Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
в бункере по мере заполнения поднимается на высоту 50 —80 мм, чем создается необходимый напор, который обеспечивает сравни тельно малую скорость прохождения личинок с водой по аппарату, исключающую их травмирование. Из бункера 2 через штуцера 11 личинки с водой поступают в перемешиватель-флейту, в котором они разделяются на два потока, направленные в противоположные стороны по касательным к цилиндру 12. В результате этого вода и личинки идут по спирали цилиндрической поверхности распреде лительного барабана, равномерно перемешиваясь. Цилиндр 12 исключает возможность случайных завихрений, чем обеспечивается равномерное распределение личинок перед отверстиями раздели тельной решетки 5. Проходя через разделительную решетку, поток делится на десять или двадцать пять частей. Одна часть по шлангу 6 поступает в емкость 4, остальные в емкость 1 и далее по сливному лотку 7 в пруд или в приготовленную для этих целей емкость.
После пропускания определенной партии личинок через аппарат емкость 4 отсоединяют от распределительного барабана и вынимают. Личинки в ней подсчитывают поштучно вручную, результат умно жают соответственно на десять или двадцать пять и, таким образом, определяется их исходное количество. Если отделившаяся часть
окажется значительной, то она может быть снова пропущена |
через |
аппарат и подсчету будет подлежать V1 0 0 , V25o или V e 2 5 |
часть |
от общего количества личинок в зависимости от количества отверстий
разделительной решетки. |
Производительность |
аппарата пример |
но 500 тыс. личинок в час |
при погрешности |
2—3%. |
ВЫБОР СХЕМ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОГРУЗКИ РЫБЫ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Погрузка живой рыбы в автотранспорт осуществляется теми же методами и средствами, что и выгрузка ее из различных гидротех нических сооружений, т. е. по краново-контейнерной, транспортер ной и тельферной схемам, описанным выше.
Как уже отмечалось, основной недостаток краново-контейнер- ных схем — ручная загрузка контейнеров софатами и сачками. При использовании высоких контейнеров наблюдается травмирова ние нижних слоев рыбы, а при загрузке и выгрузке рыбы — сбой чешуи.
Применение автомобильных кранов и автомашин со стреловыми кранами только для погрузочных работ нерентабельно. Однако у прудов, где отсутствует электроэнергия, автокраны приходится применять; целесообразнее же их использовать для комплекса по- грузочно-разгрузочных и транспортных работ.
Для погрузочных работ наиболее удобны полноповоротные краны
322
небольшой грузоподъемности; использовать стационарные гру зоподъемные краны для погрузки рыбы не рекомендуется.
Краново-контейнерную схему целесообразно применять для погрузки рыбы из рыбоуловителей и других рыбоприемных соору жений, когда не требуются ее сортировка и учет.
Транспортерный метод погрузки рыбы применяется во многих рыбхозах, где имеются ленточные наклонные транспортеры. Однако загрузка транспортеров часто производится вручную при помощи носилок, корзин, сачков и т. д., что снижает эффективность ме ханизации погрузочных работ. В некоторых рыбхозах (например, «Бисерово») загрузка погрузочных транспортеров осуществляется с помощью наклонных направляющих лотков, по которым предва рительно взвешенная рыба двигается под действием собственного веса.
На наклонные лотки рыба поступает из весовой емкости при открывании выпускного окна или при ее опрокидывании. При этом труд рабочих значительно облегчается, а травмирование рыбы уменьшается.
В транспортерных погрузочных схемах применяют передвижные наклонные ленточные, ковшовые, планчатые и скребковые тран спортеры. Гладкие ленты менее удобны из-за того, что угол наклона их ограничен и для погрузки рыбы в автомашины требуются более длинные конвейеры. Наиболее компактны ковшовые транспортеры.
Применение любых из указанных транспортеров для погрузки живой рыбы ведет к некоторым ее повреждениям, вызываемым не спокойным поведением рыбы на ленте или в ковшах. Во избежание этого рекомендуется сверху закрывать несущие органы конвейеров мягкими фартуками, а скребки, планки и ковши изготавливать так же из мягких материалов, например из транспортерной ленты, ре зины и т. д. Транспортерная схема наиболее применима для по грузки рыбы после ее сортировки и взвешивания.
Наряду с перечисленными выше средствами погрузки рыбы в некоторых хозяйствах накоплен практический опыт применения подвесных дорог с грузоподъемными устройствами, в основном с тельферами.
