С увеличением твердости обрабатываемого материала умень шается фактическая глубина шлифования / ф , что не может не от разиться как на качестве обработки, так и на износе круга. Глу бина шлифования уменьшается также с уменьшением жесткости системы, но при этом увеличиваются микронеровности шлифо ванной поверхности и форсируется износ круга вследствие дроб ления.
Дробление возникает не только в связи с малой жесткостью системы, но еще и в большей степени от дефектов опор шифовальных кругов, неуравновешенности последних, неравномерной по дачи. Все это усиливает неровности обработанной поверхности и способствует образованию прижогов, шлифовочных трещин. Замечено, что склонность к таким дефектам возрастает с увели чением содержания в сталях легирующих элементов.
Роль смазочно-охлаждающих средств (СОС) в процессе шлифования
Процесс абразивной обработки всегда сопровождается высо кими мгновенными температурами и значительными силалш трения, что вызывает ряд нежелательных явлений, связанных с износом инструмента и качеством обработанной поверхности. Естественно, что здесь смазочно-охлаждающие средства должны играть положительную роль, если при выборе их учтены конкрет ные условия абразивной обработки, т. е. физико-химико-механи ческие свойства обрабатываемого материала, инструмента и сма
зочно-охлаждающих |
средств. Например, |
при шлифовании |
боль |
шинства инструментальных материалов |
кругами с керамичес |
кой связкой износ |
последних при использовании жидкости на |
водной основе выше, чем в случае сухого шлифования, а для |
кру |
гов с бакелитовой |
и вулканитовой связками—наоборот |
[172]. |
Исследования показали, что при шлифовании нержавеющей стали обработанная поверхность была лучше в случае применения осерненного масла в сравнении с эмульсией. При обдирке шлифо вание нередко происходит без применения СОС. Шлифование же, заточка и даже доводка алмазными кругами на металлической связке производятся обязательно с охлаждением.
Охлаждение маслом увеличивает удельный съем металла в не сколько раз в сравнении с сухдтм шлифованием, к тому же сни жаются потребляемая мощность и шероховатость обработанной поверхности. Особенно значителен эффект при шлифовании жаро прочных сплавов с заменой жидкости на водной основе маслами с присадкой серы и хлора.
Титановые сплавы успешно шлифуют, применяя охлаждение высокохлорированным маслом, и удовлетворительно при охлаж^ дении водным раствором нитридов. При этом удельный съем металла снижается с увеличением вязкости масла, а при шлифо вании жаропрочных сплавов на кобальтовой основе возрастает.