Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент грузовой устойчивости (k2) — отношение момента, создаваемого всеми действующими на кран силами, к моменту относительно линии опрокидывания, создаваемому рабочим грузом относительно той же линии k2 >• 1,4.

Устойчивость кранов в значительной степени зависит от угла наклона рабочей площадки, на которой производятся грузовые операции. Предельный угол наклона площадки для колесных кра­ нов а = 1,5°, для пневмоколесных 3°, для гусеничных кранов 5°.

В рыбхозах широко применяется передвижной полноповорот­ ный грузовой кран «Пионер-М-2». Привод лебедки подъема осущест­ вляется от электродвигателя с червячным редуктором и магнитным реверсивным пускателем. Лебедка оборудована ручным ленточным тормозом и рукояткой для ручного поворота стрелы. В верхней части стрелы для ограничения подъема блока с крюком установлен концевой выключатель. Кроме крана «Пионер-М-2» в рыбхозах используются и другие подъемные краны, технические характе­ ристики которых приведены в табл. 7

ТАЛИ

Для подъема и транспортировки грузов в рыбоводных хозяйст­ вах наряду с кранами применяются тали, которые подвешивают к тележкам, перекатывающимся по подвесным путям. По типу при­ вода тали бывают ручные и электрифицированные; последние часто называются тельферами.

Тали (ручные и электрические) применяются в рыбхозах для

подъема и

транспортирования

рыбы, кормов и других грузов,

для подъема

щитов водосбросов,

перегораживающих сооружений,

а также при выполнении ремонтных и монтажных работ и т. д. Ручные тали в основном разделяются на червячные, шестерен­

ные и рычажные (последние применяются редко).

Червячные тали с ручным приводом грузоподъемностью до 5 т обычно изготовляются со сварными калиброванными цепями, а при грузоподъемности свыше 5 т — с шарнирными пластинчатыми цепями.

Ч е р в я ч н а я р у ч н а я т а л ь состоит из тягового колеса, червяка, червячного колеса, грузовой звездочки, грузовой цепи, подвески и грузозахватного устройства (обычно крюка). Тяговое колесо, посаженное на один конец вала червяка, приводится во вращение бесконечной тяговой цепью. На втором конце вала чер­ вяка имеется тормоз с крановым остановом. К щекам корпуса тали крепится поперечина, на которой подвешен крюк. У талей неболь­

шой грузоподъемности

крюк закреплен либо на обойме блока,

либо на конце грузовой

цепи.

211


Д ля

червячных талей обычно

применяют двухходовые червяки

с углом

подъема винтовой

нитки

15—20°, коэффициент полезного-

действия

червячных талей

0,55—0,77.

Крутящий момент на тяговом колесе при подъеме груза опре­ деляется по формуле

M1=PPR'0,

где Рр — усилие рабочего на тяговой цепи, Н (допускаемые величины: при продолжительности работы до 15 мин 0,3 кН, свыше 15 мин — 0,1 кН);

R0 — радиус начальной окружности тягового колеса, м.

Крутящий момент на грузовой звездочке

где Q — масса груза с грузозахватным устройством; RQ-~ радиус начальной окружности звездочки; гп — передаточное число полиспаста; Т|П к. п. д. полиспаста.

Усилие рабочего (в Н), необходимое для опускания груза, определяется по формуле

где М0— крутящий момент на валу тягового колеса, необходимый для опускания груза, Н - м .

По характеру работ подвесные дороги с талями являются уст­ ройствами периодического действия, поэтому часовая производи­ тельность (в кг) их зависит от количества груза (массы), который несет таль, и от числа циклов (с) работы тали за час

Q T — 0 \ , р С,

3600 гг где с = , 1 — время одного цикла, с.

Сопротивление (в Н) движению электроталей складывается из сопротивления в цапфах ходовых колес, сопротивления трения качения по прямому горизонтальному пути и сопротивления при проходе кривых, из трения реборд о рельс и т. д. и определяется по следующей формуле:

 

 

wo = ( G rp + G T ) » .

 

где GT — масса тали, т;

сопротивления

движению,

или коэффициент

о) общий

коэффициент

тяги;

принимается

в зависимости

от радиуса

закруглений пути

в пределах 25-^-30.

212


Мощность электромотора (в

кВт) для

привода

талей

определя­

ется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

102 т|

 

 

 

 

где

W0

— сопротивление

движению

электродвигателей,

 

Н;

 

 

v

— скорость

передвижения,

м/с;

 

 

 

 

 

 

у] — к. п. д. привода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические

характеристики

червячных

талей

 

Грузоподъемность,

т

 

 

 

1

3

 

5

10

Высота

подъема, м

 

 

 

3

3

 

3

3

Габаритная высота в

стянутом виде,

мм 610

960

 

1150

1610

Тяговое усилие на цепи механизма подъ­ 300

600

 

750

750

ема ,

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость подъема

груза,

м/мин

 

0,55

0,33

 

0,23

0,

Масса с цепями,

кг

 

 

 

40

 

 

 

 

 

сварными

 

 

 

 

80

 

145

 

пластинчатыми

 

 

 

45

90

 

180

410

Ш е с т е р е н н а я

т а л ь

по

сравнению

с

червячной более

быстроходная. Коэффициент полезного действия ее больше, разме­ ры меньше.

