Файл: Бергер И.И. Токарное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 391

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При выполнении тяжелых работ заднюю бабку можно допол­ нительно поджать гайкой 19. Регулировка надежности зажима вы­ полняется при необходимости гайками 18 и 10.

Для сообщения механической подачи задней бабке ее соеди­ няют с поперечными салазками суппорта 22 специальным замком, состоящим из кулачков 16 и 23 (рис. 179, б).

Винты 20, 21 и гайка 13 предназначены для поперечного сдвига корпуса бабки при обтачивании конусов. На боковой стороне пли­ ты и корпуса имеются обработанные платшш. Если они совмещены, оси пиноліі и шпинделя совпадают.

6 .

Основание станка. Основанием у большинства токарно-вин

торезных

станков являются две чугунные пустотелые тумбы (см.

рис. 1). В левой тумбе часто размещается электродвигатель, а при раздельном приводе шпинделя н коробка скоростей. Правая тумба обычно используется в качестве резервуара смазывающе-охлаж- дающей жидкости. Иногда тумбы соединяются между собой, обра­ зуя общее основание.

Вопро'сы и задания для повторения

 

1. Объясните назначение н устройство станины.

«

2.Какие кинематические цепи имеет коробка скоростей?

3.Как изменяются числа оборотов шпинделя?

4.Укажите типы коробок скоростей и их особенности.

5. Определите возможные числа оборотов шпинделя по схеме станка 1616.

6.Объясните принцип ' действия механизма однорукояточного переключе­ ния коробки скоростей по рис. 173.

7.В чем заключается сущность преселективного управления коробкой ско­

ростей?

8.Какие узлы токарного станка образуют кинематическую цепь движения

подачи?

9. Объясните назначение, устройство и настройку гитары

сменных колес.

10. Сделайте кинематический разбор коробки подач станка

1А62 по рис. 175

и запишите структурную формулу

передаточных отношений

для третьей цепи.

11. Объясните кинематическую

схему механизма фартука

станка 1А62 по

вис. 176.

 

 

12.Объясните устройство суппорта по рис. 177.

13.Как устроен и действует четырехпозиционпый резцедержатель (рис. 178)?

14.В чем заключается уход за суппортом?

15. Объясните устройство и достоинства задней бабки станка 1К62 по рис. 179.

§ 11. Смазка станков

Для .смазки деталей и механизмов станков применяют мине­ ральные масла и мази (солидолы). Основной характеристикой ми­ неральных масел является относительная вязкость, а мазей — тем­ пература каплепадения.

О т н о с и т е л ь н а я в я з к о с т ь , измеряемая в градусах Зи­ глера, есть отношение времени истечения определенного количества испытуемого масла (обычно при температуре 50° С) через калибро­ ванное отверстие ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды.


Т е м п е р а т у р а к а п л е п а д е н и я (плавления) соответ­ ствует температуре появления первой капли мази.

В табл. 16 приведена характеристика наиболее употребляемых масел для металлорежущих станков.

Смазку следует выбирать с учетом нагрузки и скорости дви- « жения.

Вязкость масла должна быть тем ниже, чем меньше нагрузка и больше скорость относительного перемещения трущихся поверх­ ностей. Так, для смазки направляющих рекомендуется применять

индустриальное

масло 45, для коробок

скоростей— индустриаль­

ное 12—20, для коробок подач и фартука — индустриальное 30.

 

 

Т а б л и ц а 16

Характеристика наиболее употребляемых масел (ГОСТ 1707—51)

Старое название

Новое название

Вязкость при 50РС по Энглеру

Веретенное 2

Индустриальное 12

1,9—2,2

Веретенное 3

Индустриальное 20

2,6—3,3

Машинное Л

Индустриальное 30

3,8-4,5

Машинное С

Индустриальное 45

5,2—7,0

Густые смазки используются в основном для подшипников, ус­ тановленных в закрытом корпусе. Для этого рекомендуется приме­ нять универсальную среднеплавкую смазку УС (солидол жировой) следующих марок: УС-1 — для подшипников, работающих при тем­ пературах до 40—50° С; УС-2 — до 50° С; УС-3 — до 70° С.

В токарных станках используются следующие способы смазки: ручной, картерный, фитильный и циркуляционный.

Р у ч н о й

с п о с о б

применяется для смазки одиночных мест:

подшипников

ходового

винта и валика, направляющих каретки,

пиноли задней бабки, винта пиноли, некоторых подшипников ко­ робки подач и др. Вручную также смазывают открытые трущиеся поверхности станка: направляющие станины и салазок суппорта, ходовой винт, маточную гайку.

