Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Колебания карданного вала в зоне критического числа обо­ ротов и вне этой зоны представлены на рис. VIII. 10, г. Опыт про­ водился при снижении числа оборотов вала от п >■ гікр.

Карданный вал при изготовлении подвергается динамической балансировке, 'причем допустимый дисбаланс составляет от (15-ч-25) 1 0 “ 4 Н-м (15—25 гс-см) для автомобилей малой и средней грузоподъемности, до 100-ІО- 4 Н-м (100 гс см) для машин гру­ зоподъемностью 5 т и выше. Для балансировки к валу привари­ ваются точечной сваркой пластины, представленные на рис. VIII. 12.

Величина биения Карданного вала в сборе не должна пре­ восходить 0,5—0,8 мм.

Кроме рассмотренных колебаний изгиба при работе карданной передачи возникают крутильные колебаний. Эти колебания воз­ никают как за счет рассмотренных выше колебаний угловой ско­ рости валов карданной передачи (рис. VIII. 10), так и вследствие переменных нагрузок в трансмиссии. Однако величины допол­ нительных напряжений от крутильных колебаний обычно не до­ стигают опасных для прочности передачи значений.

§38. ОСНОВЫ РАСЧЕТА КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ

Вкарданной передаче рассчитываются:

а) карданный вал (на кручение, растяжение — сжатие, угол закручивания);

б) вилка и крестовина кардана (на прочность и износ); в) подшипники карданного шарнира (долговечность, тепловой

режим); г) критическое число оборотов вала.

Силы Р, действующие на шипы крестовины карданного шар­ нира, вызывают смятие, изгиб и срез шипа (рис. VIII. 12, а). Вели­

чина силы Р определяется по формуле:

 

Р = ^Ѵ д^д _

(VIII.12)

Расчет шипа на изгиб, смятие, срез производится по общеиз­ вестным формулам по силе Р.

При наличии игольчатых подшипников максимально допусти­ мая величина Рв подсчитывается по формуле

Р ^ Р В= 7800 р- р- _ Н, (VII1.13)

іЛ -Jr'-tgY

 

‘ K l

где ip — число иголок (роликов);

/р и dp — рабочая длина и диа­

метр иглы

(ролика), см'; пт — число оборотов вала двигателя

в минуту

при Mmmax.

 

Если Рв в кгс, то численный коэффициент в правой части фор­ мулы (VIII. 13) принимается равным 780.

230


 

1299

250

1099

231

Коэффициент запаса надежности б' =

р

должен быть больше

единицы.

Крестовина карданного шарнира рассчитывается на разрыв (рис. VIII. 12, б) по площади сечения F по формуле

а =

Р V2

(VIII.14)

 

F

 

Карданный вал, изготовляемый из малоили среднеуглеро­ дистой стали, работает на кручение, растяжение или сжатие и изгиб (при поперечных колебаниях вала). Максимальные напря­ жения кручения (Ад = 1 )

 

т =

(VIII. 15)

 

шкр

 

составляют

т = ЮО-нЗОО МПа (1000—3000

кгс/см2).

Величина

углов закручивания

 

 

Q __ 180М тш ах if^kgl

(VIII.16)

 

3lGJкр

 

 

составляет на низшей передаче от 3 до 9° на один метр длины (в за­ висимости от сечения вала).

В приведенных формулах wKP— момент сопротивления вала при кручении; / кр — момент инерции сечения вала при кручении; G — модуль упругости при кручении; G= 85 ГПа (850 000 кгс/см2); I — длина вала.

Величина осевой силы Q, действующей на карданный вал

(рис. VIII. 1, а),

при колебаниях

 

автомобиля

будет

 

_ 4Mк. вП

 

 

(VIII. 17)

 

D

 

A-d

ш

 

 

Ш

 

 

 

 

I

 

 

 

 

где Л4К.в — момент на карданном

валу;

и

d'm— диаметры

шлицев данной части вала по выступам и впадинам.

Коэффициент

.трения р, стали

 

по

стали

в

телескопическом

соединении карданного вала существенно зависит от качества смазки шлицевого соединения, составляя при хорошей смазке р = 0,06^-0,10.

По опытам А. К. Фрумкина, в случае недостаточной смазки р значительно возрастает, достигая при заедании 0,35—-0,40. При этом величина осевой силы достигает больших значений. Так,

для

4-тонного грузового автомобиля величина Qmnx = 20 000 Н

( 2 0 0 0

кгс).

