Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
Д ля двухосного автомобиля |
|
мя |
z2 ’ |
где |
|
М1 = Z ^ r K\ |
М2= Z2cp/-K; |
М г п М 2— моменты на переднем и заднем ведущих мостах авто мобиля.
Применение межосевого дифференциала позволяет снизить, а в случае применения дифференциала с малым внутренним трением практически устранить'вредное влияние циркулирующей мощности- в трансмиссии. При этом исключается перегрузка
элементов трансмиссии многоосных |
автомобилей. |
|
|||
к |
В дифференциале симметричного |
типа |
момент, подводимый |
||
корпусу дифференциала, |
делится, |
если |
пренебречь |
трением |
|
в |
механизме дифференциала, |
пополам. Симметричные межосевые |
|||
дифференциалы включаются |
между |
двумя |
ведущими |
мостами, |
несущими примерно одинаковые нагрузки.
Симметричный межосевой дифференциал с коническими сател литами трехосного автомобиля, распределяющий момент на два ведущих моста задней тележки, представлен на рис. 1Х.З. Мо мент от дополнительной коробки с помощью вала 1 подводится к крестовине дифференциала 2. Сателлиты сцеплены с конической шестереией 8, подводящей момент к главной передаче среднего моста, и 9, передающий момент на вал 7 и далее к главной пере даче заднего моста.
Блокировка дифференциала осуществляется муфтой, вклю чаемой вилкой 3.
Конструкциянесимметричного межосевого дифференциала с цилиндрическими сателлитами, распределяющего момент на передний и задний мосты трехосного автомобиля («Урал-375»),' представлена на рис. VI. 16. Момент от промежуточного вала -12 раздаточной коробки передается на шестерню 5,. прйболченную к корпусу 6 межосевого дифференциала. Момент от корпуса пере дается на оси сателлитов. 11 и далее на шестерни 3 и 7. Шестерня 7 передает через вал 8 момент на передний мост, а шестерня 3 с вну тренним зацеплением, жестко посаженная на вал 4 — на задние мосты.
Для повышения проходимости при движении автомобиля по скользким дорогам дифференциал блокируется муфтой 10 (сред нее положение муфты). В правом положении муфты передний мост отключен; в левом — передний мост и дифференциал вклю чены.
Если пренебречь трением в дифференциале, то момент между валами 4 и 9 распределится в отношении — .
9 |
Н. А. Бухарин |
257 |
Соответствующие |
моменты, |
передаваемые |
на |
передний |
|
||||||||
и задний М.2 мосты, |
будут |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АА |
.__ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Х.11) |
|
|
|
1 |
%г п |
’ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
АА |
__ Мтікіяц’гя |
|
|
|
|
|
|
|
(X.12) |
|||
|
m |
2 |
о г |
’ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
z r 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где гк, гд — передаточные числа |
КП п дополнительной |
коробки; |
|||||||||||
г)' — к. п. д. трансмиссия |
от двигателя |
до дифференциала. |
|
||||||||||
а) |
|
|
сов |
Выбирая величины радиу |
|||||||||
|
|
|
r7 II /•з можно |
распреде |
|||||||||
|
|
|
лить |
момент, |
подводимый к |
||||||||
|
|
|
корпусу |
дифференциала |
6 в |
||||||||
|
|
|
заданном соотношении. |
|
|||||||||
|
|
|
|
Как |
показали |
проведен |
|||||||
|
|
|
ные |
|
исследования |
[Х.4], |
|||||||
|
|
|
применение межосевого диф |
||||||||||
|
|
|
ференциала |
в близко |
рас |
||||||||
|
|
|
положенных |
|
задних |
мостах |
|||||||
|
|
|
не |
является |
|
обязательным. |
|||||||
|
|
|
Наоборот, |
межосевой диффе |
|||||||||
|
|
|
ренциал, |
включенный между |
|||||||||
|
|
|
ведущими |
мостами, располо |
|||||||||
|
|
|
женными |
|
на |
значительном |
|||||||
|
|
|
расстоянии |
|
друг |
от |
друга |
||||||
|
|
|
(например, |
передним |
п |
зад |
|||||||
|
|
|
ним) |
|
весьма |
|
целесообразен, |
||||||
|
|
|
так как при |
этом снижаются |
|||||||||
|
|
|
нагрузки |
в трансмиссии осо |
|||||||||
|
|
|
бенно |
на |
поворотах. |
|
|
||||||
|
|
|
|
На |
рис. |
|
Х.2 |
представ |
|||||
|
|
|
лены |
|
кривые |
моментов |
на |
||||||
|
|
|
полуосях трехосного автомо |
||||||||||
|
|
|
биля |
|
(полная |
масса |
20 |
т) |
|||||
|
|
|
при повороте с минимальным |
||||||||||
|
|
|
радиусом по дороге с твер |
||||||||||
|
|
|
дым |
покрытием. |
|
перед |
|||||||
Рис. Х.2. Моменты на мостах трехосного |
При отключенном |
||||||||||||
автомобиля при повороте |
нем мосте (рис. Х.2, а) и бло |
||||||||||||
|
|
|
кировки |
межосевого |
диффе |
ренциала мостов задней талежки величины моментов на сред нем М 2 и заднем М 3 мостах близки друг к другу.
