Файл: Гриб В.К. Комплексная механизация прудового рыбоводства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в бункере по мере заполнения поднимается на высоту 50 —80 мм, чем создается необходимый напор, который обеспечивает сравни­ тельно малую скорость прохождения личинок с водой по аппарату, исключающую их травмирование. Из бункера 2 через штуцера 11 личинки с водой поступают в перемешиватель-флейту, в котором они разделяются на два потока, направленные в противоположные стороны по касательным к цилиндру 12. В результате этого вода и личинки идут по спирали цилиндрической поверхности распреде­ лительного барабана, равномерно перемешиваясь. Цилиндр 12 исключает возможность случайных завихрений, чем обеспечивается равномерное распределение личинок перед отверстиями раздели­ тельной решетки 5. Проходя через разделительную решетку, поток делится на десять или двадцать пять частей. Одна часть по шлангу 6 поступает в емкость 4, остальные в емкость 1 и далее по сливному лотку 7 в пруд или в приготовленную для этих целей емкость.

После пропускания определенной партии личинок через аппарат емкость 4 отсоединяют от распределительного барабана и вынимают. Личинки в ней подсчитывают поштучно вручную, результат умно­ жают соответственно на десять или двадцать пять и, таким образом, определяется их исходное количество. Если отделившаяся часть

окажется значительной, то она может быть снова пропущена

через

аппарат и подсчету будет подлежать V1 0 0 , V25o или V e 2 5

часть

от общего количества личинок в зависимости от количества отверстий

разделительной решетки.

Производительность

аппарата пример­

но 500 тыс. личинок в час

при погрешности

2—3%.

ВЫБОР СХЕМ И УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОГРУЗКИ РЫБЫ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Погрузка живой рыбы в автотранспорт осуществляется теми же методами и средствами, что и выгрузка ее из различных гидротех­ нических сооружений, т. е. по краново-контейнерной, транспортер­ ной и тельферной схемам, описанным выше.

Как уже отмечалось, основной недостаток краново-контейнер- ных схем — ручная загрузка контейнеров софатами и сачками. При использовании высоких контейнеров наблюдается травмирова­ ние нижних слоев рыбы, а при загрузке и выгрузке рыбы — сбой чешуи.

Применение автомобильных кранов и автомашин со стреловыми кранами только для погрузочных работ нерентабельно. Однако у прудов, где отсутствует электроэнергия, автокраны приходится применять; целесообразнее же их использовать для комплекса по- грузочно-разгрузочных и транспортных работ.

Для погрузочных работ наиболее удобны полноповоротные краны

322


небольшой грузоподъемности; использовать стационарные гру­ зоподъемные краны для погрузки рыбы не рекомендуется.

Краново-контейнерную схему целесообразно применять для погрузки рыбы из рыбоуловителей и других рыбоприемных соору­ жений, когда не требуются ее сортировка и учет.

Транспортерный метод погрузки рыбы применяется во многих рыбхозах, где имеются ленточные наклонные транспортеры. Однако загрузка транспортеров часто производится вручную при помощи носилок, корзин, сачков и т. д., что снижает эффективность ме­ ханизации погрузочных работ. В некоторых рыбхозах (например, «Бисерово») загрузка погрузочных транспортеров осуществляется с помощью наклонных направляющих лотков, по которым предва­ рительно взвешенная рыба двигается под действием собственного веса.

На наклонные лотки рыба поступает из весовой емкости при открывании выпускного окна или при ее опрокидывании. При этом труд рабочих значительно облегчается, а травмирование рыбы уменьшается.

В транспортерных погрузочных схемах применяют передвижные наклонные ленточные, ковшовые, планчатые и скребковые тран­ спортеры. Гладкие ленты менее удобны из-за того, что угол наклона их ограничен и для погрузки рыбы в автомашины требуются более длинные конвейеры. Наиболее компактны ковшовые транспортеры.

Применение любых из указанных транспортеров для погрузки живой рыбы ведет к некоторым ее повреждениям, вызываемым не­ спокойным поведением рыбы на ленте или в ковшах. Во избежание этого рекомендуется сверху закрывать несущие органы конвейеров мягкими фартуками, а скребки, планки и ковши изготавливать так­ же из мягких материалов, например из транспортерной ленты, ре­ зины и т. д. Транспортерная схема наиболее применима для по­ грузки рыбы после ее сортировки и взвешивания.

Наряду с перечисленными выше средствами погрузки рыбы в некоторых хозяйствах накоплен практический опыт применения подвесных дорог с грузоподъемными устройствами, в основном с тельферами.