Значительные дополнительные растягивающие и сжимающие усилия, возникающие при плохом техническом обслуживании, действуют на вал карданной передачи и нагружают подшипники коробки передач, а также главной передачи. Поэтому системати­ ческой смазке шлицевого соединения карданной передачи необ­ ходимо уделять должное внимание.

232


Существенное снижение осе­ вой нагрузки будет иметь место при наличии соединения, в ко­ тором трение скольжения при осевом перемещении заменено трением качения (шлицы с ша­ риками или роликами, или нейлоновым покрытием).

Конструкция карданного ва­ ла с роликами /, снижающими величину осевой силы Q, пред­ ставлена на рис. V III.13. Вели­ чина коэффициента трения при осевом перемещении для вала этой конструкции значительно меньше, чем при скользящем шлицевом соединении.

Резиновые элементы в кар­ данной передаче увеличивают податливость трансмиссии; тем самым уменьшается величина динамических пиковых нагру­ зок.

§ 39. ИЗНОС И НАГРЕВ КАРДАННОГО ШАРНИРА

Как показывает опыт экс­ плуатации автомобилей, срок службы карданной передачи при плохом техническом обслужи­ вании резко сокращается вслед­ ствие значительного износа и нагрева трущихся пар. Это происходит за счет повышенной работы трения прежде всего в шарнирных соединениях крес­ товины и вилки.

Работа трения L в кардан­ ном шарнире имеет место при перемещении шипов крестови­ ны, нагруженных силой Р, от­ носительно вилки на угол б.

Величина угла б для вилки ведущего вала (простой кардан) может быть найдена по фор­ муле

tg б = tg у sin а, (VIII. 18)

O’

Рис. VIII. 13. Карданная передача с роликами, снижающими величину осевой силы

233

где а — угол поворота ведущего вала. Сила Р (і = 1), действую­ щая на шип в плоскости крестовины, равна

р __ М т Ік

1

DK

cos б '

Элементарная работа трения dL при повороте на угол dd

 

dL = Pp-^-dS =

МтІк[^і

dS

 

(VIII. 19)

 

 

 

 

2DK

cos б ’

 

 

 

где (.i — коэффициент трения менаду шипом и вилкой;

DK— рас­

стояние между точками приложения

сил Р к вилке

кардана;

d-y — диаметр шипа крестовины.

 

 

в

пределах от

бх =

0 до

Интегрируя последнее

выражение

б2 = у, что. соответствует

повороту

вала

на угол

найдем ра­

боту трения L' для одного шипа вилки ведущего вала

 

 

 

 

У

 

^ W

L l n t g ( ^ + x ) .

(VIII.20)

2DK

J cos б

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно, для вилки ведомого вала угол 6 ' поворота

шипа относительно вилки

будет

 

 

 

 

 

 

 

cosö' =

^ Y

 

 

 

(VIII.21)

 

 

 

cos б

 

 

 

у

'

Подставляя значение

cos б в формулу (VIII.20), получим

 

 

 

 

 

COS 6 '

 

 

 

 

 

 

2DK

cos у

 

 

 

 

Интегрируя последнее равенство в пределах отбл =

удоб 2

= 0,

что соответствует также одной четверти оборота, находим работу

трения

L"

для

одного

шипа вилки ведомого

вала

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

Г

=

I cos 6 ' =

tg у .

(VIII.22)

 

 

 

 

V

 

 

 

Так как принимаются положительные значения работы, то L"

берется

с

плюсом.

 

 

 

 

Работа трения за один оборот карданного вала для четырех

шипов

будет

 

 

 

 

 

L = 4 (L' + L") 2 =

DK

"ln tg (X +

+ tg у] . (VIII.23)

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент полезного действия (к. п. д.) карданной передачи т]к, если учитывать потери на трение в шарнирах, может быть представлен формулой

іо ’

234


где Lj — полная

работа

трения для четырех

шипов карданного

шарнира за один оборот вала; Ь 0— работа,

переданная

кардан­

ному шарниру за один оборот.

 

 

Подставляем значение

из формулы (VIII.23) для одного пол­

ного оборота вала и, имея в виду, что

 

 

получим

 

Z-o — 2пМтію

 

 

 

 

 

 

nDK 'іп Ш ( т + т ) +

і§ т ] .

