Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
2) способы систематизации с использованием характеристик случайных функций (процессов).
Среди способов систематизации первого направления необхо димо указать способ максимумов, размахов, пересечений, но наи-
т а х
большее распространение получил способ корреляционного счета (корреляционной таблицы) соседних максимумов и минимумов процесса.
На рис. IV. 14 приведен порядок занесения характерных точек цикла — максимума и минимума в корреляционную таблицу, т. е. каждая пара дает одно значение. Обработка осциллограмм позволяет получить корреляционные таблицы. Образец таблицы приводится на рис. IV. 15.
.89
Способ систематизации нагрузочного режима в виде корреля ционной таблицы основывается начположении о том, что для расчетов на усталость характер чередования амплитуд является мало существенным. Корреляционная таблица не учитывает ча стотного состава процесса нагружения. Поэтому вводится число
Разряды |
-1 |
0 |
|
2 |
3 |
9 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 И 12 13 !9 15 16 17 18 |
|
|||||||||
|
полуоси |
со |
|
со |
Со |
со |
со |
720-900 |
-9001080 |
08Oi-\09ZI |
12бО-то\ |
СО |
0291]-\0081 |
|
1 |
со |
СЧІ |
0ZSl\-\0OL2 |
со |
0m\-\0902 |
<o> |
|
|
1 |
|
22 |
|
|
C\J |
|
|
S |
si |
|
|||||||||||
|
|
со |
СО |
Со |
Со |
|
Й |
|
|
|
|
|
1 |
§ |
|
§ |
|
OQ |
|
|
|
|
|
Икр,«-” V |
1 |
|
*■5 |
? |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|||
|
на |
<5. |
СО |
1 |
1 |
со |
1 |
|
|
|
|
|
|
со |
|
§ |
|
со |
|
§ |
Entmin, |
|
|
со |
Со |
Со |
|
|
|
|
со |
|
|
со |
|
|
|||||||||
|
|
Со |
|
|
|
|
|
|
|
|
Со |
|
|
|
|
|
|
|||||
-7 -то-пео |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
I |
|
|
|
2 |
|
-6 |
-1260-1080 |
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
||
-5 |
-1OSO-SO0 |
|
I |
|
! |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
-9 |
-300-720 1 |
|
1 2 |
1 |
1 |
1 |
|
|
f |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||
-J |
-720-51*0 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
||||
|
-590-360 |
|
2 1* 12 12 2 |
2 |
|
9 |
f |
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
из |
||||
-г |
-J60-I80 |
|
1 9 317 29 3 |
2 |
9 |
9 |
9 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
377 |
||||
0 |
-180-0 |
|
|
5 |
8939628 18 19 11 IS 5 |
2 |
1 |
|
|
|
|
590 |
||||||||||
- 1 |
0-180 |
|
|
|
17 98 13315756 26 11 8 |
3 |
і |
|
! |
|
|
|
|
968 |
||||||||
2 |
180-360 |
|
|
|
|
10 61 91021859 29 13 9 |
5 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
806 |
|||||||
3^ |
360г590 |
|
|
|
|
|
20 10228725783 21 11 8 |
2 |
2 |
2 |
|
1 |
795 |
|||||||||
9 |
51*0-720 |
|
|
|
|
|
|
26 61 27315056 12 13 3 |
1 |
|
|
1 |
559 ^ |
|||||||||
5 |
720-900 |
|
|
|
|
|
|
|
37 67 89 87 92 8 |
2 |
! |
2 |
t |
|
2 |
|
338 |
|||||
Б |
300-1080 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 36 50 90 16 5 |
5 |
2 |
1 |
f |
|
|
185 |
|||||
7 |
1080-1260 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 27 30 26 19 7 5 |
1 |
|
|
132 |
|||||||
8 |
1260-т0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 2! 25 15 5 |
3 |
|
3 |
|
1 |
83 |
||||
Э |
то-то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 21 13 16 7 |
1 |
|
1 |
|
68 |
||||
10 |
1620-1800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/5 25 11 6 |
3 |
3 |
|
6! |
||||
1! |
1800-1980 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 11 12 2 |
3 |
|
93 |
||||
п |
1980-2160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
12 5 |
5 |
|
31 |
||
13 |
2160-231*0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
6 |
2 |
1 |
1 |
13 |
19 |
231*0-2520 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
1 |
8 |
||
15 |
2520-2700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
ЕTij max |
г |
1* 21 991ш 256718682692 939289175Ѣ2 97 66 60 29 15 IS 3 |
9578 |
Рис. IV. 15. Корреляционная таблица
циклов соц в единицу времени t или пути s и процесс нагружения сводится к процессу с постоянной частотой /.
Основное преимущество корреляционной таблицы: она не накладывает ограничений на систематизируемый случайный про цесс. Из корреляционной таблицы могут быть получены гисто граммы распределений максимумов, минимумов, размахов (ампли-
90
туд), для которых в соответствии с общепринятой методикой под бираются теоретические плотности распределения и затем под ставляются в качестве / (т) в формулу (IV. 17).
Второе направление в систематизации нагрузочных режимов с помощью теории случайных функций (процессов) возникло сравнительно недавно, но приобретает все большее значение бла годаря использованию вычислительных машин.
Наибольшее применение нашли методы теории случайных функций в радиотехнике, автоматическом управлении, следящих системах и т. д.
