Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
В двойном кардане для первого шарнира соотношение между углами поворота а (вал А) и ß (вал В) выражаются формулой
tg а = tg ß cos
Для второго шарнира соотношения между углами поворота а (вал С) и ß (вал В) будут tg cp = tg ß cos у2-
Рис. VIII. 1. Углы поворота и угловые скорости вращения карданных валов:
/ |
— изменение разности а —ß за половину оборота вала А; 2— из |
|
менение угловых скоростей валов |
А , В и С за половину оборота |
|
• |
пала |
А |
Приравнивая tg ß из двух последних формул для шарниров I и II, получим
|
t g « _ |
tgcp- |
|
|
cos Yi |
cos y2 ’ |
|
откуда |
f |
|
|
|
|
|
|
|
t g c p ^ t g a ^ . |
(VIII.3) |
|
При Yi = У 2 |
получим tg cp = |
tg а, т. e. вал С повернется на |
|
угол ср, равный |
углу а поворота вала А. |
|
215
Угловая скорость вала С может быть найдена из графика (рис. V III.1) угловых скоростей валов А и В первого шарнира и В и С второго шарнира при условии, что вилки валов А и В рас положены друг относительно друга под углом 90°. График на рис. VIII. 1 построен для углов у = 30°.
Необходимым условием, определяющим равенство угловых
скоростей соА и сос, является равенство углов yj = у2- |
Это усло |
|
вие |
удовлетворяется и л и же конструкцией крепления |
опор ва |
лов |
А и С (при передаче момента от КПП на ведущий |
мост), или |
специальными осями 2 и 5 (рис. V III.7) при сдвоенном карданном шарнире.
Рассмотрим кинематику кардана равных угловых скоростей с делительными канавками, применяемого в приводах на перед ние и управляемые колеса многих автомобилей (VIII.2). На схеме
(рис. V III.2) реальный |
кардан заменяется двумя валами А и С |
со стержнями длиной х |
и у, соприкасающимися в точке р и пере |
дающими усилие.от вала А к валу С. Если повернуть вал А на угол а, то вал С повернется на угол ß. Точка р соприкосновения стержней займет положение р ±.
Если опустить перпендикуляр из точки р ± на плоскость А 'р С , то он пересечет эту плоскость в точке Q. Из точки Q опускаются
перпендикуляры QR и QS на |
продолжение, осей валов А и С. |
||
Имеем: |
из AP'iQK |
PiQ = PiS sin ß; |
|
|
|||
|
из А |
|
PiQ — PiR sin а; |
|
piQS |
|
|
|
|
Pi^R = X sin Ѳ; |
|
|
из А ^ Ѵ і^ |
PiS — у sin Ѳ*. |
|
Из последних |
из АС'рз.5 |
|
|
|
уравнений можно найти: |
||
|
PiQ — xsin а sin Ѳ; |
= г/ sin ß sin 0X, |
216
откуда
. а
Sin ß =
r
A ' S i n |
Ѳ s i n а |
/ \ 7 T T T A \ |
|
------ : |
ö— . |
(VIII.4) |
|
у s i n Ѳі |
v |
' |
Выразим X и у через известные величины. Для этого из треуголь ников А'Ор1 и СгОр1 найдем, полагая Ор1 = z
z2 — X2 + а2— 2ах cos 0 и z2 = у 2 + Ь2— 2by cos Ѳ
откуда |
___________ |
|
х = |
± ]/z 2 — а2 sin 2Ѳ] -j- о cos Ѳ; |
|
у = |
± Y z2 — ö2sin201 |
-\-bCOS0!. |
Подставляя x и у в формулу '(VIII.4), получим
sin ß = |
sin а |
sin Ѳ iKz2 — а2 sin 2Ѳ+ |
а cos Ѳ |
(VIII.5) |
---- „— , |
Г-- |
|||
|
|
sin Ѳх іД г2 — Ь 2 sin 2Ѳ + |
bcos Ѳ |
|
Если 0 = Ѳ] и |
а = |
6, то sin а = sin ß, |
т. е. углы |
поворота |
валов Л и С, а следовательно, и угловые скорости соА и сос будут одинаковыми, а это и требуется от карданного шарнира равных угловых скоростей.
