Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
число, а затем рассчитывают зубчатые передачи, валы, рукоятки, тормоза и т. д.
Общее передаточное |
число лебедки определяется по |
формуле |
|||||
|
|
|
|
|
PRe |
(51) |
|
|
|
|
|
м р |
|
|
|
|
|
|
|
'I |
|
|
|
где Мг |
— крутящий |
момент |
на грузовом барабане, Н-м; |
|
|||
Мр |
— к р у т я щ и й |
момент |
на рукоятке, Н - м ; |
|
|||
т] |
— к.п. д. лебедки (общий, |
принимается по табл. 9); |
|
||||
Р — усилие |
на |
окружности |
барабана, |
Н; |
|
||
i?6 |
— радиус |
барабана, |
м; |
|
|
|
|
Р р |
— усилие |
рабочего |
на рукоятке, |
Н; |
|
||
К0 |
плечо |
рукоятки, |
м. |
|
|
|
|
Если известна |
масса |
груза, то по формуле (51) можно |
опреде |
лить усилие, которое надо приложить на рукоятке для его подъема.
Грузоподъемность |
лебедки определяют по этой же формуле, при |
||
няв значение усилий (Рр ) равным |
(ЮОч-300) Н (см. расчет талей). |
||
|
Таблица |
9 |
|
|
К. п. д. ручных лебедок с зубчатой передачей |
||
Канат |
одинарной |
двойной |
тройной |
|
|||
Проволочный |
0,83 |
0,8 |
0,73 |
Пеньковый |
0,80—0,85 |
0,75—0,80 |
0,65—0,75 |
Скорость перемещения груза аг р (в м/с) определяется в зависи мости от скорости вращения рукоятки (с) по формуле
cR6 _ РрТ,
'-'гр
Я р »
Для лебедок с машинным приводом мощность двигателя (в кВт) определяется по формуле
|
102 - ft. |
|
|
Р |
vr |
N |
|
"гр |
|
|
где k — коэффициент запаса мощности.
Для привода ручных лебедок обычно делают рукоятки с плечом длиной 200—400 мм; длина ручки для одного рабочего 250—350 мм, для двух рабочих — 400—500 мм.
По правилам техники безопасности ручные лебедки, не имею щие самотормозящихся червячных пар, должны быть снабжены безопасными рукоятками.
216
Л е б е д к и |
с ма |
|
ш и н н ы м |
п р и в о |
|
д о м |
бывают |
реверсив |
ными |
и нереверсивны |
ми, одно- и многобара банными. В рыбхозах наибольшее применение находят реверсивные лебедки. На рис. 82 по казана электрическая лебедка Т-66А с тяго вым усилием 5 кН.
Лебедка предназна чена для обслуживания переносных стреловых кранов, мачтовых и ски повых подъемников, а также может быть ис пользована как самосто ятельная машина для монтажных, грузоподъ емных и транспортных операций.
Все части лебедки — редуктор, дисковая муфта, электромагнит ный колодочный тормоз и электродвигатель — смонтированы на ме таллической раме с ос нованием салазкового типа, позволяющим пе ремещать лебедку.
Для механизирован
ной |
тяги |
неводов |
и |
Рис. 82. |
Реверсивная лебедка |
Т-66А. |
концентрирующих |
се |
|
|
|
||
тей |
при |
облове рыбы, а |
также |
для подтягивания |
различных |
устройств и грузов может применяться неводовыборочная машина БСМК-ТТ-ЗМ (рис. 83). Она монтируется, как навесное обору дование на самоходном тракторном шасси Т-16, двигатель которого обеспечивает привод машины. Рабочими органами неводовыборочной машины являются два вертикальных фрикционных барабана, два цилиндрических горизонтальных поддерживающих рола, четыре направляющих рола и турачка. Машину обслуживает один человек.