Известно, что [IV. 1,9] случайные процессы могут быть стацио нарными, нестационарными, нормальными и отличными от нор мальных и т. д. При решении большинства прикладных задач считают, что рассматриваемые случайные процессы являются стационарными и нормальными. Это позволяет производить их оценку в рамках корреляционной теории при помощи следующих характеристик [реализация процесса s (t) на интервале 0—Т\:
среднего значения случайного процесса
|
т |
|
= |
4 - J s(t)dt-, |
(IV.28) |
дисперсии |
о |
|
т |
|
|
|
|
|
Ds = а; = ~ |
[ [s (0 — msf d t ; |
(IV.29) |
|
о |
|
корреляционной функции |
|
|
Т—т |
|
|
Ш = тЫ j [s (0 — ms] [s (if -f- X) — ms] |
(IV.30) |
|
о |
|
|
Помимо этого вводится спектральная плотность Ss (со), свя занная с корреляционной функцией соотношением
|
СО |
|
Ss (®) = |
I ks(T) cos ®тdx |
(IV.31) |
', о
ипредставляющая собой распределение дисперсий амплитуд по частотам.
Для нормального стационарного случайного процесса одно
мерная функция распределения f (т) определяется по формуле
(IV. 18) |
с |
параметрами т и стт, которые находятся по формулам |
(IV. 28) |
и |
(IV.29). |
Наибольшее распространение получили узкополосные нормаль ные стационарные процессы. Под шириной спектра понимается
величина |
О |
|
|
|
|
||
е |
nq |
(IV.32) |
|
m0rn4 |
|||
|
|
91
где m0 = Ds\
СО
(ІѴ.ЗЗ)
о
со
(IV.34)
о
Полагают, что процессы с е <j 0,4 могут рассматриваться как узкополосные. Амплитуда такого процесса подчиняется закону распределения Релея, см. формулу (ІѴ.22а),
(IV.35)
где А, определяется по формуле (ІѴ.29).
Число выбросов процесса s (t) за уровень s = ms в единицу времени для узкополосного процесса совпадает с числом циклов
(IV.36)
где |
Тэ — эффективный период; 'D j определяется |
по |
формуле |
|
(ІѴ.ЗЗ). |
|
|
|
|
|
|
Список литературы к гл. IV |
|
|
М., |
1. Б о л о т и н |
В. В. Статистические методы в строительной |
механике. |
|
Стройиздат, 1965, 280 с. |
А. Д. Математи |
|||
|
2. Г н е д е н к о |
Б. В., Б е л я е в Ю. К-, С о л о в ь е в |
||
ческие методы в теории надежности. М., «Наука», 1965, 524 с. |
|
|
3.Г о р е л и к А. М. Определение долговечности рессор. — «Автомобильная промышленность», 1957, № 2, с. 26—32.
4.Методика статистической обработки эмпирических данных РТМ 44—62М.
Стандартгиз, 1963, 112 с. |
|
|
5. Механическая усталость в статистическом аспекте. Сборник статей. М., |
||
«Наука», 1969, 174 с. |
Техника статистических |
вычислений. |
6. М и т р о п о л ь с к и й А. К. |
||
2-е издание. М., «Наука», 1971, 576 с. |
В. П., Ш н е й д е р о в и ч |
Р. М. Несу |
7. С е р е н с е н С. В., К о г а е в |
щая способность и расчеты деталей машин на прочность. Изд. 2-е. М., Машгиз,
1963, 451 с. |
С. В., Г р о м а н |
М. Б., |
К о г а е в В. П. и др. Валы |
|
8. |
С е р е н с е н |
|||
и оси. |
М., «Машиностроение», 1970, 319 |
с. |
подрессоривання транспортных |
|
9. |
С и л а е в А. А. Спектральная |
теория |
||
' машин. |
М., Машгиз, |
1963, 167 с. |
|
|
Г Л А В А V
СЦЕПЛЕНИ Е
§ 19. ТРЕБОВАНИЯ К СЦЕПЛЕНИЮ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Сцепление позволяет отключать двигатель от трансмиссии и осуществлять с необходимой плавностью обратное его вклю
чение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
помощью сцепления |
осуществляется трогание |
автомобиля |
|||||||
с места от начальной скорости |
ѵ = |
|
0 до |
скорости цт т , |
соответ |
|||||
ствующей |
минимальному |
устойчивому |
числу оборотов |
двига |
||||||
теля |
пт1п. Эта скорость |
близка "к |
скорости |
конца |
буксования |
|||||
сцепления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V min |
О 377 |
/Lmmfr |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
(к(д 1о |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
rtmln — минимальное |
устойчивое |
число |
оборотов |
двигателя |
|||||
в минуту; |
гк — „радиус колеса, |
м; |
ік, |
ід, |
і0 — передаточные |
числа коробки передач, дополнительной коробки и главной пе редачи.
Выключение сцепления необходимо при переключении передач, торможении автомобиля до полной остановки (во избежание заглохания двигателя), а также для снижения сопротивления проворачиванию при пуске в ход двигателя при низких темпера турах и в некоторых других случаях.
Требования к сцеплению: _ 1) возможность плавного включения сцепления; желательно
наличие устройств, снижающих динамические нагрузки в транс миссии при резком включении сцепления;
2)надежная работа без перегрева и значительных износов пар трения в тяжелых дорожных условиях и при наличии прицепов, когда имеют место более частое выключение и включение сцепления
иповышение его буксования;
3)малые моменты инерции ведомых элементов сцепления, сни жающие ударные нагрузки на зубья шестерен и работу трения
синхронизатора при переключении передач;
4)полное (чистое) выключение сцепления, при котором веду щие детали «не ведут» за собой ведомые;
5)возможность автоматизации процесса включения и выклю чения сцепления с целью облегчения работы водителя.
Классификация сцеплений приведена в табл. Ѵ.1.
93