Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
Коэффициент грузовой устойчивости (k2) — отношение момента, создаваемого всеми действующими на кран силами, к моменту относительно линии опрокидывания, создаваемому рабочим грузом относительно той же линии k2 >• 1,4.
Устойчивость кранов в значительной степени зависит от угла наклона рабочей площадки, на которой производятся грузовые операции. Предельный угол наклона площадки для колесных кра нов а = 1,5°, для пневмоколесных 3°, для гусеничных кранов 5°.
В рыбхозах широко применяется передвижной полноповорот ный грузовой кран «Пионер-М-2». Привод лебедки подъема осущест вляется от электродвигателя с червячным редуктором и магнитным реверсивным пускателем. Лебедка оборудована ручным ленточным тормозом и рукояткой для ручного поворота стрелы. В верхней части стрелы для ограничения подъема блока с крюком установлен концевой выключатель. Кроме крана «Пионер-М-2» в рыбхозах используются и другие подъемные краны, технические характе ристики которых приведены в табл. 7
ТАЛИ
Для подъема и транспортировки грузов в рыбоводных хозяйст вах наряду с кранами применяются тали, которые подвешивают к тележкам, перекатывающимся по подвесным путям. По типу при вода тали бывают ручные и электрифицированные; последние часто называются тельферами.
Тали (ручные и электрические) применяются в рыбхозах для
подъема и |
транспортирования |
рыбы, кормов и других грузов, |
для подъема |
щитов водосбросов, |
перегораживающих сооружений, |
а также при выполнении ремонтных и монтажных работ и т. д. Ручные тали в основном разделяются на червячные, шестерен
ные и рычажные (последние применяются редко).
Червячные тали с ручным приводом грузоподъемностью до 5 т обычно изготовляются со сварными калиброванными цепями, а при грузоподъемности свыше 5 т — с шарнирными пластинчатыми цепями.
Ч е р в я ч н а я р у ч н а я т а л ь состоит из тягового колеса, червяка, червячного колеса, грузовой звездочки, грузовой цепи, подвески и грузозахватного устройства (обычно крюка). Тяговое колесо, посаженное на один конец вала червяка, приводится во вращение бесконечной тяговой цепью. На втором конце вала чер вяка имеется тормоз с крановым остановом. К щекам корпуса тали крепится поперечина, на которой подвешен крюк. У талей неболь
шой грузоподъемности |
крюк закреплен либо на обойме блока, |
либо на конце грузовой |
цепи. |
211
Д ля |
червячных талей обычно |
применяют двухходовые червяки |
|
с углом |
подъема винтовой |
нитки |
15—20°, коэффициент полезного- |
действия |
червячных талей |
0,55—0,77. |
Крутящий момент на тяговом колесе при подъеме груза опре деляется по формуле
M1=PPR'0,
где Рр — усилие рабочего на тяговой цепи, Н (допускаемые величины: при продолжительности работы до 15 мин —0,3 кН, свыше 15 мин — 0,1 кН);
R0 — радиус начальной окружности тягового колеса, м.
Крутящий момент на грузовой звездочке
где Q — масса груза с грузозахватным устройством; RQ-~ радиус начальной окружности звездочки; гп — передаточное число полиспаста; Т|П — к. п. д. полиспаста.
Усилие рабочего (в Н), необходимое для опускания груза, определяется по формуле
где М0— крутящий момент на валу тягового колеса, необходимый для опускания груза, Н - м .
По характеру работ подвесные дороги с талями являются уст ройствами периодического действия, поэтому часовая производи тельность (в кг) их зависит от количества груза (массы), который несет таль, и от числа циклов (с) работы тали за час
Q T — 0 \ , р С,
3600 гг где с = , 1 — время одного цикла, с.