(VIII. 24)

Как видно из последней формулы, величина к. п. д. карданной передачи при заданных ее размерах зависит от коэффициента трения р и угла у между осями валов. При нормальном техни­ ческом состоянии величина т|к высока, составляя для одиночного кардана неравной скорости г|к = 0,985-н0,99 (при угле между валами не более 15°). Однако в многоосных автомобилях при на­ личии нескольких последовательно включенных шарниров общий

к.п. д. заметно снижается.

При увеличении углов между осями валов к. п. д. карданного

механизма падает.

Величины коэффициентов трения поверхностей шарниров, имеющих относительные знакопеременные перемещения на малые углы, изучены недостаточно.

Проведенные опыты с втулками из пластмасс показали, что коэффициенты р. при относительных знакопеременных перемеще­ ниях на малые углы больше соответствующих значений р при вра­ щательном движении. Коэффициенты р при относительных зна­ копеременных перемещениях увеличиваются при уменьшении угла б. Так, если б уменьшается с 90° до 20°, то коэффициент р увеличивается на 20—25%.

Определим удельную работу трения С на единицу рабочей

поверхности F' всех четырех

шипов F' = 4Jv d ^,

где b — длина

втулки, соприкасающейся с

шипом.

 

Тогда

 

 

 

Г — l L

— yL

(VIII. 25)

 

F'

— 4dtb '

Работа трения на шипах карданного шарнира вызывает его нагрев.

Уравнение теплового баланса имеет следующий вид:

 

Qdt =

tripCdx -j- F'kxdi,

 

(VIII.26)

где

Q — количество тепла,

выделяющегося за

единицу

времени

за

счет работы трения в карданных шарнирах;

t — время; х =

=

Т 1Т 2— повышение

температуры нагреваемых

деталей

карданного шарнира; Т г, Г 2 — значения температуры нагревае­ мых деталей и окружающего воздуха; у — коэффициент, учиты­ вающий какая часть работы трения воспринимается нагреваемой

235


деталью;

тл — масса

нагреваемых

деталей;

F' — поверхность

охлаждения

 

 

нагреваемых

деталей;

с — теплоемкость

металла

(сталь),

с =

 

484

Дж/(кг-К);

k — коэффициент

теплопередачи

между поверхностью нагреваемой детали

и воздухом

(Вт/(м2 К).

Значения

 

k

составляют

16—40

Вт/(м2 К)

или

14 —

34 ккал/(м2

 

 

град-ч). Большие

значения

соответствуют

хорошо

' Т а б л и ц а

VIII.2

обдуваемым воздухом шарнирам.

 

 

 

Решая последнее уравнение и полагая

Нагрев карданного

 

начальную разность температур 7 \— Т а=

шарнира в зависимости

= 0

, получим

прирост температуры

шипа

от времени работы

 

кардана

в конце

времени

t

 

 

 

Время

 

 

 

Нагрев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы

 

карданного

 

 

т==^

( ] -

е_^ ) .

 

(ѴШ -27)

карданного

 

шарнира

 

 

 

 

шарн яра

 

 

 

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0

 

4

6,5

.

10

13,3

 

16

17,7

 

24

21,9

 

28

26,7

 

72

27,7

В последней формуле А —

.

Величина коэффициента теплопередачи в зависимости от скорости воздушного потока ѵв может быть подсчитана по фор­ муле

/г =

= (і , 6 -J- 2,8 у г»в)10~ 3 ккал/ (м2 -град-с) =

 

 

 

 

 

=

4,186 (1,6 + 2,8 Ѵѵв) Вт/ (м2- К),

где

ѵв — скорость омывания нагреваемой детали воздухом в м/с.

Зависимость

температуры

нагреваемых

деталей

карданного

шарнира от времени

работы

представлена

в табл.

VIII.2.

 

 

 

 

Список литературы к гл. VIII

 

ных

1.

Е г о р о в

 

Л. А., Р о з о в Д. К-. Об испытаниях автомобильных кардан­

передач.— «Автомобильная и

тракторная промышленность», 1955, № 2,

с. 6^-11.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Л ы с о в

М. И. Карданные механизмы. М., Машгиз, 1945,

158 с.

 

3.

М а л а х о в с к и й

Я. Э., Л а п и н А. А., В е д е н е е в

Н. К. Кардан­

ные передачи. М., Машгиз,

1962, 155 с.

 

 

271

4.

М а с л о в

Г. С. Расчеты колебании валов. М., «Машиностроение», 1968,

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

H a i n e s

C h a r l e s W. Drivelines of high performance. — SAE, Prep­

rints N 700742.