Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осевая

сила

(рис. IX.5, б)

 

 

Q = R' sin б

 

Q' cos б = ^ -р

tg a sin б

sin ßcos б]J .

Радиальная сила

(рис. IX.5, в)

 

(IX.2)

 

 

R = R' cos б

і—)

Q' sin б = ———ß

tg а cos 6 (Jtj sin ß sin б . (IX.3)

 

 

 

cos ß

 

 

Осевая сила Q, направленная к основанию конической ше­

стерни,

принята

положительной, а к вершине— отрицательной.

На

рис.

IX.5, а

представлена

шестерня

правого вращения

с правой спиралью (одноименные направление вращения и на­ правление спирали). При разноименных направлении вращения и направлении спирали (правое вращение-— левая спираль или левое вращение— правая спираль) знаки, перед вторым членом скобок меняются на обратные. Знаки для этого случая приведены в скобках.

Осевая сила Q, направленная к основанию начального конуса, исключает возможность заклинивания шестерен. Поэтому при­ менение малой ведущей шестерни главной передачи, имеющей обычно при движении автомобиля вперед правое вращение с ле­ вой спиралью зуба, целесообразно. Следует иметь в виду, что при движении автомобиля задним ходом может иметь место заклини­ вающее действие у шестерен, однако величина крутящего момента на заднем ходу обычно незначительна.

Шестерни конических пар главной передачи имеют углы спи­ рали ßx = 30-н45°, углы зацепления а = 16ч-18°.

Величина осевой силы Q у шестерен главной передачи с кри­ волинейным зубом значительно больше, чем у конических шесте­ рен с прямым зубом, что должно быть учтено при конструирова­ нии опор.

В зависимости от числа зубьев ведущей шестерни zlf могут быть приняты следующие углы спирали ß, град:

гх ............................. ....

5

6

7 и более

ß, град..........................

42—45

40—42

35—40

Коническая пара с перекрещивающимися осями (гипоидная передача)

Если для конических, не гипоидных шестерен ßx = ß2, то для гипоидных шестерен имеем ßx =h ß3. Силы Pw , Q(i), R {i>, дей­ ствующие на ведущую шестерню 1, не равны силам Р (2), Р(2), Q(2) , действующим на ведомую шестерню 2. Поэтому, если для кони­ ческих не гипоидных шестерен (Р<і> = —Р (2), Q(1) = —Р (2), Р(і) = —Q(2 )) достаточно определить три составляющих Р, Q, R, то для гипоидной пары шестерен необходимо определить шесть составляющих Pw , Р{2), Q{ , Q(2), Р (1), Р (2).

245


Результирующая сила давления Р 2 равна по величине как для ведущей, так п для ведомой шестерен (рис. V III.5, а и г):

для ведущей шестерни 1

 

 

-

р

 

ра)____

 

(IX.4)

 

 

 

2

 

cos ß(j) cos а >

 

 

 

 

 

для

ведомой

шестерни

2

 

 

 

 

 

 

 

Рп —

 

Р(2)

(IX.5)

 

 

 

2

 

cos ß(2) cos а

 

где Р(i) и Р(2 ) — окружные силы для

шестерен 1 и 2.

 

Из

последних

двух

формул

находим

 

 

 

 

р

( 1 )

_

cosßd)

 

(IX.6 )

 

 

 

Р ( 2)

 

COS ß (2) '

 

 

 

 

 

 

 

Составляющие силы, на которые может быть разложена ре­ зультирующая сила Р 2, будут:

для шестерни 1

 

 

 

 

 

II

 

 

 

Qu) —

Ра)

tg а sin ö(1)(+) sin ß(x) cos 6(1)

cos ß(l)

Р „

P(i)

tg а cos бц)

sin ß(1) sin 6

(1 )

/Чі) —

cos ß(l)

шестерни

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

(2 )

__ D

 

C0S ß(2)

 

 

 

 

 

(1 ) cos ß(i) ,

 

2

Pa)

tg а sin 6

(;!) (Tj sin ß(2) cos 6

(2)

Q( ) —

COS ßd)

 

 

 

 

 

 

 

Р

Pa)

tg а cos 6

(2) (dl) sin ß(2) sin 6

(2 )

уМа) —

COS ß(2)

(IX.7)

(IX.8 )

(IX.9)

(IX. 10)

(IX. 11)

(IX. 12)

Минимальное число зубьев ведущей шестерни гипоидной пе­ редачи автомобиля составляет для грузовых автомобилей '5, а для легковых — 9.

Величина

угла

спирали ведущей шестерни

( ß(i)

=

ß<2 ).+

+ farcsin —

') ß(i)

= 45н-50°.

 

 

 

rIX /

 

 

 

 

Угол спирали ведомой шестерни ß(2 > = 20-г-ЗО .

 

 

Величина гипоидного смещения Е составляет для легковых

автомобилей

и грузовиков малого веса (до 3 т)

Е = ^ 0

,2

D(o2 ) и

автомобилей

большого веса Е ^ 0,125 D(оз), где

0 2 ) — диаметр

246


начальной окружности ведомой шестерни по основанию началь­ ного конуса.