Основные узлы ручной шестеренной тали: планетарная зубча­ тая передача, грузовая звездочка с цепью, подвеска крюка и при­ вод, состоящий из тягового колеса и сварной цепи. Таль имеет тормоз, автоматически действующий от поднимаемого груза.

Шестеренные тали по ГОСТ 2977—54 выпускаются двух типов: с грузом, подвешиваемым на одной ветви цепи, и на двух.

Технические характеристики ручных шестеренных талей при­ ведены в табл. 8.

Таблица 8

Грузоподъем­

Высота подъе­

ность, т

ма, м

Габаритная

Тяговое усилие

Скорость

 

высота в стя­

на цепи меха­

подъема груза,

Масса, кг

нутом виде, мм низма подъема,

м/мин

 

Н

 

 

0,25

3

310

220

1,87

12,4

0,5

3

340

260

1,45

30

1,0

3

420

320

0,90

48

2

3

520

480

0,65

78

Примечания: 1. Скорость подъема груза указана при скорости движения тяговой цепи и = 3 0 м/мин. 2. Сварные цепи талей обеспечивают высоту подъема гру­ за, равную 3 м.

213


 

Электрические

тель­

феры (рис. 81)

состоят

из

двух

основных ме­

ханизмов:

 

механизма

подъема и механизма пе­

редвижения,

соединен­

ных различными

спосо­

бами. Механизм подъема

имеет

сварной

корпус,

нарезной

 

 

барабан,

внутрь

которого

встро­

ен

электродвигатель,

редуктор

с колодочным

электромагнитным и ди­

сковым

 

грузоупорным

тормозами,

 

подвеску

крюка

и

электроаппа­

ратуру с подвесной кно­

почной

колодкой

уп­

равления.

 

 

 

 

Рис. 81. Электрическая передвижная таль.

Механизм

 

передви­

жения

имеет

 

шарнир­

ные приводную

и хо­

лостую тележки. Приводной тележке движение передается через зубчатые передачи от электродвигателя.

Наличие двух тормозов — электромагнитного и грузоупорного позволяет точно останавливать крюк независимо от величины под­ вешенного груза.

Электротали работают на трехфазном токе напряжением 220/380 В. Ток подводится к электродвигателям при помощи трол­ лей, укрепленных на изоляторах подвесных путей. Если тельфе­ ры перемещаются на небольшие расстояния, то ток подводится к

ним по гибкому

кабелю.

 

 

 

 

 

 

 

Технические

характеристики

электроталей

 

 

Грузоподъемность,

т

 

 

0,25

0,5

1,0

2,0

3,0

Высота подъема, м

 

 

 

6,0

3—18

4—18

3—18

3—18

Скорость

подъема,

м/мин

 

8

8

8

8

8

Скорость

передвижения, м/мин

20

20

20

20

Механизм

передвижения

 

Руч­

Ручной

или

Электрический

Номера двутавровых

балок

по

ной

электрический

24—30

30-45

14—24

14—24

24—30

ГОСТ 8239—56

 

 

 

0,5

1,0

1,5

 

2,5

Радиус закругления,

м

 

1,5

214


Л Е Б Е Д К И

Лебедки получили широкое распространение в рыбоводных хозяйствах для подъема, опускания и подтаскивания грузов. Различают лебедки ручные и с машинным приводом (электрическим, тепловым); в зависимости от характера монтажа — стационарные, передвижные и переносные.

Простейшим видом лебедки является ворот, т. е. ручная лебед­ ка, у которой приводная рукоятка непосредственно связана с барабаном.

Обычно в лебедках между валом рукоятки и валом барабана стоят зубчатые (реже червячные) передачи. Количество передач, как правило, не превышает трех, причем чаще всего применяются зубчатые цилиндрические передачи и лишь в особых случаях первую от привода передачу делают червячной. Наибольшее передаточное отношение одной пары зубчатых колес при ручном приводе прини­ мают равным 9 (реже 12).

Р у ч н а я л е б е д к а состоит из станины, в боковых щеках которой, в подшипниках, крепятся валы передач и барабана. На барабане закрепляется трос, другой конец которого связан с пере­ мещаемым грузом. На конец ведущего вала крепится одна или две рукоятки, а также тормозное устройство, состоящее из винтового тормоза или из храпового колеса с собачкой, предназначенное для удержания поднимаемого груза на высоте. Винтовой или ленточный тормоз с тормозной рукояткой регулирует скорость опускания груза.

Станина лебедки может быть прикреплена к специальному фундаменту анкерными болтами. Ее можно устанавливать на ходовые колеса для перемещения лебедки или на площадке и вре­ менно закреплять. Во всех случаях направление набегающего на барабан троса должно быть перпендикулярно оси барабана. Откло­ нение от перпендикулярности осей не должно превышать ± 2°. Это условие необходимо для правильной навивки троса на бара­ бан, поэтому часто, особенно для вертикального подъема троса, лебедки работают в комбинации с направляющими блоками, под­ вешиваемыми к балкам, козлам и т. п. Лебедки в этом случае для устойчивости могут быть прикреплены к рамам, на которые укла­ дывается балластный груз.

Расчет лебедок производится в следующей последовательности. Исходя из заданной грузоподъемности, определяют разрывное усилие каната, по которому подбирают необходимый канат в соот­ ветствии с ГОСТом. Определив диаметр каната и зная путь пе­ ремещения груза, находят размеры барабана. Из соотношения мо­ ментов на грузовом барабане и рукоятке определяют передаточное

215