В живорыбно-сортировочной базе рыбхоза «Белое» и в Химкин ских садках в Москве применяются монорельсовые подвесные пути с электроталями и подвешиваемыми к ним контейнерами. Гидрорыбпроект также разработал несколько проектов применения тельферных схем для садковых баз.
В рыбхозе «Нагли» тельферная схема используется для погрузки товарной рыбы из рыбоуловителей нагульных прудов. Основной не достаток ее — необходимость постройки у каждого пруда стацио нарных сооружений, работающих в рыбхозах всего несколько дней.
V s 12* |
323 |
Таким образом, тельферные схемы погрузки рыбы находят при менение в основном в садках, где наряду с подъемом рыбы требуется осуществлять горизонтальное перемещение и погрузку ее в авто транспорт.
Монорельсовые схемы удобны тем, что не занимают площади, не мешают проходам и проездам в садках и могут использоваться для внутрицеховых перевозок рыбы при ее пересадке из одних бассей нов в другие, а также для выгрузки рыбы из прибывающего тран спорта.
Г л а в а X V I I I САДКОВЫЕ ХОЗЯЙСТВА
ТИ П Ы С А Д К О В
Впоследнее десятилетие в рыбоводстве большое распростране ние получило искусственное выращивание рыбы в предприятиях нового типа — садковых рыбоводных хозяйствах, использующих отработанные теплые воды ГРЭС, ТЭС и природные геотермальные
воды. Кроме того, начали получать развитие и садковые хозяйства в озерах. Таким образом, в рыбоводстве различают следующие ти пы садковых хозяйств:
А.Садковые выростные хозяйства
1.На теплых водах
а) сетчатые (стационарные и плавучие); б) бетонные (железобетонные); в) земляные.
2. Озерные.
Б. Садковые хозяйства для хранения рыбы
1.Земляные
2.Бетонные
3.Сетчатые (решетчатые)
С А Д К О В Ы Е В Ы Р О С Т Н Ы Е Х О З Я Й С Т В А
Садковый метод рыборазведения позволяет создавать различ ные рыбоводные предприятия индустриального типа: полносистем ные, нагульные, питомные, полностью управляемые и с длитель ным периодом работы (при поликультуре — круглогодично). Ос-
324
новными достоинствами таких рыбхозов является их небольшая площадь и высокая рыбопродуктивность.
Наибольшее распространение получили нагульные хозяйства с сетчатыми садками, размещаемыми в водоемах-охладителях и в сбросных каналах ТЭС. Эти хозяйства являются наиболее освоен ными и при соблюдении условий биотехники могут давать с 1 м2 площади садков 100 кг и более товарной рыбы, а последовательное выращивание различных видов рыб (летом — карп и растительно ядные, зимой — форель) позволит получать два-три урожая в год. Однако применение, где это возможно, стационарных земляных или бетонных садков удобнее, чем сетчатых, так как в них лучше обеспечивается регулирование температурного и газового режимов воды, а также легче решается механизация производственных про цессов.
Опыт последних лет показывает возможность создания садко вых хозяйств как на прямоточных ГЭС, так и на станциях с замк нутой системой охлаждения.
Садковые выростные хозяйства на теплых водах ГРЭС и ТЭС.
Характерными особенностями рыбоводных садковых хозяйств на
теплых водах являются: |
|
||
|
благоприятный температурный и гидрологический режим водое |
||
мов; |
|
|
|
|
интенсивный |
водообмен, обеспечивающий полную |
смену воды |
в |
садках за 5—6 |
мин; |
|
|
применение для кормления рыбы искусственных |
полноценных |
|
кормовых смесей; |
|
||
|
применение в садках сверхплотных посадок рыбы (до 400 штук |
||
на |
1 м2 ); |
|
|
многократное кормление рыбы (5—10 раз в сутки); правильный выбор объектов выращивания (карп, форель и др.); возможность максимальной механизации и автоматизации произ
водственных процессов.
Рассмотрим основные конструкции садков.
Общим в конструкции сетчатых садков является наличие кар каса, придающего жесткость сооружению, и ограждающего эле
мента — сетной дели или металлической |
сетки. |
||
Каркас может быть изготовлен из дерева, уголкового железа, |
|||
труб и |
синтетических пластмасс, |
в частности стеклопластика и |
|
т. п. |
|
|
|
Для обтяжки садков используют: стальную (черную) металли |
|||
ческую |
сетку с антикоррозионным покрытием (например, кузбасс- |
||
лаком), |
оцинкованную стальную |
сетку |
(плетеную), рыболовную |
сетную дель (латексированный капрон) и металлическую сетку из нержавеющей стали.
