Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 119. Каплер для выгрузки живой рыбы.

выгрузки рыбы из рыбоуловителя вместо контейнера применяют сетной каплер, подвешенный к крюку тельфера.

На рис. 120 показан краново-каплерный способ вылова рыбопосадочного материала из водобойных колодцев выростных прудов, запроектированный Гидрорыбпроектом для рыбхоза «Якоть». В этой схеме используется автомашина М-30 с восьмью съемными контейнерами и гидравлическим стреловым подъемником грузо­ подъемностью 600 кг. Вылет стрелы подъемника — 2,7 м.

К стреле подвешивают динамометрические весы и каплер, ко­ торым производится зачерпывание рыбы из водобойного колодца. Вода в колодце предварительно приспускается. Перед загрузкой рыбы в контейнеры ставят сетчатые емкости—вкладыши. Для выг­ рузки рыбы сетчатые вкладыши вынимают, опускают в водоем, а дно распускают для выпуска рыбы. Автомашина М-30 выпускает­ ся с контейнерами емкостью 0,75 и 0,55 м3 .

Самоходно-передвижная линия конструкции Гидрорыбпроекта для вылова товарной рыбы и рыбопосадочного материала с приме­ нением гидропогрузчика марки 4030 показана на рис. 121.

296 ^

Установка предназначена для вылова рыбы из рыбоуловителей нагульных прудов и камер облова выростных прудов с сортировкой, взвешиванием и погрузкой рыбы в автотранспорт.

В состав линии для вылова товарной рыбы входит следующее оборудование: рыбоконцентрирующая вертикальная передвижная решетка; самозагружающийся сортировочный ковш-контейнер с дном, выполненным из поворотных жалюзи; гидравлический авто­ погрузчик 4030_на автомобиле ЗИЛ-164А и товарные платформен­ ные весы.

1

2

6

3

 

 

 

б

 

 

Рис.

120.

Выгрузка рыбы краном

автомашины М-30:

а — выгрузка из

камеры

облова; б — вылив рыбы

в пруд: / — каплер; 2 — динамометр;

3

автомашина М-30 с контейнерами; 4 сетчатый

вкладыш контейнера; 5 — контейнеры;

6 — кран-подъемник машины.

297


Рис. 121. Самоходно-передвижная линия конструкции Гидрорыбпроекта для

 

выгрузки живой рыбы:

 

 

/ — рыбоконцентратор;

2 ковш-контейнер;

3 гидропогрузчик марки

4030;

4— весы;

5 — весовая подставка;

6 — съемная воронка;

7 — опоры направляющего

пути;

8— сетные

стенки.

Рыбопосадочный материал зачерпывается из камер облова мелкоячейным каплером, подвешиваемым к крюку крана вместо кон­ тейнера.

Проект установки разработан применительно к типовым проек­ там рыбоуловителей (см. рис. 107) и донных водоспусков (см. рис. 108). Разборная, съемная рыбоподгоняющая решетка прямо­ угольной формы перемещается по направляющим.

В камеру облова рыбоуловителя после концентрации в ней рыбы краном опускают ковш-контейнер, у которого жалюзи днища по-

298

вернуты вертикально, благодаря чему он свободно проходит до дна камеры, а рыба остается в толще воды. После поворота жалюзи в горизонтальное или наклонное положение ковш поднимают, «процеживая» воду. В зависимости от ширины щелей между жалю­ зи крупная рыба поднимается, а мелкая остается в воде. Ковш с рыбой ставят на весы и после взвешивания рыбу выгружают в авто­ транспорт путем поворота жалюзи в вертикальное положение (открытие дна). Проектная производительность установки по то­ варной рыбе 8—8,5 т/ч, по рыбопосадочному материалу — до 1 т/ч,

она

обеспечивает повышение производительности труда

в 1,8—

2,0

раза при сокращении численности рабочих на два-три

человека.