217
Техническая |
характеристика |
лебедок |
|
|
|
|
Т-66А |
|
Т-224Б |
Тяговое усилие на барабане, кН |
5 |
|
10 |
|
Скорость каната на барабане, м/с |
0,6 |
|
0,5 |
|
Диаметр стального каната, |
мм |
7,7 |
|
11,5 |
Канатоемкость (в три слоя), м |
70 |
|
80 |
|
Электродвигатель |
|
|
|
|
мощность, кВт |
|
2,8 |
|
7,0 |
частота вращения, об/мин |
2670 |
|
1305 |
|
Тип редуктора |
|
РМ-250-П-4 |
РМ-350-Ш-4 |
|
Передаточное число |
|
40,17 |
|
31,5 |
Габариты, мм |
|
|
|
|
длина |
|
710 |
|
940 |
ширина |
|
735 |
|
960 |
высота |
|
425 |
|
600 |
Масса, кг |
|
213 |
|
515 |
|
Техническая |
|
характеристика |
машины |
БСМК-ТТ-ЗМ |
|||||
Тяговое усилие |
(кН,) развиваемое |
|
|
|
||||||
лебедкой (турачкой) |
|
|
|
|
12 |
|||||
выборочными |
барабанами |
|
|
3 |
||||||
Диаметр барабана, мм |
|
|
|
|
|
350 |
||||
Мощность |
двигателя |
шасси Т-16, кВт |
|
13,5 |
||||||
Скорость |
тяги |
каната лебедкой, м/мин |
|
11,75-31,8 |
||||||
Диаметр турачки, |
мм |
|
|
|
|
|
250 |
|||
Скорость |
выборки |
невода |
барабанами, м/мин |
3,6—24 |
||||||
Эксплуатационный |
расход топлива, кг/ч |
|
1,6 |
|||||||
Срок окупаемости |
машины, |
годы |
|
|
1,2 |
|||||
Габариты, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
3820 |
длина |
(с прицепным |
устройством) |
|
|||||||
ширина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
наименьшей |
колее |
|
|
1550 |
|||||
при |
наибольшей |
колее |
|
|
2000 |
|||||
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по |
фарам |
|
|
|
|
|
|
|
2000 |
|
по |
обшивке |
|
|
|
|
|
|
|
1550 |
|
База, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2500 |
Дорожный просвет, |
мм |
|
|
|
|
|
560 |
|||
Масса, кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
1800 |
|
Колея, регулируемая с интервалами, мм |
|
150 |
||||||||
по ведущим колесам от 1200 до 1800 |
||||||||||
по направляющим колесам от 1200 до 1500 |
150 |
|||||||||
по |
направляющим |
колесам от 1500 до 1700 |
200 |
|||||||
|
|
|
|
Техническая |
характеристика |
МЛ-43 |
||||
Максимально |
допустимое |
тяговое |
усилие |
на |
||||||
турачке |
(барабане), |
кН |
|
|
12 |
|||||
Диаметр |
турачки, |
мм |
|
|
250 |
|||||
Частота |
вращения |
турачки, |
об/мин |
|
15; 25; 4 |
|||||
Мощность бензодвигателя ВР-150, кВт |
3,5 |
|||||||||
Габариты, мм |
|
|
|
|
|
|
1500X720X820 |
|||
Масса, кг |
|
|
|
|
|
|
|
90 |
218
Рис. 83. Неводовыборочная машина БСМК-ТТ-ЗМ.
6 5
Рис. |
84. |
Мотолебедка |
МЛ-43: |
7 — турачка; 2 — редуктор; 3 — сани; |
4 — двигатель |
ЕР-150; 5 — колонка управления; 6 — |
|
топливный |
бачок; 7 — инструментальный ящик. |
На рис. 84 показана мотолебедка МЛ-43 Выборгского завода рыбопромышленного оборудования, предназначенная для тех ж е целей, что и машина БСМК-ТТ-ЗМ. Лебедка применяется при подледном лове рыбы в комплекте с льдобуром; в другое время ма шину снимают с полозьев и монтируют на плавсредствах или ста ционарно на фундаменте.
ТРАНСПОРТЕРЫ
Транспортеры, которые относятся к машинам непрерывнога транспорта, применяются в рыбхозах при вылове рыбы, а также в складах кормов и удобрений и при выполнении транспортных и- погрузочных работ.
219
•5730
Рис. 85. Ленточный транспортер Т-125.
Машины непрерывного транспорта делятся на две группы: с гибким тяговым органом и без тягового органа. К первым относятся ленточные, цепные и канатные конвейеры, используемые для пе ремещения сыпучих и штучных грузов в горизонтальном, наклон ном и вертикальном направлениях. К машинам второй группы от носятся устройства, перемещающие груз по принципу толкания: винтовые, роликовые, вибрационные и самотечные устройства, спуски, лотки и т. п., а также пневматические и гидравлические устройства.
Тяговым органом транспортеров могут быть ленты, цепи, кана ты. Транспортеры бывают также стационарными и передвижными. Среди транспортеров выделяют в зависимости от характера выпол няемой работы транспортеры-питатели, обычно короткие транспор теры, предназначенные для загрузки основных транспортирую щих устройств.
Основными параметрами транспортеров являются производи тельность, мощность привода, скорость движения рабочего органа
(или груза) и высота подъема груза. |
|
Л е н т о ч н ы е т р а н с п о р т е р ы . Наибольшее |
применение в |
рыбхозах нашли ленточные, особенно передвижные, |
транспортеры, |
которые используются для погрузочно-разгрузочных работ с ком бикормами, удобрениями, рыбой и при производстве строительномонтажных и ремонтных работ.
На рис. 85 показан ленточный транспортер Т-125, часто исполь зующийся в качестве питателя. Он состоит из замкнутой гибкой прорезиненной ленты 7, огибающей ведущий приводной 2 и натяж ной 3 барабаны. В ленточных транспортерах лента является одно временно тяговым и несущим органом.
220
Приводной барабан сообщает ленте поступательное движение за счет трения между ними и приводится во вращение от электро двигателя через редуктор 4. Необходимое трение для передачи движения от барабана к ленте создается соответствующим постоян ным натяжением ленты, которое осуществляется при помощи винтового натяжного приспособления 5. Обе ветви — верхняя, несущая груз, и нижняя, холостая —поддерживаются роликами 6, оси которых закреплены на раме 7. На раме монтируются также и все остальные части транспортера. Груз поступает на ленту через загрузочное приспособление 8, которое обычно устраивается около натяжного барабана.
