Файл: Вульф А.М. Резание металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

трение, повышается износ инструмента и производительность падает.

При оптимальном давлении вершины алмазных зерен постоянно заостряются за счет мельчайших скалываний, происходит самоза­

тачивание

круга [157].

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и следовало ожидать, при сухом шлифовании

силы

реза­

ния Рг

и Ру

выше, чем при мокром; здесь сказывается

решающая

роль трения, кроме того, жидкость смывает

шлам,

предохраняя

круг от засаливания

[158]. Для примера

приводятся

значения Р2

и Ри при плоском шлифовании стали электрокорундовыми

кру­

гами с

различными

связками

(табл.

56).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Таблица 56

 

Силы резания Ру и Рг

при плоском шлифовании (в кгс)

 

 

 

 

 

 

 

 

М о к р о е

 

С у х о е

М а т е р и а л ш л и ф о в а л ь н о г о

и и

° т а х

ш л и ф о в а н и е

 

ш л и ф о в а н и е

 

 

к р у г а

 

в

 

 

 

 

 

 

 

в

м/с

м/мин

в мкм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ру

 

 

ру

 

ЭБ,

хрупкая связка

 

18

3

30

27

11

 

54

16

 

18

3

50

61

28

 

113

35

 

 

 

 

 

ЭБ,

вязкая связка

 

18

3

30

24

19

 

25

14

 

18

3

50

55

40

 

55

30

 

 

 

 

 

Подтверждается и для шлифования положение об увеличении силы резания с увеличением ширины резания при торцевом фре­ зеровании, поскольку В этом случае увеличивается число ЗЕРЕН (зубьев) при контакте инструмента С обрабатываемой деталью и возрастает максимальная толщина среза, приходящаяся на одно зерно. На силы резания, помимо глубины резания и продольной и поперечной подач, влияет и зернистость круга. Так, при алмаз­

ном

шлифовании

твердого сплава ВК8 выведено уравнение

[18]

 

 

Рг = 6 3 , 5 ^ ° ' Ч 'род 5 по 9 п кгс,

 

где

k—постоянная,

зависящая от зернистости при 100-процент­

ной

концентрации

алмаза.

 

vK

При этом замечено, что

скорость шлифовального круга

почти не влияет на силы Рг и

Ру.

 

ИЗМЕРЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИЛ РЕЗАНИЯ ПРИ ШЛИФОВАНИИ

Для измерения сил резания при шлифовании, незначительных по величине, желательно применять приборы с чувствительными датчиками — динамометры с тензометрами сопротивления. На рис. 265, а показана схема устройства для измерения сил резания

444


<fприберу дпя измерении Р2

ТТГС В А'

,Е В С В А,

К прибору ins измерения Р„

Рис. 265. Тензометрический динамометр для шлифования:

А, В, С, D, Е — контакты д л я п о д к л ю ч е н и я к п р и б о р а м ; R1—^4

мостовые

с о п р о т и в л е н и я , RiR4 — с о п р о т и в л е н и я

п р о в о л о ч н ы х д а т ч и к о в на з а д н е м

ц е н т р е

 

 

Рг и Py при шлифовании [65]. Для регистрации силы Ру в любом положении шлифовального круга относительно обрабатываемой детали тензометрические мосты монтируются на переднем и за­ днем центрах — по два плеча (растяжение — сжатие) на проти­ воположных сторонах каждого центра. На двух других противо­

положных сторонах переднего и заднего

центров устанавливают

датчики сопротивления

для измерения

силы Рг.

На рис. 265, б показаны конструкция центра и общая схема

подключения мостов

к приборам. Регистрирующие приборы

имеют примерно одинаковую чувствительность, что дает возмож­

ность наблюдать соотношение сил Рг и Ру

в процессе шлифования.

Принципиальная

схема

подключения

измерительного моста

к прибору

EKBW

приведена

на рис. 265,

в. Два провода В и D,

выведенные

из прибора, подают питание на тензометрический мост,

а три провода А,

Е

я С снимают напряжение дисбаланса моста на

реохорд прибора и усилитель. Реохорд связан с электродвигателем, приводящим в движение указатель регистрирующей части прибора (каретки с пером).