Транспортерная схема вылова рыбы из рыбоуловителя с пред­ варительной концентрацией ее в месте выгрузки была испытана в 1964 г. в рыбхозе «Бисерово». Испытания дали отрицательные результаты из-за неудовлетворительной работы наклонного ков­ шового транспортера, опущенного в бетонированную камеру ры­ боуловителя. Движущиеся и вращающиеся в воде части (барабан, лента, ковши) отпугивали рыбу; в зоне зачерпывания трудно было создать большую концентрацию рыбы; размеры и форма ковшей препятствовали свободному входу рыбы в них, а малая перфорация ковшей оказывала большое сопротивление и выталкивающее дейст­ вие на воду и рыбу.

В Чехословакии и США для выгрузки прудовой рыбы применяют наклонные ленточные транспортеры с грабельными захватами. Транспортер опускают одним концом в водоем с рыбой. Однако самозахват рыбы полностью не обеспечивается: ее приходится вручную погружать на ленту транспортера или также вручную концентрировать в месте захвата.

В ГДР для вылова рыбы из прудов применяют ленточный тран­ спортер с эластичными планками. Он оборудован бортами, лента плоская. Для этих же целей используют передвижные наклонные транспортеры с желобчатой лентой и спаренными эластичными планками. Длина таких транспортеров, выпускаемых серийно, сос­ тавляет от 5 до 15 м.

При вылове рыбы по тельферной схеме в качестве грузоподъем­ ных средств применяются подвесные монорельсовые пути с тельфе­ рами. Емкостями для вылова и перемещения рыбы служат различ­ ные перфорированные и сетные контейнеры-ковши и каплеры.

Тельферная схема вылова рыбы осуществлена в рыбхозе «Бисеро­ во» (рис. 122). Один конец монорельсовой балки расположен над участком облова рыбоуловителя, а второй — выходит в помещение, где производится прием, сортировка и взвешивание рыбы. Рыбу из рыбоуловителя подтягивают бреднем к зоне облова, где устроена деревянная площадка, с которой производится зачерпывание рыбы

299


Рис. 122. Выгрузка рыбы тельфером в рыбхозе «Бисерово»:

1 — тельфер; 2 — монорельсовый путь; 3 — каплер; 4 — приемный стол; 5 — сбросной лоток для нестандартной рыбы; 6 — сортиро­ вочный транспортер; 7 — бункерные весы; 8 — решетка; 9 — ра­ бочая площадка; 10 погрузочный транспортер; // — концент­

рирующий бредень.

каплером. Для подъема каплера с рыбой на монорельсе установлен тельфер грузоподъемностью 500 кг. Тельфер с каплером перемещает­ ся по монорельсу в помещение, длина пути 4 м. Рыба из каплера выпускается на приемный лоток и далее поступает на горизонталь­ ный ленточный транспортер, на котором ее вручную сортируют. Нестандартная рыба по наклонному лотку возвращается в гор­ ловину рыбоуловителя, отгороженную решеткой. Производитель­ ность тельферной выгрузки 5—6 т/ч.

В рыбхозе «Нагли» Латвийской ССР для вылова рыбы, сконцент­ рированной в бетонном рыбоуловителе проточного типа (см. рис. 105), применяют тельфер грузоподъемностью 500 кг. Тельфер-

300


ные пути проложены над рыбоуловителями. Тельфер поочередно поднимает два сетчатых металлических садка-контейнера и ставит их в рыбоуловитель.

Торцевые боковые стенки каждого контейнера съемные, а в средней части дна имеется рыбовыпускное отверстие с заслонкой. Рыба самотеком со сбрасываемой из пруда водой поступает через трубу донного водоспуска в один из двух сетчатых контейнеров, в который она направляется вертикально устанавливаемым во входной части рыбоуловителя перекидным щитом. После заполне­ ния одного контейнера путем перестановки щита рыба направля­ ется в другой, а первый контейнер с рыбой поднимают тельфером и по монорельсу подают на отгрузочную площадку. Здесь донное

окно контейнеров открывают и рыбу загружают

в автомобиль.

Как видно из рис. 105, сортировку и взвешивание

рыбы у пруда

не производят, эти операции перенесены к садкам.

 

301

Принятая схема вылова и отгрузки весьма проста и экономична,

номический эффект, выражающийся в сокращении числа рабочих

так как размеры рыбоуловителя невелики (объем около 12 м3 ).