В живорыбно-сортировочной базе рыбхоза «Белое» и в Химкин­ ских садках в Москве применяются монорельсовые подвесные пути с электроталями и подвешиваемыми к ним контейнерами. Гидрорыбпроект также разработал несколько проектов применения тельферных схем для садковых баз.

В рыбхозе «Нагли» тельферная схема используется для погрузки товарной рыбы из рыбоуловителей нагульных прудов. Основной не­ достаток ее — необходимость постройки у каждого пруда стацио­ нарных сооружений, работающих в рыбхозах всего несколько дней.

V s 12*

323


Таким образом, тельферные схемы погрузки рыбы находят при­ менение в основном в садках, где наряду с подъемом рыбы требуется осуществлять горизонтальное перемещение и погрузку ее в авто­ транспорт.

Монорельсовые схемы удобны тем, что не занимают площади, не мешают проходам и проездам в садках и могут использоваться для внутрицеховых перевозок рыбы при ее пересадке из одних бассей­ нов в другие, а также для выгрузки рыбы из прибывающего тран­ спорта.

Г л а в а X V I I I САДКОВЫЕ ХОЗЯЙСТВА

ТИ П Ы С А Д К О В

Впоследнее десятилетие в рыбоводстве большое распростране­ ние получило искусственное выращивание рыбы в предприятиях нового типа — садковых рыбоводных хозяйствах, использующих отработанные теплые воды ГРЭС, ТЭС и природные геотермальные

воды. Кроме того, начали получать развитие и садковые хозяйства в озерах. Таким образом, в рыбоводстве различают следующие ти­ пы садковых хозяйств:

А.Садковые выростные хозяйства

1.На теплых водах

а) сетчатые (стационарные и плавучие); б) бетонные (железобетонные); в) земляные.

2. Озерные.

Б. Садковые хозяйства для хранения рыбы

1.Земляные

2.Бетонные

3.Сетчатые (решетчатые)

С А Д К О В Ы Е В Ы Р О С Т Н Ы Е Х О З Я Й С Т В А

Садковый метод рыборазведения позволяет создавать различ­ ные рыбоводные предприятия индустриального типа: полносистем­ ные, нагульные, питомные, полностью управляемые и с длитель­ ным периодом работы (при поликультуре — круглогодично). Ос-

324

новными достоинствами таких рыбхозов является их небольшая площадь и высокая рыбопродуктивность.

Наибольшее распространение получили нагульные хозяйства с сетчатыми садками, размещаемыми в водоемах-охладителях и в сбросных каналах ТЭС. Эти хозяйства являются наиболее освоен­ ными и при соблюдении условий биотехники могут давать с 1 м2 площади садков 100 кг и более товарной рыбы, а последовательное выращивание различных видов рыб (летом — карп и растительно­ ядные, зимой — форель) позволит получать два-три урожая в год. Однако применение, где это возможно, стационарных земляных или бетонных садков удобнее, чем сетчатых, так как в них лучше обеспечивается регулирование температурного и газового режимов воды, а также легче решается механизация производственных про­ цессов.

Опыт последних лет показывает возможность создания садко­ вых хозяйств как на прямоточных ГЭС, так и на станциях с замк­ нутой системой охлаждения.

Садковые выростные хозяйства на теплых водах ГРЭС и ТЭС.

Характерными особенностями рыбоводных садковых хозяйств на

теплых водах являются:

 

 

благоприятный температурный и гидрологический режим водое­

мов;

 

 

 

интенсивный

водообмен, обеспечивающий полную

смену воды

в

садках за 5—6

мин;

 

 

применение для кормления рыбы искусственных

полноценных

кормовых смесей;

 

 

применение в садках сверхплотных посадок рыбы (до 400 штук

на

1 м2 );

 

 

многократное кормление рыбы (5—10 раз в сутки); правильный выбор объектов выращивания (карп, форель и др.); возможность максимальной механизации и автоматизации произ­

водственных процессов.

Рассмотрим основные конструкции садков.

Общим в конструкции сетчатых садков является наличие кар­ каса, придающего жесткость сооружению, и ограждающего эле­

мента — сетной дели или металлической

сетки.

Каркас может быть изготовлен из дерева, уголкового железа,

труб и

синтетических пластмасс,

в частности стеклопластика и

т. п.