В случае включения переднего моста при одновременной бло кировке межосевого дифференциала (рис. Х.2, б) моменты М 2 и М 3также близки друг к другу. Величина момента М г на перед нем мосту уменьшается, принимая отрицательные значения.
258
Расход мощности на движение автомобиля увеличивается. Ско рость движения автомобиля V — 12 км/ч показана на рис. Х.2, а и V = 10 км/ч — на рис. Х.2, б.
§ 47. МЕЖКОЛЕСНЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЫ
Д и ф ф е р е н ц и а л ы с м а л ы м в н у т р е н и и м т р е н и е м у некоторых автомобилей имеют ручную блокировку с рукояткой, расположенной на балке ведущего моста или вы веденной к сиденью водителя. Крупным недостатком механизма ручной блокировки является то обстоятельство, что водитель обычно включает этот механизм лишь после того, как автомобиль забуксовал и утратил способность самостоятельно двигаться. При этом сопротивление движению автомобиля может возрасти настолько, что даже при заблокированном дифференциале авто мобиль уже не сможет возобновить движение без посторонней помощи.
Включение механизма блокировки дифференциала не всегда производится водителем сразу же после преодоления трудного участка пути. Движение же с невыключенным механизмом бло кировки повышает износ шин и ухудшает поворачиваемость авто мобиля.
В силу указанного ручная блокировка дифференциала услож няет работу водителя и в то же время не является достаточно эффективным средством повышения проходимости автомобиля.
Значительное распространение на автомобилях высокой про
ходимости получили дифференциалы с п о в ы ш е н н ы м |
в н у - |
||||
т р е н и им. |
т р е н « е м. |
|
|
|
|
Схема дифференциала повышенного трения, применяющегося |
|||||
на автомобилях МАЗ, представлена на рис. Х.З. |
2 большего |
||||
На торцах |
сателлитов 1 |
смонтированы |
шайбы |
||
диаметра, имеющие кольцевой |
фрикционный |
поясок |
по |
наруж |
ной части. Дополнительное трение в механизме дифференциала будет при скольжении шайбы 2, прижимаемой сильной пружиной
4 к вкладышу 3. |
к у л а ч к о в о г о |
т и п а с по |
Д и ф ф е р е н ц и а л |
вышенным внутренним трением выпускается в различных кон структивных модификациях — с радиальным и осевым располо жением кулачков. Общий вид дифференциала ГАЗ с радиаль ным расположением кулачков дан на рис. Х.4. Момент от ведомой шестерни главной передачи подводится к обойме 1, в пазах которой расположены плунжеры 2. Наружные концы плунжеров соприкасаются с внутренней поверхностью обоймы 3, связанной шлицевыми соединениями с правой полуосью. Внутрен ние концы плунжеров соприкасаются с шайбой 4, насаженной на шлицах на левую полуось. Внутренняя поверхность обоймы 3 и наружная поверхность детали 4 имеет кулачки, очерченные по определенному профилю. При повороте автомобиля плунжеры
9 |
259 |
' 260
Рис. Х.З. Межколесный дифференциал повышенного трения
перемещаются в радиальном направлении в обойме' 1 и, скользя по кулачкам деталей 3 и 4, обеспечивают разные числа оборотов полуосей.
Величина коэффициента блокировки /гб кулачкового' диффе ренциала зависит от коэффициента трения р между плунжерами
„— I
-I
кового типа
и рабочей поверхностью деталей 3 и 4 и от утла наклона а про* филей кулачков, изменяясь от кб = 0,3 при а — 35° до k6 = 1 при а = 6°. Обычно применяется значение k6 — 0,4 ч-0,5. За* метное влияние на величину k6 оказывает вязкость масла.
Достоинствами кулачковых дифференциалов являются отно сительная простота их устройства и малый вес. Износостойкость кулачковых дифференциалов удовлетворительна.
261