11—160 |
325 |
Рис. 134. Киришское садковое хозяйство:
1 — плот; 2 — садок; 3 — транспортер; 4 — ванна для профилактики рыбы; 5 — живорыб ный транспорт; 6 — склад кормов; 7 — кормушка; 8 — грузовой ковш; 9 — монорельсовый путь с талью.
Конструктивно садки выполняют в виде куба или параллелепи педа (чаще прямоугольника) с сетчатыми крышками во избежание выпрыгивания рыбы и сетчатым или сплошным дном (для умень шения потерь корма). Оптимальное соотношение длины и ширины садков 2 : 1 . Для удобства обслуживания садки размещают в сек ции каркаса в линию. Между секциями садков должны быть про ложены настилы для прохода персонала и проезда транспортных средств. Для лучшего водообмена расстояние между садками долж но быть не менее ширины садка, а расстояние от днища садков до дна водоема не менее 0,5 м.
Плавучие садки монтируют на плавсредствах, обеспечивающих их работоспособность и удобство обслуживания, бочках из-под го рючего, трубчатых поплавках, легких поплавковых материалах и т. д. Плотность посадки в сетчатые садки товарного карпа 150—
200 штук на 1 м3 |
воды. |
|
|
Сетчатые садки также располагают и в стационарных |
каркас |
||
ных устройствах |
свайного типа в водоемах-охладителях. Основной |
||
недостаток таких |
хозяйств — невозможность перемещения их в |
||
зону с оптимальной температурой воды. |
|
||
На |
рис. 134 показано п л а в у ч е е с а д к о в о е |
х о з я й |
|
с т в о |
в канале |
Киришской ГРЭС мощностью до 500 ц товарного |
|
карпа |
в год. |
|
|
|
|
326 |
|
1
Хозяйство расположено на пяти плотах, находящихся на рас стоянии 10 м друг от друга по длине канала. Каждый плот имеет 60 проемов с размещенными в них садками, по шесть садков в ряд. Плот состоит из пяти секций, соединенных между собой. Каждая секция в свою очередь состоит из четырех металлических понтонов, соединенных между собой швеллерами, на которых крепится нас тил из досок. Плоты имеют леерное ограждение по периметру и ре шетчатое ограждение, препятствующее попаданию сора в зону рас положения садков.
На берегу канала размещены следующие стационарные соору жения: механизированный склад на 200 т корма, административное помещение, навес для хранения и ремонта садков, передвижная емкость для профилактической обработки рыбы, склад для хране ния рыбоводного инвентаря.
Понтон представляет собой металлический цилиндр длиной 6 м и диаметром 600 мм, изготовленный из двухмиллиметровой листо вой стали.
Каркас садка изготовлен из стальных угольников, обтянутых нержавеющей стальной сеткой, съемная крышка изготовлена из двух рамок, обтянутых делью. Садки выполнены в форме усечен ной четырехгранной пирамиды, что позволяет при перевозке встав лять их один в другой. Размеры садков (в мм): в основании 1800 х X 1000, по верху 2150 X 1350 и по высоте 1500.
Корм закладывают в специальные кормушки, представляющие собой конические раструбы, установленные над поддоном с неболь шим зазором, через который корм может постепенно поступать в поддон.
Подвесная монорельсовая дорога монтируется на мачтах, уста новленных и закрепленных на швеллерах, соединяющих понтоны. По полосе на роликах перемещается каретка, к которой подвешена ручная таль грузоподъемностью 250 кг, служащая для доставки посадочного материала и корма к садкам и подъема садков.
Ковш для доставки корма к садкам представляет собой квад ратный ящик, изготовленный из листовой стали, емкостью 200 кг
гранулированного корма. |
|
|
|
|
Перевозка |
контейнеров с |
кормом |
по каналу осуществляется |
|
устройством, |
которое состоит |
из двух |
сигарообразных |
понтонов |
из листовой |
стали, соединенных платформой (типа катамарана). |
|||
В складе |
кормов вместимостью до |
200 т хранится |
расходный |
запас корма. Погрузка корма в ковши для доставки к плотам про изводится с помощью транспортера.
Емкость для профилактической обработки рыбы представляет собой передвижную ванну, которая состоит из двух отсеков, соеди ненных между собой. Габариты ванны: 3300 х 1500 X 1500 мм.
327