Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П одставляя

значение величин

в формулу ( X 1 . 15), определим

tfigL =

V 0.4342 ■2,62 (0,072

0,132) + 0,32 = 0,33.

Определим долговечность полуосей соответствующих вероят­ ности неразрушения Р = 0,997% (условный гарантированный ресурс) и гамма-процентный ресурс полуосей (Ру = 90%). Расчет проведем по формуле

IgL = lg Ls — UpOigL,

где Up— квантили нормального распределения, таблицы значе­ ний которых приведены, например, в [ІѴ.6]. Результаты расче­ тов представлены в табл. XI.6.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

X I.6

 

Расчет ресурса полуоси

 

 

 

 

Ресурс

р

%

lg ^2

CTlg L uPa lg L

lg L

L,

K M

Гарантированный

0,997

2,748

 

0,915

4,385

24 -103

 

 

 

5,300

0,33

 

 

 

 

Гамма-процентный

0,90

1,282

 

0,424

 

4,876

75 -103

Следует указать, что несмотря на все возрастающий объем исследований ряд вопросов расчета на выносливость остается не­ решенным. Поэтому в настоящее время можно говорить о неко­ торой условной методике определения средней долговечности.

Определение усталостной долговечности полуоси автобуса

Параметры кривой усталости полуосей приняты

т_! = 90 МПа (900 кгс/см2);

Л% = 5,7-10° и ц = 0,021 МПа-1.

При определении нагрузочного режима в реальных условиях эксплуатации автобусов ЛИАЗ-158 был выбран один из типичных маршрутов (№ 7), проходящий по улицам Ленинграда с интен­ сивным движением. Тип дорожного покрытия на всем пути сле­

дования — асфальт,

протяженность маршрута

в один

конец —

12 300 м;

общий дневной пробег

автобусов

на

маршруте состав­

ляет 320

км.

представлена

диаграмма

загрузки

автобуса

На рнс.

XI.9

пассажирами

(и)

на

маршруте

в течение

одного дня

работы01

1 0 Н. А. Бухарин

2 8 9



10-й 11-й

Цифрами на осп абсцисс обо­ значены номера рейсов. Не­ четные рейсы осуществлялись по маршруту: Синопская набе­

режная—Гавань,

четные — Га­

вань—Синопская

набережная.

Данные тензометрирования по­

луосей, полученные в резуль­ тате заездов по маршруту на специально оборудованном авто­ мобиле с загрузками 2, 4 и 6 т, эквивалені'ным 10, 26 и 50 пас­

сажирам

в салоне автобуса, и

с учетом

специфики

движения

(частые

трогания,

переключе­

ния, торможения и т. д.) были

обработаны

по способу

корре­

ляционных таблиц.

 

 

Пример корреляционной таб­

лицы, соответствующий

заезду

.по указанному

маршруту

с за­

грузкой

6

т,

приведен

на

рис. IV. 15.

 

коэффициента

Для

расчета

ар [см. формулу (IV.25)] по корректированной гипотезе сум­

мирования

повреждений

вос­

пользуемся

гистограммой

рас­

пределения

максимумов.

Рас­

чет произведем в

табличной

форме. Для

этого в

табл. ХІ.7

занесем значения тг н соответст­ вующее количество циклов Nі6.

Минимальная

величина тт1п

выбирается из условия

тт1п

 

kx_x, при /г = 0,6 получим

 

Ттіп = 0,6-90.=

 

 

= 54 МПа (540 кгс/см2).

 

В табл. ХІ.7

заносятся ве-

 

,

 

N [6

 

личины отношении

г, = - = ------ ,

, -

Nl6

=

284

=

например і%=

 

 

 

= 0,216, произведения величин

290


Т а б л и ц а X I . 7

 

 

Расчет долговечности

полуосей

автобуса

 

х і

 

 

N i6

 

s

 

 

" і б

 

h xi

о 1 О

 

 

1

2 > (.б

 

 

 

МПа

кгс/см*

 

 

 

 

 

 

 

 

54

540

434

 

0,330

17,80

СО

61,2

612 '

284 ѵ

 

0,216

13,21

оо

68,4

684

175

 

0,133

9,10

со

75,6

756

142

 

0,108

8,16

оо

82,8

282

98

 

0,0745

6,15

оо

90

900

66

 

0,0502

4,51

5,7

97,2

972

60

 

0,0456

4,43

4,9

104,4

1044

24

 

0,0182

1,90

4,2

111,6

1116

15

 

0,0114

1,27

3,58

-118,8

1188

15

 

0,0114

1,35

3,09

126

1260

3

 

0,0023

0,29

2,64

Ni6

" ( Ѵ °

0

0

0

0

0

11,60

12,21

5,72

4,19

4,86

1,14

Итого:

1316

69,18

40,0

ііхі и находится их сумма

2

Uxi — 69,18.

Величина корректи-

рующего коэффициента ар будет равна

 

 

X[t(

kx^i

 

 

 

min

 

69,18

5T

_ л о 1

’'-max

 T_j

126 -

54

 

 

 

При наличии аналитического выражения для плотности рас­ пределения нагрузочного режима f (т) дальнейший расчет долго­ вечности производится по формуле (IV. 17).

Если аналитическое выражение для / (т) отсутствует, то расчет средней долговечности можно произвести, продолжив табл. XI.7, по формуле

А^сум

dp

 

 

aps*

(XI.16)

йц

Tmax

 

''max .

 

 

N6

V

li

V

Ni6

 

s*

Z j

N (Ti)

Z j

N (x t)'

 

 

x“1

x-i

 

10*

291


где

/Ѵ/б .

 

N6.

 

 

т шах

 

---- число циклов на 1 км пути; N6

соц =

Ni6 — сум­

 

 

T mln

марное число циклов, активно участвующих в накоплении уста­ лостного повреждения на пути s* км; s* — длина пути в км; на котором производилась запись нагрузочного режима.

Для вычисления ^ дг^ту записываем число циклов N (т,.),

найденные из выражения для кривой выносливости для соответ­ ствующих значений т,.

 

N (xt.) = 5,7- ІО6 е-0’021 (ті~90 -

При этом для значений т(- < т _ і

величина N (т() принимается

равной

так как

считается, что

правая ветвь кривой вынос­

параллельна оси абсцисс.

 

ливости о о ,

 

 

 

 

Подставляя значения рассчитанных величин в формулу (XI. 16)

при s* =

12,3 км,

получим

 

 

 

L =

0,21

12,3 =

64,0 103 км.

 

 

4 0 , 0 - ІО“ ®

Пробег невелик, так как условия эксплуатации тяжелые. Полученные расчетные величины долговечности по пробегу со­ гласуются с полученными в условиях эксплуатации.

I

9