§ 36. КОНСТРУКЦИИ КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ И ИХ АНАЛИЗ
Схемы размещения карданных валов на автомобиле и передачи момента на ведущие мосты представлены на рис. ѴІІІ.З.
Момент от коробки передач или раздаточной коробки к мосту двухосного автомобиля традиционной компоновки 2x4 обычно подводится валом с двумя или тремя карданными шарнирами. В трех- и четырехосных автомобилях для подвода момента к мо стам, расположенным далеко от раздаточной коробки, находят применение многошарнирные карданные передачи (рис. ѴІІІ.З, б).
При наличии карданного вала с двумя шарнирами и подвески, представленной на рис. ѴІІІ.З, а вертикальная реакция дороги Z2; тяговая Рр или тормозная Рх силы; осевые (боковые) силы
± Y = Z2cp, приложенные к колесу (точка О*), а также реактивные моменты от сил Рр или Рх Мр — Рргк или Мх = Рхгк восприни маются рессорами.
Кроме крутящего момента на карданный вал воздействуют осевые силы Q, возникающие при колебаниях ведущего моста на рессорах вследствие трения в шлицевом соединении вала. Осевые перемещения вала имеют место из-за несовпадения центров ка чания моста Ог и карданного вала 0 2. Радиусы R x и R 2 не равны друг другу. Величина осевого перемещения на преобладающих режимах эксплуатации незначительна и составляет 2—4 мм.
У автомобилей с одинарным шарниром и карданной трубой (рис. ѴІІІ.З, б) силы Рр или Рх, также реактивные моменты Мр или Мх воспринимаются и передаются на раму автомобиля через карданную трубу с шаровым соединением. В этом случае кардан-
217
218
Рис.. VIII.3. Схемы передачи момента на ведущие мосты карданными валами в двух- и ^трехосных автомобилях: а — валом с двумя карданными шарнирами; б — валом с одним шарниром и карданной трубой; в— двумя карданными валами — к среднему и заднему мостам
ный вал передает только крутящий момент. Осевые силы Y вос принимаются рессорами, оба конца которых имеют в известных пределах подвижность в продольном направлении. Наличие карданной трубы усложняет конструкцию и увеличивает вес карданной передачи.
Конструкция промежуточного карданного вала грузового авто мобиля с двумя одинарными шарнирами неравных угловых ско ростей представлена на рис. VII 1.4. Значительный диаметр как трубчатой 1, так и шлицованной 2 телескопической частей вала способствует повышению критического числа оборотов (гл. VIII, § 37). Промежуточной опорой является шариковый подшипник 3, размещенный в резиновом блоке 4. Сальник 5 защищает телеско пическое соединение от пыли и грязи. Таким образом, весь кардан ный вал, считая от коробки передач до главной передачи ведущего моста, имеет три карданных шарнира.
В задней тележке трехосного автомобиля с двумя карданными валами момент к среднему мосту II подводится от раздаточной коробки 1 валом 3 (рис. V III.3, в) с двумя шарнирами. К заднему мосту III момент подводится проходными валами 2 и 5 с четырьмя шарнирами, имеющими промежуточную опору 4 на балке моста II. Цифрой 6 обозначены реактивные штанги, воспринимающие реак тивные крутящие моменты на двух мостах задней тележки.
Карданный вал 5, расположенный между двумя мостами II и III, работает в неблагоприятных условиях, так как длина L3 мала и углы у при перекосах мостов достигают высоких значений. Также велики осевые перемещения в шлицованной части вала, что увеличивает износ шлицевого соединения. Вал, передающий момент от раздаточной коробки к мосту II, работает в лучших условиях. /
В задней талежке трехосного автомобиля сквозным или про ходным карданным валом (рис. V III.5, б и рис. IX.3) момент под водится последовательно к мостам II и III. Число карданных шар ниров в этом случае меньше, чем в двухвальной трансмиссии (4 против 6). Однако двухступенчатый редуктор в каждом мосту усложняет конструкцию и увеличивает вес. Тем не менее в на стоящее время передача к задней тележке трехосного автомобиля одним карданным валом получает заметное распространение.
Карданные валы к задним мостам трехосных автомобилей передают крутящий момент и нагружены осевыми силами, воз никающими в шлицевых соединениях при относительных пере мещениях мостов.