Масло заливают через шариковые масленки 1 или колпачко­ вые 2 (рис. 180, а). Густая смазка нагнетается шприцем в пресс-

масленки 3.

ручной смазки зависит

от характера работы

Периодичность

станка, но должна выполняться не реже одного раза в смену.

К а р т е р н а я

с м а з к а (рис. 180, б)

осуществляется раз­

брызгиванием масла, заливаемого до определенного уровня в ре­ зервуар, вращающимися зубчатыми колесами. Такая система смаз­ ки применяется в коробках скоростей, подач, для смазки червячной передачи фартука. Уровень масла контролируется по контрольным глазкам или трубчатому маслоуказателю.

В местах, где имеется опасение, что разбрызгиваемое масло не достигнет трущихся поверхностей из-за небольшой скорости враще-


ння деталей, применяют фитильную смазку (рис. 180, ß). Последняя действует по принципу капиллярного всасывания масла фитилем из резервуара. Подача масла производится каплями. Фитильная смазка имеет ряд преимуществ: фильтрация масла фитилем, непре-

^рывность подачи его и простота устройства. Такая смазка в допол­

нение к картерной часто используется в коробке подач и фартуке. Ц и р к у л я ц и о н н а я с м а з к а (рис. 180, г) осуществляет­ ся принудительной подачей масла по трубкам к наиболее ответ­

ственным местам коробки скоростей (подшипникам шпинделя, многодисковым муфтам и др.), а в новых станках также к деталям коробок подач, фартуку и сменным колесам гитары.

Масло чаще всего нагнетается плунжерными насосами, имею­ щими простое устройство и небольшие размеры. Плунжерный насос приводится в действие от эксцентрика 5, установленного на одном из валов механизма. При этом плунжер (поршень) 4, совершая воз­ вратно-поступательные движения, всасывает (движение назад) и нагнетает (движение вперед) масло. Масло из резервуара проходит через сетчатый фильтр 1, всасывающий клапан 2, нагнетающий клапан 3 и поступает по трубкам к местам смазки.

Действие циркуляционной смазки определяют по протеканию масла в контрольном глазке при включении холостого хода станка. Отсутствие протекания свидетельствует о неисправности системы


смазки. В таком случае надо принять меры по восстановлению действия смазочной системы.

Масло в резервуары непрерывной смазки надо периодически доливать. Рекомендуется через каждые 1 —1,5 месяца работы про­ изводить смену масла. Для этого отработанное масло сливают, промывают резервуар керосином и заливают новое.

Фитили с течением времени засоряются, поэтому^ их следует время от времени промывать в керосине.

Каждый станок в зависимости от конструкции и условий рабо­ ты имеет свои особенности расположения масленок, требует опре­ деленной системы смазки и периодичности ее выполнения. Поэтому, приступая к работе на новом станке, токарь должен ознакомиться с инструкцией по смазке, которая приводится в паспорте станка.

Вопросы для повторения

1.Приведите характеристику, марки и правила выбора смазок для токар­ ных станков.

2.Как осуществляется смазка различных мест токарных станков?

3.В чем должен, заключаться уход за системами непрерывной смазки?

§12. Современные токарно-винторезные станки

1. Токарно-винторезный станок 1К62. Особенности конструкции. Станок 1К62 (рис. 181) выпускается взамен ранее действовавшей модели 1А62. Конструкция станка значительно улучшена и отвечает современным требованиям, предъявляемым к токарным станкам универсального назначения.

Станок имеет жесткую станину 5 коробчатой формы с попереч­ ными П-образными ребрами и усиленными направляющими для каретки суппорта 2. Станина смонтирована на двух тумбах. В левой тумбе 8 установлен электродвигатель главного привода, а в пра­ вой 6 размещен бак для охлаждающей жидкости. Вся электроаппа­ ратура управления сосредоточена в отдельном шкафу 3. Для защи­ ты рабочего от сходящей или отлетающей стружки станок оснащен откидывающимся щитком с прозрачным экраном. В нише на пра­ вом торце станины размещен электродвигатель ускоренного хода суппорта. Весь механизм коробки скоростей размещен в корпусе передней бабки 1. В остальном общая компоновка частей станка типовая.

Быстроходность (до 2000 об/лшн), увеличенная мощность глав­ ного привода (10 кет) и наличие крупных подач (до 4,16 мм/об) позволяют на станке 1К62 наиболее полно использовать возмож­ ности современного твердосплавного инструмента и достигнуть существенного сокращения машинного времени.

