ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 11
При выполнении тяжелых работ заднюю бабку можно допол нительно поджать гайкой 19. Регулировка надежности зажима вы полняется при необходимости гайками 18 и 10.
Для сообщения механической подачи задней бабке ее соеди няют с поперечными салазками суппорта 22 специальным замком, состоящим из кулачков 16 и 23 (рис. 179, б).
Винты 20, 21 и гайка 13 предназначены для поперечного сдвига корпуса бабки при обтачивании конусов. На боковой стороне пли ты и корпуса имеются обработанные платшш. Если они совмещены, оси пиноліі и шпинделя совпадают.
6 . |
Основание станка. Основанием у большинства токарно-вин |
торезных |
станков являются две чугунные пустотелые тумбы (см. |
рис. 1). В левой тумбе часто размещается электродвигатель, а при раздельном приводе шпинделя н коробка скоростей. Правая тумба обычно используется в качестве резервуара смазывающе-охлаж- дающей жидкости. Иногда тумбы соединяются между собой, обра зуя общее основание.
Вопро'сы и задания для повторения |
|
1. Объясните назначение н устройство станины. |
« |
2.Какие кинематические цепи имеет коробка скоростей?
3.Как изменяются числа оборотов шпинделя?
4.Укажите типы коробок скоростей и их особенности.
5. Определите возможные числа оборотов шпинделя по схеме станка 1616.
6.Объясните принцип ' действия механизма однорукояточного переключе ния коробки скоростей по рис. 173.
7.В чем заключается сущность преселективного управления коробкой ско
ростей?
8.Какие узлы токарного станка образуют кинематическую цепь движения
подачи?
9. Объясните назначение, устройство и настройку гитары |
сменных колес. |
10. Сделайте кинематический разбор коробки подач станка |
1А62 по рис. 175 |
и запишите структурную формулу |
передаточных отношений |
для третьей цепи. |
11. Объясните кинематическую |
схему механизма фартука |
станка 1А62 по |
вис. 176. |
|
|
12.Объясните устройство суппорта по рис. 177.
13.Как устроен и действует четырехпозиционпый резцедержатель (рис. 178)?
14.В чем заключается уход за суппортом?
15. Объясните устройство и достоинства задней бабки станка 1К62 по рис. 179.
§ 11. Смазка станков
Для .смазки деталей и механизмов станков применяют мине ральные масла и мази (солидолы). Основной характеристикой ми неральных масел является относительная вязкость, а мазей — тем пература каплепадения.
О т н о с и т е л ь н а я в я з к о с т ь , измеряемая в градусах Зи глера, есть отношение времени истечения определенного количества испытуемого масла (обычно при температуре 50° С) через калибро ванное отверстие ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды.
Т е м п е р а т у р а к а п л е п а д е н и я (плавления) соответ ствует температуре появления первой капли мази.
В табл. 16 приведена характеристика наиболее употребляемых масел для металлорежущих станков.
Смазку следует выбирать с учетом нагрузки и скорости дви- « жения.
Вязкость масла должна быть тем ниже, чем меньше нагрузка и больше скорость относительного перемещения трущихся поверх ностей. Так, для смазки направляющих рекомендуется применять
индустриальное |
масло 45, для коробок |
скоростей— индустриаль |
ное 12—20, для коробок подач и фартука — индустриальное 30. |
||
|
|
Т а б л и ц а 16 |
Характеристика наиболее употребляемых масел (ГОСТ 1707—51) |
||
Старое название |
Новое название |
Вязкость при 50РС по Энглеру |
Веретенное 2 |
Индустриальное 12 |
1,9—2,2 |
Веретенное 3 |
Индустриальное 20 |
2,6—3,3 |
Машинное Л |
Индустриальное 30 |
3,8-4,5 |
Машинное С |
Индустриальное 45 |
5,2—7,0 |
Густые смазки используются в основном для подшипников, ус тановленных в закрытом корпусе. Для этого рекомендуется приме нять универсальную среднеплавкую смазку УС (солидол жировой) следующих марок: УС-1 — для подшипников, работающих при тем пературах до 40—50° С; УС-2 — до 50° С; УС-3 — до 70° С.
В токарных станках используются следующие способы смазки: ручной, картерный, фитильный и циркуляционный.
Р у ч н о й |
с п о с о б |
применяется для смазки одиночных мест: |
подшипников |
ходового |
винта и валика, направляющих каретки, |
пиноли задней бабки, винта пиноли, некоторых подшипников ко робки подач и др. Вручную также смазывают открытые трущиеся поверхности станка: направляющие станины и салазок суппорта, ходовой винт, маточную гайку.