Для передачи момента при углах у, не превышающих 5°, при меняются резиновые блоки вместо шарниров (упругий кардан). Максимальная величина угла определяется возможной деформа цией резиновых блоков. Преимуществом упругого кардана яв ляется то обстоятельство, что в нем отпадает необходимость в смазке вследствие отсутствия трущихся пар. Кроме того, рези новые блоки уменьшают крутильную жесткость передачи и тем
219
Рис. VIII.4. Промежуточный карданный вал с опорой между шарнирами
Рис. VIII.5. Типы карданных передач: а — сдвоенный карданный шарнир с рези- новыми кольцами; о — схема передачи момента у трехосного автомобиля с одним
карданным валом:
' |
- |
симметричный дифференциал; 2 - двухступенчатый |
редуктор моста- |
|
момент на |
“ передний мосты; 5 - допсйнительЙаВДйЖ р^ |
|||
3 |
проходной вал заднего моста; 4 |
— несимметричный дифференциал |
аспределяющий |
|
|
|
ньш редуктор, I, //, Ш |
— передний, средний и задний мосты |
-221
222
самым снижают величины динамических нагрузок при резком включении сцепления (см. рис. V III.5, а).
Пример карданной передачи на ведущие и управляемые ко леса автомобиля с независимой подвеской колес представлен на рис. V III.6. Момент от главной передачи к ведущему колесу под водится валами с двумя шарнирами равных угловых скоростей кулачкового типа 1 и 3. Направляющим устройством подвески являются рычаги 2 и 4, которые воспринимают силы и моменты,
действующие от дороги на колесо. |
ш а р н и р о в |
н е |
|||
Типичная конструкция к а р д а н н ы х |
|||||
р а в н о й |
у г л о в о й с к о р о с т и приведена на рис. VIII.4 |
||||
и VIII.12. |
Крестовина кардана с игольчатыми подшипниками, |
||||
размещенными |
в |
колпачках, обеспечивает |
надежную |
работу |
|
и высокий |
к. |
п. д. |
при. хорошей смазке. |
|
|
Надежность и долговечность работы карданной передачи в зна чительной степени зависят от конструкции и состояния сальни ковых уплотнений игольчатых подшипников крестовины. Кардан ные шарниры работают в пыли, грязи, воде, попадание которых влечет за собой разрушение иголок и колпачков, изготовленных с высокой точностью. Уплотнительные манжеты должны удержи вать смазку в шарнире в течение срока между заправками.
Существенное повышение эксплуатационных характеристик автомобиля будет иметь место при применении пар трения кресто
вина — вилка, |
не |
требующих |
смазки. |
р а з н ы х |
у г л о в ы х |
К а р д а н н ы е |
ш а р н и р ы |
||||
с к о р о с т е й |
(синхронные |
шарниры) применяются преиму |
щественно при передаче момента на ведущие и управляемые ко леса. На рнс. V III.7 представлен сдвоенный карданный шарнир, состоящий из двух простых карданных шарниров 1 и 6 с укоро ченным валом между ними. Деталь 4 выполняет роль промежу точного вала, связывающего между собой шарниры 1 и 6. Равен ство углов у х и у а каждого из шарниров обеспечивается осями 2 и 5, соединенными шаровым шарниром 3.
Карданный шарнир кулачкового типа (фирма «Тракта») пред ставлен на рис. V III.8, а. Он состоит из двух вилок 1 и 4, изго товленных за одно целое с соответствующими валами, и двух кулачков специальной формы 2 и 3. Вилки 1 и 4 могут переме щаться в вертикальной плоскости по канавкам соответствующих кулачков. В свою очередь кулачки 2 к 3 могут смещаться друг относительно друга в горизонтальной плоскости. Весь шар нир заключен в кожух 5. Максимальный угол поворота, при
котором может |
работать кардан этого |
типа, |
составляет |
около 40°. |
детали этого карданного |
шарнира |
работают |
Сопряженные |
в условиях трения скольжения. Поэтому шарнир данного типа имеет более низкий к. п. д., чем карданные шарниры с трением качения. При хорошей смазке износостойкость и надежность работы этих карданных шарниров значительна.
223