Сопротивление (в Н) движению электроталей складывается из сопротивления в цапфах ходовых колес, сопротивления трения качения по прямому горизонтальному пути и сопротивления при проходе кривых, из трения реборд о рельс и т. д. и определяется по следующей формуле:
|
|
wo = ( G rp + G T ) » . |
|
|
где GT — масса тали, т; |
сопротивления |
движению, |
или коэффициент |
|
о) — общий |
коэффициент |
|||
тяги; |
принимается |
в зависимости |
от радиуса |
закруглений пути |
в пределах 25-^-30.
212
Мощность электромотора (в |
кВт) для |
привода |
талей |
определя |
|||||||
ется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
102 т| |
|
|
|
|
|
где |
W0 |
— сопротивление |
движению |
электродвигателей, |
|
Н; |
|
||||
|
v |
— скорость |
передвижения, |
м/с; |
|
|
|
|
|
||
|
у] — к. п. д. привода. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Технические |
характеристики |
червячных |
талей |
|
|||||
Грузоподъемность, |
т |
|
|
|
1 |
3 |
|
5 |
10 |
||
Высота |
подъема, м |
|
|
|
3 |
3 |
|
3 |
3 |
||
Габаритная высота в |
стянутом виде, |
мм 610 |
960 |
|
1150 |
1610 |
|||||
Тяговое усилие на цепи механизма подъ 300 |
600 |
|
750 |
750 |
|||||||
ема , |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость подъема |
груза, |
м/мин |
|
0,55 |
0,33 |
|
0,23 |
0, |
|||
Масса с цепями, |
кг |
|
|
|
40 |
|
|
|
|
||
|
сварными |
|
|
|
|
80 |
|
145 |
— |
||
|
пластинчатыми |
|
|
|
45 |
90 |
|
180 |
410 |
||
Ш е с т е р е н н а я |
т а л ь |
по |
сравнению |
с |
червячной более |
быстроходная. Коэффициент полезного действия ее больше, разме ры меньше.
Основные узлы ручной шестеренной тали: планетарная зубча тая передача, грузовая звездочка с цепью, подвеска крюка и при вод, состоящий из тягового колеса и сварной цепи. Таль имеет тормоз, автоматически действующий от поднимаемого груза.
Шестеренные тали по ГОСТ 2977—54 выпускаются двух типов: с грузом, подвешиваемым на одной ветви цепи, и на двух.
Технические характеристики ручных шестеренных талей при ведены в табл. 8.
Таблица 8
Грузоподъем |
Высота подъе |
ность, т |
ма, м |
Габаритная |
Тяговое усилие |
Скорость |
|
высота в стя |
на цепи меха |
подъема груза, |
Масса, кг |
нутом виде, мм низма подъема, |
м/мин |
||
|
Н |
|
|
0,25 |
3 |
310 |
220 |
1,87 |
12,4 |
0,5 |
3 |
340 |
260 |
1,45 |
30 |
1,0 |
3 |
420 |
320 |
0,90 |
48 |
2 |
3 |
520 |
480 |
0,65 |
78 |
Примечания: 1. Скорость подъема груза указана при скорости движения тяговой цепи и = 3 0 м/мин. 2. Сварные цепи талей обеспечивают высоту подъема гру за, равную 3 м.
213
|
Электрические |
тель |
||||
феры (рис. 81) |
состоят |
|||||
из |
двух |
основных ме |
||||
ханизмов: |
|
механизма |
||||
подъема и механизма пе |
||||||
редвижения, |
соединен |
|||||
ных различными |
спосо |
|||||
бами. Механизм подъема |
||||||
имеет |
сварной |
корпус, |
||||
нарезной |
|
|
барабан, |
|||
внутрь |
которого |
встро |
||||
ен |
электродвигатель, |
|||||
редуктор |
с колодочным |
|||||
электромагнитным и ди |
||||||
сковым |
|
грузоупорным |
||||
тормозами, |
|
подвеску |
||||
крюка |
и |
электроаппа |
||||
ратуру с подвесной кно |
||||||
почной |
колодкой |
уп |
||||
равления. |
|
|
|
|
||
Рис. 81. Электрическая передвижная таль. |
Механизм |
|
передви |
|||
жения |
имеет |
|
шарнир |
|||
ные приводную |
и хо |
лостую тележки. Приводной тележке движение передается через зубчатые передачи от электродвигателя.