В схеме предусмотрено регулирующее сопротивление Rn, позво­ ляющее установить начало записи (нулевое положение) в любой точке шкалы прибора.

Некоторые исследователи [75] экспериментально нашли, что силы резания при шлифовании металлов с различными механи­ ческими свойствами (стали 10, 20, У10А, ШХ15, Р18) приблизи­ тельно одинаковы. Объясняют это тем, что под действием высокой температуры шлифования металлы размягчаются и коэффициенты трения при этом также уравниваются. Но все это, очевидно, не относится к жаропрочным сталям и сплавам.

Если известна сила Ргср,

мощность, затрачиваемую при шли­

фовании, нетрудно вычислить по формулам (в кВт)

для

вращения

круга

 

 

 

Л/

—. РгсрУк .

 

 

к

102т) '

для

вращения

изделия

 

и60-102Г)"

Несмотря на малые силы резания при шлифовании, для вра­ щения кругатребуется сравнительно большая мощность вслед­ ствие больших скоростей вращения. Расход мощности на вращение изделия при его низких скоростях весьма мал. Вместе с тем необ­ ходимо отметить, что при обдирочном шлифовании, когда одно­ временно работающие несколько абразивных кругов срезают слой металла толщиной до 7—6 мм при весьма высокой производитель­ ности (до 360 кг/ч), требуются значительные мощности для вра­ щения инструментов и обрабатываемого изделия.

446


В литературе приводится пример обработки металла торцевым сегментным кругом 03040 мм, на вращение которого затрачивалось 184 кВт и на вращение стола с обрабатываемой деталью 55 кВт.

Температура в процессе шлифования

При высоких скоростях шлифования, наличии тупых углов (больших отрицательных передних углов у) у режущих абразивных зерен наблюдаются значительные упругие и пластические дефор­ мации стружки и обработанной поверхности, царапание (диспер­ гирование), внешнее трение. Все это вызывает тепловые явления, характеризующиеся мгновенной скоростью нагревания зоны ре­ зания (десятки тысяч градусов в секунду), образованием темпе­ ратурного поля достаточной глубины при высокой температуре (до ~1400°С) и быстрым охлаждением (сотни градусов в секунду) вглубь обрабатываемого металла.

Тепловые явления и давление приводят к изменению физиче­ ского состояния металла на определенной глубине, измельчению блоков, текстуированию и даже к фазовым и структурным превра­ щениям в тончайшем поверхностном слое обрабатываемого из­ делия. Исследования показали, что теплота, образующаяся при

шлифовании, поглощается в основном обрабатываемой

деталью

(69 — 84%),

абразивным

кругом (11 — 13%) и меньше

всего —

стружкой (до 8%), не в пример работы лезвийным

инструментом.

Можно

предполагать,

что эти относительные величины могут

изменяться

в зависимости

от параметров шлифования. Например

[69], при плоском шлифовании титанового сплава

ВТЗ-1 наблю­

далось значительное снижение температурного поля в обрабаты­ ваемой детали при шлифовании кругами повышенной теплопро­ водности (с алюминиевым наполнителем в связке) по сравнению с обработкой обычными кругами. Так, при шлифовании кругами обычной теплопроводности (Як = 2 , 1 к. кал/м-ч-град) темпера­ турное поле на шлифуемой поверхности под кругом имело 1170° С и на глубине h = 40 мкм — 720°С при работе кругом повышенной теплопроводности к = 6,7 ккал/м. ч. град) соответственно 990 и 600° С.

Попутно небезынтересно отметить, что в первом случае микро­ твердость изменялась от 290 кгс/мм2 на поверхности до 225 кгс/мм2 на глубине 40 мкм при исходной микротвердости 253; во втором случае соответственно 304—268 и 265. Установлено, что устало­ стная прочность образцов, шлифованных кругами повышенной теплопроводности, на 15% выше. Это связано со значительно сни­ женными поверхностными остаточными напряжениями.

Считают, что локализованный нагрев при шлифовании — главная причина образования остаточных напряжений. Послед­ ние могут быть различных знаков (сжатие или растяжение) и, следовательно, могут способствовать повышению долговечности деталей машин или, наоборот, сокращению срока их службы,

447


поскольку шлифование часто является заключительной техноло­ гической операцией.

