Если не учитывать возможные деформации изгиба, возника ющие при сборке полуоси вследствие технологических неточ ностей, то полностью разгруженная полуось при повороте или заносе не испытывает деформаций изгиба, растяжения или сжа тия, так как соответствующие силы и моменты воспринимаются подшипниками колес и балкой моста.
Третий расчетный режим — максимальная динамическая на грузка при резком включении сцепления. Расчет производится по
формуле (IV.3) (автомобиль с колесной формулой |
4x2). |
_ М м Шах іщЦЛД (I ~Е &б) |
ß\ |
где |
|
Коэффициент динамичности &д, в зависимости от условий эксплуатации, принимается k 0 = 1,1 ч-1,5.
При полностью заблокированном дифференциале /гд = I и весь момент-может быть передан на одну полуось.
Полуось рассчитывается также на угол закручивания по формуле
а о _ М М 8 0
“ОУкря ’
где Ni — максимальный момент, передаваемый полуосью; I —
длина полуоси; G — модуль упругости 2-го рода; -----
момент инерции сечения полуоси при кручении.
Полуоси автомобиля изготовляются из прутковой стали или отковываются. Материал — среднеуглеродистая, легированная сталь марок 40Х, 40ХНМ, 40ХГТР, ЗОГСА и др., а также простая углеродистая сталь марок 35, 40. После нормализации поковки производится закалка в масле, с последующим отпуском. Твер дость для полуосей, изготовленных из легированной стали НВ 350—420.
Полуоси, воспринимающие значительные нагрузки, являются ответственными деталями автомобиля, поэтому их упрочнению должно уделяться соответствующее внимание.
Дробеструйная обработка и накатка роликами существенно увеличивает долговечность полуосей. Даже незначительная кон центрация напряжений может повлечь за собой поломку оси. На рис. ХІ.6 представлена полуось автомобиля с характерным усталостным изломом, вызванным концентрацией напряжений около фланца полуоси.
Напряжения выполненных конструкций при максимальных
нагрузках |
составляют (кл = 1): |
сложные |
напряжения |
изгиба |
и кручения |
о = 600 ч-750 |
МПа; |
кручения |
х = 500 ч-650 |
МПа |
(6000 ч-7500 |
и 5000 ч-6500 |
кгс/см2). Угол закручивания |
на |
1 м |