Разгрузка материала с транспортера может производиться через головной ведущий барабан при огибании его лентой или с любого места транспортера при помощи щита (плужкового сбрасывателя), поставленного под углом к продольной оси ленты.
У передвижных ленточных транспортеров, помимо перечислен ных узлов, имеются устройства для перемещения и изменения угла наклона транспортера. Предельный угол наклона ленты к горизонту следует принимать несколько меньшим угла трения перемещаемого материала по ленте. Для увеличения наклона на ленту крепят деревянные планки, резиновые полосы, прутки, скребки и т. п.
В соответствии с климатическими условиями (большая влаж ность) в рыбхозах чаще всего применяют хлопчатобумажные про резиненные ленты. Текстильные, хлопчатобумажные, льняные и пеньковые ленты менее долговечны, в условиях сырости вытяги ваются и быстро изнашиваются. Транспортеры со сплошными стальными и сетчатыми лентами в рыбхозах применения не нашли.
Прорезиненные ленты изготавливаются из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани— бельтинга, проклеенных резиной и провулканизированных вместе с наружными резиновыми обкладками, предохраняющими ткань от истирания и действия влаги. Толщина слоя ткани в ленте 1,25—1,35 мм, прослоек 0,25 мм. Объемная масса прорезиненной ленты 1100 кг/м3 . Прорезиненные ленты хорошо работают в диапазоне температур от + 60 до — 30° С. Стоимость ленты составляет 20—40% стоимости всего транспортера, поэтому она требует тщательного ухода и правильной эксплуатации. Необ ходимо следить за тем, чтобы лента была нормально натянута, так как слабое натяжение ведет к проскальзыванию ленты на бара бане и ее истиранию. Чрезмерное натяжение может повлечь разрыв ленты при попадании каких-либо предметов между ней и барабаном.
Соединение |
концов ленты должно |
быть прочным, но вместе с тем |
|
не должно |
снижать эластичности |
ленты, особенно при |
огибании |
барабанов. Сращивание производится склейкой, сшивкой |
или при |
221
помощи заклепок, зажимов, болтов с металлическими накладками и др. Лучшим способом соединения является послойная склейка косыми стыками с последующей вулканизацией. Срезы слоев дела ют под углом 45° к продольной оси ленты.
Скорость ленты у погрузочных транспортеров может быть раз личной и колеблется от 0,2 до 2—2,5 м/с.
Опоры лент транспортеров выполняются в виде настилов и сво бодно вращающихся роликов. Настилы просты по конструкции и дешевы, однако имеют существенный недостаток, заключающийся в повышенном трении скольжения ленты, что ведет к ее износу и увеличению расхода энергии для привода, поэтому чаще применя ются роликовые опоры, которые бывают плоскими и желобчатыми. В первом случае обычно бывает один ролик: во втором —два, три или пять роликов, расположенных под углом друг к другу, которые придают ленте форму желоба. Наиболее распространены трехроликовые опоры. Для холостой ветви почти всегда применяют однороликовые плоские опоры, реже —• настилы.
Ролики изготовляют из дерева, металла и пластмасс; чаще всего их делают из отрезков стальных или чугунных труб и монти руют на каркасе транспортера в подшипниках качения или скольже ния. Оси роликов обычно не вращаются. Угол наклона между роликами не рекомендуется делать больше 20°, а зазор между их торцами — более 2 мм во избежание затягивания ленты и усилен ного износа ее; острые кромки роликов следует притупить. Диамет
ры |
поддерживающих роликов обычно |
принимают в пределах |
||
60—150 мм (в зависимости |
от скорости |
движения ленты). |
|
|
|
Ролики располагают на раме на таком расстоянии, чтобы не |
|||
было большого провисания |
ленты, особенно на рабочей |
ветви. |
||
На |
холостой ветви расстояние между роликами допускается |
вдвое |
большим. В местах загрузки транспортера роликовые опоры уста навливают на расстоянии не более 400—500 мм друг от друга. Расстояние между последней роликовой опорой и загрузочным бара баном на рабочей ветви должно быть не более 800—1000 мм.
Приводной и натяжной барабаны изготовляют преимуществен но литыми из чугуна или сварными из стали. Обод барабана делает ся слегка выпуклым к середине для центрирования ленты. Стрела
выпуклости принимается равной 0,005 |
ширины барабана. |
В зависимости от диаметра барабана |
и толщины ленты изменя |
ются напряжение изгиба и растяжения, которые возрастают с умень шением диаметра и увеличением толщины ленты (или числа про кладок в ней), поэтому наименьший диаметр барабана D выбирается в зависимости от числа z прокладок ленты и принимается для при водных барабанов D n = (100 -~ 125)г мм, для натяжных DH = = (80 -f- 100)2 мм. Для передвижных транспортеров это соот-
222