Вместе с тем в конструкции станка учтена возможность значи­ тельного сокращения ручных работ. С этой целью уменьшено ко­ личество рукояток управления станком. Коробки скоростей и по­ дач 10 и 9 имеют двухрукояточное управление. Механические рабо-


мне и холостые перемещения суппорта включаются одной рукоят­ кой. Закрепление и открепление задней бабки 4 на станине также выполняются одной рукояткой с эксцентриковым зажимом. На суп­ порте установлен быстродействующий четырехпозиционный резце­ держатель с точной фиксацией. В механизме фартука имеется пре­ дохранительная муфта, автоматически отключающая его при пере­ грузках, а также при работе по упорам. На заднем конце шпинделя установлен лимб, ускоряющий деление многозаходных резьб на заходы. Задняя бабка имеет специальный замок, позволяющий

Рис. 181. Токарііо-вммторезпыіі станок модели 1К62.

присоединять ее к суппорту для сверления с механической подачей. Для экономии электроэнергии на станке установлено реле вре­ мени, ограничивающее время холостой работы главного электро­

двигателя*.

Система смазки также подвергнута улучшению. Механизмы коробки скоростей, подачи и фартука 7 смазываются автоматически во время работы станка. От плунжерного насоса, установленного в фартуке, можно смазывать направляющие каретки и поперечных салазок суппорта.

Конструкцией стайка предусмотрена возможность оснащения его следующими дополнительными узлами: фартуком с электро­ магнитными муфтами для фасонного точения при помощи электро­ щупа, гидрокопировальным суппортом, суппортом с механической подачей верхних салазок и задним резцедержателем, а также гидрофнцированным зажимным патроном и гидрофицнрованиой задней бабкой. Применение этих устройств дает возможность механизиро­ вать и автоматизировать процесс обработки деталей на станке.

Кинематика станка. Полная кинематическая схема станка 1К62 (рис. 182) состоит из цепи передачи главного движения от двига­ теля к шпинделю и цепи движения подачи от шпинделя к суппорту.

Рис. 182. Кинематическая схема токарно-винторезного станка модели 1К.62.

Ц е п ь г л а в н о г о д в и ж е н и я. От электродвигателя мощ­ ностью 10 кет вращательное движение через клнноременную пере­ дачу 0 1 4 2 —0 254 поступает на вал / коробки скоростей. Двусто­ ронняя муфта М 1 служит для включения прямого (правого) и об­ ратного (левого) вращения шпинделя.

При правом вращении вал II получает два числа оборотов че­ рез передачи 56—34 пли 51—39 переключением двойного подвиж­ ного блока Б\. При левом вращении на вал II передается одно число оборотов через сложную зубчатую передачу 50—24—36—38.

Наличие тройного зубчатого блока £ 2 позволяет получить на валу III шесть различных чисел оборотов. Последние могут быть либо непосредственно переданы шпинделю через передачу 65—43, когда двойной блок £5 включен влево (как показано на схеме), ли­ бо через перебор, когда блок £5 включен вправо. В последнем слу­ чае вращение от вала III на шпиндель передается двумя скользя­

щими

блоками

£ 3 и £ 4,

позволяющими получить три различных

передаточных

отношения:

1; 1/4; 1/16 (четвертое совпадает со вто­

рым),

и через

передачу

27—54, имеющую передаточное отноше­

ние 1/2. Следовательно, вращение шпинделя при включении пере­ бора можно замедлять в 2; 8 или 32 раза.

Через перебор шпиндель получает 18 различных чисел оборо­ тов. Всего шпиндель имеет 24 скорости с диапазоном регулирования

от 12,5 до 2000 об/мин.

Практически

станок 1К.62 имеет только 23 различных числа

оборотов шпинделя, так как одно число (630 об/мин) с перебором

и без перебора

совпадает. При левом вращении шпиндель может

иметь 12 скоростей в диапазоне от 19 до 2420 об/мин. Ускоренное левое вращение предусмотрено для быстрого отвода суппорта и свинчивания режущих инструментов при нарезании резьб.

Структурная формула привода главного движения для опреде­ ления чисел оборотов шпинделя при правом вращении будет иметь следующий вид:

 

 

 

 

 

 

38

 

 

 

142

*<:

56

>

/

38

\

\ -

7!шп = 1450

34

/

29

/

254

39

\ \

21

/

 

51

 

 

 

 

111

 

 

 

 

 

 

55

 

 

/

45

- IV

45

 

—III /

45

IV -

45

\

 

\

22

IV

88

 

 

45

45 \

22

88

22 /

88

/

>

\

27 VI об/мин.

54

65

43