Масло заливают через шариковые масленки 1 или колпачко вые 2 (рис. 180, а). Густая смазка нагнетается шприцем в пресс-
масленки 3. |
ручной смазки зависит |
от характера работы |
Периодичность |
||
станка, но должна выполняться не реже одного раза в смену. |
||
К а р т е р н а я |
с м а з к а (рис. 180, б) |
осуществляется раз |
брызгиванием масла, заливаемого до определенного уровня в ре зервуар, вращающимися зубчатыми колесами. Такая система смаз ки применяется в коробках скоростей, подач, для смазки червячной передачи фартука. Уровень масла контролируется по контрольным глазкам или трубчатому маслоуказателю.
В местах, где имеется опасение, что разбрызгиваемое масло не достигнет трущихся поверхностей из-за небольшой скорости враще-
ння деталей, применяют фитильную смазку (рис. 180, ß). Последняя действует по принципу капиллярного всасывания масла фитилем из резервуара. Подача масла производится каплями. Фитильная смазка имеет ряд преимуществ: фильтрация масла фитилем, непре-
^рывность подачи его и простота устройства. Такая смазка в допол
нение к картерной часто используется в коробке подач и фартуке. Ц и р к у л я ц и о н н а я с м а з к а (рис. 180, г) осуществляет ся принудительной подачей масла по трубкам к наиболее ответ
ственным местам коробки скоростей (подшипникам шпинделя, многодисковым муфтам и др.), а в новых станках также к деталям коробок подач, фартуку и сменным колесам гитары.
Масло чаще всего нагнетается плунжерными насосами, имею щими простое устройство и небольшие размеры. Плунжерный насос приводится в действие от эксцентрика 5, установленного на одном из валов механизма. При этом плунжер (поршень) 4, совершая воз вратно-поступательные движения, всасывает (движение назад) и нагнетает (движение вперед) масло. Масло из резервуара проходит через сетчатый фильтр 1, всасывающий клапан 2, нагнетающий клапан 3 и поступает по трубкам к местам смазки.
Действие циркуляционной смазки определяют по протеканию масла в контрольном глазке при включении холостого хода станка. Отсутствие протекания свидетельствует о неисправности системы
смазки. В таком случае надо принять меры по восстановлению действия смазочной системы.
Масло в резервуары непрерывной смазки надо периодически доливать. Рекомендуется через каждые 1 —1,5 месяца работы про изводить смену масла. Для этого отработанное масло сливают, промывают резервуар керосином и заливают новое.
Фитили с течением времени засоряются, поэтому^ их следует время от времени промывать в керосине.
Каждый станок в зависимости от конструкции и условий рабо ты имеет свои особенности расположения масленок, требует опре деленной системы смазки и периодичности ее выполнения. Поэтому, приступая к работе на новом станке, токарь должен ознакомиться с инструкцией по смазке, которая приводится в паспорте станка.
Вопросы для повторения
1.Приведите характеристику, марки и правила выбора смазок для токар ных станков.
2.Как осуществляется смазка различных мест токарных станков?
3.В чем должен, заключаться уход за системами непрерывной смазки?
§12. Современные токарно-винторезные станки
1. Токарно-винторезный станок 1К62. Особенности конструкции. Станок 1К62 (рис. 181) выпускается взамен ранее действовавшей модели 1А62. Конструкция станка значительно улучшена и отвечает современным требованиям, предъявляемым к токарным станкам универсального назначения.
Станок имеет жесткую станину 5 коробчатой формы с попереч ными П-образными ребрами и усиленными направляющими для каретки суппорта 2. Станина смонтирована на двух тумбах. В левой тумбе 8 установлен электродвигатель главного привода, а в пра вой 6 размещен бак для охлаждающей жидкости. Вся электроаппа ратура управления сосредоточена в отдельном шкафу 3. Для защи ты рабочего от сходящей или отлетающей стружки станок оснащен откидывающимся щитком с прозрачным экраном. В нише на пра вом торце станины размещен электродвигатель ускоренного хода суппорта. Весь механизм коробки скоростей размещен в корпусе передней бабки 1. В остальном общая компоновка частей станка типовая.
Быстроходность (до 2000 об/лшн), увеличенная мощность глав ного привода (10 кет) и наличие крупных подач (до 4,16 мм/об) позволяют на станке 1К62 наиболее полно использовать возмож ности современного твердосплавного инструмента и достигнуть существенного сокращения машинного времени.