Диаметр D^o) может быть подсчитан по формуле

Dm = rf/ Мгаах,

где Мшах (кгс-см) — максимальный момент на ведомой шестерне

главной передачи,

определяемой по сцеплению ведущих

колес

с дорогой,

полагая

ф = 0,65

(легковые автомобили) и ф = 0,85

(грузовые

автомобили).

/е составляет 0,58—0,665

[IX.2].

Величина коэффициента

Ширина зубчатого венца ведомой шестерни главной передачи b по данным фирмы «Глисон» в зависимости от величины окруж­ ного усилия Р может быть найдена из табл. IX.2.

 

 

 

Т а б л и ц а IX .2

 

Значения ——, кН/м или кгс/см

 

 

b

 

 

 

 

 

4

Автомобили

"На 1-й

На прямой

По сцеплению

передаче

передаче

» колес

 

 

 

с дорогой

Легковые

800—900

300—500

850—950

Грузовые

1400— 1500

250—300

1400—1450

Автобусы

900—1000

200—250

Подбор подшипников для главных передач производится ана­ логично приведенному в гл. VI. При этом необходимо учесть передаточные числа дополнительной коробки и главной пере­ дачи.

§ 43. ЖЕСТКОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, выносливость

Надежная и бесшумная работа главной передачи имеет место при высокой точности установки, определяемой жесткостью ва­ лов и их опор, схемой расположения и износостойкостью под­ шипников, точностью их регулировки, жесткостью картера глав­ ной передачи.

Смещение конических шестерен главной передачи автомобиля не должно превышать по осям хх и уу ±0,075 мм и по осям zz 0,25 мм (рис. IX. 1).

Стрела прогиба вала ведущей шестерни уменьшается при его монтаже на двух опорах, расположенных по обе стороны от ше­ стерни (рис. IX. 1). При обычной компоновке главной передачи это возможно, когда между корпусом дифференциала и ведущей

247


конической шестерней имеется достаточное пространство для раз­ мещения подшипника. Если ведущая шестерня главной передачи расположена между опорами, длина вала шестерни может быть меньшей, что повысит компактность передачи.

Конические роликовые подшипники с большим углом конуса наружного кольца (рис. IX. 1 и IX.2) хорошо воспринимают осевые нагрузки и смещение вала в осевом направлении незначи­ тельно. Однако жесткость их в радиальном направлении относи­ тельно невелика.

В случае консольного расположения ведущей шестерни про­ гиб вала возрастает. Для повышения жесткости зацепления необ­ ходимо увеличить моменты сопротивления вала, уменьшить плечо консоли, увеличить расстояние между подшипниками (рис. IX.2).

Жесткость и прочность гипоидных передач при прочих равных условиях обычно выше, чем конических со спиральным зубом вследствие большего диаметра как ведущей шестерни гипоидной передачи, так и ее вала.

Предварительный натяг подшипников главной передачи уве­ личивает жесткость зацепления. Предварительный натяг произ­ водится при сборке передачи и контролируется путем измерения момента, необходимого для проворачивания вала. Величина пред­ варительного натяга подшипников конических шестерен главной передачи автомобилей малой и средней грузоподъемности состав­ ляет 0,020—0,040 мм. Соответствующий момент, необходимый для проворачивания шестерен 2—4 Н-м (0,2—0,4) кгс-м.

Повышение точности зацепления может быть достигнуто при высокой жесткости картера главной передачи, обеспечиваемой соответствующим усилением и оребрением отдельных его участков. Так как расчетные методы не позволяют правильно оценить вели­ чины деформаций картера главной передачи, то необходима опыт­ ная проверка. На рис. IX.6, а и б представлены схема размещения индикаторов на картере двойной главной передачу 4-тонного автомобиля (материал картера — ковкий чугун) и величины де­ формаций в местах установки индикаторов (опыты ЗИЛ). Соответ­ ствующие деформации в зависимости от величины момента на

валу ведущей

шестерни

представлены на

рис. IX .6, б.

главной

Расчет на

прочность

зубьев конических шестерен

передачи по деформациям изгиба и сжатия

производится

по сле­

дующей приближенной формуле:

 

 

 

а =

2 cos ß

(IX.13)

 

 

 

где у — коэффициент формы зуба; берется по таблицам для при­ веденного числа зубьев znp [IX.3,4]

 

2

Z np

cos3 ß COS ö ’

248


Рис. ІХ'.б. Упругие деформации картера іГдеталей главной передачи: а схема размещения индикаторов для измерения перемещений;

1 , 3 — вертикальное и осевое смещения крышки левого подшипника; 2 — продольное смещение промежуточного вала; 4 — продольное смещение вала ведущей шестерни; 5 — вертикальное смещение правого конца промежуточного вала; 6 — вертикальное смещение правой крышки промежуточного вала; 7 — осевое смещение ведомой конической шестерни

б — кривые упругих деформаций

Рис. JX.7. Фотография излома зубьев ведущей шестерни главной передачи

249