 

 

 

Для обтяжки садков используют: стальную (черную) металли­

ческую

сетку с антикоррозионным покрытием (например, кузбасс-

лаком),

оцинкованную стальную

сетку

(плетеную), рыболовную

сетную дель (латексированный капрон) и металлическую сетку из нержавеющей стали.

11—160

325


Рис. 134. Киришское садковое хозяйство:

1 — плот; 2 — садок; 3 — транспортер; 4 — ванна для профилактики рыбы; 5 — живорыб­ ный транспорт; 6 — склад кормов; 7 — кормушка; 8 — грузовой ковш; 9 — монорельсовый путь с талью.

Конструктивно садки выполняют в виде куба или параллелепи­ педа (чаще прямоугольника) с сетчатыми крышками во избежание выпрыгивания рыбы и сетчатым или сплошным дном (для умень­ шения потерь корма). Оптимальное соотношение длины и ширины садков 2 : 1 . Для удобства обслуживания садки размещают в сек­ ции каркаса в линию. Между секциями садков должны быть про­ ложены настилы для прохода персонала и проезда транспортных средств. Для лучшего водообмена расстояние между садками долж­ но быть не менее ширины садка, а расстояние от днища садков до дна водоема не менее 0,5 м.

Плавучие садки монтируют на плавсредствах, обеспечивающих их работоспособность и удобство обслуживания, бочках из-под го­ рючего, трубчатых поплавках, легких поплавковых материалах и т. д. Плотность посадки в сетчатые садки товарного карпа 150—

200 штук на 1 м3

воды.

 

Сетчатые садки также располагают и в стационарных

каркас­

ных устройствах

свайного типа в водоемах-охладителях. Основной

недостаток таких

хозяйств — невозможность перемещения их в

зону с оптимальной температурой воды.

 

На

рис. 134 показано п л а в у ч е е с а д к о в о е

х о з я й ­

с т в о

в канале

Киришской ГРЭС мощностью до 500 ц товарного

карпа

в год.

 

 

 

 

326

 

1


Хозяйство расположено на пяти плотах, находящихся на рас­ стоянии 10 м друг от друга по длине канала. Каждый плот имеет 60 проемов с размещенными в них садками, по шесть садков в ряд. Плот состоит из пяти секций, соединенных между собой. Каждая секция в свою очередь состоит из четырех металлических понтонов, соединенных между собой швеллерами, на которых крепится нас­ тил из досок. Плоты имеют леерное ограждение по периметру и ре­ шетчатое ограждение, препятствующее попаданию сора в зону рас­ положения садков.

На берегу канала размещены следующие стационарные соору­ жения: механизированный склад на 200 т корма, административное помещение, навес для хранения и ремонта садков, передвижная емкость для профилактической обработки рыбы, склад для хране­ ния рыбоводного инвентаря.

Понтон представляет собой металлический цилиндр длиной 6 м и диаметром 600 мм, изготовленный из двухмиллиметровой листо­ вой стали.

Каркас садка изготовлен из стальных угольников, обтянутых нержавеющей стальной сеткой, съемная крышка изготовлена из двух рамок, обтянутых делью. Садки выполнены в форме усечен­ ной четырехгранной пирамиды, что позволяет при перевозке встав­ лять их один в другой. Размеры садков (в мм): в основании 1800 х X 1000, по верху 2150 X 1350 и по высоте 1500.

Корм закладывают в специальные кормушки, представляющие собой конические раструбы, установленные над поддоном с неболь­ шим зазором, через который корм может постепенно поступать в поддон.

Подвесная монорельсовая дорога монтируется на мачтах, уста­ новленных и закрепленных на швеллерах, соединяющих понтоны. По полосе на роликах перемещается каретка, к которой подвешена ручная таль грузоподъемностью 250 кг, служащая для доставки посадочного материала и корма к садкам и подъема садков.

Ковш для доставки корма к садкам представляет собой квад­ ратный ящик, изготовленный из листовой стали, емкостью 200 кг

гранулированного корма.

 

 

 

Перевозка

контейнеров с

кормом

по каналу осуществляется

устройством,

которое состоит

из двух

сигарообразных

понтонов

из листовой

стали, соединенных платформой (типа катамарана).

В складе

кормов вместимостью до

200 т хранится

расходный

запас корма. Погрузка корма в ковши для доставки к плотам про­ изводится с помощью транспортера.

Емкость для профилактической обработки рыбы представляет собой передвижную ванну, которая состоит из двух отсеков, соеди­ ненных между собой. Габариты ванны: 3300 х 1500 X 1500 мм.

327