Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) способы систематизации с использованием характеристик случайных функций (процессов).

Среди способов систематизации первого направления необхо­ димо указать способ максимумов, размахов, пересечений, но наи-

т а х

большее распространение получил способ корреляционного счета (корреляционной таблицы) соседних максимумов и минимумов процесса.

На рис. IV. 14 приведен порядок занесения характерных точек цикла — максимума и минимума в корреляционную таблицу, т. е. каждая пара дает одно значение. Обработка осциллограмм позволяет получить корреляционные таблицы. Образец таблицы приводится на рис. IV. 15.

.89


Способ систематизации нагрузочного режима в виде корреля­ ционной таблицы основывается начположении о том, что для расчетов на усталость характер чередования амплитуд является мало существенным. Корреляционная таблица не учитывает ча­ стотного состава процесса нагружения. Поэтому вводится число

Разряды

-1

0

 

2

3

9

5

6

7

8

9

10 И 12 13 !9 15 16 17 18

 

 

полуоси

со

 

со

Со

со

со

720-900

-9001080

08Oi-\09ZI

12бО-то\

СО

0291]-\0081

 

1

со

СЧІ

0ZSl\-\0OL2

со

0m\-\0902

<o>

 

 

1

 

22

 

 

C\J

 

 

S

si

 

 

 

со

СО

Со

Со

 

Й

 

 

 

 

 

1

§

 

§

 

OQ

 

 

 

 

Икр,«-” V

1

 

*■5

?

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

на

<5.

СО

1

1

со

1

 

 

 

 

 

 

со

 

§

 

со

 

§

Entmin,

 

со

Со

Со

 

 

 

 

со

 

 

со

 

 

 

 

Со

 

 

 

 

 

 

 

 

Со

 

 

 

 

 

 

-7 -то-пео

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

I

 

 

 

2

-6

-1260-1080

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

-5

-1OSO-SO0

 

I

 

!

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

-9

-300-720 1

 

1 2

1

1

1

 

 

f

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

-J

-720-51*0

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

-590-360

 

2 1* 12 12 2

2

 

9

f

3

 

1

 

 

 

 

 

 

 

из

-J60-I80

 

1 9 317 29 3

2

9

9

9

2

2

1

1

1

1

 

 

 

 

377

0

-180-0

 

 

5

8939628 18 19 11 IS 5

2

1

 

 

 

 

590

- 1

0-180

 

 

 

17 98 13315756 26 11 8

3

і

 

!

 

 

 

 

968

2

180-360

 

 

 

 

10 61 91021859 29 13 9

5

1

1

1

 

 

1

 

806

3^

360г590

 

 

 

 

 

20 10228725783 21 11 8

2

2

2

 

1

795

9

51*0-720

 

 

 

 

 

 

26 61 27315056 12 13 3

1

 

 

1

559 ^

5

720-900

 

 

 

 

 

 

 

37 67 89 87 92 8

2

!

2

t

 

2

 

338

Б

300-1080

 

 

 

 

 

 

 

 

30 36 50 90 16 5

5

2

1

f

 

 

185

7

1080-1260

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 27 30 26 19 7 5

1

 

 

132

8

1260-т0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 2! 25 15 5

3

 

3

 

1

83

Э

то-то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 21 13 16 7

1

 

1

 

68

10

1620-1800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/5 25 11 6

3

3

 

6!

1!

1800-1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 11 12 2

3

 

93

п

1980-2160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

12 5

5

 

31

13

2160-231*0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

6

2

1

1

13

19

231*0-2520

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

8

15

2520-2700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

ЕTij max

г

1* 21 991ш 256718682692 939289175Ѣ2 97 66 60 29 15 IS 3

9578

Рис. IV. 15. Корреляционная таблица

циклов соц в единицу времени t или пути s и процесс нагружения сводится к процессу с постоянной частотой /.

Основное преимущество корреляционной таблицы: она не накладывает ограничений на систематизируемый случайный про­ цесс. Из корреляционной таблицы могут быть получены гисто­ граммы распределений максимумов, минимумов, размахов (ампли-

90


туд), для которых в соответствии с общепринятой методикой под­ бираются теоретические плотности распределения и затем под­ ставляются в качестве / (т) в формулу (IV. 17).

Второе направление в систематизации нагрузочных режимов с помощью теории случайных функций (процессов) возникло сравнительно недавно, но приобретает все большее значение бла­ годаря использованию вычислительных машин.

Наибольшее применение нашли методы теории случайных функций в радиотехнике, автоматическом управлении, следящих системах и т. д.