Вместе с тем в конструкции станка учтена возможность значи тельного сокращения ручных работ. С этой целью уменьшено ко личество рукояток управления станком. Коробки скоростей и по дач 10 и 9 имеют двухрукояточное управление. Механические рабо-
мне и холостые перемещения суппорта включаются одной рукоят кой. Закрепление и открепление задней бабки 4 на станине также выполняются одной рукояткой с эксцентриковым зажимом. На суп порте установлен быстродействующий четырехпозиционный резце держатель с точной фиксацией. В механизме фартука имеется пре дохранительная муфта, автоматически отключающая его при пере грузках, а также при работе по упорам. На заднем конце шпинделя установлен лимб, ускоряющий деление многозаходных резьб на заходы. Задняя бабка имеет специальный замок, позволяющий
Рис. 181. Токарііо-вммторезпыіі станок модели 1К62.
присоединять ее к суппорту для сверления с механической подачей. Для экономии электроэнергии на станке установлено реле вре мени, ограничивающее время холостой работы главного электро
двигателя*.
Система смазки также подвергнута улучшению. Механизмы коробки скоростей, подачи и фартука 7 смазываются автоматически во время работы станка. От плунжерного насоса, установленного в фартуке, можно смазывать направляющие каретки и поперечных салазок суппорта.
Конструкцией стайка предусмотрена возможность оснащения его следующими дополнительными узлами: фартуком с электро магнитными муфтами для фасонного точения при помощи электро щупа, гидрокопировальным суппортом, суппортом с механической подачей верхних салазок и задним резцедержателем, а также гидрофнцированным зажимным патроном и гидрофицнрованиой задней бабкой. Применение этих устройств дает возможность механизиро вать и автоматизировать процесс обработки деталей на станке.
Кинематика станка. Полная кинематическая схема станка 1К62 (рис. 182) состоит из цепи передачи главного движения от двига теля к шпинделю и цепи движения подачи от шпинделя к суппорту.
Рис. 182. Кинематическая схема токарно-винторезного станка модели 1К.62.
Ц е п ь г л а в н о г о д в и ж е н и я. От электродвигателя мощ ностью 10 кет вращательное движение через клнноременную пере дачу 0 1 4 2 —0 254 поступает на вал / коробки скоростей. Двусто ронняя муфта М 1 служит для включения прямого (правого) и об ратного (левого) вращения шпинделя.
При правом вращении вал II получает два числа оборотов че рез передачи 56—34 пли 51—39 переключением двойного подвиж ного блока Б\. При левом вращении на вал II передается одно число оборотов через сложную зубчатую передачу 50—24—36—38.
Наличие тройного зубчатого блока £ 2 позволяет получить на валу III шесть различных чисел оборотов. Последние могут быть либо непосредственно переданы шпинделю через передачу 65—43, когда двойной блок £5 включен влево (как показано на схеме), ли бо через перебор, когда блок £5 включен вправо. В последнем слу чае вращение от вала III на шпиндель передается двумя скользя
щими |
блоками |
£ 3 и £ 4, |
позволяющими получить три различных |
передаточных |
отношения: |
1; 1/4; 1/16 (четвертое совпадает со вто |
|
рым), |
и через |
передачу |
27—54, имеющую передаточное отноше |
ние 1/2. Следовательно, вращение шпинделя при включении пере бора можно замедлять в 2; 8 или 32 раза.
Через перебор шпиндель получает 18 различных чисел оборо тов. Всего шпиндель имеет 24 скорости с диапазоном регулирования
от 12,5 до 2000 об/мин. |
|
Практически |
станок 1К.62 имеет только 23 различных числа |
оборотов шпинделя, так как одно число (630 об/мин) с перебором |
|
и без перебора |
совпадает. При левом вращении шпиндель может |
иметь 12 скоростей в диапазоне от 19 до 2420 об/мин. Ускоренное левое вращение предусмотрено для быстрого отвода суппорта и свинчивания режущих инструментов при нарезании резьб.
Структурная формула привода главного движения для опреде ления чисел оборотов шпинделя при правом вращении будет иметь следующий вид:
|
|
|
|
|
|
38 |
|
|
|
142 |
*<: |
56 |
> |
/ |
38 |
\ |
\ - |
7!шп = 1450 |
34 |
/ |
29 |
/ |
||||
254 |
39 |
\ \ |
21 |
/ |
||||
|
51 |
|
|
|
|
111 |
||
|
|
|
|
|
|
55 |
|
|
/ |
45 |
- IV |
|
45 |
|
||
—III / |
45 |
IV - |
|
45 |
|||
\ |
|
||
\ |
22 |
IV |
|
88 |
|||
|
|
45
45 \
22
88
22 /
88
/ |
> |
\ |
27 VI об/мин.
54
65
43