На состояние поверхностного слоя после шлифования

влияет

много факторов. Так,

установлено

[170], что с увеличением ско­

рости круга от 15 до 40 м/с растягивающие напряжения

возрастали

вдвое

и достигали 70

кгс/мм2 на глубине 6—10 мкм,

причем осо­

бенно значительно с уменьшением зернистости абразивного

круга

и его пористости. Наоборот, при работе круга с открытой

струк­

турой

растягивающие

напряжения

уменьшались в

пять-шесть

раз. Положительное значение имеют тщательный подбор и заправка круга. Например, резкое уменьшение поверхностных растягива­ ющих напряжений и даже переход их в сжимающие напряжения, высокий класс чистоты (10—11-й класс) и точности (1—2-й класс) получали применением длительного выхаживания, тонкой правки мелкозернистого графитового круга, обладающего смазывающей способностью.

Изменением степени локализованного нагрева можно объяс­ нить, что на величину и знак напряжений влияют смазочноохлаждающие жидкости. В ряде случаев при охлаждении маслом создавались поверхностные напряжения сжатия, а водными

растворами — растяжения.

Здесь,

очевидно,

значительную

роль играли и силы трения, сниженные при

охлаждении

маслом.

 

 

 

Наблюдалось увеличение прогиба обрабатываемой детали при шлифовании с маслом, что, надо полагать, вызвано закономерным увеличением радиальной силы Ру вследствие уменьшения трения. Следовательно, напряженное состояние обрабатываемого изделия определяется как тепловыми, так и динамическими явлениями в процессе шлифования.

При форсированных режимах резания могут появиться локаль­ ные (глубиной до 20 мкм) зоны вторичной закалки с большим ко­ личеством аустенита. Вследствие местного перегрева возникает зона отпуска шлифования, на поверхности образуются прижоги, связанные с рекристаллизацией металла, т. е. с переходом мартенситной структуры в дисперсионный троостит. Причинами п'рижогов могут быть: паразитное трение связки; трение затупившихся зерен; засаливание круга.

В этом отношении весьма положительный эффект получается при шлифовании алмазными кругами с металлической связкой и к тому же с охлаждением. Например, при шлифовании твердо­ сплавных деталей вырубных штампов в зависимости от режимов резания температура на поверхности контакта колебалась в пре­ делах 500—1000°С при работебез охлаждения и 150—230°С — с охлаждением. Была возможность получить шероховатость до 13-го класса чистоты. Стоимость штампов из ВК20 повышалась в три-четыре раза, но стойкость их увеличивалась в 40—50 раз сравнительно со стальными [18].

448


ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРИ ШЛИФОВАНИИ

Изучение температурных полей при шлифовании помогает разработке рациональных режимов эксплуатации абразивных ин­ струментов. Для измерения температуры удобно использовать принцип полуискусственной термопары. Удачное оформление ее для абразивной обработки металлов показано на рис. 266, а [82]. Шлифуется по поверхности 5 образец из двух половинок; между

5)

0.005

Ф0.03

Рис.

266.

Термопара для

измерения

температуры

при шлифовании: а — об­

К дибратору щий

вид

образца; б —

осциллографа

термопара:

/ — ш л и ф у е м ы й о б р а з е ц ; 2 — э л е к т р о д ; 3 — и з о л я ­ ц и я ; 4 — г о л о в к а э л е к т р о д а ; 5 — о б р а б а т ы в а е м а я п о ­ в е р х н о с т ь

ними зажимается константановый электрод 2 с таким расчетом, чтобы суммарная толщина электрода с изоляцией 3 обеспечила получение между половинками шлифуемого образца щели шириной не более 0,01 мм (для кругов с зерном ЭБ 25—40). Это необходимо для получения контакта абразивного зерна с обеими кромками образца. Рекомендуется совпадение плоскости разъема шлифуе­ мого обрзца с плоскостью вращения шлифовального круга.

Чтобы обеспечить рекомендуемый контакт при отсутствии проволоки с диаметром менее 0,01 мм, разработана удачная кон­ струкция термоэлектрода полуискусственной термопары для фик­ сирования температурного поля. На рис. 266, б приведена схема

15 А . М . В у л ь ф

449