(до двух-трех) и времени облова (до двух суток) для пруда пло­

Существенный недостаток ее заключается в том, что отгрузку по­

щадью 100 га (рыбопродуктивность в рыбхозе составляла порядка

ступающей из

пруда рыбы

приходится

производить непрерывно

7 ц/га).

в течение суток, так как малая емкость рыбоуловителя не позво­

Подъемное оборудование рыбоуловителя (тельфер, контейнеры)

ляет передерживать рыбу в нем. Прекращать же сброс воды из

съемное и может быть использовано на других прудах, что также

пруда тоже нельзя, так как рыба из пруда по сборно-осушительной

экономически целесообразно.

сети уйдет в верховье. Зато при четкой

подаче автотранспорта к

Киевский филиал Техрыбпрома разработал установку для отло­

рыбоуловителю

применение

последнего

дает значительный эко-

ва молоди рыб (УОР), действующую по скипово-ковшовой схеме

Рис.

124.

Роторный

ковшовый

рыбо-

 

 

 

выгружатель:

 

 

 

а — в момент приема и сортировки

рыбы;

б —

при

выгрузке

из рыбоуловителя

и погрузке

рыбы

в транспорт; /—монтажная

балка;

2 —

рама

привода;

3 привод;

4 кронштейн

при­

вода;

5 — рыбоподъемник;

6 — взвешивающе-

погрузочное

устройство;

7 — приемно-сортиро»

вочное устройство;

8 — перегораживающее

устройство;

9— самоходное

тракторное

шасси

 

 

 

T-16M.

 

 

 

 

302

303


(рис. 123). Установка ковшового типа предназначена для вылова молоди рыб из рыбоприемных сооружений прудов. Ее монтируют над рыбоприемником, в который рыба с водой поступает из пруда; сброс воды из сооружения производится через процеживающую перегораживающую сетку.

Скапливающаяся рыба выгружается ковшами и поднимается наверх, здесь ковши опрокидываются и рыба выливается на лоток. Установка имеет три ковша, укрепленные на двух бесконечных це­ пях, которые приводятся в движение системой приводных и на­ правляющих звездочек от индивидуального электродвигателя. ^Вместимость каждого ковша 20 кг молоди рыб, расчетная про­ изводительность установки 1,2 т/ч; обслуживает ее один ра- ;бочий.

Недостатком установки является возможность травмирования ;рыбы вращающимися и движущимися в рыбоприемной камере звез­ дочками, тяговыми цепями и ковшами, а также перегораживающей : процеживающей сеткой на выходе из рыбоприемника. Кроме того, ;хорошее зачерпывание рыбы из рыбоприемника возможно лишь ;при высокой концентрации в нем рыбы, а это в свою очередь ухуд- 'шает условия ее сохранности. Увеличение же размеров рыбоприем­ ника требует устройства дополнительных приспособлений для соз­ дания необходимой концентрации рыбы в месте ее захвата ковшами ^установки.

На рис. 124 представлен роторный ковшовый рыбовыгружатель ((авторское свидетельство № 158748). Выгрузка рыбы производится |из рыбоуловителя. Перед приемом рыбы из пруда в рыбоуловителе 'устанавливают приемно-сортировочное устройство (рис. 124, а). Вода вместе с рыбой поступает в рыбоуловитель, причем мелочь проваливается через сортирующую решетку, а более крупная рыба ;попадает во второй отсек, за рыбоконцентрирующее перегораживаю­ щее устройство.

После перепуска рыбы в рыбоуловитель приемно-сортировочное 'устройство убирается. В камере облова устанавливают рыбовыгру­ жатель и начинают облов рыбоуловителя (рис. 124, б). При помощи самоходной неводэвыборочной установки БСМК-ТТ рыбоконцен­ трирующее перегораживающее устройство системой тросов под­ тягивают к роторному рыбовыгружателю, создавая необходимую ^концентрацию мелкой рыбы. Роторный рыбовыгружатель при по­ мощи восьми перфорированных ковшей выгружает рыбу на взвеши- •вающе-погрузочное устройство. Далее транспортером рыба по­ гружается на живорыбный транспорт.

I Для облова крупной рыбы одну сторону сети концентрирующего |устройства отцепляют от троса и оттягивают в противоположный 'конец рыбоуловителя, где устанавливают поперек рыбоуловителя.

304