гибкой прорезиненной ленты 7, огибающей ведущий приводной 2 и натяж­ ной 3 барабаны. В ленточных транспортерах лента является одно­ временно тяговым и несущим органом.

220

Приводной барабан сообщает ленте поступательное движение за счет трения между ними и приводится во вращение от электро­ двигателя через редуктор 4. Необходимое трение для передачи движения от барабана к ленте создается соответствующим постоян­ ным натяжением ленты, которое осуществляется при помощи винтового натяжного приспособления 5. Обе ветви — верхняя, несущая груз, и нижняя, холостая —поддерживаются роликами 6, оси которых закреплены на раме 7. На раме монтируются также и все остальные части транспортера. Груз поступает на ленту через загрузочное приспособление 8, которое обычно устраивается около натяжного барабана.

Разгрузка материала с транспортера может производиться через головной ведущий барабан при огибании его лентой или с любого места транспортера при помощи щита (плужкового сбрасывателя), поставленного под углом к продольной оси ленты.

У передвижных ленточных транспортеров, помимо перечислен­ ных узлов, имеются устройства для перемещения и изменения угла наклона транспортера. Предельный угол наклона ленты к горизонту следует принимать несколько меньшим угла трения перемещаемого материала по ленте. Для увеличения наклона на ленту крепят деревянные планки, резиновые полосы, прутки, скребки и т. п.

В соответствии с климатическими условиями (большая влаж­ ность) в рыбхозах чаще всего применяют хлопчатобумажные про­ резиненные ленты. Текстильные, хлопчатобумажные, льняные и пеньковые ленты менее долговечны, в условиях сырости вытяги­ ваются и быстро изнашиваются. Транспортеры со сплошными стальными и сетчатыми лентами в рыбхозах применения не нашли.

Прорезиненные ленты изготавливаются из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани— бельтинга, проклеенных резиной и провулканизированных вместе с наружными резиновыми обкладками, предохраняющими ткань от истирания и действия влаги. Толщина слоя ткани в ленте 1,25—1,35 мм, прослоек 0,25 мм. Объемная масса прорезиненной ленты 1100 кг/м3 . Прорезиненные ленты хорошо работают в диапазоне температур от + 60 до 30° С. Стоимость ленты составляет 20—40% стоимости всего транспортера, поэтому она требует тщательного ухода и правильной эксплуатации. Необ­ ходимо следить за тем, чтобы лента была нормально натянута, так как слабое натяжение ведет к проскальзыванию ленты на бара­ бане и ее истиранию. Чрезмерное натяжение может повлечь разрыв ленты при попадании каких-либо предметов между ней и барабаном.

Соединение

концов ленты должно

быть прочным, но вместе с тем

не должно

снижать эластичности

ленты, особенно при

огибании

барабанов. Сращивание производится склейкой, сшивкой

или при

221


помощи заклепок, зажимов, болтов с металлическими накладками и др. Лучшим способом соединения является послойная склейка косыми стыками с последующей вулканизацией. Срезы слоев дела­ ют под углом 45° к продольной оси ленты.

Скорость ленты у погрузочных транспортеров может быть раз­ личной и колеблется от 0,2 до 2—2,5 м/с.

Опоры лент транспортеров выполняются в виде настилов и сво­ бодно вращающихся роликов. Настилы просты по конструкции и дешевы, однако имеют существенный недостаток, заключающийся в повышенном трении скольжения ленты, что ведет к ее износу и увеличению расхода энергии для привода, поэтому чаще применя­ ются роликовые опоры, которые бывают плоскими и желобчатыми. В первом случае обычно бывает один ролик: во втором —два, три или пять роликов, расположенных под углом друг к другу, которые придают ленте форму желоба. Наиболее распространены трехроликовые опоры. Для холостой ветви почти всегда применяют однороликовые плоские опоры, реже —• настилы.

Ролики изготовляют из дерева, металла и пластмасс; чаще всего их делают из отрезков стальных или чугунных труб и монти­ руют на каркасе транспортера в подшипниках качения или скольже­ ния. Оси роликов обычно не вращаются. Угол наклона между роликами не рекомендуется делать больше 20°, а зазор между их торцами — более 2 мм во избежание затягивания ленты и усилен­ ного износа ее; острые кромки роликов следует притупить. Диамет­

ры

поддерживающих роликов обычно

принимают в пределах

60—150 мм (в зависимости

от скорости

движения ленты).

 

 

Ролики располагают на раме на таком расстоянии, чтобы не

было большого провисания

ленты, особенно на рабочей

ветви.

На

холостой ветви расстояние между роликами допускается

вдвое

большим. В местах загрузки транспортера роликовые опоры уста­ навливают на расстоянии не более 400—500 мм друг от друга. Расстояние между последней роликовой опорой и загрузочным бара­ баном на рабочей ветви должно быть не более 800—1000 мм.

Приводной и натяжной барабаны изготовляют преимуществен­ но литыми из чугуна или сварными из стали. Обод барабана делает­ ся слегка выпуклым к середине для центрирования ленты. Стрела

выпуклости принимается равной 0,005

ширины барабана.

В зависимости от диаметра барабана

и толщины ленты изменя­

ются напряжение изгиба и растяжения, которые возрастают с умень­ шением диаметра и увеличением толщины ленты (или числа про­ кладок в ней), поэтому наименьший диаметр барабана D выбирается в зависимости от числа z прокладок ленты и принимается для при­ водных барабанов D n = (100 -~ 125)г мм, для натяжных DH = = (80 -f- 100)2 мм. Для передвижных транспортеров это соот-

222