П одставляя |
значение величин |
в формулу ( X 1 . 15), определим |
tfigL = |
V 0.4342 ■2,62 (0,072 |
0,132) + 0,32 = 0,33. |
Определим долговечность полуосей соответствующих вероят ности неразрушения Р = 0,997% (условный гарантированный ресурс) и гамма-процентный ресурс полуосей (Ру = 90%). Расчет проведем по формуле
IgL = lg Ls — UpOigL,
где Up— квантили нормального распределения, таблицы значе ний которых приведены, например, в [ІѴ.6]. Результаты расче тов представлены в табл. XI.6.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
X I.6 |
|
Расчет ресурса полуоси |
|
|
|
|
Ресурс |
р |
% |
lg ^2 |
CTlg L uPa lg L |
lg L |
L, |
K M |
Гарантированный |
0,997 |
2,748 |
|
0,915 |
4,385 |
24 -103 |
|
|
|
5,300 |
0,33 |
|
|
|
|
Гамма-процентный |
0,90 |
1,282 |
|
0,424 |
|
4,876 |
75 -103 |
Следует указать, что несмотря на все возрастающий объем исследований ряд вопросов расчета на выносливость остается не решенным. Поэтому в настоящее время можно говорить о неко торой условной методике определения средней долговечности.
Определение усталостной долговечности полуоси автобуса
Параметры кривой усталости полуосей приняты
т_! = 90 МПа (900 кгс/см2);
Л% = 5,7-10° и ц = 0,021 МПа-1.
При определении нагрузочного режима в реальных условиях эксплуатации автобусов ЛИАЗ-158 был выбран один из типичных маршрутов (№ 7), проходящий по улицам Ленинграда с интен сивным движением. Тип дорожного покрытия на всем пути сле
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дования — асфальт, |
протяженность маршрута |
в один |
конец — |
12 300 м; |
общий дневной пробег |
автобусов |
на |
маршруте состав |
ляет 320 |
км. |
представлена |
диаграмма |
загрузки |
автобуса |
На рнс. |
XI.9 |
пассажирами |
(и) |
на |
маршруте |
в течение |
одного дня |
работы01 |
|
|
Расчет долговечности |
полуосей |
автобуса |
|
х і |
|
|
N i6 |
|
s
|
|
|
" і б |
|
h xi |
о 1 О
|
|
|
1 |
2 > (.б |
|
|
|
МПа |
кгс/см* |
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
540 |
434 |
|
0,330 |
17,80 |
СО |
61,2 |
612 ' |
284 ѵ |
|
0,216 |
13,21 |
оо |
68,4 |
684 |
175 |
|
0,133 |
9,10 |
со |
75,6 |
756 |
142 |
|
0,108 |
8,16 |
оо |
82,8 |
282 |
98 |
|
0,0745 |
6,15 |
оо |
90 |
900 |
66 |
|
0,0502 |
4,51 |
5,7 |
97,2 |
972 |
60 |
|
0,0456 |
4,43 |
4,9 |
104,4 |
1044 |
24 |
|
0,0182 |
1,90 |
4,2 |
111,6 |
1116 |
15 |
|
0,0114 |
1,27 |
3,58 |
-118,8 |
1188 |
15 |
|
0,0114 |
1,35 |
3,09 |
126 |
1260 |
3 |
|
0,0023 |
0,29 |
2,64 |
Ni6
" ( Ѵ °
0
0
0
0
0
11,60
12,21
5,72
4,19
4,86
1,14
Итого: |
1316 |
— |
69,18 |
— |
40,0 |
ііхі и находится их сумма |
2 |
Uxi — 69,18. |
Величина корректи- |
рующего коэффициента ар будет равна |
|
|
X[t( |
kx^i |
|
|
|
min |
|
69,18 |
5T |
_ л о 1 |
’'-max |
 T_j |
126 - |
54 |
— |
|
|
|
При наличии аналитического выражения для плотности рас пределения нагрузочного режима f (т) дальнейший расчет долго вечности производится по формуле (IV. 17).
Если аналитическое выражение для / (т) отсутствует, то расчет средней долговечности можно произвести, продолжив табл. XI.7, по формуле
А^сум |
dp |
|
|
aps* |
(XI.16) |
йц |
Tmax |
|
''max . |
|
|
N6 |
V |
li |
V |
Ni6 |
|
s* |
Z j |
N (Ti) |
Z j |
N (x t)' |
|
|
x“1 |
■ |
x-i |
|
где |
/Ѵ/б . |
|
N6. ’ |
|
|
т шах |
|
---- число циклов на 1 км пути; N6 |
соц = |
Ni6 — сум |
|
|
T mln |
марное число циклов, активно участвующих в накоплении уста лостного повреждения на пути s* км; s* — длина пути в км; на котором производилась запись нагрузочного режима.
Для вычисления ^ дг^ту записываем число циклов N (т,.),
найденные из выражения для кривой выносливости для соответ ствующих значений т,.
|
N (xt.) = 5,7- ІО6 е-0’021 (ті~90 - |
При этом для значений т(- < т _ і |
величина N (т() принимается |
равной |
так как |
считается, что |
правая ветвь кривой вынос |
параллельна оси абсцисс. |
|
ливости о о , |
|
|
|
|
Подставляя значения рассчитанных величин в формулу (XI. 16) |
при s* = |
12,3 км, |
получим |
|
|
|
L = |
0,21 |
12,3 = |
64,0 103 км. |
|
|
4 0 , 0 - ІО“ ®
Пробег невелик, так как условия эксплуатации тяжелые. Полученные расчетные величины долговечности по пробегу со гласуются с полученными в условиях эксплуатации.
I
9