Известно, что [IV. 1,9] случайные процессы могут быть стацио­ нарными, нестационарными, нормальными и отличными от нор­ мальных и т. д. При решении большинства прикладных задач считают, что рассматриваемые случайные процессы являются стационарными и нормальными. Это позволяет производить их оценку в рамках корреляционной теории при помощи следующих характеристик [реализация процесса s (t) на интервале 0—Т\:

среднего значения случайного процесса

 

т

 

=

4 - J s(t)dt-,

(IV.28)

дисперсии

о

 

т

 

 

 

Ds = а; = ~

[ [s (0 — msf d t ;

(IV.29)

 

о

 

корреляционной функции

 

 

Т—т

 

 

Ш = тЫ j [s (0 — ms] [s (if -f- X) — ms]

(IV.30)

о

 

 

Помимо этого вводится спектральная плотность Ss (со), свя­ занная с корреляционной функцией соотношением

 

СО

 

Ss (®) =

I ks(T) cos ®тdx

(IV.31)

', о

ипредставляющая собой распределение дисперсий амплитуд по частотам.

Для нормального стационарного случайного процесса одно­

мерная функция распределения f (т) определяется по формуле

(IV. 18)

с

параметрами т и стт, которые находятся по формулам

(IV. 28)

и

(IV.29).

Наибольшее распространение получили узкополосные нормаль­ ные стационарные процессы. Под шириной спектра понимается

величина

О

 

 

 

е

nq

(IV.32)

m0rn4

 

 

91


где m0 = Ds\

СО

(ІѴ.ЗЗ)

о

со

(IV.34)

о

Полагают, что процессы с е <j 0,4 могут рассматриваться как узкополосные. Амплитуда такого процесса подчиняется закону распределения Релея, см. формулу (ІѴ.22а),

(IV.35)

где А, определяется по формуле (ІѴ.29).

Число выбросов процесса s (t) за уровень s = ms в единицу времени для узкополосного процесса совпадает с числом циклов

(IV.36)

где

Тэ — эффективный период; 'D j определяется

по

формуле

(ІѴ.ЗЗ).

 

 

 

 

 

Список литературы к гл. IV

 

 

М.,

1. Б о л о т и н

В. В. Статистические методы в строительной

механике.

Стройиздат, 1965, 280 с.

А. Д. Математи­

 

2. Г н е д е н к о

Б. В., Б е л я е в Ю. К-, С о л о в ь е в

ческие методы в теории надежности. М., «Наука», 1965, 524 с.

 

 

3.Г о р е л и к А. М. Определение долговечности рессор. — «Автомобильная промышленность», 1957, № 2, с. 26—32.

4.Методика статистической обработки эмпирических данных РТМ 44—62М.

Стандартгиз, 1963, 112 с.

 

 

5. Механическая усталость в статистическом аспекте. Сборник статей. М.,

«Наука», 1969, 174 с.

Техника статистических

вычислений.

6. М и т р о п о л ь с к и й А. К.

2-е издание. М., «Наука», 1971, 576 с.

В. П., Ш н е й д е р о в и ч

Р. М. Несу­

7. С е р е н с е н С. В., К о г а е в

щая способность и расчеты деталей машин на прочность. Изд. 2-е. М., Машгиз,

1963, 451 с.

С. В., Г р о м а н

М. Б.,

К о г а е в В. П. и др. Валы

8.

С е р е н с е н

и оси.

М., «Машиностроение», 1970, 319

с.

подрессоривання транспортных

9.

С и л а е в А. А. Спектральная

теория

' машин.

М., Машгиз,

1963, 167 с.

 

 


Г Л А В А V

СЦЕПЛЕНИ Е

§ 19. ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕПЛЕНИЮ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Сцепление позволяет отключать двигатель от трансмиссии и осуществлять с необходимой плавностью обратное его вклю­

чение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

помощью сцепления

осуществляется трогание

автомобиля

с места от начальной скорости

ѵ =

 

0 до

скорости цт т ,

соответ­

ствующей

минимальному

устойчивому

числу оборотов

двига­

теля

пт1п. Эта скорость

близка "к

скорости

конца

буксования

сцепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V min

О 377

/Lmmfr

 

 

 

 

 

 

 

 

(к(д 1о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

rtmln — минимальное

устойчивое

число

оборотов

двигателя

в минуту;

гк — „радиус колеса,

м;

ік,

ід,

і0 — передаточные

числа коробки передач, дополнительной коробки и главной пе­ редачи.

Выключение сцепления необходимо при переключении передач, торможении автомобиля до полной остановки (во избежание заглохания двигателя), а также для снижения сопротивления проворачиванию при пуске в ход двигателя при низких темпера­ турах и в некоторых других случаях.

Требования к сцеплению: _ 1) возможность плавного включения сцепления; желательно

наличие устройств, снижающих динамические нагрузки в транс­ миссии при резком включении сцепления;

2)надежная работа без перегрева и значительных износов пар трения в тяжелых дорожных условиях и при наличии прицепов, когда имеют место более частое выключение и включение сцепления

иповышение его буксования;

3)малые моменты инерции ведомых элементов сцепления, сни­ жающие ударные нагрузки на зубья шестерен и работу трения

синхронизатора при переключении передач;

4)полное (чистое) выключение сцепления, при котором веду­ щие детали «не ведут» за собой ведомые;

5)возможность автоматизации процесса включения и выклю­ чения сцепления с целью облегчения работы водителя.

Классификация сцеплений приведена в табл. Ѵ.1.

93