Наличие двух тормозов — электромагнитного и грузоупорного позволяет точно останавливать крюк независимо от величины под вешенного груза.
Электротали работают на трехфазном токе напряжением 220/380 В. Ток подводится к электродвигателям при помощи трол лей, укрепленных на изоляторах подвесных путей. Если тельфе ры перемещаются на небольшие расстояния, то ток подводится к
ним по гибкому |
кабелю. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Технические |
характеристики |
электроталей |
|
|
||||
Грузоподъемность, |
т |
|
|
0,25 |
0,5 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
|
Высота подъема, м |
|
|
|
6,0 |
3—18 |
4—18 |
3—18 |
3—18 |
|
Скорость |
подъема, |
м/мин |
|
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|
Скорость |
передвижения, м/мин |
— |
20 |
20 |
20 |
20 |
|||
Механизм |
передвижения |
|
Руч |
Ручной |
или |
Электрический |
|||
Номера двутавровых |
балок |
по |
ной |
электрический |
24—30 |
30-45 |
|||
14—24 |
14—24 |
24—30 |
|||||||
ГОСТ 8239—56 |
|
|
|
0,5 |
1,0 |
1,5 |
|
2,5 |
|
Радиус закругления, |
м |
|
1,5 |
214
Л Е Б Е Д К И
Лебедки получили широкое распространение в рыбоводных хозяйствах для подъема, опускания и подтаскивания грузов. Различают лебедки ручные и с машинным приводом (электрическим, тепловым); в зависимости от характера монтажа — стационарные, передвижные и переносные.
Простейшим видом лебедки является ворот, т. е. ручная лебед ка, у которой приводная рукоятка непосредственно связана с барабаном.
Обычно в лебедках между валом рукоятки и валом барабана стоят зубчатые (реже червячные) передачи. Количество передач, как правило, не превышает трех, причем чаще всего применяются зубчатые цилиндрические передачи и лишь в особых случаях первую от привода передачу делают червячной. Наибольшее передаточное отношение одной пары зубчатых колес при ручном приводе прини мают равным 9 (реже 12).
Р у ч н а я л е б е д к а состоит из станины, в боковых щеках которой, в подшипниках, крепятся валы передач и барабана. На барабане закрепляется трос, другой конец которого связан с пере мещаемым грузом. На конец ведущего вала крепится одна или две рукоятки, а также тормозное устройство, состоящее из винтового тормоза или из храпового колеса с собачкой, предназначенное для удержания поднимаемого груза на высоте. Винтовой или ленточный тормоз с тормозной рукояткой регулирует скорость опускания груза.
Станина лебедки может быть прикреплена к специальному фундаменту анкерными болтами. Ее можно устанавливать на ходовые колеса для перемещения лебедки или на площадке и вре менно закреплять. Во всех случаях направление набегающего на барабан троса должно быть перпендикулярно оси барабана. Откло нение от перпендикулярности осей не должно превышать ± 2°. Это условие необходимо для правильной навивки троса на бара бан, поэтому часто, особенно для вертикального подъема троса, лебедки работают в комбинации с направляющими блоками, под вешиваемыми к балкам, козлам и т. п. Лебедки в этом случае для устойчивости могут быть прикреплены к рамам, на которые укла дывается балластный груз.
Расчет лебедок производится в следующей последовательности. Исходя из заданной грузоподъемности, определяют разрывное усилие каната, по которому подбирают необходимый канат в соот ветствии с ГОСТом. Определив диаметр каната и зная путь пе ремещения груза, находят размеры барабана. Из соотношения мо ментов на грузовом барабане и рукоятке определяют передаточное
215